Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616  1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626  » »»

Дэзла, 1841, и др. спектакли), а с 1847 -т-р "Ли-цеум". Гастролировал  в
США и Канаде (1871-72), в Австралии (1870),  Индии  (1875).  Как  и  его
отец, М. был комедийным акт„ром, обладал богатой мимикой, однако уступал
Чарлзу М. в эмоциональности игры.
   Среди ролей: сэр Чарлз Колдстрим ("Изнур„нный" Бусико), любезный Хоук
(по "Дельцу" Бальзака), Плам-пер ("Хладнокровный" Джерролда), Пуфф,  сэр
Чарлз С„р-фес ("Критик", "Школа злословия" Шеридана).
   Лусия Элизабет М. [урожд.-Б а р т  о  л  о  ц-ци  (Bartolozzi);  янв.
1797-8. VIII. 1856]. Известна также как Элиза Вестрис  (мадам  Вестрис),
по имени своего  первого  мужа,  французского  танцовщика  А.  Вестриса.
Обладала хорошим голосом (контральто) и в течение неск. лет выступала  в
Итал. опере в Париже. В 1820 переехала в Лондон, играла на сценах  т-ров
"Друри-Лейн", "Ковент-Гарден", "Хеймаркет", преим. комедийные роли, в т.
ч. миссис Форд,  миссис  Пейдж  ("Виндзорские  проказницы"),  леди  Тизл
("Школа  злословия"  Шеридана),  Люциана,  Розалинда   ("Как   вам   это
понравится",  "Комедия  ошибок"  Шекспира).  В   1831   возглавила   т-р
"Олимпик". М. была первой женщиной-антрепрен„ром и  режисс„ром.  Обладая
хорошим вкусом, она боролась  с  рутиной  в  области  акт„рской  игры  и
оформления спектаклей. Стремясь к большей доступности т-ра, снизила цены
на билеты. В 1839 вместе с  мужем,  Ч.  Дж.  Мэтью-сом,  возглавила  т-р
"Ковент-Гарден", где сыграла роли: Оберона ("Сон в летнюю  ночь"),  Люси
("Опера нищих"  Гея),  Катерины,  леди  Анны  ("Любовь",  "Старые  девы"
Ноулса), Грейс ("Лондонская самоуверенность" Бусико), много ролей в муз.
спектаклях. Последнее выступление М. состоялось в 1854.
   Лит.: Mathews A., Memoirs of Ch. Mathews. Comedian, v. 1-4, L., 1838;
Life of Ch. J. Mathews, ed. of Ch. Dickens (jr), v. 1-2, L., 1879; С о 1
e m a n J., Players and playwrights I have  known,  v.  1-2,  L.,  1888'
Armstrong С. F., A century of great actors. 1750-1850, L., 1912; P  l  a
n-c h „ J. R., Recollections and reflections, L.,  1872,  new  ed.,  L.,
1901. ф. Я.
   МЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall  -  музыкальный  зал)  --  вид  театров,
дающих концертные представления. Возникли в нач. 18  в.  в  Англии  -  в
тавернах (вначале назывались saloon-theatre - кабацкий  т-р).  В  1830-е
гг. создаются небольшие передвижные т-ры, представления к-рых состоят из
отд. номеров, коротких пьесок, пения, танцев, балаганных  представлений.
Эти т-ры получили название М.-х. Один из первых М.-х. был организован  в
пригородном "Чайном саду" в лондонском предместье  Воксхолл.  В  1890  в
Лондоне был создан специальный т-р-М.-х. "Альгам-бра", в к-ром выступали
эстрадные и цирковые артисты, большое  внимание  уделялось  эксцентрике,
гротеску, фарсу и др.  комедийным  при„мам.  В  1904  организован  М.-х.
"Колизей", дававший по четыре представления в день.  Успех  этих  и  др.
М.-х. прив„л к распространению их в нач. 20 в. в др.  странах  Европы  и
Америки. Вначале М.-х. по преимуществу  ориентировались  на  демократич.
зрителя. Посетив в 1903 Лондонский М.-х., В. И. Ленин говорил: "Тут есть
какое-то сатирическое пли скептическое отношение к  общепринятому,  есть
стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать  алогизм
обычного. Замысловато, а - интересно" (пит. по кн. : Г о p ь-к и  и  М..
Собр. соч., т. 17, 1952, с. 16).
   Но постепенно европ. и амер.  М.-х.  становятся  типично  буржуазными
зрелищами, представления  их  сводятся  к  чередованию  сценич.  трюков,
демонстрации виртуозной техники. В М.-х. вс„ больше проникают  грубость,
пошлость и порнография. Обозрения, ставящиеся М.-х., представляют  собой
меха-нич.  сочетание  экстравагантных  при„мов,  пышных  зрелищ,  в  них
участвуют   обнаж„нные   танцовщицы   -   г„рлс.    Крупнейшие    М.-х.:
"Метрополитен", "Палладиум"  (Лондон),  "Радио-сити  М.-х."  (Нью-Йорк),
"Му-лен руж", "Казино де Пари" (Париж).
   В СССР первый М.-х. был создан в 1923  в  саду  "Аквариум".  Это  был
обычный эстрадный т-р. В 1926 в Москве (в помещении 2-го Гос. цирка) был
открыт  М.-х.,  задуманный  его  создателями  как  злободневный,   остро
сатирич. т-р, в к-ром  были  отдельные  эстрадные  номера,  объедин„нные
общим сюжетом.
   Однако первые программы моек. М.-х. подверглись справедливой критике,
несмотря на участие в них лучших эстрадных  артистов.  Ставящиеся  здесь
обозрения - монтаж аттракционов "Чудеса тридцатого века" (1928), "С неба
свалились" Гутмана (1929), "Туда, где  льды"  Типота  и  Воскресенского,
"Букет моей бабушки" Смирнова-Сокольского, Пессимиста, Гутмана (1929)  и
др.-не отличались лит. достоинствами и повторяли при„мы бурж. М.-х.
   Большой успех  имел  спектакль  "Артисты  варьете"  (сценарий  Е.  Г.
Геркена и Н. О. Волконского, пост. Волконского, худ.  М.  Левин;  в  гл.
ролях С. А. Мартинсон и Б. М. Тенин, 1933). Спектакли "Как 14-я  дивизия
в рай шла" Д. Бедного  (пост.  Ф.  Н.  Каверина,  худ.  М.  М.  Сапегин,
композитор Л. М. Пуль-вер, танцы - Э.  И.  Мэй,  1934)  и  "Под  куполом
цирка"  Ильфа,  Петрова,  Катаева  (пост.  Ф.  Н.  Каверина,   1934)   -
своеобразные эстрадно-драматич. представления на актуальные темы.
   Последующие работы Моск. М.-х.  отмечены  форма-листич.  тенденциями:
"Севильский обольститель" по Тирсо де Молине (1934) и др., что привело к
его закрытию (1935). В Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Баку и  др.
городах также были созданы М.-х.,  просуществовавшие  (из-за  отсутствия
репертуара и ч„тких художеств. принципов) недолго.
   В 1941 назв. М.-х. получил Моск. эстрадный т-р. В 1960  создан  новый
М.-х.,   ставящий   своей   целью   создание   злободневных   обозрений,
объединяющих эстрадные, цирковые, драматич.  и  балетные  номера.  Здесь
были пост. обозрения: "Когда загораются зв„зды" (1960),  "Москва-Венера,
далее  везде..."  (1961),   "Тик-так,   тик-так"   (1963)   Дыховичного,
Слободского.
   В  странах  нар.  демократии  также  возникают  новые  формы   М.-х.,
спектакли к-рых сочетают яркую зре-лищность и значительность содержания,
демонстрируют разл. формы нац. иск-ва (Фридрихштат-палас театр. ГДР).
   Лит.: Academie du cirque et du music-hall.  Histoire  du  music-hall.
P., 1954; Green retreats (Vaux-hall), L., 1955;
   Jacques-Charles, Cent ans de music-hall, Geneve - P., 1956. Ю. Д.
   МЮЛЕШТЕЙН  (Muhlestein),  Ханс  (р.  15.III.  1887)   -   швейцарский
писатель, драматург, поэт, историк.  Творч  деятельность  начал  в  1906
пьесой "Джорджоне". Автор пьес: "Швейцарцы" (1912, т-р "Каммер-шпиле"  -
1917, Цюрих) о борьбе швейц.  кантонов  за  независимость;  "Диктатор  и
смерть" (1932, Драм.  т-р  -  1933,  Берн),  отражающей  конфликт  между
нарождающейся  буржуазией  и  аристократией  в  1-й  пол.  17  в.  Пьеса
"Безбожники" (1932, Драм. т-р, Базель), посв. проблеме религии и атеизма
в Сов. Союзе, полна туманных мистич. рассуждений.  Герой  пьесы  "Слитки
золота" (1940)  пытается  помочь  беднякам  вырваться  из  нужды.  Пьеса

Страницы: «« « 1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616  1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия