Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635  1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644   1645  » »»

семье"  (1887),  "Кастрюля"  (1889)  Метенье,  "Мясники"  Икра   (1888),
"Подчинившиеся" (1889), "Персик" (1890) Сеара, "Эстер  Брандес"  (1887),
"Смерть герцога Ангиенского" (1888)  Энника,  "Серенада"  (1887),  "Срок
платежа" (1889), "Хозяин" (1890) Жюльена и др.
   В Германии натуралистич. направление представляли драматурги А. Хольц
и И. Шлаф ("Семья Зелике", 1890), Г. Гауптман ("Перед восходом  солнца",
"Праздник примирения", обе - в  1889,  "Возчик  Ген-шель",  1898,  "Роза
Бернд", 1903, и др.), в Швеции- А. Стриндберг ("Фрекен Юлия",  1888).  В
Италии к Н. тесно примыкали веристы (см. Веризм) во главе с  Дж.  Вергой
("В швейцарской", 1885, "Волчица", 1891, и др.).
   Во мн. пьесах натуралистов изображалась жизнь деклассированных  слоев
общества, людей, задавленных нищетой, пьянством, жертв проституции и  т.
д. Увлечение бытописательством приводило  к  распаду,  аморфности  драм.
произв.. к подчеркиванию диалек-тальных отклонений,  физич.  недостатков
речи, употреблению вульгаризмов, жаргона, нарушению лит. норм и  законов
сцены.
   Принципы Н. осуществляли Свободный т-р в Париже (1887-95) во главе  с
А. Антуаном, Свободный  т-р  (1889-94)  и  Немецкий  т-р  (1894-1904)  в
Берлине, руководимые О. Брамом.  Натуралистич.  тенденции  проявились  в
ряде спектаклей "Независимого т-ра" Дж.  Грейна  (Лондон).  Режисс„ры  в
этих  т-рах  тщательно   воссоздавали   подробности   быта,   добивались
слаженного акт„рского ансамбля.  Акт„ры  стремились  к  индивидуализации
сценич.  образов,  особое  внимание  естественность, "натуральность" поведения.
   Однако  и  в  театр.  иск-ве   отчетливо   выявилась   ограниченность
устремлений натуралистов. Пьесы превращались в "дарвинистические этюды",
статичные  "вырезы  из  жизни"   (Ж.   Жюльен).   Социальные   конфликты
подменялись раскрытием  биологич.  закономерностей,  характеры  людей  -
"темпераментами". В творчестве ряда акт„ров (Э. Цаккони, Дж. Грассо,  А.
Антуан и др.) в период их увлечения Н. сказался преувеличенный интерес к
анализу  болезненных  явлений  человеческой  психики,   к-рый   приводил
исполнителей  к  воспроизведению  клинич.  подробностей,   натуралистич.
эффектам. Натуралисты оказались бессильны  воплотить  на  сцене  произв.
классич. драматургии, раскрыть  содержащиеся  в  ней  мысли  и  чувства.
Снижение идейного содержания отличало трактовку представителями Н.  пьес
Г. Ибсена, Л. Н. Толстого и др.
   С конца 19 в. Н. приходит  в  упадок,  вырождается  в  т.  н.  "театр
ужасов",  вытесняется  др.  направлении  ями,  в  т.   ч.   символизмом,
импрессионизмом. Однако Н., характерный для бурж. иск-ва  эпохи  кризиса
капитализма, существует в разл. видах и в наст.  время.  В  совр.  бурж.
драматургии и т-ре биологич. толкование явлений жизни, трансформируясь и
усложняясь,  получает  широкое   распространение   в   виде   фрейдизма.
Стремление к натуралистич.  быто  писательству  маскирует  часто  прямую
реакционность.
   В рус. т-ре, где реализм всегда был ведущим направлением, Н. не занял
такого места, как в западноевропейском, проявившись  лишь  в  творчестве
отдельных драматургов (С. А. Найд„нов, Е. И. Чириков и  др.),  в  иск-ве
акт„ров  П.  Н.  Орленева,  П.  В.  Самойлова.  Элементами  Н.  отмечены
отдельные постановочные при„мы (спектакли "Власть тьмы" Толстого,  1902,
"Юлий Цезарь" Шекспира, 1903, МХТ).
   В сов. эстетике  натуралистическими  называются  произв.,  отмеченные
печатью  внешнего  подражания  природе,  фотографически  воспроизводящие
жизнь без е„ активного  осмысления,  обобщения,  выделения  главного  из
множества случайных, несущественных деталей. Н. снижает силу идейного  и
эстетич. воздействия иск-ва, лишает творчество художника индивидуального
своеобразия и потому несовместимо с методом социалистич. реализма.
   Лит.: Золя Э., Натурализм в  театре.  Экспериментальный  роман,  Наши
драматурги,  Полн.  собр.  соч.,  т.  45-48,  Киев,  1903-04;  АнтуанА..
Дневники  директора  театра,  пер.,  М.-Л.,  1939;  Стриндберг   А.,   О
современной драме и современном театре,  Предисловие  к  пьесе  "Графиня
Юлия", Полн. собр. соч., т. l. M., 1910; Тэ н И.,  Философия  искусства,
М-, 1933; Плеханов Г. В., Избранные философские произведения, т. 5,  M.,
1958; M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, М.-Л., 1934;
Брандес Г., Собр. соч., пер., т. V, VI, IX. XI, Киев, 1902;  Гвоздев  А.
А., Западноевропейский театр...,  Л.-М.,  1939;ЛоусонДж.  Г.,  Теории  и
практика создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960;  Гасснер
Д ж.. Форма и идея в современном театре, пер. с англ.,М., 1959; С т а  н
и с л а в с к ий К. С., Собр. соч., т. 1, M., 1954; Данилов  С.,  Очерки
по истории русского  драматического  театра,  М.-Л.,  1948;  Марков  П.,
Новейшие театральные течения, М., 1924; J u II i  e  n  J.,  Le  theatre
vivant, P., 1892; H o l z A., Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, B.,
1891; Martine P., Le naturalisme francais, P., 1951; Realisme et  poesie
au theatre, P., 1960; Litzmann G., Das naturalistische Drama. Von seiner
Entstehung und Technik,  Bonn,  1907;  Wen  o  J.,  Der  Teaterstil  des
Naturalismus, B., 1951; Schatzky B.  E.,  Stage  setting  in  naturalist
drama, в кн.: German life and  letters,  v.  8,  .N"  3,  Oxf.,  [1955];
Possenti Е., Guida al teatro, Mil.. 1955. Г. JU.-A.
   "НАТЬЯШАСТРА"  -  первый  санскритский  трактат   о   театре.   Автор
"Н."легендарный мудрец Бха-рата. Трактат был создан ок. 2-4(?) вв. н. э.
Состоит из 35-36 глав (в зависимости от редакции) и  содержит  подробные
сведения  о  форме  драматич.  представлений,  эстетич.  теории  сценич.
иск-ва, а также о мастерстве  акт„ра,  сценич.  оформлении  и  костюмах,
стихосложении, танце,  музыке,  религ.  обрядах,  предшествующих  театр.
представлениям, и др. Обширные сведения, к-рые содержат "Н.",  позволяют
предполагать,  что  трактат  создавался  в  течение  длит.  времени  мн.
авторами. В течение почти двадцати столетий  "Н."  являлся  авторитетным
источником для творчества мн. поколений инд. драматургов и акт„ров. "Н."
написан в трудной для чтения архаичной форме (большая часть стихами).  В
Индии  существует  обширная  лит-ра,  комментирующая   "Н.",-   трактаты
"Абхинавабхарати", "Дашарупа" (конец 10- нач.
   II вв.) и др.
   Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961, с. 9-82.  Мел.
Б.
   НАУМАН (Naumann). Иоганн Готлиб (17. IV. 1741- 23. X.I 801)- немецкий
композитор. Музыке обучался в "Кр„йцшуле" в Дрездене;  совершенствовался
в Италии - у Дж. Тартини, Дж. Мартини и И.  А.  Гассе.  С  1776  работал
капельмейстером в Дрездене (в сезоне 1785-86 выступал в  Копенгагене,  в
1788-89- в Берлине). В своих операх на итал. тексты (гл. обр.  на  либр.
П. Метастазио) Н.  выступил  как  продолжател;  традиций  неаполитанской
оперной школы. Написа оперы: "Ахилл на Скиросе" (1767,  т-р  "Санта-Чечи

Страницы: «« « 1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635  1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643   1644   1645  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия