Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622  1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632  » »»

("Суровые  дни"  Хуршилова).  Иск-во   Н.   характеризуется   богатством
жизненных  наблюдений,  эмоциональной  силой,  острой  выразительностью,
сочным, бытовым юмором, особенно ярко проявившимися в характерных ролях.
старая Хадижат ("Горянка" Гамзатова), сварливая  старая  кокетка  Гуарши
("По горным дорогам" Да-удова и Закарьяева). Снималась в кино. Е. /Ь'.
   НАВМАХЙЯ (греч. ???????? - морское сражение)  -зрелище  в  Др.  Риме,
воспроизводящее морской бой. Н. устраивалась на озере, на выкопанном для
этой цели пруду или на арене  амфитеатра,  а  также  т-ра,  затопленного
водой. Первая известная нам Н. была устроена  Цезарем  в  46  до  н.  э.
Бойцы, принимавшие участие в Н., назывались навмахариями и набирались из
числа гладиаторов, военнопленных и осужд„нных  на  смерть  преступников.
Изредка это были  добровольцы.  Н.  представляла  собой  один  из  видов
кровавых зрелищ, характерных  для  эпохи  Рим.  империи.  Обычно  носила
театрализованную форму. Нередко воссоздавала к.-н. общеизвестное морское
сражение прошлого  (морские  эпизоды  Пелопоннес-ской,  греко-персидских
войн и др.).
   Лит.: Фридл ендер Л., Картины из бытовой  истории  Рима  в  эпоху  от
Августа до  конца  династии  Антонинов,  ч.  1,  в  кн.:  Общая  история
европейской культуры, под ред. И. М. Гревса [и др.], т. 4, СПБ, 1914. С.
А.
   НАГАЕВ, Энвер Хасанович  (р.  28.  I.  1922)  -  татарский  советский
театральный  художник.  Засл.  деят.  иск-в  Тат.   АССР   (1957).   Чл.
Коммунистич. партии с 1960. В 1950 окончил Казанское художеств. уч-ще. В
1946-54-художник-исполнитель. С 1954- художник Тат. т-ра оперы и  балета
им. Мусы Джалиля (Казань).
   Спектакли: "Иоланта" Чайковского (1952),  "Ильдар"  Жиганова  (1954),
"Чио-Чио-сан" (1955), "Севильский цирюльник" (1956); "Джалиль"  Жиганова
(1957),  "Чародейка"  Чайковского  (1958),  "Паяцы"  (1958);   "Русалка"
Даргомыжского (1959), "Горная быль"  Ключар„ва  (1959),  "Тропою  грома"
Караева  (1959),  "Раушан"  Хабибуллина  (1960)  и  др.  Написал  эскизы
декораций к ряду спектаклей Т-ра им. Камала (Казань). X. К.
   НДГАУТА - одна из песенных форм в японской музыке. Сложилась в 17  в.
в Эдо (Токио) как муз.-песенное сопровождение танца в т-ре Кабуки.
   Лит. (на япон. яз.): Яманэ Гиндзи,  Онгаку-но  рэкиси,  Токио,  1957.
Л.Г.
   НАДАЙ  -  звание,  присуждаемое  высококвалифицированным  акт„рам   в
японском театре Кабуки. Первоначально термин "Н." в т-ре Кабуки  означал
афиши, к-рые вешали на фасаде театр. здания. На  них  помещали  портреты
ведущих исполнителей. Затем так стали называть акт„ров, к-рые могли быть
изображены на такой афише. Дети  и  ученики  крупных  акт„ров  с  начала
сценич. деятельности носят это наименование.  Др.  акт„ры  получают  его
лишь после достижения определ„нного уровня исполнительского мастерства с
разрешения учителя и  руководителя  труппы.  В  17-19  вв.  акт„ры  этой
категории получали более  высокое  вознаграждение,  лучшие  роли  и  др.
привилегии.  Со  временем  требования,  предъявляемые  для  перевода   в
категорию  Н.,  стали  менее  ж„сткими,  число  акт„ров  этой  категории
возросло и значение этого звания было утеряно. Л. Г.
   НАДАШДИ (Nadasdy), Кальман (р.25.Х1.1904) - венгерский режисс„р оперы
и драмы, педагог. Нар. арт. ВНР  (1952).  Начал  свою  деятельность  как
режисс„р в 1934. С 1959 - директор и гл. реж.  Т-ра  оперы  и  балета  в
Будапеште.  Спектакли:  "Секейская  прядильня"  Кодая  (1952),  "Молодая
гвардия" Мейтуса (1953), "Сказки  Гофмана"  Оффенбаха  (1957),  "Галька"
Монюшко (1958) и др. Пост. драматич. спектакли  в  Нац.  т-ре:  "Отелло"
(1954), "Ричард III" (1955) и др.  Занимается  педагогич.  деятельностью
(профессор Театр, ин-та в Будапеште). Пр. им. Ко-шута (1950, 1954).
   Лит.: Г е р ш к о в и ч А. А., Совр. венгерский театр. М.,  1963.  А.
Гер.
   НАДАШИ (Nadasi), Ференц (р. 16. X. 1893) - венгерский артист  балета,
балетмейстер и педагог. В 1910-11 учился в Петербурге у Э.  Чеккетти,  в
1913-15 у Гуэрры  в  Будапеште.  В  1913-21  -  солист  балетной  труппы
Оперного т-ра. В 1937-62- балетмейстер Т-ра оперы и балета в  Будапеште.
Пост. балеты: "Сильвия" Делиба (1943), "День рождения инфанты" (1948)  и
др. На основе системы  К.  Блазиса  и  Чеккетти  разработал  свой  метод
обучения классич. танцу. За  25  лет  педагогич.  деятельности  воспитал
(совм. с  женой  М.  Вюте-Бауш)  неск.  поколений  венг.  танцовщиков  и
танцовщиц. В 30-40-е гг. гастролировал за рубежом как танцовщик (посетил
22 страны). Г. Кор., Гед. Д.
   НАДЕЖДИН (псевд.- Никодим Н а д о у  м  к  о),  Николай  Иванович  [5
(17).X. 1804-11 (23).  I.  1856]-  русский  литературный  и  театральный
критик, уч„ный (филолог, историк, географ, археолог). В конце  20-х  гг.
сотрудничал в журн. "Вестник Европы". В 1831-35 - проф. Моск.  ун-та  по
кафедрам теории изящных иск-в и  археологии.  Одновременно  -  издатель,
редактор передового в 30-х гг. журн. "Телескоп" (1831-36), выходившего с
постоянным приложением "Молва" (газета),  на  страницах  к-рых  печатали
свои лит. работы В. Г. Белинский, Н. П. Огар„в,  А.  И.  Герцен,  Н.  В.
Станкевич и др. За опубликование в журнале "Философических писем" П.  Я.
Чаадаева издание было закрыто, а Н. сослан в Усть-Сысольск (1836-38). Н.
принадлежит цикл статей о моек. гастролях В. А. Каратыгина -  "Письма  в
Петербург" ["Молва", 1833, јј 44- 48, 50,  56;  1835,  јј  16,  17,  19;
написаны под псевд. П. Щ. (псевдоним этот долго  оставался  неизвестным;
приписывался одно время С. Т.  Аксакову)].  Анализируя  в  этих  статьях
вопросе двух направлениях в рус.  акт„рском  иск-ве  -  каратыгинском  и
мочаловском (см. ст. Каратыгин, Мочалов, Искусство акт„ра), Н.  отвергал
каратыгинское  направление  как   чуждое   принципам   верности   жизни,
естественности,   простоты,   одним    из    первых    попытался    дать
философско-эстетич. обоснование реализма  как  гл.  пути  развития  рус.
т-ра.  Вокруг  статей   Н.   завязался   ожесточ„нный   спор,   поднятый
приверженцами петербургского артиста во главе  с  известным  в  ту  пору
реакционным критиком и поэтом С. П. Шевыр„вым ("Молва", 1833. јј  52-58,
60.61).  С  новой  силой  спор  разгорелся  во  время  моек.   гастролей
Каратыгина в 1835, когда к мнению Н. присоединился молодой Белинский  со
своей театрально-критич. стать„й "И мо„ мнение об  игре  г.  Каратыгина"
("Молва", 1835, јј 17 и 18).
   Лит.:  Ч  ернышевскийН.Г.,  Очерки   гоголевского   периода   русской
литературы, ст. 4, Полное собр. соч. т. 3, М., 1947; О с о в ц о  в  С.,
Разгадка-П.  Щ.,  "Театр"  1953,ј  9,с.  149-59;  его  же,  К  спорам  о
псевдониме "П.Щ." "Русская литература", 1959, ј 4, с, 174-85; Нечаева В.
С., В. Г. Белинский. Учение в университете  и  работа  в  "Телескопе"  и
"Молве". 1829-1836, М., 1954, с. 195-204, 273-319, 345-405; е„ же,  Кому
принадлежат статьи, подписанные П. Щ.?,  "Известия  АН  СССР,  отделение

Страницы: «« « 1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622  1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия