Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625  1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635  » »»

отош„л от обществ, проблематики, написал мещанскую комедию "Хорошенькая"
(1907, Александрийский т-р), камерную психологич. драму "Роман т„ти Ани"
(1912, Александрийский т-р, т„тя Аня  -  Савина;  моек.  Малый  т-р).  В
период 1-й империалистич. войны Н. вновь пишет пьесы,  обличающие  бурж.
действительность: "Работница" (1915, петерб. Т-р лит.-художеств.  об-ва,
1916, моек. Малый т-р), "Жертвы нашего времени  (Безбытники)"  (1917,  в
нов. ред.  -  "Полотняное  небо",  1919).  Восторженно  приветствовавший
Октябрьскую революцию, Н. написал в 1921  хронику  ""Москва".  Сцены  из
московской жизни 1905 г.", в к-рой изобразил революц. собрания на улицах
Москвы, предпринял попытку создать  образ  большевика.  Последняя  пьеса
Н."Неугасимый  свет"  (1922).  Драматургии  Н.  присущи  динамичность  в
развитии  конфликта,  тонкость   психологич.   характеристики,   живость
диалога.
   С о ч.: Пьесы, т. 1-2, СПБ, 1904-1911; Дети Ванюшина М., 1955;  Роман
т„ти  Ани,  СПБ,  [1912];  Работница,  Пг.,  1915;  "Москва".  Сцены  из
московской жизни 1905 г. (Сцена первая), "Красная нива", 1923, ј 49.
   Лит.:  ВоровскийВ.В.,  Раскол  в  "т„мном  царстве",   в   его   кн.:
Литературно-критические статьи, М.,  1956;  "Дети  Ванюшина"  на  сцене.
Статьи о драме С. А. Найд„нова  и  е„  сценической  истории,  М.,  1940;
Майский Ф., О ч„м рассказали архивы, в альм. "Крым", т. 18, Симферополь,
1958;
   "Вопросы литературы", 1963, .ј 12, с. 243-45. А. Ч.
   НАЙД‚НОВА, Елизавета  Ивановна  (1876-1951)-  русская  сов.  актриса.
Засл. арт. РСФСР (1937). С 1896 участвовала в любительских спектаклях. В
1902 играла на сцене Охотничьего клуба  (Феня-  "Майорша"  Шпажинского).
Выступала в этот период под псевд. - Томская. В 1904 поступила на  драм.
курсы при Малом т-ре, к-рые окончила в 1907. В том же году  дебютировала
в Малом т-ре. Исполняла  роли  героинь  в  пьесах  Островского:  Лариса,
Кручинина;
   Негина ("Таланты и поклонники"),  Катерина  ("Гроза"),  Аннушка  ("На
бойком месте"), Поликсена ("Правда  хорошо,  а  счастье  лучше"),  Марья
Андреевна ("Бедная невеста") и др. К лучшим ролям Н.  относятся  'также:
Марья Антоновна ("Ревизор"), Дуня, потом  Лиза  ("Холопы"  Ф.  Гнедича),
Наталья Дмитриевна ("Горе от ума").  Игра  Н.  отличалась  поэтичностью,
лиризмом, мягкостью красок. В 1934-  1936  Н.  работала  в  Земетчинском
филиале Малого т-ра. К этому времени она перешла на роли пожилых женщин:
Ксения Булычева ("Егор Булычев и другие"), Анна  Андреевна  ("Ревизор"),
Пелагея Егоровна ("Бедность не порок"  Островского)  и  др.  В  1942  Н.
играла во фронтовом драм. т-ре Воен.-мор. флота и ВТО. С. К.
   НАЙРАНГБОЗ - акт„р узбекского народного  цирка.  Обычно  Н.  называли
иллюзионистов, фокусников (игра с шариками, глотание огня, приготовление
плова из горсти пыли). Иск-во Н. включало мн. жанры нар.  цирка,  мимич.
иск-во (таклидчи), клоунаду (масхарабозы). акробатику (муаллакчи) и  др.
Крупными Н. кон. 19 - нач. 20 вв. были Тилляхон и его сын  Мармахон.  М.
Над.
   НАКАМУРА - одна из  ведущих  акт„рских  династий  в  японском  театре
Кабуки. Наиболее выдающиеся представители:
   Н. Китиэмон! (24. III. 1886-5. IX. 1954) -сын акт„ра Н.  Кароку  III,
впервые- выступил на сцене в 1900, тогда же получил имя Китиэ-мона I.  В
1905 стал ведущим акт„ром (на-дай). Выступал гл. обр. в историч.  пьесах
- дзидаймоно, в героич. ролях (Мо-рицуна - "Морицуна Дзинъя"  Тика  мацу
Хандзи). Обладал блестящей сценич. техникой. С 1945 - старейшина акт„ров
театра Кабуки. Руководитель одной из четыр„х  крупнейших  трупп  Кабуки,
чл. Японской академии иск-в.
   Н. Токидзо III (6. VI.  1895-12.  VII.  1959)-брат  Н.  Китиэмона  I.
Впервые выступил на сцене в  1901.  Имя  Токидзо  III  получил  в  1916.
Известен как исполнитель женских ролей (он-нагата) в историч.  пьесах  -
дзидаймо-но. Старейший акт„р этого амплуа на токийской сцене. Много  лет
был партн„ром Н. Китиэмона I. Лучшие роли:
   Оваса ("Гос„дзаку-ра хорикава „ути" Фуми Кодо и др.),  Осан  ("Сакура
Сого-ро" Сэгава Дз„ко).
   Н. К а н д з а-б у р о XVII (р. 25. VII. 1909)-брат
   Н. Китиэмона I и Н. Токидзо III. Впервые выступил на сцене в 1917.  В
1929 стал ведущим акт„ром (надай). Имя  Н.  Кандзабуро  XVII  получил  в
1950. Известен как  исполнитель  мужских  и  женских  ролей  в  классич.
репертуаре. На нек-рое время уходил из т-ра  Кабуки,  выступал  в  совр.
драме (сингэки). После 2-й мировой войны достиг особой  популярности.  В
т-ре Кабуки выступал в характерных ролях и как танцовщик. Н.  Кандзабуро
XVII присущ своеобразный эксцентрич. юмор.
   Роли: Камиюи  Синдэа  (о.  п.  Каватакэ  Мокуами),  Таро  ("Такацуки"
Хисамацу Иссэй), Ямакагэ Ук„ ("Мигавари дза-дзэн" Ока-мура Си ко).
   Н. У т а э м о н VI (р. 20. I. 1917) -  сын  акт„ра  Н.  Утаэмона  V.
Впервые выступил на сцене в 1922. В 1951 получил  имя  Н.  Утаэмона  VI.
Выступает  в  женских  ролях  (оннагата),  исполнение  к-рых  отличается
мастерством перевоплощения. Часто играет в историч. пьесах -  дзидаймоно
и  танцевальных  пьесах  -  с„сагото.  Лучшие   роли:   Ханако   ("Мусмэ
Додз„дзи"), Окару ("Тюсингура"  Такэда  Идзумо).  С  1963  -  чл.  япон.
Академии иск-в. Принимал участие в гастролях т-ра Кабуки в СССР  (1961).
Л. Г. НАКАТНЫЕ ПЛОЩАДКИ - см. Фурки.
   НАКАШЙДЗЕ, Мери  Назарьевна  [р.  1  (14).  IV.  1914]  -  грузинская
советская  артистка  оперы  (лири-ко-колоратурное   сопрано).   Народная
артистка Грузинской ССР (1955). В 1936 окончила Тбилисскую консерваторию
по классу проф. О. А. Шульги-ной. С 1935 - солистка Т-ра оперы и  балета
им.  Палиашвили  (Тбилиси).  Н.  обладает  мягким,  красивым  по  тембру
голосом.   Созда„т   муз.-сценич.   образы,   проникнутые   лиризмом   и
сердечностью, живым поэтич. чувством. Вед„т концертную деятельность.
   Партии: Маро ("Даиси" ЗМарфа, Виолетта, Розина и др.
   Лит.: Артисты театров Грузии, Тб., 1958, [Буклет].
   Э. М.
   НАККАШ, ан-Наккаш,  Марун  (1814-55)-ливанский  театральный  деятель.
Основоположник арабского т-ра. В 1846 предпринял поездку в  Италию,  где
изучал   театр.   иск-во.   По   возвращении   в    Бейрут    совм.    с
акт„рами-любителями осуществил пост. "Скупого" (1848, по Мольеру,  место
действия  перенесено  в  Ливан).  В  этом  спектакле  Н.  был  одноврем.
режисс„ром, художником и исполнителем. Затем Н. построил в Бейруте  т-р,
где осуществил  ряд  пост.,  в  т.  ч.  пьес  собств.  сочинения  "Харун
ар-Рашид" (1850), фарс
   Остроумный завистник" и др. После смерти Н. т-р  возглавил  его  брат
Селим Н., к-рый в 1876 вместе с т-ром переехал  в  Египет.  Деятельность

Страницы: «« « 1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625  1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия