Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633  1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643  » »»

   Лит.: Бахтиярова Ч., Ф. Насретдинов, Казань, 1957. Ир,г.
   НАСРЕТДИНОВА,  Зайтуна  Агзамовна  (р.  14.VIII.  1923)-   башкирская
советская артистка балета.  Нар.  арт.  СССР  (1955).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1952. В 1934-41 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще  (педагог
А. В. Ширяев и др.). С 1941- солистка балета Башкирского  т-ра  оперы  и
балета, дебютировала в партии Сванильды ("Коп-пелия").
   Др.  партии:  Мария,  Зарема  ("Бахчисарайский  фонтан"),  Тао   Хоа;
Зайтунгуль  ("Журавлиная  песня"  Степанова),  Одетта-Одил-лия;   Зафира
("Горная  быль"   Ключарева),   Царь-Девица   ("Кон„к-Горбунок"   Пуни),
Лаурен-сия, Эсмеральда, Жизель и др.
   Танец Н. отличается мягкостью, чистотой формы,  пластич.  изяществом,
нац.  своеобразием,  она  тонко  чувствует  природу  башкирских  танцев.
Выезжала на гастроли в ГДР (1951), Польшу, МНР (1953) и др. Ст. М.
   КАСЫРЙ,  Гамир  (3.1.1916-27.XII.1959)-татарский  драматург.  Окончил
Татарский театр. техникум:
   (1936). Чл. Коммунистич. партии. Драматургич.  деятельность  начал  в
1932. Н. выступал в комедийном жанре  ("Пут„вка",  "Директор  Тарханов",
"Зел„ная шляпа"). Драматургия Н. способствовала утверждению совр. тем  в
тат. т-ре. Пьеса "Кушнарат"  (Т-р  им.  Камала,  1952),  действие  к-рой
происходит в послевоен. колхозе, посв. вопросам морали (требовательность
к себе, сознание своей ответственности перед народом),  теме  доверия  к
человеку. В пьесе "Дорогие  минуты"  (Т-р  им.  Камала,  1953)  показаны
формирование новых взаимоотношений  в  рабочем:  коллективе,  новый  тип
партийного руководителя.
   Пьеса "Родная  деревня"  (Башк.  академии,  т-р,  1956)  посв.  новым
процессам в сов. деревне, борьбе с пережитками прошлого.  Творчество  Н.
способствовало развитию жанра политической  драмы  в  тат.  драматургии.
Пьесы  его  отличаются  остротой  конфликтов,  актуальностью,   яркостью
психологич. и соц. характеристик. Акт„ры татарского т-ра X.  Аб-жалилов,
Г. Булатова, Камал Третий, Ф. Ильская, Ф. Хабитов создали  в  пьесах  Н.
галерею образов современников. По пьесе Н. "На берегу Волги"  композитор
Дж. Файзи написал муз. комедию (пост. тат. Т-ром оперы и балета).
   Соч.: Комедиялэр, Казан, 1950; Пьесалар, Казан, 1953;  на  рус.  яз.:
"Кушнарат", в альм.: "Литературный  Татарстан",  Казань,  1954,  кн.  8;
Дорогие минуты, М., 1957.
   Лит.: Гыйззэт Т., Гамир Насрый ижаты турында, "ж.  "Совет  эдэбияты",
1951, ј 5; Нигъмэтуллин Э., Комедиялэр жыентыгы,  там  же,  1951,  ј  8;
Татар Совет эдэбияты тарихы. Очерклар, Казан, 1960. ф, Г.
   НАСЫРОВА, Ашура (р. 20.XII.1924)-  таджикская  советская  танцовщица.
Нар. арт. Тадж.  ССР  (1947).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1961.  Отец
Н.-народный  музыкант.   В   1939   Н.   поступила   в   Республиканский
колхозно-совхозный т-р. В 1940-61  работала  в  Тадж.  гос.  филармонии.
Иск-ву танца обучалась у педагогов  Г.  Валамат-заде,  А.  Проценко,  А.
Азимова. Н.- замечат. исполнительница тадж.  нар.  танцев  ("чигарпора",
"на гора баз м", "тонус" и др.).  Иск-во  е„  отличается  пластичностью,
изяществом,  большой   музыкальностью,   своеобразием   нац.   колорита.
Творчество Н. пронизано лиризмом, жизнерадостностью, оптимизмом. В совр.
тадж. танцах "Хлопок",  "Шелкопряд"  и  др.  она  воспевает  тадж.  сов.
женщину,  раскрывает  величие  и  красоту  е„  души.   Исполняет   также
афганские, индийские, корейские танцы.  Гастролировала  во  мн.  странах
Европы и Востока. Н. Н.
   НАСЫРОВА,  Халима  (р.  1913)-  узбекская  советская  артистка  оперы
(сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Ден. Верх. Совета  СССР  5-го  созыва.
Училась в театр. техникуме в Баку и в уз б.  оперной  студии  при  Моск.
консерватории. Сценич. деятельность начала в 1927 в  образцовой  краевой
труппе (ныне Т-р им. Хамзы), где выступала как драм. актриса.  Исполняла
роли Марии Антоновны ("Ревизор"), Адельмы ("Принцесса Турандот" Гоцци) и
др. В 1929- 1939 Н.- актриса Узб. муз.-драм. т-ра; играла в драма-тич. и
муз.  спектаклях.  Роли:  Гюльчохра  ("Аршин  мал  алан"   Гаджибекова),
Гюль-сара ("Ичкарида" Мухаме-дова  и  Яшена);  в  муз.  драмах  -  Ширин
("Фархад и Ширин" Успенского). С 1939 Н. - ведущая  артистка  Узб.  т-ра
оперы и балета им. Навои. Обладая  сильным  и  сочным  голосом  широкого
диапазона, музыкальностью и даром  сценич.  перевоплощения,  Н.  созда„т
разл. по характеру образы - лирические, героические и остро характерные.
   Партии: Наргюль  ("Буран"  Ашрафи  и  Василенко),  Лей-ли  ("Лейли  и
Меджнун" Глиэра и Садыкова; Гос. пр. СССР, 1942), Син Дун-фан ("Улугбек"
Козловского), Гюльсара (о. п. Глиэра п Садыкова; Гос. пр.  СССР,  1951),
Зухра  ("Тахир  и  Зухра"  Джалилова  и  Бровцына),  Майсара  ("Проделки
Майсары" Юдакова), жена Хамзы ("Хамза" Бабаева, 1962), Кармен.
   Вед„т концертную деятельность. Гастролировала в  ГДР,  Китае,  Индии,
Индонезии, Иране и др. странах.
   Соч.: Трудные поиски, "Семья и школа", 1962, ј 4, с. 11;  Солнце  над
Востоком, М., 1962.
   Лит.: Ф р а н к [Е. B.J, Халима Насырова, М.-Л., 1950;
   Корсакова ГА. Ф-J, Узбекский оперный театр. Очерк истории,  [Ташкент,
1961J. Е. Фр.
   "НАТАЛКА-ПОЛТАВКА"- ?)  "украинская  опера"  в  2  д.,  текст  И.  П.
Котляревского (на у к р. яз.). Пьеса  Кот-ляревского  написана  в  1819.
Пост. в том же году Полтавским т-ром (выборный Макогон  енко-Щепкин.  М.
С. Щепкин выступал в пост. "Н.-П." в 1838 в Москве и Петербурге).
   Со 2-й пол. 19 в. "Н.-П." стала популярнейшей пьесой укр. репертуара.
Прославленным исполнителем роли Выборного был К.  П.  Соленик.  В  числе
лучших проф.  коллективов,  систематически  ставивших  "Н.-П.",-  труппы
Жура-ховского, Л. Ю. Млотковского, М. П. Старицкого, Т-во  артистов  под
рук. П. Садовского-Саксаганского и мн. др. В  1886-87  труппа  под  рук.
Кропивницкого играла  "Н.-П."  в  Петербурге  (Наталка  -  Заньковецкая,
Терпилиха-  Пере-верзева,  Петро-Мова,  Микола  -  Садовский,  Возный  -
Саксаганский, Выборный-Кропивницкий). 31 авг. 1903 в Полтаве, по  случаю
открытия памятника Котляревскому, состоялся торжеств, спектакль  "Н.-П."
(Наталка - Липецкая, Терпилиха - Тобилевич, Петро  -  Жулин.  Ми-кола  -
Садовский,  Воэный  -Карпенко-Карый,  Выборный-  Кропивницкий).  "Н.-П."
обычно ставилась с музыкой (нар. песни). С  1889  спектакли  ставятся  с
муз. Н.В. Лысенко; первая пост. - 12  нояб.  1889,  Одесса,  Русско-укр.
труппа под упр. Н. К. Садовского (Наталка - Маркова, Петро- Мова, Микола
- Садовский, Тетервак овский,  Возный  --Карпенко-Карый,  Макогоненко  -
Саксаганский).  Из  исполнителей   известностью   пользовались   Е.   П.
Ратмирова,  М.  К.  Садовская,  Янковская  (Наталка),  Данилова,  О.  Д.
По-лянская-Карпенко, Тарновская  (Терпилиха),  Ф.  В.  Левицкий,  М.  П.
Старицкий, Тарновский (Возный) и др.
   На сов.сцене "Н.-П." шла во мн. драм. и муз.-драм. т-рах:

Страницы: «« « 1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633  1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642   1643  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия