|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 » »» Королевской оперы в Берлине. М. был одним из выдающихся исполнителей
Вагнера. В 1889, гастролируя в Петербурге и Москве, исполнял тетралогию
"Кольцо Нибелунга", в 1889 М. дирижировал муз. драмами Вагнера в т-ре
"Ковент-Гарден". В оперном репертуаре М. были также произв. Ф. Гуммеля,
А.Лортцинга, К. Гольдмарка, Р. Штрауса, Э. д'Альбера, А. Г. Рубинштейна,
Э. Мегюля, Р. Леонкавалло и др.
Лит.: Herzfeld F., Magie des Taktstocks. Die Welt des gro?en
Dirigenten..., B., 1953. Ал. М.
МУКАНОВ, Ca6iiT[p.31.III(13.IV). 1900]-казахский сов. писатель,
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Деп. Верх. Совета Казах. ССР.
Академик АН Казах. ССР. Род. в семье бедного кочевника. В 1922-26 учился
на рабфаке в Оренбурге. В 1935 окончил Ин-т красной профессуры в Москве.
Как драматург выступил в 1939 с пьесой "В дни борьбы" (Казах, т-р
драмы), о классовой борьбе в казах, ауле в первые годы Сов. власти. В
1942 написал пьесу "Песня победы"-о патриотизме сов. детей в дни
Отечеств. войны. Создал либретто оперы "Гвардия, впер„д" (1942).
Крупнейшее драматич. произведение М.- историч. драма "Чокан Валиханов"
(1945, 1956, Казах. т-р драмы)-о замечательном казах, мыслителе и
уч„ном. Пьесы М. способствовали развитию Казах, ака-демич. т-ра драмы,
обл. т-ров Казахстана.
Лит.: Казахстанские советские писатели, Алма-Ата, 1949; Нуртазин Т.,
Сабит Муканов, Алма-Ата, 1958.
МУКИМЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени
Мукими). Открылся в Ташкенте 30 ноября 1939 премьерой комедии Хамзы
"Проделки Майсары" (реж. Миракилов; Маиса pa - Кузнецова, Якубова). В
труппу вошли крупнейшие мастера узб. муз. и драм. т-ра: В. Азимов, М.
Гафуров, Т. Джафарова, М. Миракилов, Ш. Рахимова, Л. Сарымсакова, М.
Юну-сов, позднее - Э. Джалилова, Р. Хамраев, С. Ход-жаев; худ. рук.-Т.
Джалилов. Была пост. муз. драма "Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова
(1941). В годы Великой Отечеств, войны т-р одним из первых в Узбекистане
создал спектакль о подвигах бойцов и командиров Сов. Армии "Курбан Ума
ров" Абдуллы и Чусти, муз. Джалилова и Шперлинга (Курбан - Юнусов). Были
пост. спектакли "Месть" Туйгуна и Умари, муз. Раджаби и Надеждина,
"Оф-тобхон" Яшена, муз. Тохтасынова о трагич. судьбе актрисы, убитой
религ. фанатиками. В дальнейшем в репертуар т-ра вошли пьесы на темы
совр. жизни Узбекистана: "Алтын куль" Уйгуна, муз. Левиева (1949, 1952 и
1959; в последней редакции - реж. Хамраев;
Джамал ana - Сарымсакова, Турсунали - Гафуров), "Влюбл„нный Ташболта"
Гуляма, муз. Левиева (1961, реж. Хамраев; Ташболта - Ходжаев, Ка-ромат -
Джафарова), "Дочь Зеравшана" Файзиева, муз. Сааткулова (1961). На сцене
т-ра ставятся пьесы драматургов др. союзных республик: "Мухаббат гули"
Мухтарова (1948), "Добро пожаловать" Рахманова (1952), "Стрекоза"
Бараташвили (1954). Здесь шли: "Наталка-Полтавка" (1943, 1954); "Свадьба
в Малиновке" Александрова (1948), "Хозяйка гостиницы" (1949); "Кето и
Котэ" Долидзе (1950), "Соро-чинская ярмарка" Рябова (1952). Наибольших
творческих успехов театр достиг в постановке музыкальных драм: "Тахир и
Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова (1946, 1953), "Алпамыш" тех же авторов
(1949), "Мукими", муз. Джалилова, Мушеля (1954; Мукими -
Хамраев), "Фархад и Ширин" Яшена, муз. Раджаби и Мушеля (1954, Фархад
- Гафуров, Ширин - Рах-матова), "Азиз и Санам" Бабаджанова, муз.
Ата-ниязова, Степанова (1955), "Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова
и Мушеля (1957, Равшан - Гафуров, Зулхумор - Джалилова, Рахматова),
"Ценою жизни" Фатхуллина, Сагдуллы, муз. Бабаева (1958) и др. Т-р им.
Мукими является творч. лабораторией, в к-рой создаются нац. произв.
муз.-драм. жанра. Акт„ры т-ра выступают в драматич. и комедийных ролях,
создают спектакли героические и бытовые. В г-ре работали режисс„ры: А.
М. Арбенин, Я. Бабаджа-нов, В. Я. Головчинер, И. А. Донатов, М.
Мухамедов, И. В. Радун; дириж„ры: Н. М. Гинзбург, Г. А. Дониях, И.
Шперлинг; худ. П. Коваль; балетмейстеры: Е. Н. Барановский, В. Н.
Губская, Р. Каримова, Н. Турсунов.
В труппе т-ра (1964): нар. артисты Узб. ССР - М. Гафуров, Т.
Джафарова, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, С. Ходжаев; засл. артисты Узб.
ССР - А. Абдурах-манов, Р. Болтаев, Э. Джалилова, Т. Назарова, Ф.
Рахматова, С. Талипов, Р. Шакиров; артисты:
М. Арифбаев, М. Исраилов, Б. Ихтияров, М. Каримова, Ш. Пулатов, Р.
Тураева, X. Умаров, А. Фаязова, Г. Якубова и др.; гл. реж.-Р. Хамраев,
гл. дириж„р-К. Ус-манов, дириж„р - Ю. Ташматов, гл. балетм. - А. Г.
Назурлаев, гл. худ.- Г. Визель.
МУЛАНДЕР (Molander), Улов (р. 18.X.1892) - шведский режисс„р. Окончив
в 1914 школу при Драм. т-ре (Стокгольм), вступил в труппу этого т-ра (в
1934-38 - худ. рук.). В 1919 обратился к режисс„рской деятельности.
Пост.: "Венецианский купец" (1917), "Буря" (1919),"Отел-ло" (1924),
"Юлий Цезарь" (1938); "Федра" Расина (1927), "Заговор Фиеско" Шиллера
(1934), "Антигона" (1936, 1948), "Медея" Еврипида (1934), "Эдип-царь"
Софокла (1951) и др.
В этих спектаклях раскрылись осн. черты режиссуры М.- совр. трактовка
конфликтов и характеров, высокая гражданственность, суровая
монументальность, обобщ„нный лаконизм, яркая эмоциональная
выразительность. В пост. поздних драм Стриндберга: "Ад-вент" (1925),
"Игра мечты" (1935, 1955 - Драматич. т-р, 1947 - Г„теборгскийт-р), "Путь
в Дамаск" (ч. 1 - 1937, ч. 2 - 1944), "Народное предание" (1937),
"Королевская невеста" (1938, 1944), "Соната призраков" (1942), "Проезжая
дорога" (1950) и драмы Лагеркви-ста "Варавва" (1953) противоречиво
сочетались анти-бурж. направленность и мистицизм, настроения
одиночества, отчаяния.
Лит.: Hillestrom G., Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953;
Ollen G., Strindbergs dramatik, Stockh., 1948. Вл. М.
МУЛЛЕР, Константин Александрович (р. 22. VI. 1905) - русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в БССР (1956).
Учился в Ленинграде, сначала в "Школе русского балета" под худ. рук. А.
Волынского, затем в 1923-26- на вечерних курсах при Ленингр.
хореографич. уч-ще. В 1926-31 работал в т-рах оперы и балета Харькова,
Ташкента, Тбилиси, исполняя ведущие партии: Франц ("Коппе-лия"), Зигфрид
("Лебединое озеро") и др. В 1931-37- артист Большого т-ра, в эти же годы
выступил как балетмейстер. В 1937-50 и 1953-60 работал в Белорус. т-ре
оперы и балета.
Партии: Базиль ("Дон Кихот"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"),
Василь ("Князь-озеро" Золотар„ва) и др.
М. первый осуществил пост. балета "Каменный цветок" Фридлендера
(1944, Свердловск). Пост. также "Бахчисарайский фонтан" (1948);
Страницы: «« « 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |