|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 » »» ("Суровые дни" Хуршилова). Иск-во Н. характеризуется богатством
жизненных наблюдений, эмоциональной силой, острой выразительностью,
сочным, бытовым юмором, особенно ярко проявившимися в характерных ролях.
старая Хадижат ("Горянка" Гамзатова), сварливая старая кокетка Гуарши
("По горным дорогам" Да-удова и Закарьяева). Снималась в кино. Е. /Ь'.
НАВМАХЙЯ (греч. ???????? - морское сражение) -зрелище в Др. Риме,
воспроизводящее морской бой. Н. устраивалась на озере, на выкопанном для
этой цели пруду или на арене амфитеатра, а также т-ра, затопленного
водой. Первая известная нам Н. была устроена Цезарем в 46 до н. э.
Бойцы, принимавшие участие в Н., назывались навмахариями и набирались из
числа гладиаторов, военнопленных и осужд„нных на смерть преступников.
Изредка это были добровольцы. Н. представляла собой один из видов
кровавых зрелищ, характерных для эпохи Рим. империи. Обычно носила
театрализованную форму. Нередко воссоздавала к.-н. общеизвестное морское
сражение прошлого (морские эпизоды Пелопоннес-ской, греко-персидских
войн и др.).
Лит.: Фридл ендер Л., Картины из бытовой истории Рима в эпоху от
Августа до конца династии Антонинов, ч. 1, в кн.: Общая история
европейской культуры, под ред. И. М. Гревса [и др.], т. 4, СПБ, 1914. С.
А.
НАГАЕВ, Энвер Хасанович (р. 28. I. 1922) - татарский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). Чл.
Коммунистич. партии с 1960. В 1950 окончил Казанское художеств. уч-ще. В
1946-54-художник-исполнитель. С 1954- художник Тат. т-ра оперы и балета
им. Мусы Джалиля (Казань).
Спектакли: "Иоланта" Чайковского (1952), "Ильдар" Жиганова (1954),
"Чио-Чио-сан" (1955), "Севильский цирюльник" (1956); "Джалиль" Жиганова
(1957), "Чародейка" Чайковского (1958), "Паяцы" (1958); "Русалка"
Даргомыжского (1959), "Горная быль" Ключар„ва (1959), "Тропою грома"
Караева (1959), "Раушан" Хабибуллина (1960) и др. Написал эскизы
декораций к ряду спектаклей Т-ра им. Камала (Казань). X. К.
НДГАУТА - одна из песенных форм в японской музыке. Сложилась в 17 в.
в Эдо (Токио) как муз.-песенное сопровождение танца в т-ре Кабуки.
Лит. (на япон. яз.): Яманэ Гиндзи, Онгаку-но рэкиси, Токио, 1957.
Л.Г.
НАДАЙ - звание, присуждаемое высококвалифицированным акт„рам в
японском театре Кабуки. Первоначально термин "Н." в т-ре Кабуки означал
афиши, к-рые вешали на фасаде театр. здания. На них помещали портреты
ведущих исполнителей. Затем так стали называть акт„ров, к-рые могли быть
изображены на такой афише. Дети и ученики крупных акт„ров с начала
сценич. деятельности носят это наименование. Др. акт„ры получают его
лишь после достижения определ„нного уровня исполнительского мастерства с
разрешения учителя и руководителя труппы. В 17-19 вв. акт„ры этой
категории получали более высокое вознаграждение, лучшие роли и др.
привилегии. Со временем требования, предъявляемые для перевода в
категорию Н., стали менее ж„сткими, число акт„ров этой категории
возросло и значение этого звания было утеряно. Л. Г.
НАДАШДИ (Nadasdy), Кальман (р.25.Х1.1904) - венгерский режисс„р оперы
и драмы, педагог. Нар. арт. ВНР (1952). Начал свою деятельность как
режисс„р в 1934. С 1959 - директор и гл. реж. Т-ра оперы и балета в
Будапеште. Спектакли: "Секейская прядильня" Кодая (1952), "Молодая
гвардия" Мейтуса (1953), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1957), "Галька"
Монюшко (1958) и др. Пост. драматич. спектакли в Нац. т-ре: "Отелло"
(1954), "Ричард III" (1955) и др. Занимается педагогич. деятельностью
(профессор Театр, ин-та в Будапеште). Пр. им. Ко-шута (1950, 1954).
Лит.: Г е р ш к о в и ч А. А., Совр. венгерский театр. М., 1963. А.
Гер.
НАДАШИ (Nadasi), Ференц (р. 16. X. 1893) - венгерский артист балета,
балетмейстер и педагог. В 1910-11 учился в Петербурге у Э. Чеккетти, в
1913-15 у Гуэрры в Будапеште. В 1913-21 - солист балетной труппы
Оперного т-ра. В 1937-62- балетмейстер Т-ра оперы и балета в Будапеште.
Пост. балеты: "Сильвия" Делиба (1943), "День рождения инфанты" (1948) и
др. На основе системы К. Блазиса и Чеккетти разработал свой метод
обучения классич. танцу. За 25 лет педагогич. деятельности воспитал
(совм. с женой М. Вюте-Бауш) неск. поколений венг. танцовщиков и
танцовщиц. В 30-40-е гг. гастролировал за рубежом как танцовщик (посетил
22 страны). Г. Кор., Гед. Д.
НАДЕЖДИН (псевд.- Никодим Н а д о у м к о), Николай Иванович [5
(17).X. 1804-11 (23). I. 1856]- русский литературный и театральный
критик, уч„ный (филолог, историк, географ, археолог). В конце 20-х гг.
сотрудничал в журн. "Вестник Европы". В 1831-35 - проф. Моск. ун-та по
кафедрам теории изящных иск-в и археологии. Одновременно - издатель,
редактор передового в 30-х гг. журн. "Телескоп" (1831-36), выходившего с
постоянным приложением "Молва" (газета), на страницах к-рых печатали
свои лит. работы В. Г. Белинский, Н. П. Огар„в, А. И. Герцен, Н. В.
Станкевич и др. За опубликование в журнале "Философических писем" П. Я.
Чаадаева издание было закрыто, а Н. сослан в Усть-Сысольск (1836-38). Н.
принадлежит цикл статей о моек. гастролях В. А. Каратыгина - "Письма в
Петербург" ["Молва", 1833, јј 44- 48, 50, 56; 1835, јј 16, 17, 19;
написаны под псевд. П. Щ. (псевдоним этот долго оставался неизвестным;
приписывался одно время С. Т. Аксакову)]. Анализируя в этих статьях
вопросе двух направлениях в рус. акт„рском иск-ве - каратыгинском и
мочаловском (см. ст. Каратыгин, Мочалов, Искусство акт„ра), Н. отвергал
каратыгинское направление как чуждое принципам верности жизни,
естественности, простоты, одним из первых попытался дать
философско-эстетич. обоснование реализма как гл. пути развития рус.
т-ра. Вокруг статей Н. завязался ожесточ„нный спор, поднятый
приверженцами петербургского артиста во главе с известным в ту пору
реакционным критиком и поэтом С. П. Шевыр„вым ("Молва", 1833. јј 52-58,
60.61). С новой силой спор разгорелся во время моек. гастролей
Каратыгина в 1835, когда к мнению Н. присоединился молодой Белинский со
своей театрально-критич. стать„й "И мо„ мнение об игре г. Каратыгина"
("Молва", 1835, јј 17 и 18).
Лит.: Ч ернышевскийН.Г., Очерки гоголевского периода русской
литературы, ст. 4, Полное собр. соч. т. 3, М., 1947; О с о в ц о в С.,
Разгадка-П. Щ., "Театр" 1953,ј 9,с. 149-59; его же, К спорам о
псевдониме "П.Щ." "Русская литература", 1959, ј 4, с, 174-85; Нечаева В.
С., В. Г. Белинский. Учение в университете и работа в "Телескопе" и
"Молве". 1829-1836, М., 1954, с. 195-204, 273-319, 345-405; е„ же, Кому
принадлежат статьи, подписанные П. Щ.?, "Известия АН СССР, отделение
Страницы: «« « 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |