Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644  1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654  » »»

   Лит.: Grein A. A., J. Т. Grein: the story of  a  pioneer.  1862-1935,
L., 1936; Бернард Шоу о драме и театре, пер. с англ., М., 1963.
   НЕЗВАЛ (Nezval), Витезслав (26.V.1900-6.IV.1958)-чешский  писатель  и
драматург. Нар. писатель ЧССР (1953). Чл. компартии  ЧССР  с  1923.  Был
членом  "Де-ветсила",  объединявшего  передовые   круги   интеллигенции,
принимал участие в 1925  в  создании  "Освобожд„нного  т-ра".  Вместе  с
Волькером  и  В.  Ванчурой  писал  для  этого  т-ра  либретто,  пьесы  и
пантомимы:
   "Депеша на колесиках" (1926), "Страх" (1930), "Влюбл„нные из  киоска"
(1932),  "Дельфийский   оракул"   (1935),   "Лоретка"   (1941).   Лучшее
драматургич. произв. Н.- философская драма "Сегодня еще  заходит  солнце
над Атлантидой" (1956, Т-р им.  И.  К.  Тыла,  Прага),  в  к-рой  широко
используются аллегории, символика, поэтич. метафоры. Н. переделал  пьесу
"Женитьба Фигаро" ("Новый Фигаро") и др., написал радиопьесы, либр. опер
- "Бубу с Монпарнаса" Бу-риана (1929), "Голос леса" Мартину (1936). Гос.
пр. (1951 и 1952) и Междунар. пр. Мира (1953).
   Соч.: Z meho zivota, Praha, 1957-58; Dnes  jeste  zapada  slunce  nad
Atlantidou, Praha, 1958; Novy Figaro, Praha, 1961.
   Лит.: Taufer J.,  Narodni  umelec  V.  Nezval,  Praha,  1957.  Л.Сол.
НЕЗЛОБИН, Константин Николаевич (1857 -  1930)  -  русский  антрепрен„р,
режисс„р, акт„р. Выступал в любительских спектаклях (с 1883). В 18901892
играл в различных провинциальных т-рах.  В  1893  начал  антрепрен„рскую
деятельность (Харьков). Держал антрепризы в Риге, Вильно, Новочеркасске,
в 1909-17 - в Москве (см. Незлобина театр). В труппах Незлобина в разное
время работали режисс„ры - К. А.  Марджанов,  Г.  В.  Гловацкий,  Ф.  Ф.
Комиссаржевский, акт„ры - Н. П. Асланов, В. Л. Юренева, Е. Т.  Жихарева,
Е. Н. Рощина-Инсарова, С. Л. Кузнецов, Е. Н. Линина, В. В.
   Максимов, А. П. Нелидов,  Д.  Я.  Грузинский,  П.  Л.  Вульф,  О.  И.
Преображенская, К. В. Кручинина, А. В. Рудницкий, В. И. Неронов,  В.  И.
Лихачев. После Октябрьской революции Н.  работал  как  режисс„р  в  рус.
т-рах Прибалтики. Ю. Д.
   НЕЗЛОБИНА  ТЕАТР  -  русский  театр,  созданный  в  1909   в   Москве
антрепрен„ром, режисс„ром и акт„ром К. Н. Незлобиным. Увлеч„нный иск-вом
МХТ, располагая хорошим составом  труппы,  Незлобин  пытался  ставить  в
сво„м т-ре  серь„зный  репертуар,  уделял  большое  внимание  режиссуре,
акт„рскому ансамблю, оформлению спектаклей. На сцене т-ра был впервые  в
России пост. "Фауст" Г„те (1-я  часть),  шли  "Мещанин  во  дворянстве",
"Васса Железнова", "Варвары", "Горячее сердце" и др.  Однако  Н.  т.  не
имел единого художеств. направления. В т-ре ставились в основном  пьесы,
рассчитанные на обывательские вкусы ("Ню" Дымова, "Ревность"  Арцыбашева
и др.). Значит. место в репертуаре т-ра занимали пьесы  Л.  Н.  Андреева
("Анфиса", "Не убий", "Милые призраки").
   В 1917 Н. т. был преобразован в т-во  акт„ров,  просуществовавшее  до
нач. 1920-х гг., в 1922 слился с  т-ром  РСФСР  1-м  и  стал  наз.  "Т-р
акт„ра".
   Лит.: Юренева В., Записки актрисы, M.- Л., 1946; Вульф П., В старом и
новом театре, М., 1962.
   Ю.Д.
   НЕЙБЕР (Neuber),  Фридерика  Каролина  (9.  III.  1697-30.XI.1760)  -
немецкая   актриса,   театральный   деятель.    Получила    гуманитарное
образование.  В  1717  вместе  со  своим  мужем  М.Нейбером  вступила  в
странствующую труппу Шпигельберга. В течение 10  лет  Н.  объездила  всю
Германию. Она выступала в придворных т-рах Дрездена,Ганновера,  Гамбурга
и др.  Н.  была  талантливой  разносторонней  актрисой,  она  с  успехом
исполняла роли в трагедиях Корнеля и Расина  (в  переработках),  пленяла
также зрителей  в  импровизированных  комедиях,  для  к-рых  часто  сама
сочиняла сценарии, была  первой  нем.  актрисой,  выступавшей  в  амплуа
травести.
   В 1727 возглавила в Лейпциге собств. труппу и руководила ею около  15
лет. В 1743 вследствие репертуарного кризиса и  материальных  трудностей
была вынуждена распустить труппу. В 1744 вновь основала в Лейпциге  свой
т-р, к-рый существовал до 1750. В 1750-55 гастролировала в др.  немецких
труппах, в 1755 ещ„ раз сделала попытку создать свой т-р, к-рый распался
в 1756 из-за Семилетней войны. Умерла в нищете.
   Н.  стремилась  реформировать  нем.  т-р,  подчинить  хаотич.   стиль
барокко,  господствующий  на  нем.   сцене,   строгим   канонам   франц.
классицизма.   Грубые   шутки,   натурализм,    неистовство    страстей,
свойственные игре нем. акт„ров 1-й пол. 18 в., были заменены в  т-ре  Н.
манерностью, условностью иск-ва классицизма. Н. стремилась преобразовать
репертуар нем. т-ра. В содружестве  с  искусствоведом  И.  Готшедом  она
боролась против господствующих в  репертуаре  того  времени  "главных  и
государственных  действ",   импрови-зованной   комедии   и   арлекинады,
насаждала на сцене  франц.  классицистскую  трагедию  (Корнель,  Расин),
просветительскую драму (Вольтер) и франц. лит. комедию (Мольер,  Реньяр,
Детуш), а также нем. классицистскую драму. В 1747-48 Н. пост.  юношеские
комедии Лессинга: "Молодой уч„ный", "Старая дева", "Женоненавистник". Н.
была превосходным режисс„ром, упорно работала с акт„рами, она добивалась
творч. дисциплины на репетициях и художественной  цельности  спектаклей,
боролась за чистоту нравов в акт„рской  среде.  Из  т-ра  Н.  вышло  мн.
крупных сценич. деятелей - Кольгарт,  Г.  Г.  Кох,  И.  Ф.  Ш„неман,  К.
Аккерман и др. Современники  высоко  оценили  режисс„рский  и  акт„рский
талант Н. На е„ могильном памятнике написано: "Поборница хорошего  вкуса
на  немецкой  сцене".  Молодой  Г„те  посвятил  Н.  главу  в  3-й  части
"Театрального призвания Вильгельма Мейстера" (1777). Н. вывела нем.  т-р
из состояния застоя, привила акт„рам и публике вкус к лит. драме,  ввела
новые нормы  сценич.  выразительности.  Ошибкой  Н.  было  то,  что  она
пыталась  преобразовать  нем.  т-р   пут„м   насаждения   стиля   франц.
классицизма, чуждого нац. творчеству, игнорировала опыт нем.  нар.  т-ра
(изгоняла из репертуара фарс, нар. комедии с участием  Гансвурста  и  т.
п.), отрицала необходимость  естественности  и  бытовой  конкретности  в
акт„рской игре.
   Лит.: Goethe J. W., Werke, Bd 51-52, Weimar. 1911; Г„те И.  В.,  Годы
учения Вильгельма Мейстера, Собр. соч., юбилейное изд., под  общей  ред.
A.B. Луначарского и М. Н. Розанова,  т.  7,  М.,  1935;  Drews  W.,  Die
Grossen des deutschen Schauspiels. Bildnisse aus zwei Jahrhunderten, В.,
[1941]. Г. Гур.
   НЕЙЕНДАМ (Neiiendam) - семья дат. акт„ров и театр. деятелей.
   Николай (21.III.1865-15.III.1945). По окончании школы при Королевском
т-ре (Копенгаген) вступил в 1893 в труппу этого т-ра,  затем  работал  в
"Дагмартеатре", а с 1899 и до конца  жизни  вновь  в  Королевском  т-ре.

Страницы: «« « 1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644  1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия