Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610  1611   1612   1613   1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620  » »»

(нерегулярно).  На  страницах  этого  журнала  печатались  пьесы  Айкуни
("Ернджак", "Олимпия"), его статьи, посв. т-ру, переводы пьес  с  франц.
яз. Г.Т.-С.
   МУСАЛАЕВ, Магомед  Шапиевич  (р.7.У.1913)-лак-ский  советский  акт„р.
Нар. арт. Даг. АССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1960).  С  1937  -  артист
Лакско-го драм. т-ра им. Капиева (г. Кумух).
   Роли: Аглархан ("Аздар" Алиева), Мтыл ("Женихи" Токаева), Мешеди Ибад
(о. п. Гаджибекова), Хас ("В родном  ауле"  Алиева),  Годун  ("Разлом"),
Рустам ("Намус" Ширванзаде), Яровой; Сардион ("Честь" Мдивани),  Раесмик
("Блудный сын" Раннета). В классич. репертуаре  -  Ахов  ("Не  вс„  коту
масленица"),  Болыпов   ("Свои   люди-сочт„мся"),   Сганарель   ("Лекарь
поневоле" Мольера) и др. Е. Ж.
   МУСИНА-ПУШКИНА,   Аграфена   Михайловна   [по   мужу-    Дмитровская;
16(27).VI.1740-20.VII (1.VIII).1782]  -  русская  актриса.  Жена  И.  А.
Дмитревского. Выступала на петерб. сцене. Одна из  первых  рус.  актрис,
М.-П. играла разнообразные  роли:  Вдова  ("Мот,  любовью  исправленный"
Лукина, 1765), горничная Лукерья ("Наказанная вертопрашка" Ель-чанинова,
1767), Азиатка (драматизированный балет "Прибежище добродетели",  1759).
Особенно ей удавались роли в комедиях  Мольера:  Арсиноя  ("Мизантроп"),
Клодина ("Жорж Данден"), Жаклина ("Лекарь поневоле"), Дорина ("Тартюф"),
Лизетта ("Школа мужей"). Ок. 1769 М.-П. оставила сцену.
   Лит.: Варнеке Б. В., История русского театра 2 изд., СПБ, [1914],  с.
88, 98-99. В. Вир.
   МУСЛЙМОВА, Кифаят (р. 1916) - узбекская советская актриса. Нар.  арт.
Узб. ССР (1955). Участвовала в кружках  художеств.  самодеятельности.  В
1933- актриса Ошского узб. т-ра. С  1937  -  Самаркандского  узб.  т-ра.
Остро характерная актриса, М. создала ряд сатирич. образов. Играла также
роли героинь.
   Роли:  Дильбар  ("Разгром"  Яшена),  леди  Мильфорд   ("Коварство   и
любовь"), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы),  Анна  Андреевна  ("Ревизор"),
Кабаниха; Меланья ("Егор Булычев и другие"), Холнисо ("Ш„лковое  сюзанэ"
Каххара), Сурмахон ("Сердечные тайны" Рахманова),  Мастура  ("Холис-хон"
Хамзы), Эмилия ("Отелло"). В. Д.
   МУСОРГСКИЙ, Модест Петрович [9(21).III.1839,  с.  Карево  Торопецкого
уезда  Псковской  губ.,-16(28).  II   1.1881,   Петербург]   -   русский
композитор. Участник творч. содружества "Могучая кучка",  наиболее  ярко
отразивший в музыке  революц.-демократич.  идеи  60-х  гг.  19  в.  Муз.
одар„нность М. проявилась в раннем возрасте. В  1856  М.  окончил  школу
гвардейских прапорщиков в Петербурге. Занимался музыкой под рук.  А.  А.
Герке. В 1852 было издано первое соч. М.- полька "Подпрапорщик" для  фп.
В 1856-57 М. познакомился с А. С. Даргомыжским и  группой  молодых  муз.
деятелей, составивших впоследствии  творч.  объединение,  известное  под
названием "Новая русская музыкальная школа", или  "Могучая  кучка".  Под
рук. М. А. Балакирева М. изучал муз. литературу и технику композиции.  В
1858 он уш„л с военной службы, решив посвятить себя музыке. В конце 50 -
нач. 60-х гг. написал ряд романсов.
   Под влиянием революц.-демократич.  лит-ры  и  журналистики  60-х  гг.
формируются материалистич. и антикрепостнич. воззрения М.,  определившие
эсте-тич. принципы и основное содержание его творчества в зрелый период.
Народность и реализм творчества
   М. ярко проявились в его вок. соч. из крестьянской игизни,  созданных
в сер. и во 2-й пол. 60-х гг.
   Гл. целью творч. исканий М. было создание оперы. В 1863-66 он работал
над оперой "Саламбо"  ("Ливиец")  по  о.  п.  Флобера.  М.  переосмыслил
романтич.  сюжет  Флобера,  выдвинул  на  первый  план   гражданские   и
народно-освободительные   мотивы.   Эта   работа   не   была   закончена
композитором. Музыка "Саламбо" частично использована  М.  в  последующих
его соч. тонера  "Борис  Годунов",  хор  с  оркестром  "Иисус  На-вин").
Незаверш„нной осталась также речитативная  опера  "Женитьба"  по  о.  п.
Гоголя (1-е действие для голосов с фп., 1868; 2 - 4-е действия  дописаны
в 1931 М. М. Ипполитовым-Ивано-вым,  к-рый  оркестровал  всю  оперу).  В
1868-69 М. написал оперу "Борис Годунов" (2-я ред.  1871-72)  по  о.  п.
Пушкина, явившуюся одной  из  вершин  творчества  композитора.  Либретто
оперы М. составил сам, сохранив большинство стихов Пушкина. Глубоко нар.
характер и острая антимонархич. направленность  оперы  явились  причиной
враждебного отношения к  ней  правящих  кругов  царской  России.  "Борис
Годунов" был отклон„н дирекцией императорских т-ров, м  пост.  оперы  на
сцене  Мари-инского  т-ра  в  Петербурге  состоялась  только   благодаря
энергичным требованиям передовой артистич. общественности  [27  янв.  (8
февр.) 1874; годом раньше на той же сцене оыли исполнены три картины  из
"Бориса Годунова"].  Вопреки  травле,  к-рая  была  организована  реакц.
печатью, спектакль  (с  участием  крупнейших  оперных  артистов:  И.  А.
Мельникова, О. А. Петрова, Ю. ф. Платоновой, Ф. П. К омисса ржевского  и
др., дириж„ра Э.  Ф.  Направника)  имел  огромный  успех  у  демократич.
публики.
   В 70-х гг. ч„тко определяются эстетич. воззрения М. (письма к  В.  В.
Стасову, А. А. Голенищеву-Кутузову и др.). Он напряж„нно  искал  решения
коренных  идейных  проблем,  выдвинутых  ходом  общественного   развития
России,  стремился  показать  решающую  роль  нар.   масс   в   истории,
противопоставить высокую  моральную  чистоту  и  благородство  духовного
облика людей из народа  нравственному  разложению  и  упадку  совр.  ему
бурж.-дворянского общества. Крупнейшей работой М. в 70-х гг. была  опера
"Хованщина" (начата в 1872), написанная на сюжет (подсказанный Стасовым)
из врем„н стрелецких восстаний  (конец  17  в.).  Композитор  сам  писал
либретто  этой  оперы,  опираясь  на  широкий  круг  историч.   и   лит.
источников. Определив "Хованщину" как "народную музыкальную  драму",  он
тем самым подчеркнул главенствующую роль народа в е„ действии.
   Одновременно с "Хованщиной" создавалась опера  "Сорочинская  ярмарка"
на собств. либретто М. по о. п.  Гоголя  (начата  в  1874).  Стремясь  к
правдивой обрисовке нац. характера,  М.  внимательно  изучал  укр.  нар.
песни, использовав многие из них в музыке оперы.
   Если в творч. отношении 70-е гг. представляли для М. пору  наивысшего
расцвета, то личная  судьба  его  складывается  в  этот  период  глубоко
трагично. Чрезвычайно болезненно  воспринял  композитор  травлю  "Бориса
Годунова"  господствующими  общественными  кругами  и   большей   частью
критики. Кроме того, он испытывал  материальные  трудности.  В  1881  М.
тяжело  заболел  и   умер   (в   Николаевском   солдатском   госпитале).
Неоконченную оперу М. "Хованщина" после  смерти  композитора  дописал  и
оркестровал  Римский-Корса-ков  (1883).  Впервые  опера  была  исполнена
силами муз.-драм. кружка в Петербурге под упр.  Э.  Ю.  Гольд  штейна  в

Страницы: «« « 1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610  1611   1612   1613   1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия