|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 » »» (нерегулярно). На страницах этого журнала печатались пьесы Айкуни
("Ернджак", "Олимпия"), его статьи, посв. т-ру, переводы пьес с франц.
яз. Г.Т.-С.
МУСАЛАЕВ, Магомед Шапиевич (р.7.У.1913)-лак-ский советский акт„р.
Нар. арт. Даг. АССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1960). С 1937 - артист
Лакско-го драм. т-ра им. Капиева (г. Кумух).
Роли: Аглархан ("Аздар" Алиева), Мтыл ("Женихи" Токаева), Мешеди Ибад
(о. п. Гаджибекова), Хас ("В родном ауле" Алиева), Годун ("Разлом"),
Рустам ("Намус" Ширванзаде), Яровой; Сардион ("Честь" Мдивани), Раесмик
("Блудный сын" Раннета). В классич. репертуаре - Ахов ("Не вс„ коту
масленица"), Болыпов ("Свои люди-сочт„мся"), Сганарель ("Лекарь
поневоле" Мольера) и др. Е. Ж.
МУСИНА-ПУШКИНА, Аграфена Михайловна [по мужу- Дмитровская;
16(27).VI.1740-20.VII (1.VIII).1782] - русская актриса. Жена И. А.
Дмитревского. Выступала на петерб. сцене. Одна из первых рус. актрис,
М.-П. играла разнообразные роли: Вдова ("Мот, любовью исправленный"
Лукина, 1765), горничная Лукерья ("Наказанная вертопрашка" Ель-чанинова,
1767), Азиатка (драматизированный балет "Прибежище добродетели", 1759).
Особенно ей удавались роли в комедиях Мольера: Арсиноя ("Мизантроп"),
Клодина ("Жорж Данден"), Жаклина ("Лекарь поневоле"), Дорина ("Тартюф"),
Лизетта ("Школа мужей"). Ок. 1769 М.-П. оставила сцену.
Лит.: Варнеке Б. В., История русского театра 2 изд., СПБ, [1914], с.
88, 98-99. В. Вир.
МУСЛЙМОВА, Кифаят (р. 1916) - узбекская советская актриса. Нар. арт.
Узб. ССР (1955). Участвовала в кружках художеств. самодеятельности. В
1933- актриса Ошского узб. т-ра. С 1937 - Самаркандского узб. т-ра.
Остро характерная актриса, М. создала ряд сатирич. образов. Играла также
роли героинь.
Роли: Дильбар ("Разгром" Яшена), леди Мильфорд ("Коварство и
любовь"), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Кабаниха; Меланья ("Егор Булычев и другие"), Холнисо ("Ш„лковое сюзанэ"
Каххара), Сурмахон ("Сердечные тайны" Рахманова), Мастура ("Холис-хон"
Хамзы), Эмилия ("Отелло"). В. Д.
МУСОРГСКИЙ, Модест Петрович [9(21).III.1839, с. Карево Торопецкого
уезда Псковской губ.,-16(28). II 1.1881, Петербург] - русский
композитор. Участник творч. содружества "Могучая кучка", наиболее ярко
отразивший в музыке революц.-демократич. идеи 60-х гг. 19 в. Муз.
одар„нность М. проявилась в раннем возрасте. В 1856 М. окончил школу
гвардейских прапорщиков в Петербурге. Занимался музыкой под рук. А. А.
Герке. В 1852 было издано первое соч. М.- полька "Подпрапорщик" для фп.
В 1856-57 М. познакомился с А. С. Даргомыжским и группой молодых муз.
деятелей, составивших впоследствии творч. объединение, известное под
названием "Новая русская музыкальная школа", или "Могучая кучка". Под
рук. М. А. Балакирева М. изучал муз. литературу и технику композиции. В
1858 он уш„л с военной службы, решив посвятить себя музыке. В конце 50 -
нач. 60-х гг. написал ряд романсов.
Под влиянием революц.-демократич. лит-ры и журналистики 60-х гг.
формируются материалистич. и антикрепостнич. воззрения М., определившие
эсте-тич. принципы и основное содержание его творчества в зрелый период.
Народность и реализм творчества
М. ярко проявились в его вок. соч. из крестьянской игизни, созданных
в сер. и во 2-й пол. 60-х гг.
Гл. целью творч. исканий М. было создание оперы. В 1863-66 он работал
над оперой "Саламбо" ("Ливиец") по о. п. Флобера. М. переосмыслил
романтич. сюжет Флобера, выдвинул на первый план гражданские и
народно-освободительные мотивы. Эта работа не была закончена
композитором. Музыка "Саламбо" частично использована М. в последующих
его соч. тонера "Борис Годунов", хор с оркестром "Иисус На-вин").
Незаверш„нной осталась также речитативная опера "Женитьба" по о. п.
Гоголя (1-е действие для голосов с фп., 1868; 2 - 4-е действия дописаны
в 1931 М. М. Ипполитовым-Ивано-вым, к-рый оркестровал всю оперу). В
1868-69 М. написал оперу "Борис Годунов" (2-я ред. 1871-72) по о. п.
Пушкина, явившуюся одной из вершин творчества композитора. Либретто
оперы М. составил сам, сохранив большинство стихов Пушкина. Глубоко нар.
характер и острая антимонархич. направленность оперы явились причиной
враждебного отношения к ней правящих кругов царской России. "Борис
Годунов" был отклон„н дирекцией императорских т-ров, м пост. оперы на
сцене Мари-инского т-ра в Петербурге состоялась только благодаря
энергичным требованиям передовой артистич. общественности [27 янв. (8
февр.) 1874; годом раньше на той же сцене оыли исполнены три картины из
"Бориса Годунова"]. Вопреки травле, к-рая была организована реакц.
печатью, спектакль (с участием крупнейших оперных артистов: И. А.
Мельникова, О. А. Петрова, Ю. ф. Платоновой, Ф. П. К омисса ржевского и
др., дириж„ра Э. Ф. Направника) имел огромный успех у демократич.
публики.
В 70-х гг. ч„тко определяются эстетич. воззрения М. (письма к В. В.
Стасову, А. А. Голенищеву-Кутузову и др.). Он напряж„нно искал решения
коренных идейных проблем, выдвинутых ходом общественного развития
России, стремился показать решающую роль нар. масс в истории,
противопоставить высокую моральную чистоту и благородство духовного
облика людей из народа нравственному разложению и упадку совр. ему
бурж.-дворянского общества. Крупнейшей работой М. в 70-х гг. была опера
"Хованщина" (начата в 1872), написанная на сюжет (подсказанный Стасовым)
из врем„н стрелецких восстаний (конец 17 в.). Композитор сам писал
либретто этой оперы, опираясь на широкий круг историч. и лит.
источников. Определив "Хованщину" как "народную музыкальную драму", он
тем самым подчеркнул главенствующую роль народа в е„ действии.
Одновременно с "Хованщиной" создавалась опера "Сорочинская ярмарка"
на собств. либретто М. по о. п. Гоголя (начата в 1874). Стремясь к
правдивой обрисовке нац. характера, М. внимательно изучал укр. нар.
песни, использовав многие из них в музыке оперы.
Если в творч. отношении 70-е гг. представляли для М. пору наивысшего
расцвета, то личная судьба его складывается в этот период глубоко
трагично. Чрезвычайно болезненно воспринял композитор травлю "Бориса
Годунова" господствующими общественными кругами и большей частью
критики. Кроме того, он испытывал материальные трудности. В 1881 М.
тяжело заболел и умер (в Николаевском солдатском госпитале).
Неоконченную оперу М. "Хованщина" после смерти композитора дописал и
оркестровал Римский-Корса-ков (1883). Впервые опера была исполнена
силами муз.-драм. кружка в Петербурге под упр. Э. Ю. Гольд штейна в
Страницы: «« « 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |