|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 » »» Булычев (1939), Горностаев ("Любовь Яровая", 1957),Касым-ака ("Хуррият"
Уйгуна, 1958). Во мн. ролях Н. выступает беспощадным сатириком,
разоблачителем социальных пороков в прошлом и их пережитков в настоящем:
Мадазим ("Два коммуниста", "Разгром"
Яшена, 1929 и 1934), Хусейн Байкара ("Алишер Навои" Уйгуна и
Султанова; Гос. пр. СССР, 1949). Полоний ("Гамлет", 1935), Настоятель
монастыря ("Пролитая чаша" Ван Ши фу, 1954).
Лит.: Уварова Г., Узбекский драматический театр. Ташкент, 1959;
Творческий путь. XXV лет ордена Ленина театра им. Хамзы, Ташкент, 1945;
Фельдман Я. С.. Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962.
Я.Ф.
НАЗЫМ ХИКМ‚Т (Naz?m Hikmet; наст. фам. - Назым Хикмет Ран) (20. I.
1902, Салоники, - 3. VI. 1963, Москва) - турецкий писатель, поэт,
драматург, публицист, общественный деятель. Родился в аристократич.
семье (отец был дипломатом), учился в Стамбуле в воен.-мор. уч-ще. С
1917 начал печатать стихи в тур. газетах и журналах. Принимал участие в
нац.-освободит. борьбе тур. народа против англо-амер. империалистов. В
1921-24 учился в Москве в коммунистич. ун-те трудящихся Востока. В 1922
вступил в РКП (б). Творчество Маяковского и Мейерхольда оказало большое
влияние на развитие драматургии Н.Х. и в значит, мере определило формы
его поэтич., философской и политич. драматургии. Вернувшись в 1924 на
родину, Н. X. вступил в компартию Турции. В 1927 вновь приехал в СССР.
Совм. с реж. Н. В. Экк создал сатирич. т-р "Метла", для к-рого писал
небольшие "эстрадные комплексы" в духе нар. тур. т-ра Караг„з. В 1928
вернулся в Турцию. В 1932 опубликовал комедию "Дом покойника" и драму
"Череп", пост. (в том же году) в Стамбульском гор. т-ре. Там же была
пост. пьеса "Всеми забытый" (1935). В этих первых пьесах отч„тливо
обозначились характерные черты зрелого творчества Н. X.: мастерство
раскрытия философских и социальных проблем, проникновенная поэтичность
образов, обладающих жизненной „мкостью. конкретная, индивидуальная
характеристика, эмоциональность, сочетающиеся с интеллектуальной
насыщенностью и острым драматизмом действия. В 1938 Н. X. был незаконно
осужд„н тур. властями к многолетнему тюремному заключению. В тюрьме
написал драмы "Легенда о любви" (вариант древней легенды о Фархаде и
Ширин), "Первый день праздника" и "Иосиф Прекрасный" (на библейский
сюжет). В 1950 был освобожд„н из тюремного заключения, в 1951 приехал в
Сов. Союз. Пьеса "Легенда о любви" ставилась во мн. сов. т-рах (Т-р им.
Хамзы. 1953; Т-р драмы им. Маяковского, 1953,и др.), а также в т-рах
Польши, Чехословакии, Венгрии, ГДР. В СССР Н. X. написал драмы "Рассказ
о Турции" (1953, Т-р им. Моссовета), "Чудак" (1956, Т-р им. Ермоловой),
"А был ли Иван Иванович?" (1957, Моск. т-р Сатиры), "Дамоклов меч"
(1959, т-р Сатиры), "Два упрямца" (совм. с В. В. Туляковой, 1959, Т-р
им. Ермоловой). "Бунт женщин" (по К. Сандербю, совм. с В. Г. Комисса
ржевским, 1962, Т-р им. Моссовета). В драматургии Н. X. последнего
периода отч„тливо звучит тема страстной борьбы за мир и демократию.
против угрозы новой войны ("Дамоклов меч", "Бунт женщин"), а также тема
борьбы против ханжеспза, лицемерия, бюрократизма ("А был ли Иван
Иванович?", "Два упрямца"). Н. X.-автор ряда статей о совр. сценич.
иск-ве. Один из активных борцов за мир во вс„м мире, Н. X. в 1950 был
удостоен Международной пр. Мира; был чл. Всемирного Совета Мира (с
1951).
Соч.: Bir olu evi yahut Merhumun hanesi, 1st., 1932;
Kafa tasi, 1st., 1932; Unutulan adam, 1st., 1935; Bir ask masali"
Sofya, 1954; Piyesler (Sohret veya Unutulan adam -
Enayiistasyon-inek), Sofya, 1958; в рус. пер.-Пьесы, М., 1954 (см. ст.
А. Февральского); Избр. соч., т. 1-2, [M., 1957] (см. примечания);
Пьесы, М., 1962 (см. ст. В. Плучека);
"Тартюф-59", "Молодая гвардия", 1960, .ј 2.
Лит.: Бабаев А., Назым Хикмет, М., 1957; Владимирова 3., Театр Назыма
Хикмета, "Театр", 1957, ј 1, с. 97-102; Фиш Р., Назым Хикмет. Очерк
жизни и творчества, М., 1960; Сверчевская А. К., Назым Хикмет.
Библиография. указатель, М., 1962.
Ак. ., К. Р.
НАЙД‚НОВ, Асен (р. 12(24).IX.1899)-болгарский дириж„р оперы. Нар.
арт. НРБ (1952). Учился в Венской муз. академии и Лейпцигской
консерватории. С 1931-дириж„р, с 1946-гл. дириж„р Софийской нар. оперы.
Руководил пост. опер "Станционный смотритель" Крюкова (1947), "Момчил"
Пипкова (1948), "Иван Сусанин" (1949), "Борис Годунов" (1950); "Семья
Тараса" Кабалевского (1951), "Война и мир" Прокофьева (1957), "Отелло"
Верди (1958), "Ивайло" Големи-нова (1959), "Луд-Гидия" Хаджиева (1960) и
др. Димитр. пр. (1950, 1952, 1959). В 1963-64 выступал в Ленинграде и
Москве.
Лит.: Козловский И., Разговор с друзьями, "Театр", 1954, ј 3, с.
103-17; 50 години Народна опера (Юбилеен сборник), С., 1959. А. Ив.
НАЙД‚НОВ, Сергей Александрович [наст. фам. - Алексеев; 14 (26). IX.
1868, Москва, -5. XII. 1922, Ялта] - русский драматург. Род. в богатой
купеч. семье. В 1889 окончил моек. Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич.
об-ва. Неск. лет играл на провинциальной сцене. В 1901 написал свою
первую и лучшую пьесу "Дети Ванюшина" (петерб. Т-р лит.-художеств.
об-ва, моек. Т-р Корша). Продолжая традиции А. Н. Островского, Н.
показал в этой пьесе хищническую, жестокую и невежественную среду
купечества, раскол в "т„мном царстве", обусловленный новым этапом
развития капитализма. На типичность образов, созданных Н., указывал В.
В. Боровский. В "Детях Ванюшина" отч„тливо проявилась присущая Н.
тенденция воплощать социальные проблемы в форме интимной психологич.
драмы. Постановка "Детей Ванюшина" в Т-ре Корша явилась значит, событием
в истории дореволюц. т-ра (реж. Синельников; Ванюшин - Светлов,
Константин - Леонидов, Алексей - Остужев). Пьеса ставилась почти во всех
городах страны и удержалась в репертуаре до наст. времени.
В 1902 Н. примкнул к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким,
сблизился с А. П. Чеховым, И. А. Буниным. В пьесах "Номер тринадцатый",
"Богатый человек" (обе в 1903 - Т-р Корша, 1904- Т-р В. Ф. Комисса
ржевской в Петербурге), "Блудный сын" (1903; 1905, МХТ, с участием
Качалова и Лилиной) изображается разобщ„нность людей в капиталистич.
обществе, страдания и беды "маленького человека". Бунт против мещанства
- тема пьесы "Авдотьина жизнь", высоко оцен„нной Горьким (1904, Т-р В.
Ф. Комиссаржевской, Авдотья - Комисса ржевская; 1905 - моек. Малый т-р).
Рядом с гл. героиней, "купчишкиной дочерью" Авдотьей, в пьесе выведен
положит. образ революционера. В центре романтич. драмы "Стеньг-образ
юной революционерки (1907, Александрийский т-р, МХТ). В годы реакции Н.
Страницы: «« « 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |