|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 » »» Лит.: Бахтиярова Ч., Ф. Насретдинов, Казань, 1957. Ир,г.
НАСРЕТДИНОВА, Зайтуна Агзамовна (р. 14.VIII. 1923)- башкирская
советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич.
партии с 1952. В 1934-41 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог
А. В. Ширяев и др.). С 1941- солистка балета Башкирского т-ра оперы и
балета, дебютировала в партии Сванильды ("Коп-пелия").
Др. партии: Мария, Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Тао Хоа;
Зайтунгуль ("Журавлиная песня" Степанова), Одетта-Одил-лия; Зафира
("Горная быль" Ключарева), Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни),
Лаурен-сия, Эсмеральда, Жизель и др.
Танец Н. отличается мягкостью, чистотой формы, пластич. изяществом,
нац. своеобразием, она тонко чувствует природу башкирских танцев.
Выезжала на гастроли в ГДР (1951), Польшу, МНР (1953) и др. Ст. М.
КАСЫРЙ, Гамир (3.1.1916-27.XII.1959)-татарский драматург. Окончил
Татарский театр. техникум:
(1936). Чл. Коммунистич. партии. Драматургич. деятельность начал в
1932. Н. выступал в комедийном жанре ("Пут„вка", "Директор Тарханов",
"Зел„ная шляпа"). Драматургия Н. способствовала утверждению совр. тем в
тат. т-ре. Пьеса "Кушнарат" (Т-р им. Камала, 1952), действие к-рой
происходит в послевоен. колхозе, посв. вопросам морали (требовательность
к себе, сознание своей ответственности перед народом), теме доверия к
человеку. В пьесе "Дорогие минуты" (Т-р им. Камала, 1953) показаны
формирование новых взаимоотношений в рабочем: коллективе, новый тип
партийного руководителя.
Пьеса "Родная деревня" (Башк. академии, т-р, 1956) посв. новым
процессам в сов. деревне, борьбе с пережитками прошлого. Творчество Н.
способствовало развитию жанра политической драмы в тат. драматургии.
Пьесы его отличаются остротой конфликтов, актуальностью, яркостью
психологич. и соц. характеристик. Акт„ры татарского т-ра X. Аб-жалилов,
Г. Булатова, Камал Третий, Ф. Ильская, Ф. Хабитов создали в пьесах Н.
галерею образов современников. По пьесе Н. "На берегу Волги" композитор
Дж. Файзи написал муз. комедию (пост. тат. Т-ром оперы и балета).
Соч.: Комедиялэр, Казан, 1950; Пьесалар, Казан, 1953; на рус. яз.:
"Кушнарат", в альм.: "Литературный Татарстан", Казань, 1954, кн. 8;
Дорогие минуты, М., 1957.
Лит.: Гыйззэт Т., Гамир Насрый ижаты турында, "ж. "Совет эдэбияты",
1951, ј 5; Нигъмэтуллин Э., Комедиялэр жыентыгы, там же, 1951, ј 8;
Татар Совет эдэбияты тарихы. Очерклар, Казан, 1960. ф, Г.
НАСЫРОВА, Ашура (р. 20.XII.1924)- таджикская советская танцовщица.
Нар. арт. Тадж. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1961. Отец
Н.-народный музыкант. В 1939 Н. поступила в Республиканский
колхозно-совхозный т-р. В 1940-61 работала в Тадж. гос. филармонии.
Иск-ву танца обучалась у педагогов Г. Валамат-заде, А. Проценко, А.
Азимова. Н.- замечат. исполнительница тадж. нар. танцев ("чигарпора",
"на гора баз м", "тонус" и др.). Иск-во е„ отличается пластичностью,
изяществом, большой музыкальностью, своеобразием нац. колорита.
Творчество Н. пронизано лиризмом, жизнерадостностью, оптимизмом. В совр.
тадж. танцах "Хлопок", "Шелкопряд" и др. она воспевает тадж. сов.
женщину, раскрывает величие и красоту е„ души. Исполняет также
афганские, индийские, корейские танцы. Гастролировала во мн. странах
Европы и Востока. Н. Н.
НАСЫРОВА, Халима (р. 1913)- узбекская советская артистка оперы
(сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Ден. Верх. Совета СССР 5-го созыва.
Училась в театр. техникуме в Баку и в уз б. оперной студии при Моск.
консерватории. Сценич. деятельность начала в 1927 в образцовой краевой
труппе (ныне Т-р им. Хамзы), где выступала как драм. актриса. Исполняла
роли Марии Антоновны ("Ревизор"), Адельмы ("Принцесса Турандот" Гоцци) и
др. В 1929- 1939 Н.- актриса Узб. муз.-драм. т-ра; играла в драма-тич. и
муз. спектаклях. Роли: Гюльчохра ("Аршин мал алан" Гаджибекова),
Гюль-сара ("Ичкарида" Мухаме-дова и Яшена); в муз. драмах - Ширин
("Фархад и Ширин" Успенского). С 1939 Н. - ведущая артистка Узб. т-ра
оперы и балета им. Навои. Обладая сильным и сочным голосом широкого
диапазона, музыкальностью и даром сценич. перевоплощения, Н. созда„т
разл. по характеру образы - лирические, героические и остро характерные.
Партии: Наргюль ("Буран" Ашрафи и Василенко), Лей-ли ("Лейли и
Меджнун" Глиэра и Садыкова; Гос. пр. СССР, 1942), Син Дун-фан ("Улугбек"
Козловского), Гюльсара (о. п. Глиэра п Садыкова; Гос. пр. СССР, 1951),
Зухра ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Майсара ("Проделки
Майсары" Юдакова), жена Хамзы ("Хамза" Бабаева, 1962), Кармен.
Вед„т концертную деятельность. Гастролировала в ГДР, Китае, Индии,
Индонезии, Иране и др. странах.
Соч.: Трудные поиски, "Семья и школа", 1962, ј 4, с. 11; Солнце над
Востоком, М., 1962.
Лит.: Ф р а н к [Е. B.J, Халима Насырова, М.-Л., 1950;
Корсакова ГА. Ф-J, Узбекский оперный театр. Очерк истории, [Ташкент,
1961J. Е. Фр.
"НАТАЛКА-ПОЛТАВКА"- ?) "украинская опера" в 2 д., текст И. П.
Котляревского (на у к р. яз.). Пьеса Кот-ляревского написана в 1819.
Пост. в том же году Полтавским т-ром (выборный Макогон енко-Щепкин. М.
С. Щепкин выступал в пост. "Н.-П." в 1838 в Москве и Петербурге).
Со 2-й пол. 19 в. "Н.-П." стала популярнейшей пьесой укр. репертуара.
Прославленным исполнителем роли Выборного был К. П. Соленик. В числе
лучших проф. коллективов, систематически ставивших "Н.-П.",- труппы
Жура-ховского, Л. Ю. Млотковского, М. П. Старицкого, Т-во артистов под
рук. П. Садовского-Саксаганского и мн. др. В 1886-87 труппа под рук.
Кропивницкого играла "Н.-П." в Петербурге (Наталка - Заньковецкая,
Терпилиха- Пере-верзева, Петро-Мова, Микола - Садовский, Возный -
Саксаганский, Выборный-Кропивницкий). 31 авг. 1903 в Полтаве, по случаю
открытия памятника Котляревскому, состоялся торжеств, спектакль "Н.-П."
(Наталка - Липецкая, Терпилиха - Тобилевич, Петро - Жулин. Ми-кола -
Садовский, Воэный -Карпенко-Карый, Выборный- Кропивницкий). "Н.-П."
обычно ставилась с музыкой (нар. песни). С 1889 спектакли ставятся с
муз. Н.В. Лысенко; первая пост. - 12 нояб. 1889, Одесса, Русско-укр.
труппа под упр. Н. К. Садовского (Наталка - Маркова, Петро- Мова, Микола
- Садовский, Тетервак овский, Возный --Карпенко-Карый, Макогоненко -
Саксаганский). Из исполнителей известностью пользовались Е. П.
Ратмирова, М. К. Садовская, Янковская (Наталка), Данилова, О. Д.
По-лянская-Карпенко, Тарновская (Терпилиха), Ф. В. Левицкий, М. П.
Старицкий, Тарновский (Возный) и др.
На сов.сцене "Н.-П." шла во мн. драм. и муз.-драм. т-рах:
Страницы: «« « 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |