Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1591   1592   1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599  1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609  » »»

Большинство пьес М. изображает швед.  крестьянство,  процесс  классового
расслоения, неравную борьбу батраков и арендаторов за лучшую долю:
   "Базарный день" (1930, "Т-р молодых", Стокгольм), "Жена"  (1933,  Т-р
И. Экмана, Стокгольм), "Вдовец Ярл" (1940,  Драматич.  т-р,  Стокгольм),
"Наш неродившийся сын" (1945, там же),  "Божья  жена"  (1946,  там  же).
Показывая тяж„лые условия жизни сельской бедноты, М. утверждает нравств.
благородство и  значительность  духовного  мира  простого  человека.  М.
инсценировал свой историч. роман  "Скачи  тотчас!"  (1941,  Г„теборгский
гор.  т-р)  о  восстании  крестьян  против  феодалов.  В  1957   написал
трагикомедию "Судья" (1957, "Камерный т-р", Стокгольм), в  к-рой  гневно
обличает правовые нормы бурж.  общества.  Сатирич.  отношением  к  швед.
бурж.   демократии   проникнута   комедия   "Сказочный   принц"   (1962,
Г„теборгский гор. т-р).
   С о ч. в рус. пер.: Судья, М., 1960.
   Лит.: Martensson S., Vilhelm Moberg:, Stockh., 1956. Вл. М.
   МУВЙНЕЕЛЬ  (Mowinckel).  Агнес  (1875-1962)  -  норвежская   актриса,
режисс„р. Дебютировала в 1899 в т-ре "Национальная  сцена"  (Берген).  С
1903 играла, а с 1922 одновременно ставила спектакли в Нац.,  Норвежском
и др. т-рах Осло.
   Роли: леди Макбет; фру Ингер из Эстрота, Эллида, фру Альвинг (о.  п.,
"Женщина  с  моря",  "Привидения"  Ибсена),   Алиса   ("Пляска   смерти"
Стриндберга), фру Бон ("Люди с Дангора" Некс„), Бернарда ("Дом  Бернарды
Альбы" Гарсиа Лорки) и др.
   Прогрессивные  взгляды  М.,  е„  ненависть  к  фашизму  и  социальной
несправедливости проявились в пост.  пьес  совр.  норвеж.  и  зарубежных
драматургов.
   Пост.: "Люди с Дангора" (1924),  "Эдмунд  Яр"  Кристиан-сена  (1926),
"Конторщик Ли" (1936), "Пока мы жд„м" (1938)  Боргена,  "Белая  болезнь"
Чапека (1937), "Поражение" Грига (1938), "Анна Софи Хедвиг" (1939), "Дни
на облаке" (1948) Абелля, "Диктатура" Мунка  (1940),  "Несправедливость"
Хавревольда (1954) и др.
   М. впервые в Норвегии  пост.  "Власть  тьмы"  Л.  Толстого  (1923)  и
обратилась к творчеству сов. драматургов: "Инга" Глебова  (1933),  "Егор
Булычев и другие" (1935); "Дни Турбиных" Булгакова  (1936),  "Нашествие"
(1946).
   Лит.: Elster К., Agnes Mowinckel, в его кн.: Teater. 1929-1939, Oslo,
1941; G j e s d a h l P., Agnes  Mowincke],  в  его  кн.:  Premierer  og
portretter, Oslo, 1957. Вл. M.
   МУДРА (на яз. хинди - поза, жест) - система положений пальцев  рук  в
индийских танцах. М. известна в Индии с древних врем„н; "Натьяшастра"  -
древний трактат по т-ру и драматургии - содержит детальное  описание  М.
Система эта была детально разработана и строго  канонизирована.  (Напр.,
соединяя средний, безымянный и большой пальцы и поднимая при этом  вверх
указательный и мизинец, танцовщик изображает голову  козленка,  прижимая
полусогнутые ладони друг к другу - бутон лотоса).
   М. подразделяется на определ„нное количество фиксированных позиции (в
кат-хакали - 24), каждая из к-рых имеет сво„ собственное  название.  При
сочетании  тех  или  иных  позиций  с  различными  позами  и  движениями
танцовщик может  выразить  свыше  500  символов-понятий  (с  помощью  М.
выражаются и сложные понятия). При помощи первой позиции-патака  (четыре
пальца вытянуты параллельно, большой - согнут) в катхакали  изображаются
слон, лев, бык, крокодил, Луна, Земля, раджа и др.- всего 43 предмета  и
явления; при помощи второй позиции (мудракхья) -движение, небо, океан  и
др.-21 понятие. В танце бхарат натьям рука танцовщика в позиции  патака,
поднес„нная ко лбу, может выражать удар, ранение, угнетение и др. То  же
самое положение руки, но с разъедин„нными  друг  от  друга  пальцами,  в
быстром движении может означать  проливной  дождь  и  падающие  лепестки
розы.
   Т. к. инд. драма с древних врем„н  неотделима  от  иск-ва  танца,  М.
является одним из основных выразительных средств акт„рского иск-ва  инд.
т-ра.
   Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; P r e m a k u m a r, The  language
of Kathakali. A guide to Mudras, Allahabad-Karachi, 1948; Ambrose Ka  у.
Classical dances and costumes of India, L., [1952J. Мел. В.
   МУЗАФАРОВ, Мансур  Ахметович  (р.6.III.1902)  -  татарский  советский
композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1950). В 1931 окончил
Моск. консерваторию  по  кл.  проф.  А.  П.  Александрова.  Автор  оперы
"Галиябану" по о. п. Файзи (1940, Тат. т-р оперы  и  балета,  Казань)  и
произв. в др. жанрах. Яркая мелодичность, проникновенный лиризм, связь с
нар.  творчеством  обусловили  популярность  музыки  М.  С  1932   вед„т
педагогич. работу (с 1945 - в Казанской консерватории).
   Лит.: Та у б e H., M. А. Музафаров,  в  сб.:  Композто-ры  Советского
Татарстана, Казань, 1957, с. 26-35. //n f.
   МУЗЕИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ - научные, культурно просветительные учреждения,  в
к-рых собираются, хранятся подлинные материалы и документы, отображающие
развитие театр. культуры (мировой, национальной)  или  историю  развития
отдельного театра.
   ВСоветском Союзе почти все М. т. созданы после Октябрьской революции.
Существуют М. т. тр„х видов: 1) М. т., собирающие подлинные материалы  и
документы по истории т-ра всех республик, входящих в  состав  СССР  (см.
Бахрушина ,музей), или отдельных  нац.  республик.  К  последним  М.  т.
относятся:
   Ленинградский М. т. (РСФСР), Музей театр. иск-ва Укр. ССР (Киев),  М.
т. Груз. ССР (Тбилиси), Арм. музей лит-ры и т-ра (Ереван), Азерб. М.  т.
им. Джабар-лы (Баку), Музей т-ра и  музыки  Эст.  ССР  (Таллин),  М.  т.
Литов. ССР (Вильнюс). 2) Музеи (и архивы) при отдельных т-рах. В 1963 во
вс„м мире существует ок. 200 М. т. и библиотек, в т. ч. в СССР  ок.  150
М. т. и театр. архивов. Крупнейшие М. т. созданы при МХАТе, Малом  т-ре,
Т-ре им. Вахтангова, Центр, т-ре кукол, Центр, детском  т-ре,  Т-ре  им.
Моссовета, Большом т-ре  Союза  ССР,  Муз.  т-ре  им.  Станиславского  и
Немировича-Дан-ченко - в Москве; при Т-ре оперы  и  балета  им.  Кирова,
Малом т-ре оперы  и  балета.  Большом  драм.  т-ре  им.  Горького,  Т-ре
Комедии-в Ленинграде; единственным музеем в мире,  собирающим  материалы
по истории и технике циркового иск-ва, является музей при Ленингр. цирке
(осн. 1928). Имеются также музеи (и архивы) при Т-ре им.  Ф.  Волкова  в
Ярославле, Свердловском т-ре оперы и балета, Смоленском, Томском  т-рах,
Иркутском т-ре музкомедии, Пермском т-ре оперы и балета,  Большом  драм.
т-ре им. В. И. Качалова в Казани, Т-ре оперы и  балета  им.  Шевченко  и
Укр. драм. т-ре им. Франко в Киеве, Тбилисском т-ре оперы и  балета  им.
Палиашвили, Т-ре им. Руставели в Тбилиси, Рус.  т-ре  им.  Грибоедова  в

Страницы: «« « 1591   1592   1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599  1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия