Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 » »» (нерегулярно). На страницах этого журнала печатались пьесы Айкуни ("Ернджак", "Олимпия"), его статьи, посв. т-ру, переводы пьес с франц. яз. Г.Т.-С. МУСАЛАЕВ, Магомед Шапиевич (р.7.У.1913)-лак-ский советский акт„р. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1960). С 1937 - артист Лакско-го драм. т-ра им. Капиева (г. Кумух). Роли: Аглархан ("Аздар" Алиева), Мтыл ("Женихи" Токаева), Мешеди Ибад (о. п. Гаджибекова), Хас ("В родном ауле" Алиева), Годун ("Разлом"), Рустам ("Намус" Ширванзаде), Яровой; Сардион ("Честь" Мдивани), Раесмик ("Блудный сын" Раннета). В классич. репертуаре - Ахов ("Не вс„ коту масленица"), Болыпов ("Свои люди-сочт„мся"), Сганарель ("Лекарь поневоле" Мольера) и др. Е. Ж. МУСИНА-ПУШКИНА, Аграфена Михайловна [по мужу- Дмитровская; 16(27).VI.1740-20.VII (1.VIII).1782] - русская актриса. Жена И. А. Дмитревского. Выступала на петерб. сцене. Одна из первых рус. актрис, М.-П. играла разнообразные роли: Вдова ("Мот, любовью исправленный" Лукина, 1765), горничная Лукерья ("Наказанная вертопрашка" Ель-чанинова, 1767), Азиатка (драматизированный балет "Прибежище добродетели", 1759). Особенно ей удавались роли в комедиях Мольера: Арсиноя ("Мизантроп"), Клодина ("Жорж Данден"), Жаклина ("Лекарь поневоле"), Дорина ("Тартюф"), Лизетта ("Школа мужей"). Ок. 1769 М.-П. оставила сцену. Лит.: Варнеке Б. В., История русского театра 2 изд., СПБ, [1914], с. 88, 98-99. В. Вир. МУСЛЙМОВА, Кифаят (р. 1916) - узбекская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1955). Участвовала в кружках художеств. самодеятельности. В 1933- актриса Ошского узб. т-ра. С 1937 - Самаркандского узб. т-ра. Остро характерная актриса, М. создала ряд сатирич. образов. Играла также роли героинь. Роли: Дильбар ("Разгром" Яшена), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Анна Андреевна ("Ревизор"), Кабаниха; Меланья ("Егор Булычев и другие"), Холнисо ("Ш„лковое сюзанэ" Каххара), Сурмахон ("Сердечные тайны" Рахманова), Мастура ("Холис-хон" Хамзы), Эмилия ("Отелло"). В. Д. МУСОРГСКИЙ, Модест Петрович [9(21).III.1839, с. Карево Торопецкого уезда Псковской губ.,-16(28). II 1.1881, Петербург] - русский композитор. Участник творч. содружества "Могучая кучка", наиболее ярко отразивший в музыке революц.-демократич. идеи 60-х гг. 19 в. Муз. одар„нность М. проявилась в раннем возрасте. В 1856 М. окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге. Занимался музыкой под рук. А. А. Герке. В 1852 было издано первое соч. М.- полька "Подпрапорщик" для фп. В 1856-57 М. познакомился с А. С. Даргомыжским и группой молодых муз. деятелей, составивших впоследствии творч. объединение, известное под названием "Новая русская музыкальная школа", или "Могучая кучка". Под рук. М. А. Балакирева М. изучал муз. литературу и технику композиции. В 1858 он уш„л с военной службы, решив посвятить себя музыке. В конце 50 - нач. 60-х гг. написал ряд романсов. Под влиянием революц.-демократич. лит-ры и журналистики 60-х гг. формируются материалистич. и антикрепостнич. воззрения М., определившие эсте-тич. принципы и основное содержание его творчества в зрелый период. Народность и реализм творчества М. ярко проявились в его вок. соч. из крестьянской игизни, созданных в сер. и во 2-й пол. 60-х гг. Гл. целью творч. исканий М. было создание оперы. В 1863-66 он работал над оперой "Саламбо" ("Ливиец") по о. п. Флобера. М. переосмыслил романтич. сюжет Флобера, выдвинул на первый план гражданские и народно-освободительные мотивы. Эта работа не была закончена композитором. Музыка "Саламбо" частично использована М. в последующих его соч. тонера "Борис Годунов", хор с оркестром "Иисус На-вин"). Незаверш„нной осталась также речитативная опера "Женитьба" по о. п. Гоголя (1-е действие для голосов с фп., 1868; 2 - 4-е действия дописаны в 1931 М. М. Ипполитовым-Ивано-вым, к-рый оркестровал всю оперу). В 1868-69 М. написал оперу "Борис Годунов" (2-я ред. 1871-72) по о. п. Пушкина, явившуюся одной из вершин творчества композитора. Либретто оперы М. составил сам, сохранив большинство стихов Пушкина. Глубоко нар. характер и острая антимонархич. направленность оперы явились причиной враждебного отношения к ней правящих кругов царской России. "Борис Годунов" был отклон„н дирекцией императорских т-ров, м пост. оперы на сцене Мари-инского т-ра в Петербурге состоялась только благодаря энергичным требованиям передовой артистич. общественности [27 янв. (8 февр.) 1874; годом раньше на той же сцене оыли исполнены три картины из "Бориса Годунова"]. Вопреки травле, к-рая была организована реакц. печатью, спектакль (с участием крупнейших оперных артистов: И. А. Мельникова, О. А. Петрова, Ю. ф. Платоновой, Ф. П. К омисса ржевского и др., дириж„ра Э. Ф. Направника) имел огромный успех у демократич. публики. В 70-х гг. ч„тко определяются эстетич. воззрения М. (письма к В. В. Стасову, А. А. Голенищеву-Кутузову и др.). Он напряж„нно искал решения коренных идейных проблем, выдвинутых ходом общественного развития России, стремился показать решающую роль нар. масс в истории, противопоставить высокую моральную чистоту и благородство духовного облика людей из народа нравственному разложению и упадку совр. ему бурж.-дворянского общества. Крупнейшей работой М. в 70-х гг. была опера "Хованщина" (начата в 1872), написанная на сюжет (подсказанный Стасовым) из врем„н стрелецких восстаний (конец 17 в.). Композитор сам писал либретто этой оперы, опираясь на широкий круг историч. и лит. источников. Определив "Хованщину" как "народную музыкальную драму", он тем самым подчеркнул главенствующую роль народа в е„ действии. Одновременно с "Хованщиной" создавалась опера "Сорочинская ярмарка" на собств. либретто М. по о. п. Гоголя (начата в 1874). Стремясь к правдивой обрисовке нац. характера, М. внимательно изучал укр. нар. песни, использовав многие из них в музыке оперы. Если в творч. отношении 70-е гг. представляли для М. пору наивысшего расцвета, то личная судьба его складывается в этот период глубоко трагично. Чрезвычайно болезненно воспринял композитор травлю "Бориса Годунова" господствующими общественными кругами и большей частью критики. Кроме того, он испытывал материальные трудности. В 1881 М. тяжело заболел и умер (в Николаевском солдатском госпитале). Неоконченную оперу М. "Хованщина" после смерти композитора дописал и оркестровал Римский-Корса-ков (1883). Впервые опера была исполнена силами муз.-драм. кружка в Петербурге под упр. Э. Ю. Гольд штейна в Страницы: «« « 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |