Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604  1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614  » »»

Королевской оперы в Берлине. М. был  одним  из  выдающихся  исполнителей
Вагнера. В 1889, гастролируя в Петербурге и Москве, исполнял  тетралогию
"Кольцо Нибелунга", в 1889 М. дирижировал муз. драмами  Вагнера  в  т-ре
"Ковент-Гарден". В оперном репертуаре М. были также произв. Ф.  Гуммеля,
А.Лортцинга, К. Гольдмарка, Р. Штрауса, Э. д'Альбера, А. Г. Рубинштейна,
Э. Мегюля, Р. Леонкавалло и др.
   Лит.:  Herzfeld  F.,  Magie  des  Taktstocks.  Die  Welt  des  gro?en
Dirigenten..., B., 1953. Ал. М.
   МУКАНОВ,  Ca6iiT[p.31.III(13.IV).  1900]-казахский   сов.   писатель,
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Деп. Верх. Совета Казах. ССР.
Академик АН Казах. ССР. Род. в семье бедного кочевника. В 1922-26 учился
на рабфаке в Оренбурге. В 1935 окончил Ин-т красной профессуры в Москве.
Как драматург выступил в 1939  с  пьесой  "В  дни  борьбы"  (Казах,  т-р
драмы), о классовой борьбе в казах, ауле в первые годы  Сов.  власти.  В
1942 написал  пьесу  "Песня  победы"-о  патриотизме  сов.  детей  в  дни
Отечеств.  войны.  Создал  либретто  оперы  "Гвардия,  впер„д"   (1942).
Крупнейшее драматич. произведение М.- историч. драма  "Чокан  Валиханов"
(1945, 1956,  Казах.  т-р  драмы)-о  замечательном  казах,  мыслителе  и
уч„ном. Пьесы М. способствовали развитию Казах, ака-демич.  т-ра  драмы,
обл. т-ров Казахстана.
   Лит.: Казахстанские советские писатели, Алма-Ата, 1949; Нуртазин  Т.,
Сабит Муканов, Алма-Ата, 1958.
   МУКИМЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени
Мукими). Открылся в Ташкенте 30  ноября  1939  премьерой  комедии  Хамзы
"Проделки Майсары" (реж. Миракилов; Маиса pa -  Кузнецова,  Якубова).  В
труппу вошли крупнейшие мастера узб. муз. и драм. т-ра:  В.  Азимов,  М.
Гафуров, Т. Джафарова, М. Миракилов, Ш.  Рахимова,  Л.  Сарымсакова,  М.
Юну-сов, позднее - Э. Джалилова, Р. Хамраев, С. Ход-жаев;  худ.  рук.-Т.
Джалилов. Была пост. муз. драма "Тахир и Зухра" Абдуллы, муз.  Джалилова
(1941). В годы Великой Отечеств, войны т-р одним из первых в Узбекистане
создал спектакль о подвигах бойцов и командиров Сов. Армии  "Курбан  Ума
ров" Абдуллы и Чусти, муз. Джалилова и Шперлинга (Курбан - Юнусов). Были
пост. спектакли "Месть" Туйгуна  и  Умари,  муз.  Раджаби  и  Надеждина,
"Оф-тобхон" Яшена, муз. Тохтасынова о  трагич.  судьбе  актрисы,  убитой
религ. фанатиками. В дальнейшем в репертуар т-ра  вошли  пьесы  на  темы
совр. жизни Узбекистана: "Алтын куль" Уйгуна, муз. Левиева (1949, 1952 и
1959; в последней редакции - реж. Хамраев;
   Джамал ana - Сарымсакова, Турсунали - Гафуров), "Влюбл„нный Ташболта"
Гуляма, муз. Левиева (1961, реж. Хамраев; Ташболта - Ходжаев, Ка-ромат -
Джафарова), "Дочь Зеравшана" Файзиева, муз. Сааткулова (1961). На  сцене
т-ра ставятся пьесы драматургов др. союзных республик:  "Мухаббат  гули"
Мухтарова  (1948),  "Добро  пожаловать"  Рахманова  (1952),   "Стрекоза"
Бараташвили (1954). Здесь шли: "Наталка-Полтавка" (1943, 1954); "Свадьба
в Малиновке" Александрова (1948), "Хозяйка гостиницы"  (1949);  "Кето  и
Котэ" Долидзе (1950), "Соро-чинская ярмарка" Рябова  (1952).  Наибольших
творческих успехов театр достиг в постановке музыкальных драм: "Тахир  и
Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова (1946, 1953), "Алпамыш"  тех  же  авторов
(1949), "Мукими", муз. Джалилова, Мушеля (1954; Мукими -
   Хамраев), "Фархад и Ширин" Яшена, муз. Раджаби и Мушеля (1954, Фархад
- Гафуров,  Ширин  -  Рах-матова),  "Азиз  и  Санам"  Бабаджанова,  муз.
Ата-ниязова, Степанова (1955), "Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова
и Мушеля (1957, Равшан -  Гафуров,  Зулхумор  -  Джалилова,  Рахматова),
"Ценою жизни" Фатхуллина, Сагдуллы, муз. Бабаева (1958) и  др.  Т-р  им.
Мукими является творч. лабораторией,  в  к-рой  создаются  нац.  произв.
муз.-драм. жанра. Акт„ры т-ра выступают в драматич. и комедийных  ролях,
создают спектакли героические и бытовые. В г-ре работали  режисс„ры:  А.
М. Арбенин,  Я.  Бабаджа-нов,  В.  Я.  Головчинер,  И.  А.  Донатов,  М.
Мухамедов, И. В. Радун; дириж„ры: Н.  М.  Гинзбург,  Г.  А.  Дониях,  И.
Шперлинг; худ. П.  Коваль;  балетмейстеры:  Е.  Н.  Барановский,  В.  Н.
Губская, Р. Каримова, Н. Турсунов.
   В труппе т-ра  (1964):  нар.  артисты  Узб.  ССР  -  М.  Гафуров,  Т.
Джафарова, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, С. Ходжаев;  засл.  артисты  Узб.
ССР - А. Абдурах-манов,  Р.  Болтаев,  Э.  Джалилова,  Т.  Назарова,  Ф.
Рахматова, С. Талипов, Р. Шакиров; артисты:
   М. Арифбаев, М. Исраилов, Б. Ихтияров, М. Каримова,  Ш.  Пулатов,  Р.
Тураева, X. Умаров, А. Фаязова, Г. Якубова и др.; гл.  реж.-Р.  Хамраев,
гл. дириж„р-К. Ус-манов, дириж„р - Ю. Ташматов,  гл.  балетм.  -  А.  Г.
Назурлаев, гл. худ.- Г. Визель.
   МУЛАНДЕР (Molander), Улов (р. 18.X.1892) - шведский режисс„р. Окончив
в 1914 школу при Драм. т-ре (Стокгольм), вступил в труппу этого т-ра  (в
1934-38 - худ. рук.). В 1919 обратился к режисс„рской деятельности.
   Пост.: "Венецианский купец" (1917), "Буря"  (1919),"Отел-ло"  (1924),
"Юлий Цезарь" (1938); "Федра" Расина (1927),  "Заговор  Фиеско"  Шиллера
(1934), "Антигона" (1936, 1948), "Медея"  Еврипида  (1934),  "Эдип-царь"
Софокла (1951) и др.
   В этих спектаклях раскрылись осн. черты режиссуры М.- совр. трактовка
конфликтов   и   характеров,    высокая    гражданственность,    суровая
монументальность,    обобщ„нный    лаконизм,     яркая     эмоциональная
выразительность. В пост. поздних  драм  Стриндберга:  "Ад-вент"  (1925),
"Игра мечты" (1935, 1955 - Драматич. т-р, 1947 - Г„теборгскийт-р), "Путь
в Дамаск" (ч. 1 - 1937,  ч.  2  -  1944),  "Народное  предание"  (1937),
"Королевская невеста" (1938, 1944), "Соната призраков" (1942), "Проезжая
дорога" (1950)  и  драмы  Лагеркви-ста  "Варавва"  (1953)  противоречиво
сочетались   анти-бурж.   направленность   и    мистицизм,    настроения
одиночества, отчаяния.
   Лит.: Hillestrom G., Theatre and ballet  in  Sweden,  Stockh.,  1953;
Ollen G., Strindbergs dramatik, Stockh., 1948. Вл. М.
   МУЛЛЕР,  Константин  Александрович  (р.  22.  VI.  1905)  -   русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в  БССР  (1956).
Учился в Ленинграде, сначала в "Школе русского балета" под худ. рук.  А.
Волынского,  затем  в  1923-26-  на   вечерних   курсах   при   Ленингр.
хореографич. уч-ще. В 1926-31 работал в т-рах оперы и  балета  Харькова,
Ташкента, Тбилиси, исполняя ведущие партии: Франц ("Коппе-лия"), Зигфрид
("Лебединое озеро") и др. В 1931-37- артист Большого т-ра, в эти же годы
выступил как балетмейстер. В 1937-50 и 1953-60 работал в  Белорус.  т-ре
оперы и балета.
   Партии:  Базиль  ("Дон  Кихот"),  Вацлав  ("Бахчисарайский  фонтан"),
Василь ("Князь-озеро" Золотар„ва) и др.
   М. первый  осуществил  пост.  балета  "Каменный  цветок"  Фридлендера
(1944,  Свердловск).  Пост.  также   "Бахчисарайский   фонтан"   (1948);

Страницы: «« « 1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604  1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия