|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 » »» жизненной правде, пьесы Н. способствовали развитию бытовой япон. драмы.
Среди лучших пьес Н.: "Годайрики" (1795), "Киммон госан-но кири" (1778)
и др. Творчество Н. оказало значит. влияние на театр. жизнь г. Эдо
(Токио).
Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на
япон. яз.). Д /\
НАМИКЙ, С„дзо (1730 -73) - японский дра матург и деятель театра
Кабуки. Ученик драматурга Намики Соскэ, писавшего в жанре дз„рури. В
1852 дебютировал как драматург. В последующие) лет создал ок. 90 пьес,
среди к-рых пьесы исторические- дзидаймоно и бытовые -сэвамоно. В сво„м
творчестве Н. следовал традициям жанра дз„рури. Наиболее известные пьесы
Н.: "Киритаро Тэнгу-но сакамори" (1761), "Ядонаси дансити сигурэ-но
Каракаса" (1768), "Кува-ная Токудзо ирифунэ моногатари" (1770) и др.
Получил известность и как изобретатель разл. сценич. приспособлений,
театр. механизмов для т-ра Кабуки (в 1753 впервые применил большую
механическую подъ„мную площадку, в 1758 - вращающуюся сцену).
Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на
япон. яз.). Д /\
НАМИбТ, Арон Захарович [р. 15 (28). II. 1903]- советский
художник-осветитель. В 1920 окончил Виленский электромеханич. техникум.
В 1921-49 работал зав. осветительным цехом Моск. евр. т-ра. С 1950 -
художник-осветитель Моск. т-ра сатиры. В 1935 под рук. Н. был разработан
и пущен в производство первый отечеств, образец регулирующей аппаратуры.
Ему принадлежат конструкции мн. световых эффектов (в т. ч. оригинальных
проекц. приставок "вода", "движущаяся панорама"), а также разработка
портативной аппаратуры для выездных спектаклей (1960).
Среди работ Н. - световое оформление спектаклей в М о с к. евр. т-р
е: "Уриэль Акоста" Гуцкова (1922, худ. Альтман), "Ночь на старом рынке"
Переца (1925, худ. Фальк), "Король Лир" (1935, худ. Тышлер); в М о с к.
т-р Сатиры: "Господин Дюруа" по Мопассану (1951, худ. Рындин), "Пролитая
чаша" Ван Ши Фу (1952, худ. Юткевич), "Баня" (1953, худ. Юткевич),
"Клоп" (1955, худ. Плучек и Юткевич), "Яблоко раздора" Бирюкова( 1961,
худ. Кашинц ев).
Соч.: О театральном освещении, "Театр" 1955, .ј 2.
В. Бер.
НАМХАЙЦЭРЭН, Лувсаншарын (р. 1913) - монгольский театральный
художник. Засл. деят. иск-в МНР. Чл. МНРП. С 1938 работает в Гос.
муз.-драм. т-ре (Улан-Батор). Оформил спектакли:
"Искатель счастья Мунхэ" Ойдува, "Кремл„вские куранты"; "Курманбек"
Джантошева, балет "Шурале", оперу "Унен Гончиксумла" и др. Э. О.
НАМ.ЫК КЕМАЛЬ (Nam?k Kemal, лит. прозвище; наст. имя - Мехмет К е м а
л ь, Mehmet Kemal) (21. XII. 1840, г. Текирдаг,-2. XI. 1888, г. Хиос) -
турецкий писатель, драматург, публицист, общественный деятель.
Драматургия Н. К. способствовала становлению и развитию тур. т-ра.
Сотрудничал в прогрессивных газетах, выступал за просвещение, обновление
тур. языка и лит-ры. Первая пьеса Н. К.- "Отечество, или Силистрия",
посв. событиям, явившимся преддверием Крымской войны (1853-56), была
пост. в 1873 в стамбульском т-ре "Гедик-паша" режисс„ром-антрепрен„ром
Гюллю Агон-Эфенди (все последующие пьесы ставились в этом же т-ре).
Успеху пьесы способствовала е„ антиправительственная направленность. На
третьем представлении автор был арестован и заточ„н в Магозскую крепость
на о. Кипр, где пров„л 38 месяцев. В заточении написал пьесу "Акиф бей",
драму "Гюльнихаль" ("Бедное дитя"), в к-рой рисует мрачную картину тур.
жизни, переживания молодой девушки, судьбой к-рой распоряжаются
родители. Историч. прошлому, борьбе с монг. нашествием посв. драма
"Джилял Эд-дин, шах Хорезмский" (1885).
Лит.: Гордлевский В., Очерки по новой истории османской литературы,
М., 1912; Al? E k г e m, Nam?k -Kemal, 1st., 1930; Kaplan Mehmet, Namik
Kemal, 1st., 1948; Nam?k Kemal, Hayati, sanati, eserleri. Hikmet
Dizdaroglu, 1st., 1954. X. K.-o.
НАНДВЙНЗА (бирм. - "дворцовая драма")- вид бирманской драмы. Возник
при императорском дворе в 18 в. и просуществовал до нач. 19 в. Н.
испытывала сильное влияние сиамской классич. драмы, многие е„ сюжеты
заимствованы из инд. эпоса "Рамаяна". Первые Н. исполнялись пленными
сиамскими акт„рами. Текст их был стихотворный, в представлениях
использовались пение, музыка, танцы и пантомима. Герои Н. -сказочные
принцы и принцессы, волшебники, злые духи, оборотни, мудрые отшельники.
Батальные сцены в Н. чередуются с любовными, дидактич. монологи-с
фантастич. эпизодами, волшебными превращениями и др. Представление Н.
длилось неск. вечеров, отличалось пышностью декораций, богатством
костюмов и реквизита. Местом представления обычно служили внутр.
дворцовые покои, сады и парки. Среди наиболее популярных Н.:
"История Инаунга" Мьявади (1799), "Маника" Падейтаязы, пьесы Кхин
Соунг и др. Элементы Н. легли в основу мн. бирманских драматич. жанров:
пьяза, запве и др.
Лит.: MaungHtin Aung, Burmese drama, L., 1956, Oxf., 1937, 1947,
переизд.. L., 1956. Ю. О.
НАНСЕН (Nansen), Бетти (19. III. 1873 -'15.' III. 1943) -датская
актриса, режисс„р. В 1893 дебютировала на сцене т-ра "Казино"
(Копенгаген). Долгое время играла в разл. т-pax столицы и в провинции. С
1917 до конца жизни была художеств. руководителем и ведущей актрисой
"Театра Бетти Нансен" (Копенгаген). Обладала общей культурой, хорошими
внешними данными, глубоким и нервным темпераментом. Создала образы
гордых, волевых женщин, отстаивающих сво„ достоинство в борьбе с
мещанским окружением: Бедвильд ("Кузнец Волунд" Драхмана), Марна, Тура
("Когда цвет„т молодое вино", "Пауль Ланге и Тура Парсберг" Бь„рн-сона),
Агнета (о. п. Скрам), Эллид а ("Женщина с моря" Ибсена). В 30-40-х гг.
Н. воплотила образы королевы Маргареты (о. п. Элен-шлегера), фру
Альвинг; Матери (о. п. Чапека), исполненные глубокой нравств. силы и
духовной красоты. Репертуар руководимого Н. т-ра определялся просветит,
устремлениями и е„ активным отрицанием коммерч. отношения к театр.
иск-ву. Здесь ставились лучшие произв. классиков, совр. дат. и
зарубежных драматургов. Как режисс„р Н. стремилась создать акт„рский
ансамбль, найти точный выразит, рисунок спектакля. Пост. спектакли:
"Королева Маргарета" (1941), "Аксель и Вальборг" Эленшлегера (1942),
"География и любовь" Бь„рнсона (1942), "Слово" (1932), "В огне" (1937)
Мунка, "Траур к лицу Электре" О'Нила (1933) и др. Крупным событием в
политич. и культурной жизни страны стала пост. Н. "Матери Чапека за
неск. дней до фашистской оккупации Да нии (1940).
Лит.: N e i i e n d a m .R., Forlystelsernes Alle. De Fre
Страницы: «« « 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |