Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631  1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641  » »»

подготовки спектаклей и выступлений (наличие помещения и др.). Возникнув
на обществ. началах как проявление творч. инициативы трудящихся,  Н.  т.
призваны сыграть большую роль в  деле  коммунистич.  воспитания  народа.
Программа  КПСС,  принятая  XXII  съездом  партии,  определила  место  и
значение  самодеят.  т-ра:   "Развитие   и   обогащение   художественной
сокровищницы  общества  достигается   на   основе   сочетания   массовой
художественной самодеятельности и профессионального искусства" (1961, с.
130).
   Преобразование  театр.  коллективов,  сельских  и  районных  домов  и
дворцов  культуры  в  Н.т.  происходит  на  основании  приказа  министра
культуры республики  (порядок  работы  Н.  т.  в  РСФСР  регламентирован
"Положением   о   любительском   драматическом   театре",   утвержд„нным
Министерством культуры РСФСР от 19 мая 1959), преобразование коллективов
профсоюзных   клубов   -   постановлениями   республиканских   (краевых,
областных) Советов  профсоюзов  ("Положение  о  народных  самодеятельных
театрах профсоюзов", утверждено Секретариатом ВЦСПС  от  9  янв.  1961),
т-ров Армии и Флота - приказами Политуправления.
   Первые Н. т. возникли в  1959  в  с„лах  Бутурли-новка  и  Никольском
(Воронежская  обл.),  Нариманове  и  Красном  Яре  (Астраханская  обл.),
Бессонове (Пензенская обл.). В Москве в 1960 звание Н. т. получили  г-ры
завода им. Лихач„ва (ЗИЛ),  Метростроя,  милиции;  в  Ленинграде  -  т-р
Выборгской стороны. К 1964 в Сов. Союзе насчитывалось 760 Н. т.
   Н. т. ставят лучшие  произв.  сов.  и  классич.  драматургии.  Особое
значение имеет деятельность Н. т. в небольших городах, не имеющих  проф.
т-ра. Помимо драм. т-ров, значит, распространение получили также  Н.  т.
др. жанров: оперные (Н. т. Новочеркасского политехнич. ин-та. Ростовская
обл.; Химич. комбината в г. Грозном,  Верхисетского  з-да,  Свердловская
обл.), балетные (Н. т. Новокузнецкого металлургич. комбината, з-да "Серп
и молот" в Москве), оперно-балетные (Н. т. Дома культуры  им.  Кирова  в
Ленинграде, Рыбокомбината в Астрахани), муз.-драматические (Н.  т.  Дома
культуры им. Кирова в Мурманске, пос„лка  Цимлянского  Ростовской  обл.,
Клайпед-ский Н. т. Литов. ССР), муз. комедии (Н. т.  Дома  культуры  им.
10-го года Татарии в Казани, Дома культуры строителей в  Рязани),  Юного
зрителя (Н. т. Дома культуры металлургов в Свердловске, Дома культуры  в
Перми,  Дома  работников  просвещения   в   Ростове-на-Дону).   Работают
национальные Н. т. (башкирский - в селе Янауль, дагестанский  -  в  селе
Хив, бурятский-в  г.  Усть-Ордынске  и  др.).  Нек-рые  Н.  т.  имеют  2
труппы-русскую и национальную. Н. т. возглавляют гл. режисс„р, художник;
в оперных Н. т.-также и дириж„р, хормейстер, концертмейстер, в  балетных
- балетмейстер,  к-рые  являются  штатными  работниками.  Акт„ры  и  др.
участники спектаклей выполняют свои обязанности в обществ, порядке.
   В  большинстве  Н.  т.  систематически  вед„тся  учебная  работа   по
мастерству акт„ра, сценич. речи,  гриму,  сценич.  движению  и  др.  При
нек-рых Н.  т.  (напр..  при  Н.  т.  ЗИЛ)  созданы  спец.  студии.  Мн.
режисс„ры- руководители Н. т.- удостоены звания засл. деят. иск-в: И. В.
Стрепихеев  (Н.  т.  г.  Ступино,  Моск.  обл.),  Б.  Аглинцев  (Н.   т.
Краснооктябрьского Дома культуры в г. Волгограде), Н. Никольский (Н.  т.
Дома  культуры  автозавода  в  г.  Горьком).  Постоянную  помощь  Н.  т.
оказывают  проф.  т-ры,   Всероссийское   театр.   об-во.   Периодически
проводятся смотры Н. т. В первом смотре сельских Н. т. (1961-62) приняло
участие 119 т-ров.
   Лит.: Народные театры. Сб. статей, М., 1962; О народных театрах.  Сб.
статей, Л.-М.,1960; Народные театры на Львов-щине.  Сб.  статей,  Львов,
1960;  Рожденные  жизнью.  Народные  театры,  [Воронежской,  Пензенской,
Астраханской и Ивановской обл.]. М., 1959; Я щ и нин  Б.  М.,  Колхозный
театр. М., 1960. BUK. M.
   НАРОДНЫЙ ТЕАТР (Folketeatret) - один  из  старейших  датских  частных
т-ров. Осн. в 1857 в Копенгагене антрепрен„ром X. В. Ланге. В  60-  70-е
гг. репертуар Н. т. состоял из  водевилей  Хо-струпа,  Скриба,  мелодрам
Сарду, оперетт Оффенбаха, низкопробных фарсов и т. н. "народных" комедий
из крестьянского быта, рассчитанных на непритязательные вкусы мелкобурж.
публики. К концу 19- нач. 20 вв. творч. программа Н.  т.  изменилась.  В
это время руководство т-ра привлекло  в  качестве  режисс„ра  Г.  Банга,
актрис  Б.  Ипсен,  В.  Нансен,  С.  Нейендам,  акт„ров  Ф.  Хедта,   П.
Фьельструпа,  П.  Р„ймертаидр.  В  связи  с   ликвидацией   репертуарной
монополии Королевского т-ра Н. т. получил  возможность  ставить  комедии
Мольера,  Хольберга,  Овер-скоу  и  др.   классиков   мировой   и   нац.
драматургии. Ставились также драмы Ибсена, Бь„рнсона (Н.  т.  впервые  в
мире осуществил постановку 2-й ч. "Свыше наших сил"),  Г.  Хейберга,  Я.
Бергстр„ма, Г. Вида. В 30-е  гг.20  в.,  с  приходом  к  руководству  Т.
Лар-сена, сумевшего создать сильную труппу, в репертуар т-ра вошли пьесы
К. Мунка, С. Клаусена,  Э.  К.  Соя,  Ж.  Жироду,  затрагивающие  важные
обществ, проблемы. Н.  т.  не  является  репертуарным  (один  и  тот  же
спектакль ид„т ежевечерне, пока не сменяется другим), наряду со  значит,
произв.  клас-сич.  и  совр.   драматургии   ставятся   пошлые   комедии
второстепенных авторов. В труппе т-ра (1962):  актрисы  X.  Виркнер,  Б.
Федерспиль,  У.  Локк,  М.  Йоргенсен,  акт„ры  X.  Кьерульф-Шмидт,   Ф.
Хель-мут, О. Спроге, О. Висборг и др.
   Лит.: Neiiendam R., Folketeatrets historie, Kbh., 1945;  Engberg  H.,
Dansk teater i halvtredserne, Kbh.. П959]. Вл. M.
   НАРОДНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ ИВАНА ВАЗОВАновое название  (с  1962)  Народного
театра им. К. Са-рафова в  Софии.  См.  Болгарский  народный  театр  им.
Крыстю Сарафова.
   НАРбДНЫИ  ТЕАТР  НА  ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ  ВЙСТАВКЕ   -   русский   театр.
существовавший в Москве в 1872. Возник  по  инициативе  группы  обществ,
деятелей,  возглавлявших  "Комиссию  отдела  попечения  о  рабочих"  при
учредительном комитете Всерос. Политехнич. выставки  1872  на  средства,
собранные пут„м обществ, пожертвований. В деятельности Н.  т.  сказалось
влияние прогрессивных идей 60-х гг. Значит, воздействие на Н. т. оказали
принципы,  выдвинутые  А.  Н.   Островским,   боровшимся   за   создание
общедоступного  т-ра.  В  труппу  были  привлечены   крупнейшие   акт„ры
провинции (Н. X. Рыбаков, К. Ф. Берг и др.), талантливые молодые  акт„ры
(В. А. Макшеев, М. И. Писарев и  др.).  Руководителем  т-ра  был  видный
акт„р и режисс„р А. Ф. Федотов. Т-р  открылся  4  июня  1872  спектаклем
"Ревизор".  Основу   репертуара   составляли   произв.   рус.   классич.
драматургии  -  пьесы  Фонвизина  ("Недоросль"),  Пушкина   ("Русалка"),
Островского ("Бедность не порок", "Тяж„лые дни" и др.). Гоголя. На сцене
Н. т. впервые в Москве ставились в не искаж„нном цензурой виде "Ревизор"
и "Свои люди - сочт„мся". В Н. т. были пост. и муз. спектакли  -  "Жизнь
за царя" Глинки (один акт), "Русалка" Даргомыжского, "Мельник -  колдун,

Страницы: «« « 1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631  1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия