Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 » »» Лит.: Бахтиярова Ч., Ф. Насретдинов, Казань, 1957. Ир,г. НАСРЕТДИНОВА, Зайтуна Агзамовна (р. 14.VIII. 1923)- башкирская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1934-41 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. В. Ширяев и др.). С 1941- солистка балета Башкирского т-ра оперы и балета, дебютировала в партии Сванильды ("Коп-пелия"). Др. партии: Мария, Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Тао Хоа; Зайтунгуль ("Журавлиная песня" Степанова), Одетта-Одил-лия; Зафира ("Горная быль" Ключарева), Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Лаурен-сия, Эсмеральда, Жизель и др. Танец Н. отличается мягкостью, чистотой формы, пластич. изяществом, нац. своеобразием, она тонко чувствует природу башкирских танцев. Выезжала на гастроли в ГДР (1951), Польшу, МНР (1953) и др. Ст. М. КАСЫРЙ, Гамир (3.1.1916-27.XII.1959)-татарский драматург. Окончил Татарский театр. техникум: (1936). Чл. Коммунистич. партии. Драматургич. деятельность начал в 1932. Н. выступал в комедийном жанре ("Пут„вка", "Директор Тарханов", "Зел„ная шляпа"). Драматургия Н. способствовала утверждению совр. тем в тат. т-ре. Пьеса "Кушнарат" (Т-р им. Камала, 1952), действие к-рой происходит в послевоен. колхозе, посв. вопросам морали (требовательность к себе, сознание своей ответственности перед народом), теме доверия к человеку. В пьесе "Дорогие минуты" (Т-р им. Камала, 1953) показаны формирование новых взаимоотношений в рабочем: коллективе, новый тип партийного руководителя. Пьеса "Родная деревня" (Башк. академии, т-р, 1956) посв. новым процессам в сов. деревне, борьбе с пережитками прошлого. Творчество Н. способствовало развитию жанра политической драмы в тат. драматургии. Пьесы его отличаются остротой конфликтов, актуальностью, яркостью психологич. и соц. характеристик. Акт„ры татарского т-ра X. Аб-жалилов, Г. Булатова, Камал Третий, Ф. Ильская, Ф. Хабитов создали в пьесах Н. галерею образов современников. По пьесе Н. "На берегу Волги" композитор Дж. Файзи написал муз. комедию (пост. тат. Т-ром оперы и балета). Соч.: Комедиялэр, Казан, 1950; Пьесалар, Казан, 1953; на рус. яз.: "Кушнарат", в альм.: "Литературный Татарстан", Казань, 1954, кн. 8; Дорогие минуты, М., 1957. Лит.: Гыйззэт Т., Гамир Насрый ижаты турында, "ж. "Совет эдэбияты", 1951, ј 5; Нигъмэтуллин Э., Комедиялэр жыентыгы, там же, 1951, ј 8; Татар Совет эдэбияты тарихы. Очерклар, Казан, 1960. ф, Г. НАСЫРОВА, Ашура (р. 20.XII.1924)- таджикская советская танцовщица. Нар. арт. Тадж. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1961. Отец Н.-народный музыкант. В 1939 Н. поступила в Республиканский колхозно-совхозный т-р. В 1940-61 работала в Тадж. гос. филармонии. Иск-ву танца обучалась у педагогов Г. Валамат-заде, А. Проценко, А. Азимова. Н.- замечат. исполнительница тадж. нар. танцев ("чигарпора", "на гора баз м", "тонус" и др.). Иск-во е„ отличается пластичностью, изяществом, большой музыкальностью, своеобразием нац. колорита. Творчество Н. пронизано лиризмом, жизнерадостностью, оптимизмом. В совр. тадж. танцах "Хлопок", "Шелкопряд" и др. она воспевает тадж. сов. женщину, раскрывает величие и красоту е„ души. Исполняет также афганские, индийские, корейские танцы. Гастролировала во мн. странах Европы и Востока. Н. Н. НАСЫРОВА, Халима (р. 1913)- узбекская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Ден. Верх. Совета СССР 5-го созыва. Училась в театр. техникуме в Баку и в уз б. оперной студии при Моск. консерватории. Сценич. деятельность начала в 1927 в образцовой краевой труппе (ныне Т-р им. Хамзы), где выступала как драм. актриса. Исполняла роли Марии Антоновны ("Ревизор"), Адельмы ("Принцесса Турандот" Гоцци) и др. В 1929- 1939 Н.- актриса Узб. муз.-драм. т-ра; играла в драма-тич. и муз. спектаклях. Роли: Гюльчохра ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Гюль-сара ("Ичкарида" Мухаме-дова и Яшена); в муз. драмах - Ширин ("Фархад и Ширин" Успенского). С 1939 Н. - ведущая артистка Узб. т-ра оперы и балета им. Навои. Обладая сильным и сочным голосом широкого диапазона, музыкальностью и даром сценич. перевоплощения, Н. созда„т разл. по характеру образы - лирические, героические и остро характерные. Партии: Наргюль ("Буран" Ашрафи и Василенко), Лей-ли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова; Гос. пр. СССР, 1942), Син Дун-фан ("Улугбек" Козловского), Гюльсара (о. п. Глиэра п Садыкова; Гос. пр. СССР, 1951), Зухра ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Майсара ("Проделки Майсары" Юдакова), жена Хамзы ("Хамза" Бабаева, 1962), Кармен. Вед„т концертную деятельность. Гастролировала в ГДР, Китае, Индии, Индонезии, Иране и др. странах. Соч.: Трудные поиски, "Семья и школа", 1962, ј 4, с. 11; Солнце над Востоком, М., 1962. Лит.: Ф р а н к [Е. B.J, Халима Насырова, М.-Л., 1950; Корсакова ГА. Ф-J, Узбекский оперный театр. Очерк истории, [Ташкент, 1961J. Е. Фр. "НАТАЛКА-ПОЛТАВКА"- ?) "украинская опера" в 2 д., текст И. П. Котляревского (на у к р. яз.). Пьеса Кот-ляревского написана в 1819. Пост. в том же году Полтавским т-ром (выборный Макогон енко-Щепкин. М. С. Щепкин выступал в пост. "Н.-П." в 1838 в Москве и Петербурге). Со 2-й пол. 19 в. "Н.-П." стала популярнейшей пьесой укр. репертуара. Прославленным исполнителем роли Выборного был К. П. Соленик. В числе лучших проф. коллективов, систематически ставивших "Н.-П.",- труппы Жура-ховского, Л. Ю. Млотковского, М. П. Старицкого, Т-во артистов под рук. П. Садовского-Саксаганского и мн. др. В 1886-87 труппа под рук. Кропивницкого играла "Н.-П." в Петербурге (Наталка - Заньковецкая, Терпилиха- Пере-верзева, Петро-Мова, Микола - Садовский, Возный - Саксаганский, Выборный-Кропивницкий). 31 авг. 1903 в Полтаве, по случаю открытия памятника Котляревскому, состоялся торжеств, спектакль "Н.-П." (Наталка - Липецкая, Терпилиха - Тобилевич, Петро - Жулин. Ми-кола - Садовский, Воэный -Карпенко-Карый, Выборный- Кропивницкий). "Н.-П." обычно ставилась с музыкой (нар. песни). С 1889 спектакли ставятся с муз. Н.В. Лысенко; первая пост. - 12 нояб. 1889, Одесса, Русско-укр. труппа под упр. Н. К. Садовского (Наталка - Маркова, Петро- Мова, Микола - Садовский, Тетервак овский, Возный --Карпенко-Карый, Макогоненко - Саксаганский). Из исполнителей известностью пользовались Е. П. Ратмирова, М. К. Садовская, Янковская (Наталка), Данилова, О. Д. По-лянская-Карпенко, Тарновская (Терпилиха), Ф. В. Левицкий, М. П. Старицкий, Тарновский (Возный) и др. На сов.сцене "Н.-П." шла во мн. драм. и муз.-драм. т-рах: Страницы: «« « 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |