Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 » »» Королевской оперы в Берлине. М. был одним из выдающихся исполнителей Вагнера. В 1889, гастролируя в Петербурге и Москве, исполнял тетралогию "Кольцо Нибелунга", в 1889 М. дирижировал муз. драмами Вагнера в т-ре "Ковент-Гарден". В оперном репертуаре М. были также произв. Ф. Гуммеля, А.Лортцинга, К. Гольдмарка, Р. Штрауса, Э. д'Альбера, А. Г. Рубинштейна, Э. Мегюля, Р. Леонкавалло и др. Лит.: Herzfeld F., Magie des Taktstocks. Die Welt des gro?en Dirigenten..., B., 1953. Ал. М. МУКАНОВ, Ca6iiT[p.31.III(13.IV). 1900]-казахский сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Деп. Верх. Совета Казах. ССР. Академик АН Казах. ССР. Род. в семье бедного кочевника. В 1922-26 учился на рабфаке в Оренбурге. В 1935 окончил Ин-т красной профессуры в Москве. Как драматург выступил в 1939 с пьесой "В дни борьбы" (Казах, т-р драмы), о классовой борьбе в казах, ауле в первые годы Сов. власти. В 1942 написал пьесу "Песня победы"-о патриотизме сов. детей в дни Отечеств. войны. Создал либретто оперы "Гвардия, впер„д" (1942). Крупнейшее драматич. произведение М.- историч. драма "Чокан Валиханов" (1945, 1956, Казах. т-р драмы)-о замечательном казах, мыслителе и уч„ном. Пьесы М. способствовали развитию Казах, ака-демич. т-ра драмы, обл. т-ров Казахстана. Лит.: Казахстанские советские писатели, Алма-Ата, 1949; Нуртазин Т., Сабит Муканов, Алма-Ата, 1958. МУКИМЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени Мукими). Открылся в Ташкенте 30 ноября 1939 премьерой комедии Хамзы "Проделки Майсары" (реж. Миракилов; Маиса pa - Кузнецова, Якубова). В труппу вошли крупнейшие мастера узб. муз. и драм. т-ра: В. Азимов, М. Гафуров, Т. Джафарова, М. Миракилов, Ш. Рахимова, Л. Сарымсакова, М. Юну-сов, позднее - Э. Джалилова, Р. Хамраев, С. Ход-жаев; худ. рук.-Т. Джалилов. Была пост. муз. драма "Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова (1941). В годы Великой Отечеств, войны т-р одним из первых в Узбекистане создал спектакль о подвигах бойцов и командиров Сов. Армии "Курбан Ума ров" Абдуллы и Чусти, муз. Джалилова и Шперлинга (Курбан - Юнусов). Были пост. спектакли "Месть" Туйгуна и Умари, муз. Раджаби и Надеждина, "Оф-тобхон" Яшена, муз. Тохтасынова о трагич. судьбе актрисы, убитой религ. фанатиками. В дальнейшем в репертуар т-ра вошли пьесы на темы совр. жизни Узбекистана: "Алтын куль" Уйгуна, муз. Левиева (1949, 1952 и 1959; в последней редакции - реж. Хамраев; Джамал ana - Сарымсакова, Турсунали - Гафуров), "Влюбл„нный Ташболта" Гуляма, муз. Левиева (1961, реж. Хамраев; Ташболта - Ходжаев, Ка-ромат - Джафарова), "Дочь Зеравшана" Файзиева, муз. Сааткулова (1961). На сцене т-ра ставятся пьесы драматургов др. союзных республик: "Мухаббат гули" Мухтарова (1948), "Добро пожаловать" Рахманова (1952), "Стрекоза" Бараташвили (1954). Здесь шли: "Наталка-Полтавка" (1943, 1954); "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Хозяйка гостиницы" (1949); "Кето и Котэ" Долидзе (1950), "Соро-чинская ярмарка" Рябова (1952). Наибольших творческих успехов театр достиг в постановке музыкальных драм: "Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова (1946, 1953), "Алпамыш" тех же авторов (1949), "Мукими", муз. Джалилова, Мушеля (1954; Мукими - Хамраев), "Фархад и Ширин" Яшена, муз. Раджаби и Мушеля (1954, Фархад - Гафуров, Ширин - Рах-матова), "Азиз и Санам" Бабаджанова, муз. Ата-ниязова, Степанова (1955), "Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова и Мушеля (1957, Равшан - Гафуров, Зулхумор - Джалилова, Рахматова), "Ценою жизни" Фатхуллина, Сагдуллы, муз. Бабаева (1958) и др. Т-р им. Мукими является творч. лабораторией, в к-рой создаются нац. произв. муз.-драм. жанра. Акт„ры т-ра выступают в драматич. и комедийных ролях, создают спектакли героические и бытовые. В г-ре работали режисс„ры: А. М. Арбенин, Я. Бабаджа-нов, В. Я. Головчинер, И. А. Донатов, М. Мухамедов, И. В. Радун; дириж„ры: Н. М. Гинзбург, Г. А. Дониях, И. Шперлинг; худ. П. Коваль; балетмейстеры: Е. Н. Барановский, В. Н. Губская, Р. Каримова, Н. Турсунов. В труппе т-ра (1964): нар. артисты Узб. ССР - М. Гафуров, Т. Джафарова, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, С. Ходжаев; засл. артисты Узб. ССР - А. Абдурах-манов, Р. Болтаев, Э. Джалилова, Т. Назарова, Ф. Рахматова, С. Талипов, Р. Шакиров; артисты: М. Арифбаев, М. Исраилов, Б. Ихтияров, М. Каримова, Ш. Пулатов, Р. Тураева, X. Умаров, А. Фаязова, Г. Якубова и др.; гл. реж.-Р. Хамраев, гл. дириж„р-К. Ус-манов, дириж„р - Ю. Ташматов, гл. балетм. - А. Г. Назурлаев, гл. худ.- Г. Визель. МУЛАНДЕР (Molander), Улов (р. 18.X.1892) - шведский режисс„р. Окончив в 1914 школу при Драм. т-ре (Стокгольм), вступил в труппу этого т-ра (в 1934-38 - худ. рук.). В 1919 обратился к режисс„рской деятельности. Пост.: "Венецианский купец" (1917), "Буря" (1919),"Отел-ло" (1924), "Юлий Цезарь" (1938); "Федра" Расина (1927), "Заговор Фиеско" Шиллера (1934), "Антигона" (1936, 1948), "Медея" Еврипида (1934), "Эдип-царь" Софокла (1951) и др. В этих спектаклях раскрылись осн. черты режиссуры М.- совр. трактовка конфликтов и характеров, высокая гражданственность, суровая монументальность, обобщ„нный лаконизм, яркая эмоциональная выразительность. В пост. поздних драм Стриндберга: "Ад-вент" (1925), "Игра мечты" (1935, 1955 - Драматич. т-р, 1947 - Г„теборгскийт-р), "Путь в Дамаск" (ч. 1 - 1937, ч. 2 - 1944), "Народное предание" (1937), "Королевская невеста" (1938, 1944), "Соната призраков" (1942), "Проезжая дорога" (1950) и драмы Лагеркви-ста "Варавва" (1953) противоречиво сочетались анти-бурж. направленность и мистицизм, настроения одиночества, отчаяния. Лит.: Hillestrom G., Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953; Ollen G., Strindbergs dramatik, Stockh., 1948. Вл. М. МУЛЛЕР, Константин Александрович (р. 22. VI. 1905) - русский советский артист балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в БССР (1956). Учился в Ленинграде, сначала в "Школе русского балета" под худ. рук. А. Волынского, затем в 1923-26- на вечерних курсах при Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1926-31 работал в т-рах оперы и балета Харькова, Ташкента, Тбилиси, исполняя ведущие партии: Франц ("Коппе-лия"), Зигфрид ("Лебединое озеро") и др. В 1931-37- артист Большого т-ра, в эти же годы выступил как балетмейстер. В 1937-50 и 1953-60 работал в Белорус. т-ре оперы и балета. Партии: Базиль ("Дон Кихот"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Василь ("Князь-озеро" Золотар„ва) и др. М. первый осуществил пост. балета "Каменный цветок" Фридлендера (1944, Свердловск). Пост. также "Бахчисарайский фонтан" (1948); Страницы: «« « 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |