Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626   1627  1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637  » »»

жизненной правде, пьесы Н. способствовали развитию бытовой япон.  драмы.
Среди лучших пьес Н.: "Годайрики" (1795), "Киммон госан-но кири"  (1778)
и др. Творчество Н. оказало значит.  влияние  на  театр.  жизнь  г.  Эдо
(Токио).
   Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки  сакуся-но  кэнкю,  Токио,  1940  (на
япон. яз.). Д /\
   НАМИКЙ, С„дзо (1730 -73) -  японский  дра  матург  и  деятель  театра
Кабуки. Ученик драматурга Намики Соскэ, писавшего  в  жанре  дз„рури.  В
1852 дебютировал как драматург. В последующие) лет создал ок.  90  пьес,
среди к-рых пьесы исторические- дзидаймоно и бытовые -сэвамоно. В  сво„м
творчестве Н. следовал традициям жанра дз„рури. Наиболее известные пьесы
Н.: "Киритаро Тэнгу-но  сакамори"  (1761),  "Ядонаси  дансити  сигурэ-но
Каракаса" (1768), "Кува-ная Токудзо ирифунэ  моногатари"  (1770)  и  др.
Получил известность и как  изобретатель  разл.  сценич.  приспособлений,
театр. механизмов для т-ра  Кабуки  (в  1753  впервые  применил  большую
механическую подъ„мную площадку, в 1758 - вращающуюся сцену).
   Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки  сакуся-но  кэнкю,  Токио,  1940  (на
япон. яз.). Д /\
   НАМИбТ,  Арон  Захарович  [р.   15   (28).   II.   1903]-   советский
художник-осветитель. В 1920 окончил Виленский электромеханич.  техникум.
В 1921-49 работал зав. осветительным цехом Моск. евр.  т-ра.  С  1950  -
художник-осветитель Моск. т-ра сатиры. В 1935 под рук. Н. был разработан
и пущен в производство первый отечеств, образец регулирующей аппаратуры.
Ему принадлежат конструкции мн. световых эффектов (в т. ч.  оригинальных
проекц. приставок "вода", "движущаяся  панорама"),  а  также  разработка
портативной аппаратуры для выездных спектаклей (1960).
   Среди работ Н. - световое оформление спектаклей в М о с к.  евр.  т-р
е: "Уриэль Акоста" Гуцкова (1922, худ. Альтман), "Ночь на старом  рынке"
Переца (1925, худ. Фальк), "Король Лир" (1935, худ. Тышлер); в М о с  к.
т-р Сатиры: "Господин Дюруа" по Мопассану (1951, худ. Рындин), "Пролитая
чаша" Ван Ши Фу (1952,  худ.  Юткевич),  "Баня"  (1953,  худ.  Юткевич),
"Клоп" (1955, худ. Плучек и Юткевич), "Яблоко раздора"  Бирюкова(  1961,
худ. Кашинц ев).
   Соч.: О театральном освещении, "Театр" 1955, .ј 2.
   В. Бер.
   НАМХАЙЦЭРЭН,  Лувсаншарын  (р.  1913)   -   монгольский   театральный
художник. Засл. деят. иск-в МНР.  Чл.  МНРП.  С  1938  работает  в  Гос.
муз.-драм. т-ре (Улан-Батор). Оформил спектакли:
   "Искатель счастья Мунхэ" Ойдува, "Кремл„вские  куранты";  "Курманбек"
Джантошева, балет "Шурале", оперу "Унен Гончиксумла" и др. Э. О.
   НАМ.ЫК КЕМАЛЬ (Nam?k Kemal, лит. прозвище; наст. имя - Мехмет К е м а
л ь, Mehmet Kemal) (21. XII. 1840, г. Текирдаг,-2. XI. 1888, г. Хиос)  -
турецкий   писатель,   драматург,   публицист,   общественный   деятель.
Драматургия Н. К.  способствовала  становлению  и  развитию  тур.  т-ра.
Сотрудничал в прогрессивных газетах, выступал за просвещение, обновление
тур. языка и лит-ры. Первая пьеса Н.  К.-  "Отечество,  или  Силистрия",
посв. событиям, явившимся преддверием  Крымской  войны  (1853-56),  была
пост. в 1873 в стамбульском т-ре  "Гедик-паша"  режисс„ром-антрепрен„ром
Гюллю Агон-Эфенди (все последующие пьесы  ставились  в  этом  же  т-ре).
Успеху пьесы способствовала е„ антиправительственная направленность.  На
третьем представлении автор был арестован и заточ„н в Магозскую крепость
на о. Кипр, где пров„л 38 месяцев. В заточении написал пьесу "Акиф бей",
драму "Гюльнихаль" ("Бедное дитя"), в к-рой рисует мрачную картину  тур.
жизни,  переживания  молодой  девушки,   судьбой   к-рой   распоряжаются
родители. Историч. прошлому,  борьбе  с  монг.  нашествием  посв.  драма
"Джилял Эд-дин, шах Хорезмский" (1885).
   Лит.: Гордлевский В., Очерки по новой истории  османской  литературы,
М., 1912; Al? E k г e m, Nam?k -Kemal, 1st., 1930; Kaplan Mehmet,  Namik
Kemal,  1st.,  1948;  Nam?k  Kemal,  Hayati,  sanati,  eserleri.  Hikmet
Dizdaroglu, 1st., 1954. X. K.-o.
   НАНДВЙНЗА (бирм. - "дворцовая драма")- вид бирманской  драмы.  Возник
при императорском дворе в 18 в.  и  просуществовал  до  нач.  19  в.  Н.
испытывала сильное влияние сиамской классич.  драмы,  многие  е„  сюжеты
заимствованы из инд. эпоса "Рамаяна".  Первые  Н.  исполнялись  пленными
сиамскими  акт„рами.  Текст  их  был  стихотворный,   в   представлениях
использовались пение, музыка, танцы и  пантомима.  Герои  Н.  -сказочные
принцы и принцессы, волшебники, злые духи, оборотни, мудрые  отшельники.
Батальные сцены  в  Н.  чередуются  с  любовными,  дидактич.  монологи-с
фантастич. эпизодами, волшебными превращениями и  др.  Представление  Н.
длилось  неск.  вечеров,  отличалось  пышностью  декораций,   богатством
костюмов  и  реквизита.  Местом  представления  обычно  служили   внутр.
дворцовые покои, сады и парки. Среди наиболее популярных Н.:
   "История Инаунга" Мьявади (1799),  "Маника"  Падейтаязы,  пьесы  Кхин
Соунг и др. Элементы Н. легли в основу мн. бирманских драматич.  жанров:
пьяза, запве и др.
   Лит.: MaungHtin Aung, Burmese drama,  L.,  1956,  Oxf.,  1937,  1947,
переизд.. L., 1956. Ю. О.
   НАНСЕН (Nansen), Бетти (19. III.  1873  -'15.'  III.  1943)  -датская
актриса,  режисс„р.  В  1893  дебютировала  на   сцене   т-ра   "Казино"
(Копенгаген). Долгое время играла в разл. т-pax столицы и в провинции. С
1917 до конца жизни была художеств.  руководителем  и  ведущей  актрисой
"Театра Бетти Нансен" (Копенгаген). Обладала общей  культурой,  хорошими
внешними данными,  глубоким  и  нервным  темпераментом.  Создала  образы
гордых,  волевых  женщин,  отстаивающих  сво„  достоинство  в  борьбе  с
мещанским окружением: Бедвильд ("Кузнец Волунд" Драхмана),  Марна,  Тура
("Когда цвет„т молодое вино", "Пауль Ланге и Тура Парсберг" Бь„рн-сона),
Агнета (о. п. Скрам), Эллид а ("Женщина с моря" Ибсена). В  30-40-х  гг.
Н.  воплотила  образы  королевы  Маргареты  (о.  п.  Элен-шлегера),  фру
Альвинг; Матери (о. п. Чапека), исполненные  глубокой  нравств.  силы  и
духовной красоты. Репертуар руководимого Н. т-ра определялся  просветит,
устремлениями и е„  активным  отрицанием  коммерч.  отношения  к  театр.
иск-ву.  Здесь  ставились  лучшие  произв.  классиков,  совр.   дат.   и
зарубежных драматургов. Как режисс„р  Н.  стремилась  создать  акт„рский
ансамбль, найти точный  выразит,  рисунок  спектакля.  Пост.  спектакли:
"Королева Маргарета" (1941), "Аксель  и  Вальборг"  Эленшлегера  (1942),
"География и любовь" Бь„рнсона (1942), "Слово" (1932), "В  огне"  (1937)
Мунка, "Траур к лицу Электре" О'Нила (1933) и  др.  Крупным  событием  в
политич. и культурной жизни страны стала  пост.  Н.  "Матери  Чапека  за
неск. дней до фашистской оккупации Да нии (1940).
   Лит.: N e  i  i  e  n  d  a  m  .R.,  Forlystelsernes  Alle.  De  Fre

Страницы: «« « 1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626   1627  1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия