Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637  1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647  » »»

Houssaye A., La Comedie-Francaise. 1680- 1880, P., [1880];  Memoires  de
Fleury de la Comedie-Francaise, ser. 1-2, P., 1903. Д. Гит.
   НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ  ТЕАТРОВ  -  передача  в   собственность   государства
театров, ранее принадлежавших частным лицам или отдельным  организациям.
В СССР Н. т. была подготовлена рядом мероприятий  Сов.  власти.  9  (22)
ноября 1917 был издан декрет СНК, по к-рому контроль  над  деятельностью
т-ров  был  возложен  на  отдел  иск-в  Гос.  комиссии  по   просвещению
(впоследствии - Нар. комиссариата по просвещению) .
   С янв. 1918, по  распоряжению  Нар.  комиссариата,  моек.  т-ры  были
переданы в ведение Художеств, отдела Моск. совета, а на  периферии  -  в
ведение местных Советов. С авг. 1918 в Наркомпросе был организован спец.
Театр, отдел (ТЕО), в  задачи  к-рого  входило:  "а)  общее  руководство
театр. делом в стране в широком гос. масштабе, б) создание новых т-ров в
связи с  перестройкой  государственности  и  общественности  на  началах
социализма, в) упорядочение художественно-проф. жизни  в  сфере  театра"
(из Положения о Театр, отделе Нар. комиссариата по просвещению, см.  Сб.
декретов и  постановлений  рабочего  и  крестьянского  правительства  по
народному образованию, вып. l, M., 1919, с. 141). Завершающим актом этих
законодат. и организац. мероприятий по Н. т. явился  декрет  СНК  от  26
авг. 1919 за подписью В. И. Ленина "Об  объединении  театрального  дела"
(ж. "Вестник т-ра", М., 1919, ј 33, газ.  "Известия",  19  сент.  1919).
Согласно этому документу, был учрежд„н Центральный  театральный  комитет
(Центротеатр) при Нар. комиссариате по просвещению.  Центро-театру  было
поручено осуществлять руководство всеми т-рами (ТЕО стал "исполнительным
аппаратом  Центротеатра"),  а   т-р   стал   отныне   нац.   достоянием,
обеспечивался гос. субсидией.
   После 2-й мировой  войны  Н.  т.  проведена  в  странах  социалистич.
лагеря. В Польше в авг. 1946 были определены новые принципы  организации
театр. дела, согласно к-рым т-ры должны были субсидироваться гос-вом.  В
Болгарии т-ры перешли в ведение гос-ва.  В  Чехословакии  Нац.  собрание
приняло "Закон о театре", в силу к-рого т-ры были переданы органам  нар.
управления. Сходные по характеру мероприятия были предприняты  и  в  др.
социалистич. странах.
   Лит.: О с н о  с  Ю.,  Исторический  декрет,  "Театр",  1947,  .ј  7;
Ростоцкий Б. И., К истории борьбы  за  идейность  и  реализм  советского
театра, М., 1950, с. 11-14;
   Очерки истории русского советского драматического театра, т.  1,  М.,
1954, с. 25-27. А. Шн.
   НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА - см. "Гранд-Опера)}.
   "НАЦИОНАЛЬНАЯ СЦЕНА"  (Den  Nationale  Scene)-  старейший  норвежский
театр. Осн. в Бергене в 1850 У. Буллем под назв.  "Норвежский  театр"  в
Бергене.  Был  первым  подлинно   нац.   т-ром,   труппа   состояла   из
акт„ров-норвежцев, спектакли шли  на  норв.  яз.  (бергенский  диалект).
Идейно-художеств.  программа  т-ра  сформировалась  в  борьбе  за   нац.
независимость,  отечеств,  культуру,  за  воспитание  зрителей  в   духе
патриотизма. Особенно плодотворным было первое десятилетие  деятельности
т-ра, когда здесь работали как художественные руководители  режисс„ры  и
драматурги Г. Ибсен (в 1852-56), Б. Бь„рнсон (в 1857-58).  Они  заложили
основы норв. режиссуры, воспитали ряд акт„ров-реалистов. Уход из  труппы
мн. ведущих исполнителей, материальные затруднения  привели  к  закрытию
т-ра в 1863. Т-р возобновил работу в 1876 под  назв.  "Н.  с.".  Значит,
вклад в нац. сценич. реалистич.  иск-во  внесли  акт„ры  Ю.  Дюбвад,  А.
Мувинкель, И. Шанхе, Г.  Томассен,  В.  Расмус-сен,  Д.  Йоханнесен,  В.
Иварсон, X. Стармоэн и др. (конец 19- нач. 20 вв.). В  20-40-е  гг.  т-р
пропагандировал  прогрессивную  норв.  драматургию,  ставил   пьесы   О.
Бротена, Ю. Боргена, Н. Грига, X. Крога. С нач. 50-х гг. т-р из-за  фин.
трудностей ставит коммерч. развлекат. спектакли.
   Лит.: Blanc T., Norges forste  nationale  scene,  Christiania,  1884,
Lorentzen В., Det forste norske teater, Bergen, 1949. Вл. М.
   НАЦИОНАЛЬНЫЙ  НАРОДНЫЙ  ТЕАТР,  ТНП  (Theatre   National   Populaire,
TNP),французский театр. Один  из  крупнейших  и  наиболее  прогрессивных
совр.  т-ров  Франции.  Является  государственным  наряду   с   "Коадеди
Франсез", "Гранд-Опера" и "Опера комик". Осн. в 1920  в  Париже.  Первым
директором, режисс„ром и вдохновителем  ТНП  был  Ф.  Жемъе.  После  его
смерти (1933) ТНП приш„л в упадок. Новый этап в истории т-ра  начался  в
1951,  когда  директором  ТНП  был  назначен  Ж.   В   ил   ар,   заново
сформировавший труппу, определивший репертуар, эстетич.  принципы  т-ра.
Вилар  поставил  перед  собой  задачу  придать  театр.  иск-ву  общенац.
значение, приблизить т-р к массовому зрителю, к народу. Стремясь сделать
т-'р общедоступным, Вилар осуществил ряд органи-зац.  мероприятий:  были
удешевлены цены на билеты, устраивались  выездные  спектакли  в  рабочие
предместья Парижа, гастрольные поездки по провинции. В своей  художеств.
практике   ТНП   противостоит   и   изощр„нному   иск-ву    эксперимент,
модернистских т-ров, и псевдодемократич. иск-ву совр.  т-ров  бульваров.
Репертуар ТНП состоит гл. обр. из классич. произв. мировой  драматургии.
Спектакли идут почти без декораций и реквизита, из элементов  оформления
активную роль играют театр. костюм, освещение. Гл. внимание постановщика
сосредоточено на акт„ре, от к-рого требуется высокое мастерство  сценич.
слова, прозрачная ясность мысли. Спектакли ТНП восстанавливают в сценич.
иск-ве монументальный стиль, но, в отличие от мн.  спектаклей  конца  19
в., пост. ТНП насыщены большим внутр. драматизмом. В т-ре работали такие
акт„ры, как Ж. Филип, Д. Сорано, М. Ка-зарес.
   В 50-х  гг.  т-р  избегал  прямых  связей  с  злободневными  политич.
проблемами времени, стремился прежде всего пропагандировать  отвлеч„нные
художеств. и гражд. идеалы. С нач. 60-х гг. под влиянием продолжающегося
обострения  междунар.  и  вну-триполитич.  обстановки  в  ТНП   возникло
стремление к открытой гражд. тенденциозности, гуманистич. и  демократич.
активности. Для первого периода  наиболее  характерны  спектакли:  "Сид"
Корнеля (1951), "Принц Гомбургский" Клейста (1952), "Дон  Жуан"  Мольера
(1953), для последних лет -"Карьера Артуро Уи" Брехта (1960),  "Мир"  по
Аристофану (1961). Первые спектакли Вилара в ТНП следовали франц. театр.
традициям,  в  последних  ощущается  воздействие  т-ра   Брехта.   Новые
тенденции ТНП вызвали недовольство со стороны гос. властей.  В  1963  Ж.
Вилар оставил пост директора т-ра. Директором ТНП был назначен  акт„р  и
режисс„р Ж. Вильсон.
   Т-р работает в здании дворца Шайо; зрительный зал рассчитан  на  2800
мест. В 1956 и 1961 ТНП гастролировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград).
   Лит.: Beig'beder M., Le theatre en France depuis la liberation, [P.],
1959; V i 1 a r  J.,  De  la  tradition  theatrale,  P.,  1955;  в  рус.
пер.Вилар Ж., О театральной традиции, М., 1956; Триоле  Э.,  Жан  Вилар,

Страницы: «« « 1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637  1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия