Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643  1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653  » »»

гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (Н. Н. и М.  И.
Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Н. поступила
в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902  Н.  блестяще  окончила
консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии  Антониды
("Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого т-ра, где выступала св.
30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим е„ постоянным партн„ром, Ф. И.
Шаляпиным, С. В. Рахманиновым,  В.  И.  Суком  и  др.  выдающимися  рус.
певцами и дириж„рами Н. боролась за развитие и  утверждение  демократич.
традиций рус. реалистич. оперного  иск-ва.  Большое  значение  в  творч.
биографии Н. имело общение с великой  рус.  актрисой  М.  Н.  Ермоловой,
помогавшей Н. в работе над сценич. образами Виолетты, Мими. В исполнении
Н. глубокое чувство  художественной  правды,  простота,  естественность,
задушевный лиризм гармонично сочетались с  выдающимся  вок.  дарованием,
виртуозным мастерством. Голос  Н.-  редкой  красоты  тембра,  звучный  и
ровный во всех регистрах (вверху  достигал  фа,  соль  третьей  октавы).
Кристальная  чистота  интонации  и  ясность  дикции,   законченность   и
выразительность   вокальной   декламации   и    фразировки    составляли
отличительные черты реалистич. мастерства  выдающейся  рус.  певицы.  Н.
утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в
рус. и запад-ноевроп. классич. операх, создала  трогательные,  правдивые
образы Людмилы, Татьяны, Джильды;
   Джульетты и Маргариты ("Ромео и  Джульетта",  "Фауст"  Гуно),  Лакме,
сказочные  образы  Снегурочки;  Волховы,  Шемаханской  царицы  ("Садко",
"Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы  ("Лоэн-грин"),  комедийный  -
Розины и др.
   Исключительного муз.-вок. и  драматич.  мастерства.  достигала  Н.  в
исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом  выступила  Н.  в
1912 на сцен парижского т-ра "Гранд-Опера" в партии Джильды.
   Большое значение имело творчество Н. для  развития  вок.  концертного
исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц
т. н. исторических концертов, организованных в Москве С.  Н.  Василенко,
выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А.  Н.
Скрябиным, пропагандируя  рус.  и  западноевроп.  камерную  вок.  музыку
(среди произведений, посвящ„нных Н.,- "Вокализ" Рахманинова). В обширном
концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр.  и
белорус. нар. песни.
   Муз.-обществ, деятельность  Н.  особенно  широко  развернулась  после
Октябрьской  революции.  Н.  одна   из   первых   начала   выступать   в
концертах-митингах, в. шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов.
Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах  сов.
муз. радиовещания.
   С 1936 Н. веда педагогич. работу, сначала  в  студии  Большого  т-ра,
затем в Оперной студии им. К.  С.  Станиславского.  С  1943-проф.  Моск.
консерватории. Гос. пр. СССР (1943).
   Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; П о-д о л ь с к а я В., А.
В. Нежданова и е„ ученики. (Заметки концертмейстера), М., 1960; Г р о  ш
е в а Е., Великая русская артистка-патриотка, "Сов. музыка", 1950, ј П..
Ник. Г.
 НЕЖИН - бывший уездный город б. Черниговской губ., ныне - центр Нежинского района Черниговской обл. УССР. С 1820 в Н. существовало учебное заведение под назв. "Гимназия высших наук", где в 1821-28 учился Н. В. Гоголь. По его инициативе в 1827 здесь был создан ученический т-р, дававший открытые спектакли. В числе др. участников этого т-ра были драматург и поэт Н. В. Кукольник, поэт, переводчик и издатель Н. В. Гербель, укр. писатель Е. П. Гребенко. Сам Гоголь с успехом выступал в женских ролях (нянька Василиса - "Урок дочкам" II. А. Крылова, Простакова - "Недоросль" Фонвизина). В Н. воздвигнут памятник Н. В. Гоголю (1881). В 1965 в Н. работает передвижной дра-матич. театр. А. Шн.
    НЕЖНЫЙ,  Игорь  Владимирович  [p.24.IV(6.V).   1892]   -   советский
театральный деятель. Окончил  театр.  школу  в  Одессе.  В  1910-19  был
актером в т-рах Одессы, Каменец-Подольска и др. В годы гражданской войны
-  организатор,  руководитель  и  акт„р  первых  фронтовых  агитпоездов,
обслуживавших Красную Армию. Затем переш„л на административную работу  в
т-ре.  Участвовал  в  работе   "Мастерской   коммунистич.   драматургии"
(Масткомдрама). Был директором передвижного т-ра "Красный факел",  моск.
т-ров:  Революции,  Сатиры,  Оперетты,  Мюзик-холла,  Реалистического  и
Камерного. В 1940-52 - зам. директора МХАТа.  В  послевоенный  период  -
директор-распорядитель Т-ра-студии киноакт„ра и Центрального т-ра кукол.
   Соч.: Былое перед глазами, М., 1963 (лит. запись Н. Лей к и на).
   НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ (Los  teatros  independien  tos)  -  драматические
коллективы в Аргентине, создаваемые  с  30-х  гг.  20  в.  в  противовес
коммерч. труппам. Задача  Н.  т.-  развитие  национального  театрального
иск-ва.
   Первый Н.  т.-т-р  "Эль  Пуэбло"  (Народный  т-р)  был  осн.  в  1930
драматургом и режисс„ром Л.  Барлет-той.  Затем  были  открыты:  "Театро
пролетарио" (1932), "Хуан Б. Хусто" (1935), "Ла Маскара" (1939), "И.  Ф.
Т." (1940), Новый т-р (1950), "Фрай Мочо" (1951), "Независимые" (1952) и
др. В этих труппах сформировалось творчество акт„ров  П.  Наккарати,  У.
Д'Эвьери, X.  Переса  Фернандеса,  Н.  Росен.А.  Борео,  Д.  Вельес,  К.
Монтальбана,  П.  Грете  и  др.  Н.  т.  уделяют  особое  внимание  нац.
драматургии, обращаются  к  пьесам  драматургов,  разрабатывающих  совр.
проблемы обществ. жизни Аргентины:  "Землевладельцы"  Алоиса-и-Гонсалеса
Арриля, "Собраны в полночь" Гонсалеса Туньона,
   "Мост"  Горостисы,  "Обезземеленные"  Кастро,   "Сверчок"   Гонсалеса
Пачеко, "фунт мяса" Кусани и мн. др. Н. т. знакомят зрителей  с  лучшими
произв. мировой, в т. ч. рус.,  классики,  с  пьесами  сов.  драматургов
("Патетическая соната") Кулиша, "Дальняя дорога" Арбузова, "День отдыха"
Катаева) и др. зарубежных прогрессивных  авторов  ("Мамаша  Кураж  и  е„
дети" Брехта, "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо, "Все мои сыновья"  Миллера)
и др.
   Н. т. с  самого  начала  своей  деятельности  отказались  от  системы
"зв„зд", они стремятся к созданию акт„рского  ансамбля,  к  стабильности
трупп. В 50-е  гг.  эти  т-ры  активно  занялись  подготовкой  акт„рских
кадров. Н. т. организуют лекции, дискуссии по  вопросам  театр.  иск-ва.
Гастролируя по стране, они устраивают спектакли  (иногда  бесплатно)  на
ярмарках, площадях, в клубах, библиотеках. Мн. Н. т. работают в  трудных
условиях, не имеют собств. помещений, вынуждены выступать  в  случайных,
часто не приспособленных для спектаклей зданиях.
   Лит.: Магiаl J., El teatro independiente, B. Aires, [1955]; Ordaz L.,
El teatro en el Rio de la Plata, 2 ed., B. Aires, 1957. И. С.
   "НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕАТР" (Independent Theatre) - английский театр. Осн.  в
Лондоне в 1891 театр. критиком и антрепрен„ром Дж. Т. Грейном по примеру
"Свободного театра" А. Антуана с целью постановки пьес, "имеющих  скорее
литературную и художественную, нежели коммерческую ценность". Первая  же
пост. "Н. т."-"Привидения" Ибсена - была встречена яростной  критикой  в
печати. В 1892 "Н. т." пост. "Дома вдовца" - первую пьесу Б. Шоу,  к-рую
увидели лондонские зрители. На сцене "Н. т." ставились также пьесы Золя,
Дж. Мура и др. драматургов. Т-р закрылся в 1897.  Деятельность  "Н.  т."
способствовала утверждению совр. передовой драматургии, реализма.

Страницы: «« « 1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643  1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия