|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 » »» этого т-ра способствовала становлению и развитию араб. театр. иск-ва. '
Дж. Б.
НАЛБАНДЯН, Ваган [10(22).XI. 1876 -16(29). XII. 1902] -армянский
литературовед, театральный критик. В 1900 окончил Лейпцигский ун-т со
степенью доктора философии. В 1901 вернулся в Тифлис. Опубликовал
исследование о драматургии Ибсена. Автор цикла статей о П. Дуряне.
Написал ряд рецензий на спектакли тифлисского армянского т-ра. Р. 3.
НАЛБАНДЯН, Микаэл Лазаревич [2 (14). XI. 1829-21.111(2.IV). 1866]
-армянский революционный демократ, писатель, философ, литературовед. В
1853 экстерном закончил вост. ф-т Петерб. ун-та. Будучи преподавателем
арм. яз. в Лазаревском ин-те, прослушал курс на медицинском ф-те Моск.
ун-та. В 1856 опубликовал свои первые стихотворения - блестящие образцы
гражд. лирики. 06-щественно-политич. и философские взгляды Н. сложились
под воздействием рус. революц. движения 60-х гг., работ Герцена,
Огар„ва. За нелегальную работу был арестован и пров„л в заключении (в
Петропавловской крепости) три года. В 1865 за революц. деятельность был
сослан в Камышин, где умер от туберкул„за.
Н. заложил основы арм. материалистич. эстетики, развивая в своих
статьях о лит-ре и театре принципы Белинского и Чернышевского. Эстетика
Н. содействовала созданию в арм. лит-ре и т-ре
общественно-обличительного, "гоголевского" направления. Выступления Н.
по вопросам т-ра носили программный характер. Для арм. прогрессивной
интеллигенции т-р в 60-е годы был одним из центров идейной жизни,
поэтому и Н. проявлял живой интерес к театр. иск-ву. В 1859 в журн.
"Юсисапайл" опубликовал рецензию на спектакль студентов-армян Моск.
ун-та. Взяв под защиту водевиль на совр. тему "Пропали мои пятьдесят
червонцев" Аладатяна, он резко выступал против историч. трагедии
"Аристакес" Ванандеци. Статья Н. вызвала тревогу в арм. консервативных
кругах. В 1861 Н., будучи в Константинополе, произн„с речь на открытии
арм. т-ра, опубликованную газетой "Мегу" ("Пчела ")в виде статьи под
назв. "Национальный театр в Константинополе". Поддерживая зарождающееся
арм. проф. театр. иск-во, Н. утверждал, что сцена-это трибуна и т-р
должен не только отражать жизнь, но и выносить приговор над е„
явлениями. Н. требовал тщательного и продуманного выбора репертуара, в
частности отказа от франц. мелодрам. Он выступал в защиту акт„ров и
актрис, смело преодолевавших косные предрассудки, подч„ркивал высокое
обществ. значение деятельности акт„ра.
С о ч.: Избр. соч., Ереван, 1941. Р. 3. НАЛБАНДЯН, Роберт Гегамович
(р. 9. VI. 1912)- армянский советский театральный художник. Засл.
деятель иск-в Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Учился
на архитектурном ф-те Ереванского политехнич. ин-та. С 1939 - художник
Тбилисского арм. т-ра им. С. Шаумяна.
Спектакли: "Уриэль Акоста" (1940); "Георг Марзпе-туни" по Мурацану
(1942), "Хатабала" Сундукяна (1958), "Вернулся человек" Абшилава (1960).
Оформлял также спектакли в Тбилисском рус. т-ре им.А. Грибоедова, в
Киро-ваканском арм. т-ре. .//. Хал.
НАЛБУРОВ, Басил Костов (дек. 1863-22.V. 1893) - болгарский акт„р и
режисс„р. Будучи учителем, участвовал в любительских спектаклях. С 1890
- акт„р Столичной драм.-оперной труппы, преобразованной в 1892 в труппу
"Слеза и смех" (с 1892-директор этой труппы). Роли: Подколесин
("Женитьба", 1890), Исак ("Иванко" Друмева, 1891), Вурм ("Коварство и
любовь", 1892). Пост. спектакли: "Ревизор", "Женитьба", собств. комедию
"Недоразумение" и др. Н. первый прин„с на болг. сцену реалистич.
традиции рус. т-ра. Вас. М.
НАМАНГАНСКИЙ ТЕАТР (Наманганский театр музыкальной драмы и комедии
им. А. Н а во и)-узбекский театр. Создан в 1931. В организации т-ра
участвовали группа учителей-Р. Хамраев, Н. Розики, А. Рахимов, режисс„р
В. Азимов. Открылся 15 июня спектаклем "Два коммуниста" Яшена. За первое
десятилетие т-p осуществил пост. пьес узб. авторов: "Бай и батрак",
"Проделки Маиса ры", "Холисхон" Хамзы, "Сожж„м", "Разгром", "Честь и
любовь" Яшена, "История заговорила" Саиди и Сафарова, "Предатели"
Фатхуллина, а также "Пограничники" Билль-Белоцерковского, "Слуга двух
господ", "Коварство и любовь". С первых лет своего создания коллектив
обращался к жанру муз. драм: "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун"
Хур-шида, "Ичкарида", "Гюльсара" Яшена и Мухамедова, "Тахир и Зухра"
Абдуллы.
В годы Вел. Отечеств, войны пост. ряд патриотич. спектаклей: "Курбан
Умаров" Абдуллы, "Даврон-ата" Яшена и Абдуллы, "Смерть оккупантам"
Яшена, "Месть" Туйгуна и Умари.
В 40-50-х гг" значит, место в репертуаре заняли спектакли, посв.
совр. жизни Узбекистана: "Ш„лковое сюзанэ" (1953) и "Больные зубы"
(1955) Ках-хара, "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Пятна" Кариева
(1957), "Хуррият" (1958), "Сомнение" (1962) Уйгуна, "Дядя и племянник"
Бабаджанова (1960). Популярностью пользуются пост. легендарных и
исто-рич. пьес - "Азиз и Санам" (1955) и "Ашик Гариб" (1958)
Бабаджанова, "Равшан и Зулхумор" (1957), "Разгром" (1951) Яшена, "Хамза"
Яшена и Умари (1950), "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1951), а также
"Пламя в горах" Хайруллаева (1962), "Влюбл„нный Ташболта" Гуляма. На
сцене т-ра ставились "Ревизор" (1952), "Отелло" (1954), "Король Лир"
(1958); "Испанцы" Лермонтова (1957). В т-ре работают (1963) нар. арт.
Узб. ССР М. Азизова, С. Рахманов, М. Мансуров, засл. арт. Узб. ССР М.
Дада-баев, А. Рахимов, М. Убайдуллав, О. Таджабаев, Г. Нишанов, К.
Мансуров, группа молод„жи - воспитанники Ташкентского
театрально-художеств. ин-та. Гл. реж. т-ра Г. Ким, реж. Р. Джалилов,
худ. М. Аббасрв. В. Д.
НАМДАГ, Намдак, Донровын (р. 1911)-монгольский драматург и режисс„р.
В 1929 работал в Муз.-драм. т-ре. В 1938 начал драматургич.
деятельность. Автор пьес: "Борьба", "Новый путь", "Цена жизни", "Волчья
стая", "Будэ", "Три шарайгольских хана" (инсц. эпоса "Гэсэриада"),
"Молодое поколение" (совм. с Нацагдоржем), "Одноклассники" (совм. с
Лодойдам-ба), "Свадьба" и др., пост. им самим в Монг. т-ре. Большинство
пьес Н. посв. совр. проблемам. Г. У.
НАМИКЙ, Гохэй (1747-1808) - японский драматург. Писал пьесы для т-ра
Кабуки. Творч. деятельность начал в 1768. В 1796 в т-ре Миякодза (г.
Эдо) была пост. пьеса Н. "Умэ-но ‚сибэ", представление к-рой было
впервые разделено условно на 2 части, получившие название: первая
-итибаммэ, вторая - нибаммэ. Это деление в дальнейшем стало традиционным
для спектаклей т-ра Кабуки. В последующие годы стал одним из ведущих
япон. драматургов. Автор историч. трагедий - дзидаймоно и бытовых
драм-сэвамоноГ, отличавшихся реалистич. направленностью. Верные
Страницы: «« « 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |