Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626   1627   1628  1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638  » »»

deriksbergske teatres historie, Kbh., 1958. Вл.М
   НАПЕРСНИК,  наперсница,  иначе  к  о  н-фидант,  конфидантка  (франц.
confident, от лат. confido  -  полагаюсь,  верю),-  сценическое  амплуа;
традиционный персонаж в классицистской трагедии 17-18 вв. (французской и
русской). Приближ„нное лицо к герою или  героине  (кормилица,  гуверн„р,
секретарь, компаньонка и пр.). Роль Н. имеет подсобный характер: отвечая
на вопросы Н., герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.
   НАПРАВНИК,   Эдуард   Францевич   [12Г24).   VIII.    1839,    Бейшт,
Чехия,-10(23). XI. 1916, Петроград]- русский композитор  и  дириж„р.  По
национальности чех. Муз. образование получил  в  Праге.  С  1861  жил  в
России; в 1861-63 работал капельмейстером  оркестра  Н.  Б.  Юсупова;  с
1863-пом. капельмейстера и органист, с  1867  -  второй,  с  1869-первый
капельмейстер Мариинского театра в Петербурге. Приехав в Россию  молодым
музыкантом,  Н.  глубоко  воспринял  рус.  муз.  культуру,   усвоил   е„
исполнительские  традиции.  Н.   вскоре   стал   выдающимся   дириж„ром.
Возглавляя  в   течение   полувека   крупнейший   оперный   т-р   России
(Мариин-ский), Н. добился организованности,  дисциплины,  художественной
стройности оперного ансамбля. Н. руководил первыми пост. мн.  опер  рус.
композиторов:   "Вражья   сила"   Серова   (1871),   "Каменный    гость"
Даргомыжского  (1872),  "Псковитянка"  (1873),  "Майская  ночь"  (1880).
"Снегурочка" (1882), "Борис Годунов" (1874);
   "Опричник"(1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская  дева"  (1881),
"Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Демон" (1875). Под
руководством Н. была возобновлена  в  1871  опера  "Руслан  и  Людмила".
Большое художественное значение  имели  и  др.  пост.  Н.  -  тетралогия
"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1900-05). оперы "Фиделио" Бетховена  (1905),
"Орфей и Эври-дика" Глюка (1911). Н. стремился  к  предельно  точному  и
полному  раскрытию  авторского  замысла.   Его   исполнение   отличалось
тщательным  воспроизведением   текста   партитуры,   строгостью   стиля.
Творческая деятельность Н.-дириж„ра оставила  глубокий  след  в  истории
рус.  муз.  культуры.  Н.  написал  оперы  (пост.  в  Мариинском  т-ре):
"Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895),  "Франческа
да Римини" (1902),  музыку  к  драматической  поэме  "Дон  Жуан"  А.  К.
Толстого и др. соч. В композиторском  творчестве  Н.  сказалось  влияние
Глинки   и   Чайковского.   Произв.   Н.    отличаются    мелодичностью,
законченностью  формы,  мастерской  оркестровкой,  хотя  и  лишены  ярко
выраженного индивидуального стиля. Наиболее известна опера "Дубровский",
сохраняющаяся в репертуаре сов. оперных т-ров.
   Соч.: Автобиографические, творческие  материалы,  документы,  письма,
Л., 1959.
   Лит.: ВальтерВ.Г., Эдуард Франц евич Направник, СПБ,  1914;  Бернандт
Гр., Капельмейстер русской оперы - Э. Ф. Направник, "Советская  музыка",
1939, ј 8.
   НАРДОВ (наст. фам.-К н и п п е р), Владимир Леонардович [10 (22). VI.
1876 - 12. XI. 1942] -русский советский режисс„р оперы,  певец  (тенор),
педагог.  Брат  О.  Л.  Книппер-Чеховой.  Засл.   арт.   РСФСР   (1933).
Чл.Коммунистич. партии с 1941. В 1902 окончил юридич. ф-т  Моск.  ун-та;
одновременно учился пению у  своей  матери  -  проф.  Моск.  филармонич.
уч-ща. Совершенствовался как певец в Берлине  и  Дрездене;  выступал  на
сценах разл. городов,  Германии.  В  1914  дебютировал  в  Оперном  т-ре
Зимина.  Партии:  Альмавива,  Хозе;  Оттавио   ("Дон   Жуан"),   Вальтер
("Тангейзер"), Певец ("Кавалер роз" Р. Штрауса) и др. С  1918  занимался
оперной режиссурой. В 1920-36 работал в Большом т-ре. Пост.:
   "Фра-Дьяволо" Обера (1923, Новый т-р,  Москва),  "Моцарт  и  Сальери"
Римского-Корсакова (1926, Экспериментальный т-р,  Москва),  "Сказание  о
невидимом  граде  Китеже  и  деве  Февронии"  Римского-Корсакова  (1935,
Большой  т-р)  и  др.  С  1936  занимался  педагогич.  деятельностью  (с
1940-профессор Моск. консерватории).
   НАР-ДОС (наст. имя ифам.-Микаэл Ованисян;
   1867-1933) - армянский советский писатель, драматург.  Нар.  писатель
Армении и Грузии (1927). Автор мн. романов, повестей и рассказов. В 1886
написал комедию "М„д и мухи". В 1906 переработал  свою  повесть  "Убитый
голубь"   (1898)   в   драму,   разоблачающую    развращ„нность    бурж.
интеллигенции. Пьеса сохраняется в репертуаре  арм.  сов.  т-ров.  Н.-Д.
написал также одноактную пьесу "Человек с костылями" (1921).  В  произв.
Н.-Д. отражены противоречия капиталистич. общества, жизнь и быт простого
народа. В. Т.
   НАРИМАНОВ, Нариман Наджаф оглы [2 (14). IV.  1871,  Тифлис,-19.  III.
1925,  Москва]  -  азербайджанский  революционер,  писатель,  драматург,
публицист.  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1905.  Был  председателем  СНК
Азербайджана  и  ЦИК  СССР.  Первое   дра-матич.   произв.   Н.   -пьеса
"Невежество" (изд. 1894) - показывает жизнь  дореволюц.  патриархального
Азербайджана, исполнена сурового, обличит, пафоса, в ней созданы  живые,
сильные характеры. Противоречия бурж.  общества,  власть  денег,  грубый
деспотизм азерб. купцов-самодуров высмеиваются в  комедии  "Шамдан  бек,
или Горе от языка" (изд. 1895). Большое  значение  для  развития  азерб.
театр. иск-ва имела историч. драма "Надир-Шах" (изд. 1899). В пьесе дана
яркая картина дворцовых интриг и кровавых заговоров  в  Иране,  показаны
продажность и пороки феодалов, гн„т нар.  масс,  разор„нных  феодальными
смутами. Н.  был  первым  переводчиком  (1897)  на  азерб.  яз.  комедии
"Ревизор", показанной (в том же году) в Баку.
   НАРОДНАЯ   ДРАМА   русская-   народные   сценические   представления,
создававшиеся на основе народно-поэтического творчества.  Истоки  Н.  д.
восходят к обрядовым  игрищам  (масленичным,  святочным,  свадебным).  В
развитии Н. д. большую роль играли нар.  бродячие  акт„ры  -  скоморохи.
Переходя из поколения в поколение, Н. д. подвергалась воздействию  разл.
видов нар. творчества и письменной  лит-ры.  С  фольклорным  творчеством
казацко-крестьянских масс в 16-17 вв. связана  Н.  д.  "Лодка"  (в  ряде
вариантов известна как "Шлюпка", "Лодка разбойников" и др.), проникнутая
мотивами нар. "вольницы", ненавистью к воеводам и помещикам.  В  образах
персонажей "Лодки" отразились черты  нар.  героев-  Ермака  Тимофеевича,
Степана Разина. Мн. Н. д. содержали яркую антикрепостнич. сатиру на бояр
и помещиков ("Мнимый барин", "Афонька  новый  и  барин  голый"  и  др.).
Огромной популярностью пользовалась Н. д. о Петрушке, проникнутая яркими
бунтарскими  мотивами  (разыгрывалась  в  бродячих   кукольных   т-pax).
Старейшая Н. д. "О царе Ироде" (впервые упоминается в 16 в.),  входившая
в репертуар кукольного т-ра - вертепа, была направлена против жестокости
и несправедливости царской власти. Драма "О царе Ироде" близка по  своей
теме к Н. д. "О царе Максимилиане и его  непокорном  сыне  Адольфе"  (18
в.), сюжет к-рой основан на столкновении царя-тирана и вероотступника  с

Страницы: «« « 1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626   1627   1628  1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия