Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 » »» семье" (1887), "Кастрюля" (1889) Метенье, "Мясники" Икра (1888), "Подчинившиеся" (1889), "Персик" (1890) Сеара, "Эстер Брандес" (1887), "Смерть герцога Ангиенского" (1888) Энника, "Серенада" (1887), "Срок платежа" (1889), "Хозяин" (1890) Жюльена и др. В Германии натуралистич. направление представляли драматурги А. Хольц и И. Шлаф ("Семья Зелике", 1890), Г. Гауптман ("Перед восходом солнца", "Праздник примирения", обе - в 1889, "Возчик Ген-шель", 1898, "Роза Бернд", 1903, и др.), в Швеции- А. Стриндберг ("Фрекен Юлия", 1888). В Италии к Н. тесно примыкали веристы (см. Веризм) во главе с Дж. Вергой ("В швейцарской", 1885, "Волчица", 1891, и др.). Во мн. пьесах натуралистов изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, задавленных нищетой, пьянством, жертв проституции и т. д. Увлечение бытописательством приводило к распаду, аморфности драм. произв.. к подчеркиванию диалек-тальных отклонений, физич. недостатков речи, употреблению вульгаризмов, жаргона, нарушению лит. норм и законов сцены. Принципы Н. осуществляли Свободный т-р в Париже (1887-95) во главе с А. Антуаном, Свободный т-р (1889-94) и Немецкий т-р (1894-1904) в Берлине, руководимые О. Брамом. Натуралистич. тенденции проявились в ряде спектаклей "Независимого т-ра" Дж. Грейна (Лондон). Режисс„ры в этих т-рах тщательно воссоздавали подробности быта, добивались слаженного акт„рского ансамбля. Акт„ры стремились к индивидуализации сценич. образов, особое внимание естественность, "натуральность" поведения. Однако и в театр. иск-ве отчетливо выявилась ограниченность устремлений натуралистов. Пьесы превращались в "дарвинистические этюды", статичные "вырезы из жизни" (Ж. Жюльен). Социальные конфликты подменялись раскрытием биологич. закономерностей, характеры людей - "темпераментами". В творчестве ряда акт„ров (Э. Цаккони, Дж. Грассо, А. Антуан и др.) в период их увлечения Н. сказался преувеличенный интерес к анализу болезненных явлений человеческой психики, к-рый приводил исполнителей к воспроизведению клинич. подробностей, натуралистич. эффектам. Натуралисты оказались бессильны воплотить на сцене произв. классич. драматургии, раскрыть содержащиеся в ней мысли и чувства. Снижение идейного содержания отличало трактовку представителями Н. пьес Г. Ибсена, Л. Н. Толстого и др. С конца 19 в. Н. приходит в упадок, вырождается в т. н. "театр ужасов", вытесняется др. направлении ями, в т. ч. символизмом, импрессионизмом. Однако Н., характерный для бурж. иск-ва эпохи кризиса капитализма, существует в разл. видах и в наст. время. В совр. бурж. драматургии и т-ре биологич. толкование явлений жизни, трансформируясь и усложняясь, получает широкое распространение в виде фрейдизма. Стремление к натуралистич. быто писательству маскирует часто прямую реакционность. В рус. т-ре, где реализм всегда был ведущим направлением, Н. не занял такого места, как в западноевропейском, проявившись лишь в творчестве отдельных драматургов (С. А. Найд„нов, Е. И. Чириков и др.), в иск-ве акт„ров П. Н. Орленева, П. В. Самойлова. Элементами Н. отмечены отдельные постановочные при„мы (спектакли "Власть тьмы" Толстого, 1902, "Юлий Цезарь" Шекспира, 1903, МХТ). В сов. эстетике натуралистическими называются произв., отмеченные печатью внешнего подражания природе, фотографически воспроизводящие жизнь без е„ активного осмысления, обобщения, выделения главного из множества случайных, несущественных деталей. Н. снижает силу идейного и эстетич. воздействия иск-ва, лишает творчество художника индивидуального своеобразия и потому несовместимо с методом социалистич. реализма. Лит.: Золя Э., Натурализм в театре. Экспериментальный роман, Наши драматурги, Полн. собр. соч., т. 45-48, Киев, 1903-04; АнтуанА.. Дневники директора театра, пер., М.-Л., 1939; Стриндберг А., О современной драме и современном театре, Предисловие к пьесе "Графиня Юлия", Полн. собр. соч., т. l. M., 1910; Тэ н И., Философия искусства, М-, 1933; Плеханов Г. В., Избранные философские произведения, т. 5, M., 1958; M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, М.-Л., 1934; Брандес Г., Собр. соч., пер., т. V, VI, IX. XI, Киев, 1902; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр..., Л.-М., 1939;ЛоусонДж. Г., Теории и практика создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960; Гасснер Д ж.. Форма и идея в современном театре, пер. с англ.,М., 1959; С т а н и с л а в с к ий К. С., Собр. соч., т. 1, M., 1954; Данилов С., Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948; Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924; J u II i e n J., Le theatre vivant, P., 1892; H o l z A., Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, B., 1891; Martine P., Le naturalisme francais, P., 1951; Realisme et poesie au theatre, P., 1960; Litzmann G., Das naturalistische Drama. Von seiner Entstehung und Technik, Bonn, 1907; Wen o J., Der Teaterstil des Naturalismus, B., 1951; Schatzky B. E., Stage setting in naturalist drama, в кн.: German life and letters, v. 8, .N" 3, Oxf., [1955]; Possenti Е., Guida al teatro, Mil.. 1955. Г. JU.-A. "НАТЬЯШАСТРА" - первый санскритский трактат о театре. Автор "Н."легендарный мудрец Бха-рата. Трактат был создан ок. 2-4(?) вв. н. э. Состоит из 35-36 глав (в зависимости от редакции) и содержит подробные сведения о форме драматич. представлений, эстетич. теории сценич. иск-ва, а также о мастерстве акт„ра, сценич. оформлении и костюмах, стихосложении, танце, музыке, религ. обрядах, предшествующих театр. представлениям, и др. Обширные сведения, к-рые содержат "Н.", позволяют предполагать, что трактат создавался в течение длит. времени мн. авторами. В течение почти двадцати столетий "Н." являлся авторитетным источником для творчества мн. поколений инд. драматургов и акт„ров. "Н." написан в трудной для чтения архаичной форме (большая часть стихами). В Индии существует обширная лит-ра, комментирующая "Н.",- трактаты "Абхинавабхарати", "Дашарупа" (конец 10- нач. II вв.) и др. Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961, с. 9-82. Мел. Б. НАУМАН (Naumann). Иоганн Готлиб (17. IV. 1741- 23. X.I 801)- немецкий композитор. Музыке обучался в "Кр„йцшуле" в Дрездене; совершенствовался в Италии - у Дж. Тартини, Дж. Мартини и И. А. Гассе. С 1776 работал капельмейстером в Дрездене (в сезоне 1785-86 выступал в Копенгагене, в 1788-89- в Берлине). В своих операх на итал. тексты (гл. обр. на либр. П. Метастазио) Н. выступил как продолжател; традиций неаполитанской оперной школы. Написа оперы: "Ахилл на Скиросе" (1767, т-р "Санта-Чечи Страницы: «« « 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |