|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 » »» Лит.: Grein A. A., J. Т. Grein: the story of a pioneer. 1862-1935,
L., 1936; Бернард Шоу о драме и театре, пер. с англ., М., 1963.
НЕЗВАЛ (Nezval), Витезслав (26.V.1900-6.IV.1958)-чешский писатель и
драматург. Нар. писатель ЧССР (1953). Чл. компартии ЧССР с 1923. Был
членом "Де-ветсила", объединявшего передовые круги интеллигенции,
принимал участие в 1925 в создании "Освобожд„нного т-ра". Вместе с
Волькером и В. Ванчурой писал для этого т-ра либретто, пьесы и
пантомимы:
"Депеша на колесиках" (1926), "Страх" (1930), "Влюбл„нные из киоска"
(1932), "Дельфийский оракул" (1935), "Лоретка" (1941). Лучшее
драматургич. произв. Н.- философская драма "Сегодня еще заходит солнце
над Атлантидой" (1956, Т-р им. И. К. Тыла, Прага), в к-рой широко
используются аллегории, символика, поэтич. метафоры. Н. переделал пьесу
"Женитьба Фигаро" ("Новый Фигаро") и др., написал радиопьесы, либр. опер
- "Бубу с Монпарнаса" Бу-риана (1929), "Голос леса" Мартину (1936). Гос.
пр. (1951 и 1952) и Междунар. пр. Мира (1953).
Соч.: Z meho zivota, Praha, 1957-58; Dnes jeste zapada slunce nad
Atlantidou, Praha, 1958; Novy Figaro, Praha, 1961.
Лит.: Taufer J., Narodni umelec V. Nezval, Praha, 1957. Л.Сол.
НЕЗЛОБИН, Константин Николаевич (1857 - 1930) - русский антрепрен„р,
режисс„р, акт„р. Выступал в любительских спектаклях (с 1883). В 18901892
играл в различных провинциальных т-рах. В 1893 начал антрепрен„рскую
деятельность (Харьков). Держал антрепризы в Риге, Вильно, Новочеркасске,
в 1909-17 - в Москве (см. Незлобина театр). В труппах Незлобина в разное
время работали режисс„ры - К. А. Марджанов, Г. В. Гловацкий, Ф. Ф.
Комиссаржевский, акт„ры - Н. П. Асланов, В. Л. Юренева, Е. Т. Жихарева,
Е. Н. Рощина-Инсарова, С. Л. Кузнецов, Е. Н. Линина, В. В.
Максимов, А. П. Нелидов, Д. Я. Грузинский, П. Л. Вульф, О. И.
Преображенская, К. В. Кручинина, А. В. Рудницкий, В. И. Неронов, В. И.
Лихачев. После Октябрьской революции Н. работал как режисс„р в рус.
т-рах Прибалтики. Ю. Д.
НЕЗЛОБИНА ТЕАТР - русский театр, созданный в 1909 в Москве
антрепрен„ром, режисс„ром и акт„ром К. Н. Незлобиным. Увлеч„нный иск-вом
МХТ, располагая хорошим составом труппы, Незлобин пытался ставить в
сво„м т-ре серь„зный репертуар, уделял большое внимание режиссуре,
акт„рскому ансамблю, оформлению спектаклей. На сцене т-ра был впервые в
России пост. "Фауст" Г„те (1-я часть), шли "Мещанин во дворянстве",
"Васса Железнова", "Варвары", "Горячее сердце" и др. Однако Н. т. не
имел единого художеств. направления. В т-ре ставились в основном пьесы,
рассчитанные на обывательские вкусы ("Ню" Дымова, "Ревность" Арцыбашева
и др.). Значит. место в репертуаре т-ра занимали пьесы Л. Н. Андреева
("Анфиса", "Не убий", "Милые призраки").
В 1917 Н. т. был преобразован в т-во акт„ров, просуществовавшее до
нач. 1920-х гг., в 1922 слился с т-ром РСФСР 1-м и стал наз. "Т-р
акт„ра".
Лит.: Юренева В., Записки актрисы, M.- Л., 1946; Вульф П., В старом и
новом театре, М., 1962.
Ю.Д.
НЕЙБЕР (Neuber), Фридерика Каролина (9. III. 1697-30.XI.1760) -
немецкая актриса, театральный деятель. Получила гуманитарное
образование. В 1717 вместе со своим мужем М.Нейбером вступила в
странствующую труппу Шпигельберга. В течение 10 лет Н. объездила всю
Германию. Она выступала в придворных т-рах Дрездена,Ганновера, Гамбурга
и др. Н. была талантливой разносторонней актрисой, она с успехом
исполняла роли в трагедиях Корнеля и Расина (в переработках), пленяла
также зрителей в импровизированных комедиях, для к-рых часто сама
сочиняла сценарии, была первой нем. актрисой, выступавшей в амплуа
травести.
В 1727 возглавила в Лейпциге собств. труппу и руководила ею около 15
лет. В 1743 вследствие репертуарного кризиса и материальных трудностей
была вынуждена распустить труппу. В 1744 вновь основала в Лейпциге свой
т-р, к-рый существовал до 1750. В 1750-55 гастролировала в др. немецких
труппах, в 1755 ещ„ раз сделала попытку создать свой т-р, к-рый распался
в 1756 из-за Семилетней войны. Умерла в нищете.
Н. стремилась реформировать нем. т-р, подчинить хаотич. стиль
барокко, господствующий на нем. сцене, строгим канонам франц.
классицизма. Грубые шутки, натурализм, неистовство страстей,
свойственные игре нем. акт„ров 1-й пол. 18 в., были заменены в т-ре Н.
манерностью, условностью иск-ва классицизма. Н. стремилась преобразовать
репертуар нем. т-ра. В содружестве с искусствоведом И. Готшедом она
боролась против господствующих в репертуаре того времени "главных и
государственных действ", импрови-зованной комедии и арлекинады,
насаждала на сцене франц. классицистскую трагедию (Корнель, Расин),
просветительскую драму (Вольтер) и франц. лит. комедию (Мольер, Реньяр,
Детуш), а также нем. классицистскую драму. В 1747-48 Н. пост. юношеские
комедии Лессинга: "Молодой уч„ный", "Старая дева", "Женоненавистник". Н.
была превосходным режисс„ром, упорно работала с акт„рами, она добивалась
творч. дисциплины на репетициях и художественной цельности спектаклей,
боролась за чистоту нравов в акт„рской среде. Из т-ра Н. вышло мн.
крупных сценич. деятелей - Кольгарт, Г. Г. Кох, И. Ф. Ш„неман, К.
Аккерман и др. Современники высоко оценили режисс„рский и акт„рский
талант Н. На е„ могильном памятнике написано: "Поборница хорошего вкуса
на немецкой сцене". Молодой Г„те посвятил Н. главу в 3-й части
"Театрального призвания Вильгельма Мейстера" (1777). Н. вывела нем. т-р
из состояния застоя, привила акт„рам и публике вкус к лит. драме, ввела
новые нормы сценич. выразительности. Ошибкой Н. было то, что она
пыталась преобразовать нем. т-р пут„м насаждения стиля франц.
классицизма, чуждого нац. творчеству, игнорировала опыт нем. нар. т-ра
(изгоняла из репертуара фарс, нар. комедии с участием Гансвурста и т.
п.), отрицала необходимость естественности и бытовой конкретности в
акт„рской игре.
Лит.: Goethe J. W., Werke, Bd 51-52, Weimar. 1911; Г„те И. В., Годы
учения Вильгельма Мейстера, Собр. соч., юбилейное изд., под общей ред.
A.B. Луначарского и М. Н. Розанова, т. 7, М., 1935; Drews W., Die
Grossen des deutschen Schauspiels. Bildnisse aus zwei Jahrhunderten, В.,
[1941]. Г. Гур.
НЕЙЕНДАМ (Neiiendam) - семья дат. акт„ров и театр. деятелей.
Николай (21.III.1865-15.III.1945). По окончании школы при Королевском
т-ре (Копенгаген) вступил в 1893 в труппу этого т-ра, затем работал в
"Дагмартеатре", а с 1899 и до конца жизни вновь в Королевском т-ре.
Страницы: «« « 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |