Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 » »» Houssaye A., La Comedie-Francaise. 1680- 1880, P., [1880]; Memoires de Fleury de la Comedie-Francaise, ser. 1-2, P., 1903. Д. Гит. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРОВ - передача в собственность государства театров, ранее принадлежавших частным лицам или отдельным организациям. В СССР Н. т. была подготовлена рядом мероприятий Сов. власти. 9 (22) ноября 1917 был издан декрет СНК, по к-рому контроль над деятельностью т-ров был возложен на отдел иск-в Гос. комиссии по просвещению (впоследствии - Нар. комиссариата по просвещению) . С янв. 1918, по распоряжению Нар. комиссариата, моек. т-ры были переданы в ведение Художеств, отдела Моск. совета, а на периферии - в ведение местных Советов. С авг. 1918 в Наркомпросе был организован спец. Театр, отдел (ТЕО), в задачи к-рого входило: "а) общее руководство театр. делом в стране в широком гос. масштабе, б) создание новых т-ров в связи с перестройкой государственности и общественности на началах социализма, в) упорядочение художественно-проф. жизни в сфере театра" (из Положения о Театр, отделе Нар. комиссариата по просвещению, см. Сб. декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию, вып. l, M., 1919, с. 141). Завершающим актом этих законодат. и организац. мероприятий по Н. т. явился декрет СНК от 26 авг. 1919 за подписью В. И. Ленина "Об объединении театрального дела" (ж. "Вестник т-ра", М., 1919, ј 33, газ. "Известия", 19 сент. 1919). Согласно этому документу, был учрежд„н Центральный театральный комитет (Центротеатр) при Нар. комиссариате по просвещению. Центро-театру было поручено осуществлять руководство всеми т-рами (ТЕО стал "исполнительным аппаратом Центротеатра"), а т-р стал отныне нац. достоянием, обеспечивался гос. субсидией. После 2-й мировой войны Н. т. проведена в странах социалистич. лагеря. В Польше в авг. 1946 были определены новые принципы организации театр. дела, согласно к-рым т-ры должны были субсидироваться гос-вом. В Болгарии т-ры перешли в ведение гос-ва. В Чехословакии Нац. собрание приняло "Закон о театре", в силу к-рого т-ры были переданы органам нар. управления. Сходные по характеру мероприятия были предприняты и в др. социалистич. странах. Лит.: О с н о с Ю., Исторический декрет, "Театр", 1947, .ј 7; Ростоцкий Б. И., К истории борьбы за идейность и реализм советского театра, М., 1950, с. 11-14; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с. 25-27. А. Шн. НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА - см. "Гранд-Опера)}. "НАЦИОНАЛЬНАЯ СЦЕНА" (Den Nationale Scene)- старейший норвежский театр. Осн. в Бергене в 1850 У. Буллем под назв. "Норвежский театр" в Бергене. Был первым подлинно нац. т-ром, труппа состояла из акт„ров-норвежцев, спектакли шли на норв. яз. (бергенский диалект). Идейно-художеств. программа т-ра сформировалась в борьбе за нац. независимость, отечеств, культуру, за воспитание зрителей в духе патриотизма. Особенно плодотворным было первое десятилетие деятельности т-ра, когда здесь работали как художественные руководители режисс„ры и драматурги Г. Ибсен (в 1852-56), Б. Бь„рнсон (в 1857-58). Они заложили основы норв. режиссуры, воспитали ряд акт„ров-реалистов. Уход из труппы мн. ведущих исполнителей, материальные затруднения привели к закрытию т-ра в 1863. Т-р возобновил работу в 1876 под назв. "Н. с.". Значит, вклад в нац. сценич. реалистич. иск-во внесли акт„ры Ю. Дюбвад, А. Мувинкель, И. Шанхе, Г. Томассен, В. Расмус-сен, Д. Йоханнесен, В. Иварсон, X. Стармоэн и др. (конец 19- нач. 20 вв.). В 20-40-е гг. т-р пропагандировал прогрессивную норв. драматургию, ставил пьесы О. Бротена, Ю. Боргена, Н. Грига, X. Крога. С нач. 50-х гг. т-р из-за фин. трудностей ставит коммерч. развлекат. спектакли. Лит.: Blanc T., Norges forste nationale scene, Christiania, 1884, Lorentzen В., Det forste norske teater, Bergen, 1949. Вл. М. НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР, ТНП (Theatre National Populaire, TNP),французский театр. Один из крупнейших и наиболее прогрессивных совр. т-ров Франции. Является государственным наряду с "Коадеди Франсез", "Гранд-Опера" и "Опера комик". Осн. в 1920 в Париже. Первым директором, режисс„ром и вдохновителем ТНП был Ф. Жемъе. После его смерти (1933) ТНП приш„л в упадок. Новый этап в истории т-ра начался в 1951, когда директором ТНП был назначен Ж. В ил ар, заново сформировавший труппу, определивший репертуар, эстетич. принципы т-ра. Вилар поставил перед собой задачу придать театр. иск-ву общенац. значение, приблизить т-р к массовому зрителю, к народу. Стремясь сделать т-'р общедоступным, Вилар осуществил ряд органи-зац. мероприятий: были удешевлены цены на билеты, устраивались выездные спектакли в рабочие предместья Парижа, гастрольные поездки по провинции. В своей художеств. практике ТНП противостоит и изощр„нному иск-ву эксперимент, модернистских т-ров, и псевдодемократич. иск-ву совр. т-ров бульваров. Репертуар ТНП состоит гл. обр. из классич. произв. мировой драматургии. Спектакли идут почти без декораций и реквизита, из элементов оформления активную роль играют театр. костюм, освещение. Гл. внимание постановщика сосредоточено на акт„ре, от к-рого требуется высокое мастерство сценич. слова, прозрачная ясность мысли. Спектакли ТНП восстанавливают в сценич. иск-ве монументальный стиль, но, в отличие от мн. спектаклей конца 19 в., пост. ТНП насыщены большим внутр. драматизмом. В т-ре работали такие акт„ры, как Ж. Филип, Д. Сорано, М. Ка-зарес. В 50-х гг. т-р избегал прямых связей с злободневными политич. проблемами времени, стремился прежде всего пропагандировать отвлеч„нные художеств. и гражд. идеалы. С нач. 60-х гг. под влиянием продолжающегося обострения междунар. и вну-триполитич. обстановки в ТНП возникло стремление к открытой гражд. тенденциозности, гуманистич. и демократич. активности. Для первого периода наиболее характерны спектакли: "Сид" Корнеля (1951), "Принц Гомбургский" Клейста (1952), "Дон Жуан" Мольера (1953), для последних лет -"Карьера Артуро Уи" Брехта (1960), "Мир" по Аристофану (1961). Первые спектакли Вилара в ТНП следовали франц. театр. традициям, в последних ощущается воздействие т-ра Брехта. Новые тенденции ТНП вызвали недовольство со стороны гос. властей. В 1963 Ж. Вилар оставил пост директора т-ра. Директором ТНП был назначен акт„р и режисс„р Ж. Вильсон. Т-р работает в здании дворца Шайо; зрительный зал рассчитан на 2800 мест. В 1956 и 1961 ТНП гастролировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград). Лит.: Beig'beder M., Le theatre en France depuis la liberation, [P.], 1959; V i 1 a r J., De la tradition theatrale, P., 1955; в рус. пер.Вилар Ж., О театральной традиции, М., 1956; Триоле Э., Жан Вилар, Страницы: «« « 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |