|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 » »» отош„л от обществ, проблематики, написал мещанскую комедию "Хорошенькая"
(1907, Александрийский т-р), камерную психологич. драму "Роман т„ти Ани"
(1912, Александрийский т-р, т„тя Аня - Савина; моек. Малый т-р). В
период 1-й империалистич. войны Н. вновь пишет пьесы, обличающие бурж.
действительность: "Работница" (1915, петерб. Т-р лит.-художеств. об-ва,
1916, моек. Малый т-р), "Жертвы нашего времени (Безбытники)" (1917, в
нов. ред. - "Полотняное небо", 1919). Восторженно приветствовавший
Октябрьскую революцию, Н. написал в 1921 хронику ""Москва". Сцены из
московской жизни 1905 г.", в к-рой изобразил революц. собрания на улицах
Москвы, предпринял попытку создать образ большевика. Последняя пьеса
Н."Неугасимый свет" (1922). Драматургии Н. присущи динамичность в
развитии конфликта, тонкость психологич. характеристики, живость
диалога.
С о ч.: Пьесы, т. 1-2, СПБ, 1904-1911; Дети Ванюшина М., 1955; Роман
т„ти Ани, СПБ, [1912]; Работница, Пг., 1915; "Москва". Сцены из
московской жизни 1905 г. (Сцена первая), "Красная нива", 1923, ј 49.
Лит.: ВоровскийВ.В., Раскол в "т„мном царстве", в его кн.:
Литературно-критические статьи, М., 1956; "Дети Ванюшина" на сцене.
Статьи о драме С. А. Найд„нова и е„ сценической истории, М., 1940;
Майский Ф., О ч„м рассказали архивы, в альм. "Крым", т. 18, Симферополь,
1958;
"Вопросы литературы", 1963, .ј 12, с. 243-45. А. Ч.
НАЙД‚НОВА, Елизавета Ивановна (1876-1951)- русская сов. актриса.
Засл. арт. РСФСР (1937). С 1896 участвовала в любительских спектаклях. В
1902 играла на сцене Охотничьего клуба (Феня- "Майорша" Шпажинского).
Выступала в этот период под псевд. - Томская. В 1904 поступила на драм.
курсы при Малом т-ре, к-рые окончила в 1907. В том же году дебютировала
в Малом т-ре. Исполняла роли героинь в пьесах Островского: Лариса,
Кручинина;
Негина ("Таланты и поклонники"), Катерина ("Гроза"), Аннушка ("На
бойком месте"), Поликсена ("Правда хорошо, а счастье лучше"), Марья
Андреевна ("Бедная невеста") и др. К лучшим ролям Н. относятся 'также:
Марья Антоновна ("Ревизор"), Дуня, потом Лиза ("Холопы" Ф. Гнедича),
Наталья Дмитриевна ("Горе от ума"). Игра Н. отличалась поэтичностью,
лиризмом, мягкостью красок. В 1934- 1936 Н. работала в Земетчинском
филиале Малого т-ра. К этому времени она перешла на роли пожилых женщин:
Ксения Булычева ("Егор Булычев и другие"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Пелагея Егоровна ("Бедность не порок" Островского) и др. В 1942 Н.
играла во фронтовом драм. т-ре Воен.-мор. флота и ВТО. С. К.
НАЙРАНГБОЗ - акт„р узбекского народного цирка. Обычно Н. называли
иллюзионистов, фокусников (игра с шариками, глотание огня, приготовление
плова из горсти пыли). Иск-во Н. включало мн. жанры нар. цирка, мимич.
иск-во (таклидчи), клоунаду (масхарабозы). акробатику (муаллакчи) и др.
Крупными Н. кон. 19 - нач. 20 вв. были Тилляхон и его сын Мармахон. М.
Над.
НАКАМУРА - одна из ведущих акт„рских династий в японском театре
Кабуки. Наиболее выдающиеся представители:
Н. Китиэмон! (24. III. 1886-5. IX. 1954) -сын акт„ра Н. Кароку III,
впервые- выступил на сцене в 1900, тогда же получил имя Китиэ-мона I. В
1905 стал ведущим акт„ром (на-дай). Выступал гл. обр. в историч. пьесах
- дзидаймоно, в героич. ролях (Мо-рицуна - "Морицуна Дзинъя" Тика мацу
Хандзи). Обладал блестящей сценич. техникой. С 1945 - старейшина акт„ров
театра Кабуки. Руководитель одной из четыр„х крупнейших трупп Кабуки,
чл. Японской академии иск-в.
Н. Токидзо III (6. VI. 1895-12. VII. 1959)-брат Н. Китиэмона I.
Впервые выступил на сцене в 1901. Имя Токидзо III получил в 1916.
Известен как исполнитель женских ролей (он-нагата) в историч. пьесах -
дзидаймо-но. Старейший акт„р этого амплуа на токийской сцене. Много лет
был партн„ром Н. Китиэмона I. Лучшие роли:
Оваса ("Гос„дзаку-ра хорикава „ути" Фуми Кодо и др.), Осан ("Сакура
Сого-ро" Сэгава Дз„ко).
Н. К а н д з а-б у р о XVII (р. 25. VII. 1909)-брат
Н. Китиэмона I и Н. Токидзо III. Впервые выступил на сцене в 1917. В
1929 стал ведущим акт„ром (надай). Имя Н. Кандзабуро XVII получил в
1950. Известен как исполнитель мужских и женских ролей в классич.
репертуаре. На нек-рое время уходил из т-ра Кабуки, выступал в совр.
драме (сингэки). После 2-й мировой войны достиг особой популярности. В
т-ре Кабуки выступал в характерных ролях и как танцовщик. Н. Кандзабуро
XVII присущ своеобразный эксцентрич. юмор.
Роли: Камиюи Синдэа (о. п. Каватакэ Мокуами), Таро ("Такацуки"
Хисамацу Иссэй), Ямакагэ Ук„ ("Мигавари дза-дзэн" Ока-мура Си ко).
Н. У т а э м о н VI (р. 20. I. 1917) - сын акт„ра Н. Утаэмона V.
Впервые выступил на сцене в 1922. В 1951 получил имя Н. Утаэмона VI.
Выступает в женских ролях (оннагата), исполнение к-рых отличается
мастерством перевоплощения. Часто играет в историч. пьесах - дзидаймоно
и танцевальных пьесах - с„сагото. Лучшие роли: Ханако ("Мусмэ
Додз„дзи"), Окару ("Тюсингура" Такэда Идзумо). С 1963 - чл. япон.
Академии иск-в. Принимал участие в гастролях т-ра Кабуки в СССР (1961).
Л. Г. НАКАТНЫЕ ПЛОЩАДКИ - см. Фурки.
НАКАШЙДЗЕ, Мери Назарьевна [р. 1 (14). IV. 1914] - грузинская
советская артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Народная
артистка Грузинской ССР (1955). В 1936 окончила Тбилисскую консерваторию
по классу проф. О. А. Шульги-ной. С 1935 - солистка Т-ра оперы и балета
им. Палиашвили (Тбилиси). Н. обладает мягким, красивым по тембру
голосом. Созда„т муз.-сценич. образы, проникнутые лиризмом и
сердечностью, живым поэтич. чувством. Вед„т концертную деятельность.
Партии: Маро ("Даиси" ЗМарфа, Виолетта, Розина и др.
Лит.: Артисты театров Грузии, Тб., 1958, [Буклет].
Э. М.
НАККАШ, ан-Наккаш, Марун (1814-55)-ливанский театральный деятель.
Основоположник арабского т-ра. В 1846 предпринял поездку в Италию, где
изучал театр. иск-во. По возвращении в Бейрут совм. с
акт„рами-любителями осуществил пост. "Скупого" (1848, по Мольеру, место
действия перенесено в Ливан). В этом спектакле Н. был одноврем.
режисс„ром, художником и исполнителем. Затем Н. построил в Бейруте т-р,
где осуществил ряд пост., в т. ч. пьес собств. сочинения "Харун
ар-Рашид" (1850), фарс
Остроумный завистник" и др. После смерти Н. т-р возглавил его брат
Селим Н., к-рый в 1876 вместе с т-ром переехал в Египет. Деятельность
Страницы: «« « 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |