Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632  1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642  » »»

обманщик и сват" Аблесимова (муз. Соколовского).
   Спектакли Н. т. отличались высокой режисс„рской культурой,  слаженным
акт„рским ансамблем. Т-р быстро завоевал  признание  демократич.  кругов
зрителей.  С  момента  возникновения  Н.  т.  вокруг  него  развернулась
ожесточ„нная  идейная  борьба.  Реакц.  круги  добились  снятия  лучшего
спектакля Н. т.- "Ревизор". Перед закрытием Политехнич. выставки Федотов
и  поддерживавшие  его  обществ,  деятели  воз  будили   ходатайство   о
превращении Н. т. в постоянный т-р. Однако пр-во отклонило  их  просьбу.
После закрытия выставки 1872 Н. т. прекратил сво„ существование  (здание
и  имущество  т-ра  были  приобретены   вновь   организованным   частным
Общедоступным т-ром, в труппу к-рого вступили и нек-рые  из  акт„ров  Н.
т.). Несмотря на кратковременность существования, Н. т. имел значение  в
истории рус. сценич. иск-ва как первая попытка  создания  прогрессивного
по своей идейной и  художеств.  направленности  т-ра,  рассчитанного  на
обслуживание широких демократич. кругов зрителей.
   Лит.: Клинчин А. П., Народный театр на  Политех-нической  выставке  в
Москве, в сб.: Театральное наследство, М., 1956 (Гос. н.-и. ин-т  театра
и музыки); Федотов А.Ф., Предисловие к "Недорослю" Д. И. Фонвизина,  М.,
1886 (с. III-VII); Захарьин (Якунин) И. Н., Встречи и воспоминания, СПБ,
1903, с. 305-11; Клинчин А Н. X. Рыбаков, М., 1952, с. 154-83. А. Кл.
   "НАРбДОВЫ ТЕАТР" - см. Польский "Театр Народовы".
   НАРОКОВ (наст. фам. - Я к у б о в),  Михаил  Сем„нович  [14(26).  II.
1879 -25. VI. 1958] -советский акт„р и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (  97).
Сценич. деятельность начал в 1896 в труппе  П.  А.  Со-колова-Жамсона  в
Мелитополе. В 1897-98 работал в Т-ре Дюковой (Харьков), в  1899-1900-  в
Т-ре Соловцова в Киеве, в 1901-02 -  "Новом  т-ре"  Л.  Б.  Яворской;  в
1906-07 акт„р т-ва Новой  драмы  под  рук.  Мейерхольда.  В  1903-04  по
приглашению Горького работал в т-ре Нар. дома (Н. Новгород). В  19091910
Н.-акт„р Т-ра  В.  Ф.  Комиссаржевской.  Разделяя  судьбу  мн.  провинц.
акт„ров дореволюц. России, Н. по 1-2 сезона служил в различных  городах.
В 1916-18 работал в Москве в Т-ре Су-ходольской, в 1918 в б. Т-ре  Корша
сыграл Дантона ("Смерть Дантона" Бюхнера). В 1920 Н.  вступил  в  труппу
Малого т-ра, где работал по 1949. Лучшие роли, сыгранные Н. в этом т-ре:
Несчастливцев;  Кромвель  ("Оливер  Кромвель"  Луначарского),   Паратов;
Веррино  ("Заговор  Фиеско"  Шиллера),   П„тр   I   ("Смерть   Петра   U
Шаповаленко), Краснов ("Грех да беда  на  кого  не  жив„те  Островского,
пост. Н., 1926),  Петрыгин  ("Скутаревский"  Леонова),  Черных  ("Слава"
Гусева),  Де  Сильва   ("Уриэль   Акоста"   Гуцкова),   доктор   Таланов
("Нашествие"). Н. обладал большим темпераментом; у  него  было  выразит,
лицо, величавая фигура, низкий бархатный голос. В своих сценич.  образах
Н.  стремился  передавать  борьбу  страстей  в  душах  героев,   трагич.
потрясения, его исполнительская манера отличалась сдержанностью,  внутр.
силой. Выступал  также  как  режисс„р:  пост.  в  Малом  т-ре  спектакли
"Растеряева улица" (инсц. Н. по Успенскому, 1929) и "Разгром" (инсц.  Н.
по Фадееву. 1932), "Соло  на  флейте"  Микитенко  (1935).  Автор  театр.
мемуаров "Биография моего поколения" (М., 1956).
   Лит.: Луначарский А., К юбилею М. С. Нарокова, газ. "Известия", 1927,
25 янв., ј 19; Эрманс Э., Тридцать лет или жизнь акт„ра, "Рабис",  1927,
.ј 1.
   И.Лев.
   НАРЫКОВ, Адгам Фазулжанович (р. 23. IX. 1923) -  татарский  советский
артист балета. Засл. арт. РСФСР (1957) и засл. арт. Тат. АССР (1950). По
окончании Ленингр. хореография, уч-ща (1941) работал в  Уфе.  С  1946  -
солист балета Татарского т-ра оперы и балета им. М. Джалиля.  Исполнение
Н. характеризуется нац. своеобразием, высокой танц. техникой,  артистич.
обаянием.
   Партии: Былтыр ("Шурале"), Hyp ("Зюгра" Жиганова), Тимергол  ("Горная
быль"  Ключарева),  Зигфрид   ("Лебединое   озеро"),   Дезире   ("Спящая
красавица"), Альберт ("Жизель"), Ли  Шан-фу  ("Красный  цветок").  Гирей
("Бахчисарайский фонтан"), Ленни ("Тропою грома" Караева)  и  др.  Пост.
танцы  в  оперных  спектаклях  ("Неотосланные  письма"  Файзи,  "Фауст",
"Пиковая дама" и др.). Ир. Г.
   HACKOBA  (Naskova),  Ружена   (28.   XI.   1884-   21.   III.   1961)
-чехословацкая актриса. Нар. арт. ЧСС (1947). В 1902 брала частные уроки
у  выдающейся  чеш.  трагич.  актрисы  О.  Скленаржовой-Малой.  В   1904
дебютировала  на  сцене  т-ра  в  Люб-ляне  (Словения)  в   роли   Магды
("Потонувший колокол" Гауптмана). В 1907, вернувшись на родину, Н.  была
принята в труппу пражского Нац. т-ра, где оставалась до конца жизни.  Н.
с одинаковой л„гкостью играла  лирические  (Маргарита  -  "Фауст"  Г„те;
Оберон  -  "Сон  в  летнюю  ночь")  и   характерные   роли   (крестьянка
Лизалка-"Мариша"  бр.  Мрштиков;  миссис  Хиггинс  -  "Пигмалион"  Шоу).
Выступая в пьесах В. Сарду, Э. Скриба и  О.  Уайльда,  создавала  тонкие
психологич. образы. В то же  время  она  воплощала  героич.  трагедийные
характеры: мать Юго-вичей  ("Смерть  матери  Юговичей"  Войновича),  Ева
("Трагедия человека" Мадача), Ева ("Магелона" Колара), Мария  Стюарт.  В
1921 Н. сыграла заглавную роль в комедии "Мадам Сан-Жен" Сарду, в  к-рой
раскрылись  новые  черты  дарования  актрисы-жизненная   энергия,   нар.
здравомыслие. Особая простота, мужеств. человечность, "сердечный комизм"
иск-ва Н. противостояли тяготению к эстетизму и внешней  выразительности
режиссуры К. Гиллара и др. На  сцене  пражского  Национального  т-ра  Н.
утверждала  демократические  традиции,  заложенные  И.   Мошной   и   Г.
Квапиловой, Э. Вояном и М. Гюбнеровой.
   После освобождения Чехословакии (1945) Н. возвратилась ко  многим  из
прежних ролей, заостряя их социальные характеристики.
   Роли:  Мастилькова  ("Фед-ловачка"   Тыла),   Бабушка   ("Обрыв"   по
Гончарову),  остро  комедийные  роли  -  Матр„на  Харитоновна  ("Горячее
сердце"), Арина Пантелеймо-новна ("Женитьба") и др. Снималась в кино.
   Соч.: Jak sel zivot, Praha. 1955.
   Лит.: Kopecky J., R. Naskova,Praha,1948. Л. Сол.
   НАСРЕТДИНОВ, Фахри Хусаинович [р. 10 (23).  X.  1911]  -  тата  рский
советский артист оперы (лирич.  тенор).  Нар.  арт.  РСФСР  (1957).  Чл.
Коммунистич. партии с 1954. В  1934  окончил  Моск.  муз.  техникум  им.
Рубинштейна, в 1939 - тат. студию при  Моск.  консерватории.  С  1939  -
солист Т-ра оперы и  балета  в  Казани.  Н.  обладает  красивым,  чистым
голосом широкого диапазона, лирич. дарованием.
   Партии: Джик, Кирамат, Салиа( ("Золотоволосая",  "Беглец",  "Свобода"
Жиганова),  Халил  ("Галиябану"  Муза-фарова),   Галимджан   ("Башмачки"
Файзи), Ленский; Берен-дей ("Снегурочка"), Фауст, Альфред, Герцог; Назар
("Семья Тараса" Кабалевского). Выступает в  концертах.  Гастролировал  в
Китае, Вьетнаме, Бирме.

Страницы: «« « 1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632  1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641   1642  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия