Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624  1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634  » »»

Булычев (1939), Горностаев ("Любовь Яровая", 1957),Касым-ака  ("Хуррият"
Уйгуна,  1958).  Во  мн.  ролях  Н.  выступает  беспощадным   сатириком,
разоблачителем социальных пороков в прошлом и их пережитков в настоящем:
Мадазим ("Два коммуниста", "Разгром"
   Яшена,  1929  и  1934),  Хусейн  Байкара  ("Алишер  Навои"  Уйгуна  и
Султанова; Гос. пр. СССР, 1949). Полоний  ("Гамлет",  1935),  Настоятель
монастыря ("Пролитая чаша" Ван Ши фу, 1954).
   Лит.: Уварова  Г.,  Узбекский  драматический  театр.  Ташкент,  1959;
Творческий путь. XXV лет ордена Ленина театра им. Хамзы, Ташкент,  1945;
Фельдман Я. С.. Характер народа и  сценические  образы,  Ташкент,  1962.
Я.Ф.
   НАЗЫМ ХИКМ‚Т (Naz?m Hikmet; наст. фам. - Назым Хикмет  Ран)  (20.  I.
1902, Салоники, - 3.  VI.  1963,  Москва)  -  турецкий  писатель,  поэт,
драматург, публицист,  общественный  деятель.  Родился  в  аристократич.
семье (отец был дипломатом), учился в Стамбуле  в  воен.-мор.  уч-ще.  С
1917 начал печатать стихи в тур. газетах и журналах. Принимал участие  в
нац.-освободит. борьбе тур. народа против англо-амер.  империалистов.  В
1921-24 учился в Москве в коммунистич. ун-те трудящихся Востока. В  1922
вступил в РКП (б). Творчество Маяковского и Мейерхольда оказало  большое
влияние на развитие драматургии Н.Х. и в значит, мере  определило  формы
его поэтич., философской и политич. драматургии. Вернувшись  в  1924  на
родину, Н. X. вступил в компартию Турции. В 1927 вновь приехал  в  СССР.
Совм. с реж. Н. В. Экк создал сатирич. т-р  "Метла",  для  к-рого  писал
небольшие "эстрадные комплексы" в духе нар. тур. т-ра  Караг„з.  В  1928
вернулся в Турцию. В 1932 опубликовал комедию "Дом  покойника"  и  драму
"Череп", пост. (в том же году) в Стамбульском гор.  т-ре.  Там  же  была
пост. пьеса "Всеми забытый"  (1935).  В  этих  первых  пьесах  отч„тливо
обозначились характерные черты  зрелого  творчества  Н.  X.:  мастерство
раскрытия философских и социальных проблем,  проникновенная  поэтичность
образов,  обладающих  жизненной  „мкостью.  конкретная,   индивидуальная
характеристика,   эмоциональность,   сочетающиеся   с   интеллектуальной
насыщенностью и острым драматизмом действия. В 1938 Н. X. был  незаконно
осужд„н тур. властями к  многолетнему  тюремному  заключению.  В  тюрьме
написал драмы "Легенда о любви" (вариант древней  легенды  о  Фархаде  и
Ширин), "Первый день праздника"  и  "Иосиф  Прекрасный"  (на  библейский
сюжет). В 1950 был освобожд„н из тюремного заключения, в 1951 приехал  в
Сов. Союз. Пьеса "Легенда о любви" ставилась во мн. сов. т-рах (Т-р  им.
Хамзы. 1953; Т-р драмы им. Маяковского, 1953,и др.),  а  также  в  т-рах
Польши, Чехословакии, Венгрии, ГДР. В СССР Н. X. написал драмы  "Рассказ
о Турции" (1953, Т-р им. Моссовета), "Чудак" (1956, Т-р им.  Ермоловой),
"А был ли Иван Иванович?"  (1957,  Моск.  т-р  Сатиры),  "Дамоклов  меч"
(1959, т-р Сатиры), "Два упрямца" (совм. с В. В.  Туляковой,  1959,  Т-р
им. Ермоловой). "Бунт женщин" (по К. Сандербю, совм.  с  В.  Г.  Комисса
ржевским, 1962, Т-р им.  Моссовета).  В  драматургии  Н.  X.  последнего
периода отч„тливо звучит тема страстной  борьбы  за  мир  и  демократию.
против угрозы новой войны ("Дамоклов меч", "Бунт женщин"), а также  тема
борьбы  против  ханжеспза,  лицемерия,  бюрократизма  ("А  был  ли  Иван
Иванович?", "Два упрямца"). Н. X.-автор  ряда  статей  о  совр.  сценич.
иск-ве. Один из активных борцов за мир во вс„м мире, Н. X.  в  1950  был
удостоен Международной пр. Мира;  был  чл.  Всемирного  Совета  Мира  (с
1951).
   Соч.: Bir olu evi yahut Merhumun hanesi, 1st., 1932;
   Kafa tasi, 1st., 1932; Unutulan adam, 1st., 1935; Bir ask masali"
   Sofya,   1954;   Piyesler    (Sohret    veya    Unutulan    adam    -
Enayiistasyon-inek), Sofya, 1958; в рус. пер.-Пьесы, М., 1954  (см.  ст.
А. Февральского); Избр. соч.,  т.  1-2,  [M.,  1957]  (см.  примечания);
Пьесы, М., 1962 (см. ст. В. Плучека);
   "Тартюф-59", "Молодая гвардия", 1960, .ј 2.
   Лит.: Бабаев А., Назым Хикмет, М., 1957; Владимирова 3., Театр Назыма
Хикмета, "Театр", 1957, ј 1, с. 97-102;  Фиш  Р.,  Назым  Хикмет.  Очерк
жизни  и  творчества,  М.,  1960;  Сверчевская  А.  К.,  Назым   Хикмет.
Библиография. указатель, М., 1962.
   Ак. ., К. Р.
   НАЙД‚НОВ, Асен (р.  12(24).IX.1899)-болгарский  дириж„р  оперы.  Нар.
арт.  НРБ  (1952).  Учился  в  Венской  муз.  академии   и   Лейпцигской
консерватории. С 1931-дириж„р, с 1946-гл. дириж„р Софийской нар.  оперы.
Руководил пост. опер "Станционный смотритель" Крюкова  (1947),  "Момчил"
Пипкова (1948), "Иван Сусанин" (1949), "Борис  Годунов"  (1950);  "Семья
Тараса" Кабалевского (1951), "Война и мир" Прокофьева  (1957),  "Отелло"
Верди (1958), "Ивайло" Големи-нова (1959), "Луд-Гидия" Хаджиева (1960) и
др. Димитр. пр. (1950, 1952, 1959). В 1963-64 выступал  в  Ленинграде  и
Москве.
   Лит.: Козловский И., Разговор с друзьями,  "Театр",  1954,  ј  3,  с.
103-17; 50 години Народна опера (Юбилеен сборник), С., 1959. А. Ив.
   НАЙД‚НОВ, Сергей Александрович [наст. фам. - Алексеев; 14  (26).  IX.
1868, Москва, -5. XII. 1922, Ялта] - русский драматург. Род.  в  богатой
купеч. семье. В 1889 окончил моек. Муз.-драм.  уч-ще  Моск.  филармонич.
об-ва. Неск. лет играл на провинциальной  сцене.  В  1901  написал  свою
первую и лучшую  пьесу  "Дети  Ванюшина"  (петерб.  Т-р  лит.-художеств.
об-ва, моек. Т-р  Корша).  Продолжая  традиции  А.  Н.  Островского,  Н.
показал в  этой  пьесе  хищническую,  жестокую  и  невежественную  среду
купечества,  раскол  в  "т„мном  царстве",  обусловленный  новым  этапом
развития капитализма. На типичность образов, созданных Н.,  указывал  В.
В. Боровский.  В  "Детях  Ванюшина"  отч„тливо  проявилась  присущая  Н.
тенденция воплощать социальные проблемы  в  форме  интимной  психологич.
драмы. Постановка "Детей Ванюшина" в Т-ре Корша явилась значит, событием
в  истории  дореволюц.  т-ра  (реж.  Синельников;  Ванюшин  -   Светлов,
Константин - Леонидов, Алексей - Остужев). Пьеса ставилась почти во всех
городах страны и удержалась в репертуаре до наст. времени.
   В 1902 Н. примкнул  к  группе  "Знание",  возглавляемой  М.  Горьким,
сблизился с А. П. Чеховым, И. А. Буниным. В пьесах "Номер  тринадцатый",
"Богатый человек" (обе в 1903 - Т-р  Корша,  1904-  Т-р  В.  Ф.  Комисса
ржевской в Петербурге), "Блудный  сын"  (1903;  1905,  МХТ,  с  участием
Качалова и Лилиной) изображается  разобщ„нность  людей  в  капиталистич.
обществе, страдания и беды "маленького человека". Бунт против  мещанства
- тема пьесы "Авдотьина жизнь", высоко оцен„нной Горьким (1904,  Т-р  В.
Ф. Комиссаржевской, Авдотья - Комисса ржевская; 1905 - моек. Малый т-р).
Рядом с гл. героиней, "купчишкиной дочерью" Авдотьей,  в  пьесе  выведен
положит. образ революционера. В  центре  романтич.  драмы  "Стеньг-образ
юной революционерки (1907, Александрийский т-р, МХТ). В годы реакции  Н.

Страницы: «« « 1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624  1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633   1634  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия