Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626  1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636  » »»

этого т-ра способствовала становлению и развитию араб. театр. иск-ва.  '
Дж. Б.
   НАЛБАНДЯН, Ваган [10(22).XI.  1876  -16(29).  XII.  1902]  -армянский
литературовед, театральный критик. В 1900 окончил  Лейпцигский  ун-т  со
степенью доктора  философии.  В  1901  вернулся  в  Тифлис.  Опубликовал
исследование о драматургии Ибсена.  Автор  цикла  статей  о  П.  Дуряне.
Написал ряд рецензий на спектакли тифлисского армянского т-ра. Р. 3.
   НАЛБАНДЯН, Микаэл Лазаревич [2  (14).  XI.  1829-21.111(2.IV).  1866]
-армянский революционный демократ, писатель, философ,  литературовед.  В
1853 экстерном закончил вост. ф-т Петерб. ун-та.  Будучи  преподавателем
арм. яз. в Лазаревском ин-те, прослушал курс на медицинском  ф-те  Моск.
ун-та. В 1856 опубликовал свои первые стихотворения - блестящие  образцы
гражд. лирики. 06-щественно-политич. и философские взгляды Н.  сложились
под  воздействием  рус.  революц.  движения  60-х  гг.,  работ  Герцена,
Огар„ва. За нелегальную работу был арестован и пров„л  в  заключении  (в
Петропавловской крепости) три года. В 1865 за революц. деятельность  был
сослан в Камышин, где умер от туберкул„за.
   Н. заложил основы арм.  материалистич.  эстетики,  развивая  в  своих
статьях о лит-ре и театре принципы Белинского и Чернышевского.  Эстетика
Н.    содействовала    созданию     в     арм.     лит-ре     и     т-ре
общественно-обличительного, "гоголевского" направления.  Выступления  Н.
по вопросам т-ра носили программный  характер.  Для  арм.  прогрессивной
интеллигенции т-р в 60-е  годы  был  одним  из  центров  идейной  жизни,
поэтому и Н. проявлял живой интерес к театр.  иск-ву.  В  1859  в  журн.
"Юсисапайл" опубликовал  рецензию  на  спектакль  студентов-армян  Моск.
ун-та. Взяв под защиту водевиль на совр.  тему  "Пропали  мои  пятьдесят
червонцев"  Аладатяна,  он  резко  выступал  против  историч.   трагедии
"Аристакес" Ванандеци. Статья Н. вызвала тревогу в  арм.  консервативных
кругах. В 1861 Н., будучи в Константинополе, произн„с речь  на  открытии
арм. т-ра, опубликованную газетой "Мегу" ("Пчела  ")в  виде  статьи  под
назв. "Национальный театр в Константинополе". Поддерживая  зарождающееся
арм. проф. театр. иск-во, Н. утверждал,  что  сцена-это  трибуна  и  т-р
должен  не  только  отражать  жизнь,  но  и  выносить  приговор  над  е„
явлениями. Н. требовал тщательного и продуманного выбора  репертуара,  в
частности отказа от франц. мелодрам. Он  выступал  в  защиту  акт„ров  и
актрис, смело преодолевавших косные  предрассудки,  подч„ркивал  высокое
обществ. значение деятельности акт„ра.
   С о ч.: Избр. соч., Ереван, 1941. Р. 3. НАЛБАНДЯН,  Роберт  Гегамович
(р. 9.  VI.  1912)-  армянский  советский  театральный  художник.  Засл.
деятель иск-в Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с  1944.  Учился
на архитектурном ф-те Ереванского политехнич. ин-та. С 1939  -  художник
Тбилисского арм. т-ра им. С. Шаумяна.
   Спектакли: "Уриэль Акоста" (1940); "Георг  Марзпе-туни"  по  Мурацану
(1942), "Хатабала" Сундукяна (1958), "Вернулся человек" Абшилава (1960).
Оформлял также спектакли в Тбилисском  рус.  т-ре  им.А.  Грибоедова,  в
Киро-ваканском арм. т-ре. .//. Хал.
   НАЛБУРОВ, Басил Костов (дек. 1863-22.V. 1893) -  болгарский  акт„р  и
режисс„р. Будучи учителем, участвовал в любительских спектаклях. С  1890
- акт„р Столичной драм.-оперной труппы, преобразованной в 1892 в  труппу
"Слеза  и  смех"  (с  1892-директор  этой  труппы).   Роли:   Подколесин
("Женитьба", 1890), Исак ("Иванко" Друмева, 1891),  Вурм  ("Коварство  и
любовь", 1892). Пост. спектакли: "Ревизор", "Женитьба", собств.  комедию
"Недоразумение" и  др.  Н.  первый  прин„с  на  болг.  сцену  реалистич.
традиции рус. т-ра. Вас. М.
   НАМАНГАНСКИЙ ТЕАТР (Наманганский театр музыкальной  драмы  и  комедии
им. А. Н а во и)-узбекский театр. Создан  в  1931.  В  организации  т-ра
участвовали группа учителей-Р. Хамраев, Н. Розики, А. Рахимов,  режисс„р
В. Азимов. Открылся 15 июня спектаклем "Два коммуниста" Яшена. За первое
десятилетие т-p осуществил пост. пьес  узб.  авторов:  "Бай  и  батрак",
"Проделки Маиса ры", "Холисхон" Хамзы,  "Сожж„м",  "Разгром",  "Честь  и
любовь"  Яшена,  "История  заговорила"  Саиди  и  Сафарова,  "Предатели"
Фатхуллина, а также "Пограничники"  Билль-Белоцерковского,  "Слуга  двух
господ", "Коварство и любовь". С первых лет  своего  создания  коллектив
обращался к жанру  муз.  драм:  "Фархад  и  Ширин",  "Лейли  и  Меджнун"
Хур-шида, "Ичкарида", "Гюльсара" Яшена и  Мухамедова,  "Тахир  и  Зухра"
Абдуллы.
   В годы Вел. Отечеств, войны пост. ряд патриотич. спектаклей:  "Курбан
Умаров" Абдуллы,  "Даврон-ата"  Яшена  и  Абдуллы,  "Смерть  оккупантам"
Яшена, "Месть" Туйгуна и Умари.
   В 40-50-х гг" значит, место  в  репертуаре  заняли  спектакли,  посв.
совр. жизни Узбекистана:  "Ш„лковое  сюзанэ"  (1953)  и  "Больные  зубы"
(1955) Ках-хара, "Сердечные тайны"  Рахманова  (1954),  "Пятна"  Кариева
(1957), "Хуррият" (1958), "Сомнение" (1962) Уйгуна, "Дядя  и  племянник"
Бабаджанова  (1960).  Популярностью  пользуются  пост.   легендарных   и
исто-рич.  пьес  -  "Азиз  и  Санам"  (1955)  и  "Ашик   Гариб"   (1958)
Бабаджанова, "Равшан и Зулхумор" (1957), "Разгром" (1951) Яшена, "Хамза"
Яшена и Умари (1950), "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1951), а  также
"Пламя в горах" Хайруллаева (1962),  "Влюбл„нный  Ташболта"  Гуляма.  На
сцене т-ра ставились "Ревизор" (1952),  "Отелло"  (1954),  "Король  Лир"
(1958); "Испанцы" Лермонтова (1957). В т-ре работают  (1963)  нар.  арт.
Узб. ССР М. Азизова, С. Рахманов, М. Мансуров, засл. арт.  Узб.  ССР  М.
Дада-баев, А. Рахимов, М.  Убайдуллав,  О.  Таджабаев,  Г.  Нишанов,  К.
Мансуров,    группа     молод„жи     -     воспитанники     Ташкентского
театрально-художеств. ин-та. Гл. реж. т-ра Г.  Ким,  реж.  Р.  Джалилов,
худ. М. Аббасрв. В. Д.
   НАМДАГ, Намдак, Донровын (р. 1911)-монгольский драматург и  режисс„р.
В  1929  работал  в  Муз.-драм.  т-ре.   В   1938   начал   драматургич.
деятельность. Автор пьес: "Борьба", "Новый путь", "Цена жизни",  "Волчья
стая", "Будэ",  "Три  шарайгольских  хана"  (инсц.  эпоса  "Гэсэриада"),
"Молодое поколение" (совм.  с  Нацагдоржем),  "Одноклассники"  (совм.  с
Лодойдам-ба), "Свадьба" и др., пост. им самим в Монг. т-ре.  Большинство
пьес Н. посв. совр. проблемам. Г. У.
   НАМИКЙ, Гохэй (1747-1808) - японский драматург. Писал пьесы для  т-ра
Кабуки. Творч. деятельность начал в 1768. В 1796  в  т-ре  Миякодза  (г.
Эдо) была пост.  пьеса  Н.  "Умэ-но  ‚сибэ",  представление  к-рой  было
впервые разделено  условно  на  2  части,  получившие  название:  первая
-итибаммэ, вторая - нибаммэ. Это деление в дальнейшем стало традиционным
для спектаклей т-ра Кабуки. В последующие годы  стал  одним  из  ведущих
япон. драматургов.  Автор  историч.  трагедий  -  дзидаймоно  и  бытовых
драм-сэвамоноГ,   отличавшихся   реалистич.   направленностью.    Верные

Страницы: «« « 1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624   1625   1626  1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634   1635   1636  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия