|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 » »» deriksbergske teatres historie, Kbh., 1958. Вл.М
НАПЕРСНИК, наперсница, иначе к о н-фидант, конфидантка (франц.
confident, от лат. confido - полагаюсь, верю),- сценическое амплуа;
традиционный персонаж в классицистской трагедии 17-18 вв. (французской и
русской). Приближ„нное лицо к герою или героине (кормилица, гуверн„р,
секретарь, компаньонка и пр.). Роль Н. имеет подсобный характер: отвечая
на вопросы Н., герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.
НАПРАВНИК, Эдуард Францевич [12Г24). VIII. 1839, Бейшт,
Чехия,-10(23). XI. 1916, Петроград]- русский композитор и дириж„р. По
национальности чех. Муз. образование получил в Праге. С 1861 жил в
России; в 1861-63 работал капельмейстером оркестра Н. Б. Юсупова; с
1863-пом. капельмейстера и органист, с 1867 - второй, с 1869-первый
капельмейстер Мариинского театра в Петербурге. Приехав в Россию молодым
музыкантом, Н. глубоко воспринял рус. муз. культуру, усвоил е„
исполнительские традиции. Н. вскоре стал выдающимся дириж„ром.
Возглавляя в течение полувека крупнейший оперный т-р России
(Мариин-ский), Н. добился организованности, дисциплины, художественной
стройности оперного ансамбля. Н. руководил первыми пост. мн. опер рус.
композиторов: "Вражья сила" Серова (1871), "Каменный гость"
Даргомыжского (1872), "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880).
"Снегурочка" (1882), "Борис Годунов" (1874);
"Опричник"(1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская дева" (1881),
"Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Демон" (1875). Под
руководством Н. была возобновлена в 1871 опера "Руслан и Людмила".
Большое художественное значение имели и др. пост. Н. - тетралогия
"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1900-05). оперы "Фиделио" Бетховена (1905),
"Орфей и Эври-дика" Глюка (1911). Н. стремился к предельно точному и
полному раскрытию авторского замысла. Его исполнение отличалось
тщательным воспроизведением текста партитуры, строгостью стиля.
Творческая деятельность Н.-дириж„ра оставила глубокий след в истории
рус. муз. культуры. Н. написал оперы (пост. в Мариинском т-ре):
"Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895), "Франческа
да Римини" (1902), музыку к драматической поэме "Дон Жуан" А. К.
Толстого и др. соч. В композиторском творчестве Н. сказалось влияние
Глинки и Чайковского. Произв. Н. отличаются мелодичностью,
законченностью формы, мастерской оркестровкой, хотя и лишены ярко
выраженного индивидуального стиля. Наиболее известна опера "Дубровский",
сохраняющаяся в репертуаре сов. оперных т-ров.
Соч.: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма,
Л., 1959.
Лит.: ВальтерВ.Г., Эдуард Франц евич Направник, СПБ, 1914; Бернандт
Гр., Капельмейстер русской оперы - Э. Ф. Направник, "Советская музыка",
1939, ј 8.
НАРДОВ (наст. фам.-К н и п п е р), Владимир Леонардович [10 (22). VI.
1876 - 12. XI. 1942] -русский советский режисс„р оперы, певец (тенор),
педагог. Брат О. Л. Книппер-Чеховой. Засл. арт. РСФСР (1933).
Чл.Коммунистич. партии с 1941. В 1902 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та;
одновременно учился пению у своей матери - проф. Моск. филармонич.
уч-ща. Совершенствовался как певец в Берлине и Дрездене; выступал на
сценах разл. городов, Германии. В 1914 дебютировал в Оперном т-ре
Зимина. Партии: Альмавива, Хозе; Оттавио ("Дон Жуан"), Вальтер
("Тангейзер"), Певец ("Кавалер роз" Р. Штрауса) и др. С 1918 занимался
оперной режиссурой. В 1920-36 работал в Большом т-ре. Пост.:
"Фра-Дьяволо" Обера (1923, Новый т-р, Москва), "Моцарт и Сальери"
Римского-Корсакова (1926, Экспериментальный т-р, Москва), "Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1935,
Большой т-р) и др. С 1936 занимался педагогич. деятельностью (с
1940-профессор Моск. консерватории).
НАР-ДОС (наст. имя ифам.-Микаэл Ованисян;
1867-1933) - армянский советский писатель, драматург. Нар. писатель
Армении и Грузии (1927). Автор мн. романов, повестей и рассказов. В 1886
написал комедию "М„д и мухи". В 1906 переработал свою повесть "Убитый
голубь" (1898) в драму, разоблачающую развращ„нность бурж.
интеллигенции. Пьеса сохраняется в репертуаре арм. сов. т-ров. Н.-Д.
написал также одноактную пьесу "Человек с костылями" (1921). В произв.
Н.-Д. отражены противоречия капиталистич. общества, жизнь и быт простого
народа. В. Т.
НАРИМАНОВ, Нариман Наджаф оглы [2 (14). IV. 1871, Тифлис,-19. III.
1925, Москва] - азербайджанский революционер, писатель, драматург,
публицист. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Был председателем СНК
Азербайджана и ЦИК СССР. Первое дра-матич. произв. Н. -пьеса
"Невежество" (изд. 1894) - показывает жизнь дореволюц. патриархального
Азербайджана, исполнена сурового, обличит, пафоса, в ней созданы живые,
сильные характеры. Противоречия бурж. общества, власть денег, грубый
деспотизм азерб. купцов-самодуров высмеиваются в комедии "Шамдан бек,
или Горе от языка" (изд. 1895). Большое значение для развития азерб.
театр. иск-ва имела историч. драма "Надир-Шах" (изд. 1899). В пьесе дана
яркая картина дворцовых интриг и кровавых заговоров в Иране, показаны
продажность и пороки феодалов, гн„т нар. масс, разор„нных феодальными
смутами. Н. был первым переводчиком (1897) на азерб. яз. комедии
"Ревизор", показанной (в том же году) в Баку.
НАРОДНАЯ ДРАМА русская- народные сценические представления,
создававшиеся на основе народно-поэтического творчества. Истоки Н. д.
восходят к обрядовым игрищам (масленичным, святочным, свадебным). В
развитии Н. д. большую роль играли нар. бродячие акт„ры - скоморохи.
Переходя из поколения в поколение, Н. д. подвергалась воздействию разл.
видов нар. творчества и письменной лит-ры. С фольклорным творчеством
казацко-крестьянских масс в 16-17 вв. связана Н. д. "Лодка" (в ряде
вариантов известна как "Шлюпка", "Лодка разбойников" и др.), проникнутая
мотивами нар. "вольницы", ненавистью к воеводам и помещикам. В образах
персонажей "Лодки" отразились черты нар. героев- Ермака Тимофеевича,
Степана Разина. Мн. Н. д. содержали яркую антикрепостнич. сатиру на бояр
и помещиков ("Мнимый барин", "Афонька новый и барин голый" и др.).
Огромной популярностью пользовалась Н. д. о Петрушке, проникнутая яркими
бунтарскими мотивами (разыгрывалась в бродячих кукольных т-pax).
Старейшая Н. д. "О царе Ироде" (впервые упоминается в 16 в.), входившая
в репертуар кукольного т-ра - вертепа, была направлена против жестокости
и несправедливости царской власти. Драма "О царе Ироде" близка по своей
теме к Н. д. "О царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе" (18
в.), сюжет к-рой основан на столкновении царя-тирана и вероотступника с
Страницы: «« « 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |