Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 » »» гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (Н. Н. и М. И. Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Н. поступила в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902 Н. блестяще окончила консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды ("Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого т-ра, где выступала св. 30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим е„ постоянным партн„ром, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, В. И. Суком и др. выдающимися рус. певцами и дириж„рами Н. боролась за развитие и утверждение демократич. традиций рус. реалистич. оперного иск-ва. Большое значение в творч. биографии Н. имело общение с великой рус. актрисой М. Н. Ермоловой, помогавшей Н. в работе над сценич. образами Виолетты, Мими. В исполнении Н. глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм гармонично сочетались с выдающимся вок. дарованием, виртуозным мастерством. Голос Н.- редкой красоты тембра, звучный и ровный во всех регистрах (вверху достигал фа, соль третьей октавы). Кристальная чистота интонации и ясность дикции, законченность и выразительность вокальной декламации и фразировки составляли отличительные черты реалистич. мастерства выдающейся рус. певицы. Н. утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в рус. и запад-ноевроп. классич. операх, создала трогательные, правдивые образы Людмилы, Татьяны, Джильды; Джульетты и Маргариты ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Лакме, сказочные образы Снегурочки; Волховы, Шемаханской царицы ("Садко", "Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы ("Лоэн-грин"), комедийный - Розины и др. Исключительного муз.-вок. и драматич. мастерства. достигала Н. в исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом выступила Н. в 1912 на сцен парижского т-ра "Гранд-Опера" в партии Джильды. Большое значение имело творчество Н. для развития вок. концертного исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко, выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя рус. и западноевроп. камерную вок. музыку (среди произведений, посвящ„нных Н.,- "Вокализ" Рахманинова). В обширном концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр. и белорус. нар. песни. Муз.-обществ, деятельность Н. особенно широко развернулась после Октябрьской революции. Н. одна из первых начала выступать в концертах-митингах, в. шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов. Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах сов. муз. радиовещания. С 1936 Н. веда педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра, затем в Оперной студии им. К. С. Станиславского. С 1943-проф. Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1943). Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; П о-д о л ь с к а я В., А. В. Нежданова и е„ ученики. (Заметки концертмейстера), М., 1960; Г р о ш е в а Е., Великая русская артистка-патриотка, "Сов. музыка", 1950, ј П.. Ник. Г. НЕЖИН - бывший уездный город б. Черниговской губ., ныне - центр Нежинского района Черниговской обл. УССР. С 1820 в Н. существовало учебное заведение под назв. "Гимназия высших наук", где в 1821-28 учился Н. В. Гоголь. По его инициативе в 1827 здесь был создан ученический т-р, дававший открытые спектакли. В числе др. участников этого т-ра были драматург и поэт Н. В. Кукольник, поэт, переводчик и издатель Н. В. Гербель, укр. писатель Е. П. Гребенко. Сам Гоголь с успехом выступал в женских ролях (нянька Василиса - "Урок дочкам" II. А. Крылова, Простакова - "Недоросль" Фонвизина). В Н. воздвигнут памятник Н. В. Гоголю (1881). В 1965 в Н. работает передвижной дра-матич. театр. А. Шн. НЕЖНЫЙ, Игорь Владимирович [p.24.IV(6.V). 1892] - советский театральный деятель. Окончил театр. школу в Одессе. В 1910-19 был актером в т-рах Одессы, Каменец-Подольска и др. В годы гражданской войны - организатор, руководитель и акт„р первых фронтовых агитпоездов, обслуживавших Красную Армию. Затем переш„л на административную работу в т-ре. Участвовал в работе "Мастерской коммунистич. драматургии" (Масткомдрама). Был директором передвижного т-ра "Красный факел", моск. т-ров: Революции, Сатиры, Оперетты, Мюзик-холла, Реалистического и Камерного. В 1940-52 - зам. директора МХАТа. В послевоенный период - директор-распорядитель Т-ра-студии киноакт„ра и Центрального т-ра кукол. Соч.: Былое перед глазами, М., 1963 (лит. запись Н. Лей к и на). НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ (Los teatros independien tos) - драматические коллективы в Аргентине, создаваемые с 30-х гг. 20 в. в противовес коммерч. труппам. Задача Н. т.- развитие национального театрального иск-ва. Первый Н. т.-т-р "Эль Пуэбло" (Народный т-р) был осн. в 1930 драматургом и режисс„ром Л. Барлет-той. Затем были открыты: "Театро пролетарио" (1932), "Хуан Б. Хусто" (1935), "Ла Маскара" (1939), "И. Ф. Т." (1940), Новый т-р (1950), "Фрай Мочо" (1951), "Независимые" (1952) и др. В этих труппах сформировалось творчество акт„ров П. Наккарати, У. Д'Эвьери, X. Переса Фернандеса, Н. Росен.А. Борео, Д. Вельес, К. Монтальбана, П. Грете и др. Н. т. уделяют особое внимание нац. драматургии, обращаются к пьесам драматургов, разрабатывающих совр. проблемы обществ. жизни Аргентины: "Землевладельцы" Алоиса-и-Гонсалеса Арриля, "Собраны в полночь" Гонсалеса Туньона, "Мост" Горостисы, "Обезземеленные" Кастро, "Сверчок" Гонсалеса Пачеко, "фунт мяса" Кусани и мн. др. Н. т. знакомят зрителей с лучшими произв. мировой, в т. ч. рус., классики, с пьесами сов. драматургов ("Патетическая соната") Кулиша, "Дальняя дорога" Арбузова, "День отдыха" Катаева) и др. зарубежных прогрессивных авторов ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта, "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо, "Все мои сыновья" Миллера) и др. Н. т. с самого начала своей деятельности отказались от системы "зв„зд", они стремятся к созданию акт„рского ансамбля, к стабильности трупп. В 50-е гг. эти т-ры активно занялись подготовкой акт„рских кадров. Н. т. организуют лекции, дискуссии по вопросам театр. иск-ва. Гастролируя по стране, они устраивают спектакли (иногда бесплатно) на ярмарках, площадях, в клубах, библиотеках. Мн. Н. т. работают в трудных условиях, не имеют собств. помещений, вынуждены выступать в случайных, часто не приспособленных для спектаклей зданиях. Лит.: Магiаl J., El teatro independiente, B. Aires, [1955]; Ordaz L., El teatro en el Rio de la Plata, 2 ed., B. Aires, 1957. И. С. "НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕАТР" (Independent Theatre) - английский театр. Осн. в Лондоне в 1891 театр. критиком и антрепрен„ром Дж. Т. Грейном по примеру "Свободного театра" А. Антуана с целью постановки пьес, "имеющих скорее литературную и художественную, нежели коммерческую ценность". Первая же пост. "Н. т."-"Привидения" Ибсена - была встречена яростной критикой в печати. В 1892 "Н. т." пост. "Дома вдовца" - первую пьесу Б. Шоу, к-рую увидели лондонские зрители. На сцене "Н. т." ставились также пьесы Золя, Дж. Мура и др. драматургов. Т-р закрылся в 1897. Деятельность "Н. т." способствовала утверждению совр. передовой драматургии, реализма. Страницы: «« « 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |