|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 » »» подготовки спектаклей и выступлений (наличие помещения и др.). Возникнув
на обществ. началах как проявление творч. инициативы трудящихся, Н. т.
призваны сыграть большую роль в деле коммунистич. воспитания народа.
Программа КПСС, принятая XXII съездом партии, определила место и
значение самодеят. т-ра: "Развитие и обогащение художественной
сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой
художественной самодеятельности и профессионального искусства" (1961, с.
130).
Преобразование театр. коллективов, сельских и районных домов и
дворцов культуры в Н.т. происходит на основании приказа министра
культуры республики (порядок работы Н. т. в РСФСР регламентирован
"Положением о любительском драматическом театре", утвержд„нным
Министерством культуры РСФСР от 19 мая 1959), преобразование коллективов
профсоюзных клубов - постановлениями республиканских (краевых,
областных) Советов профсоюзов ("Положение о народных самодеятельных
театрах профсоюзов", утверждено Секретариатом ВЦСПС от 9 янв. 1961),
т-ров Армии и Флота - приказами Политуправления.
Первые Н. т. возникли в 1959 в с„лах Бутурли-новка и Никольском
(Воронежская обл.), Нариманове и Красном Яре (Астраханская обл.),
Бессонове (Пензенская обл.). В Москве в 1960 звание Н. т. получили г-ры
завода им. Лихач„ва (ЗИЛ), Метростроя, милиции; в Ленинграде - т-р
Выборгской стороны. К 1964 в Сов. Союзе насчитывалось 760 Н. т.
Н. т. ставят лучшие произв. сов. и классич. драматургии. Особое
значение имеет деятельность Н. т. в небольших городах, не имеющих проф.
т-ра. Помимо драм. т-ров, значит, распространение получили также Н. т.
др. жанров: оперные (Н. т. Новочеркасского политехнич. ин-та. Ростовская
обл.; Химич. комбината в г. Грозном, Верхисетского з-да, Свердловская
обл.), балетные (Н. т. Новокузнецкого металлургич. комбината, з-да "Серп
и молот" в Москве), оперно-балетные (Н. т. Дома культуры им. Кирова в
Ленинграде, Рыбокомбината в Астрахани), муз.-драматические (Н. т. Дома
культуры им. Кирова в Мурманске, пос„лка Цимлянского Ростовской обл.,
Клайпед-ский Н. т. Литов. ССР), муз. комедии (Н. т. Дома культуры им.
10-го года Татарии в Казани, Дома культуры строителей в Рязани), Юного
зрителя (Н. т. Дома культуры металлургов в Свердловске, Дома культуры в
Перми, Дома работников просвещения в Ростове-на-Дону). Работают
национальные Н. т. (башкирский - в селе Янауль, дагестанский - в селе
Хив, бурятский-в г. Усть-Ордынске и др.). Нек-рые Н. т. имеют 2
труппы-русскую и национальную. Н. т. возглавляют гл. режисс„р, художник;
в оперных Н. т.-также и дириж„р, хормейстер, концертмейстер, в балетных
- балетмейстер, к-рые являются штатными работниками. Акт„ры и др.
участники спектаклей выполняют свои обязанности в обществ, порядке.
В большинстве Н. т. систематически вед„тся учебная работа по
мастерству акт„ра, сценич. речи, гриму, сценич. движению и др. При
нек-рых Н. т. (напр.. при Н. т. ЗИЛ) созданы спец. студии. Мн.
режисс„ры- руководители Н. т.- удостоены звания засл. деят. иск-в: И. В.
Стрепихеев (Н. т. г. Ступино, Моск. обл.), Б. Аглинцев (Н. т.
Краснооктябрьского Дома культуры в г. Волгограде), Н. Никольский (Н. т.
Дома культуры автозавода в г. Горьком). Постоянную помощь Н. т.
оказывают проф. т-ры, Всероссийское театр. об-во. Периодически
проводятся смотры Н. т. В первом смотре сельских Н. т. (1961-62) приняло
участие 119 т-ров.
Лит.: Народные театры. Сб. статей, М., 1962; О народных театрах. Сб.
статей, Л.-М.,1960; Народные театры на Львов-щине. Сб. статей, Львов,
1960; Рожденные жизнью. Народные театры, [Воронежской, Пензенской,
Астраханской и Ивановской обл.]. М., 1959; Я щ и нин Б. М., Колхозный
театр. М., 1960. BUK. M.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР (Folketeatret) - один из старейших датских частных
т-ров. Осн. в 1857 в Копенгагене антрепрен„ром X. В. Ланге. В 60- 70-е
гг. репертуар Н. т. состоял из водевилей Хо-струпа, Скриба, мелодрам
Сарду, оперетт Оффенбаха, низкопробных фарсов и т. н. "народных" комедий
из крестьянского быта, рассчитанных на непритязательные вкусы мелкобурж.
публики. К концу 19- нач. 20 вв. творч. программа Н. т. изменилась. В
это время руководство т-ра привлекло в качестве режисс„ра Г. Банга,
актрис Б. Ипсен, В. Нансен, С. Нейендам, акт„ров Ф. Хедта, П.
Фьельструпа, П. Р„ймертаидр. В связи с ликвидацией репертуарной
монополии Королевского т-ра Н. т. получил возможность ставить комедии
Мольера, Хольберга, Овер-скоу и др. классиков мировой и нац.
драматургии. Ставились также драмы Ибсена, Бь„рнсона (Н. т. впервые в
мире осуществил постановку 2-й ч. "Свыше наших сил"), Г. Хейберга, Я.
Бергстр„ма, Г. Вида. В 30-е гг.20 в., с приходом к руководству Т.
Лар-сена, сумевшего создать сильную труппу, в репертуар т-ра вошли пьесы
К. Мунка, С. Клаусена, Э. К. Соя, Ж. Жироду, затрагивающие важные
обществ, проблемы. Н. т. не является репертуарным (один и тот же
спектакль ид„т ежевечерне, пока не сменяется другим), наряду со значит,
произв. клас-сич. и совр. драматургии ставятся пошлые комедии
второстепенных авторов. В труппе т-ра (1962): актрисы X. Виркнер, Б.
Федерспиль, У. Локк, М. Йоргенсен, акт„ры X. Кьерульф-Шмидт, Ф.
Хель-мут, О. Спроге, О. Висборг и др.
Лит.: Neiiendam R., Folketeatrets historie, Kbh., 1945; Engberg H.,
Dansk teater i halvtredserne, Kbh.. П959]. Вл. M.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ ИВАНА ВАЗОВАновое название (с 1962) Народного
театра им. К. Са-рафова в Софии. См. Болгарский народный театр им.
Крыстю Сарафова.
НАРбДНЫИ ТЕАТР НА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ВЙСТАВКЕ - русский театр.
существовавший в Москве в 1872. Возник по инициативе группы обществ,
деятелей, возглавлявших "Комиссию отдела попечения о рабочих" при
учредительном комитете Всерос. Политехнич. выставки 1872 на средства,
собранные пут„м обществ, пожертвований. В деятельности Н. т. сказалось
влияние прогрессивных идей 60-х гг. Значит, воздействие на Н. т. оказали
принципы, выдвинутые А. Н. Островским, боровшимся за создание
общедоступного т-ра. В труппу были привлечены крупнейшие акт„ры
провинции (Н. X. Рыбаков, К. Ф. Берг и др.), талантливые молодые акт„ры
(В. А. Макшеев, М. И. Писарев и др.). Руководителем т-ра был видный
акт„р и режисс„р А. Ф. Федотов. Т-р открылся 4 июня 1872 спектаклем
"Ревизор". Основу репертуара составляли произв. рус. классич.
драматургии - пьесы Фонвизина ("Недоросль"), Пушкина ("Русалка"),
Островского ("Бедность не порок", "Тяж„лые дни" и др.). Гоголя. На сцене
Н. т. впервые в Москве ставились в не искаж„нном цензурой виде "Ревизор"
и "Свои люди - сочт„мся". В Н. т. были пост. и муз. спектакли - "Жизнь
за царя" Глинки (один акт), "Русалка" Даргомыжского, "Мельник - колдун,
Страницы: «« « 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |