|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 » »» гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (Н. Н. и М. И.
Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Н. поступила
в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902 Н. блестяще окончила
консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды
("Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого т-ра, где выступала св.
30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим е„ постоянным партн„ром, Ф. И.
Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, В. И. Суком и др. выдающимися рус.
певцами и дириж„рами Н. боролась за развитие и утверждение демократич.
традиций рус. реалистич. оперного иск-ва. Большое значение в творч.
биографии Н. имело общение с великой рус. актрисой М. Н. Ермоловой,
помогавшей Н. в работе над сценич. образами Виолетты, Мими. В исполнении
Н. глубокое чувство художественной правды, простота, естественность,
задушевный лиризм гармонично сочетались с выдающимся вок. дарованием,
виртуозным мастерством. Голос Н.- редкой красоты тембра, звучный и
ровный во всех регистрах (вверху достигал фа, соль третьей октавы).
Кристальная чистота интонации и ясность дикции, законченность и
выразительность вокальной декламации и фразировки составляли
отличительные черты реалистич. мастерства выдающейся рус. певицы. Н.
утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в
рус. и запад-ноевроп. классич. операх, создала трогательные, правдивые
образы Людмилы, Татьяны, Джильды;
Джульетты и Маргариты ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Лакме,
сказочные образы Снегурочки; Волховы, Шемаханской царицы ("Садко",
"Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы ("Лоэн-грин"), комедийный -
Розины и др.
Исключительного муз.-вок. и драматич. мастерства. достигала Н. в
исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом выступила Н. в
1912 на сцен парижского т-ра "Гранд-Опера" в партии Джильды.
Большое значение имело творчество Н. для развития вок. концертного
исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц
т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко,
выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н.
Скрябиным, пропагандируя рус. и западноевроп. камерную вок. музыку
(среди произведений, посвящ„нных Н.,- "Вокализ" Рахманинова). В обширном
концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр. и
белорус. нар. песни.
Муз.-обществ, деятельность Н. особенно широко развернулась после
Октябрьской революции. Н. одна из первых начала выступать в
концертах-митингах, в. шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов.
Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах сов.
муз. радиовещания.
С 1936 Н. веда педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра,
затем в Оперной студии им. К. С. Станиславского. С 1943-проф. Моск.
консерватории. Гос. пр. СССР (1943).
Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; П о-д о л ь с к а я В., А.
В. Нежданова и е„ ученики. (Заметки концертмейстера), М., 1960; Г р о ш
е в а Е., Великая русская артистка-патриотка, "Сов. музыка", 1950, ј П..
Ник. Г.
НЕЖИН - бывший уездный город б. Черниговской губ., ныне - центр Нежинского района Черниговской обл. УССР. С 1820 в Н. существовало учебное заведение под назв. "Гимназия высших наук", где в 1821-28 учился Н. В. Гоголь. По его инициативе в 1827 здесь был создан ученический т-р, дававший открытые спектакли. В числе др. участников этого т-ра были драматург и поэт Н. В. Кукольник, поэт, переводчик и издатель Н. В. Гербель, укр. писатель Е. П. Гребенко. Сам Гоголь с успехом выступал в женских ролях (нянька Василиса - "Урок дочкам" II. А. Крылова, Простакова - "Недоросль" Фонвизина). В Н. воздвигнут памятник Н. В. Гоголю (1881). В 1965 в Н. работает передвижной дра-матич. театр. А. Шн.
НЕЖНЫЙ, Игорь Владимирович [p.24.IV(6.V). 1892] - советский
театральный деятель. Окончил театр. школу в Одессе. В 1910-19 был
актером в т-рах Одессы, Каменец-Подольска и др. В годы гражданской войны
- организатор, руководитель и акт„р первых фронтовых агитпоездов,
обслуживавших Красную Армию. Затем переш„л на административную работу в
т-ре. Участвовал в работе "Мастерской коммунистич. драматургии"
(Масткомдрама). Был директором передвижного т-ра "Красный факел", моск.
т-ров: Революции, Сатиры, Оперетты, Мюзик-холла, Реалистического и
Камерного. В 1940-52 - зам. директора МХАТа. В послевоенный период -
директор-распорядитель Т-ра-студии киноакт„ра и Центрального т-ра кукол.
Соч.: Былое перед глазами, М., 1963 (лит. запись Н. Лей к и на).
НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ (Los teatros independien tos) - драматические
коллективы в Аргентине, создаваемые с 30-х гг. 20 в. в противовес
коммерч. труппам. Задача Н. т.- развитие национального театрального
иск-ва.
Первый Н. т.-т-р "Эль Пуэбло" (Народный т-р) был осн. в 1930
драматургом и режисс„ром Л. Барлет-той. Затем были открыты: "Театро
пролетарио" (1932), "Хуан Б. Хусто" (1935), "Ла Маскара" (1939), "И. Ф.
Т." (1940), Новый т-р (1950), "Фрай Мочо" (1951), "Независимые" (1952) и
др. В этих труппах сформировалось творчество акт„ров П. Наккарати, У.
Д'Эвьери, X. Переса Фернандеса, Н. Росен.А. Борео, Д. Вельес, К.
Монтальбана, П. Грете и др. Н. т. уделяют особое внимание нац.
драматургии, обращаются к пьесам драматургов, разрабатывающих совр.
проблемы обществ. жизни Аргентины: "Землевладельцы" Алоиса-и-Гонсалеса
Арриля, "Собраны в полночь" Гонсалеса Туньона,
"Мост" Горостисы, "Обезземеленные" Кастро, "Сверчок" Гонсалеса
Пачеко, "фунт мяса" Кусани и мн. др. Н. т. знакомят зрителей с лучшими
произв. мировой, в т. ч. рус., классики, с пьесами сов. драматургов
("Патетическая соната") Кулиша, "Дальняя дорога" Арбузова, "День отдыха"
Катаева) и др. зарубежных прогрессивных авторов ("Мамаша Кураж и е„
дети" Брехта, "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо, "Все мои сыновья" Миллера)
и др.
Н. т. с самого начала своей деятельности отказались от системы
"зв„зд", они стремятся к созданию акт„рского ансамбля, к стабильности
трупп. В 50-е гг. эти т-ры активно занялись подготовкой акт„рских
кадров. Н. т. организуют лекции, дискуссии по вопросам театр. иск-ва.
Гастролируя по стране, они устраивают спектакли (иногда бесплатно) на
ярмарках, площадях, в клубах, библиотеках. Мн. Н. т. работают в трудных
условиях, не имеют собств. помещений, вынуждены выступать в случайных,
часто не приспособленных для спектаклей зданиях.
Лит.: Магiаl J., El teatro independiente, B. Aires, [1955]; Ordaz L.,
El teatro en el Rio de la Plata, 2 ed., B. Aires, 1957. И. С.
"НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕАТР" (Independent Theatre) - английский театр. Осн. в
Лондоне в 1891 театр. критиком и антрепрен„ром Дж. Т. Грейном по примеру
"Свободного театра" А. Антуана с целью постановки пьес, "имеющих скорее
литературную и художественную, нежели коммерческую ценность". Первая же
пост. "Н. т."-"Привидения" Ибсена - была встречена яростной критикой в
печати. В 1892 "Н. т." пост. "Дома вдовца" - первую пьесу Б. Шоу, к-рую
увидели лондонские зрители. На сцене "Н. т." ставились также пьесы Золя,
Дж. Мура и др. драматургов. Т-р закрылся в 1897. Деятельность "Н. т."
способствовала утверждению совр. передовой драматургии, реализма.
Страницы: «« « 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |