Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 » »» Т-р им. Шевченко (1924, Наталка - Литвиненко-Вольгемут Петро - Козловский, Микола - Марьяненко, Возный - Сабинин, Выборный - Саксаганский), Красноградский и Кировоградский т-ры (1926), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1926, 1936), Т-р им. Заньковецкой, Львов (1935), Харьковский ТЮЗ (1936, реж. Марьяненко), Киевский укр. т-р им. Щорса (1937), Т-р им. Франко (1942, Возный -Буч-ма), Т-р им. Мукими (1943, реж. Бучма, худ. Драк), Бий-ский т-р (1944), Бузулукский т-р (1946), Арт„мовский муз.-драм. т-р (1953), Одесский т-р им. Октябрьской революции; Ферганский рус. т-р (оба в 1954), Полтавский муз.-драматич. т-р (1960) и др. 2) Опера Н.'В. Лысенко на тот же текст. Пост. в 1936 в муз. редакции В. Я. Йориша в Т-ре оперы и балета им. Шевченко, Киев (Наталка - Петрусенко, Терлилиха - Ропская, Микола - Гришко, Выборный - Донец, Скоро-брех - Иващенко), в 1944 и 1954-в редакции В. П. Ры-бальченко и Б. Н. Лятошинского, там же; в 1952-в Ленингр. т-ре муз. комедии (пост. Янета). В 1954 пост. в концертном исполнении в Зале им. Чайковского, Москва (пост. Козловского, худ. Рабинович; Наталка - И. Масленникова, Терпилиха - Макарова-Шевченко, Петро - Козловский, Выборный-Лубенцов). И з д а н и я: Первая публикация "Н.-П." - Украпнск?й сборник, под ред. И. И. Срезневского, Харьков, 1838; К о т-ляревский И. П., Собр. соч. на малоросс?йском яз., под ред. С. П. Катранова, Киев, 1874 (2 изд.-1875). Из сов. изд.: Котляревський ?. П., Ене?да.-Наталка Полтавка.-Москаль-Чар?вник, Кив, 1950; Украинская классическая комедия, М., 1954; Лысенко Н. В., Наталка-Полтавка, Киев, 1953 (2 изд. 1955). Лит.: Про мистецтво режисс„ра. Сборник, Кив, 148 с. 73-79; Котляревський I. П., Повне з?брання твор?в, т. 2, Кив, 1953, с. V, XXII-XXXVI; Еремин И., Из истории украинской классической драматургии, в сб.: Украинская классическая комедия, М., 1954; Г о з е н-пуд А., Материалы к сценической истории украинской классической комедии, там же; Марьяненко И., Прошлое укр. т-ра, M., 1954, с. 90-93; Дурил in С., MapiH Заньковецька, Кихв, 1955, с. 95-100. Д. Шн., Я. Гр. НАТАЛЬЕВСКАЯ, Наталия Ивановна [p.26.VIII (8. IX). 1900]- русская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1954). В 1921 окончила Драм. студию Полтавского т-ра, работала в том же т-ре (1924), затем в т-рах Перми, Тулы, Томска, Оренбурга, Кирова, Ростова-на-Дону и др. С 1947 - в Ереванском рус. т-ре им. Станиславского. Комедийная и характерная актриса. Роли: Анастасия Петровна, Улита ("Женитьба Белу-гина", "Лес"), Акулина Ивановна ("Мещане"), Няня ("Последние"), Ерануи ("Из-за чести" Ширванзаде), Нищая ("Кремл„вские куранты") и др. Б. А. HATAHCEH (Nathansen). Хенри (17.VII. 1868 --16.1 LI 944)- датский драматург, режисс„р, театровед. Лит. деятельность начал в 1899. В 1909-11- режисс„р Королев, т-ра (Копенгаген). Написал пьесы "Мама права" (1905), "Добропорядочный гражданин" 1907), "Даниэль Херц" (1909), "Мечта" (1911), "Сделка" (1912), "Доктор Валь" (1915, все пост. в Королев. т-ре), в к-рых правдиво, с добродушным юмором и искренним человеколюбием изобразил быт мелко-бурж. среды, стремясь иногда завуалировать социальные противоречия. Особенной популярностью пользуется пьеса Н. "За стенами" (1912, Королев, т-р), где протест против шовинизма и обществ, неравенства сочетается с мягким лиризмом. Автор ряда монографий о дат. акт„рах (И. Поульсен, К. Манциус и др.). Соч.: в рус. пер. - За стенами, М., 1912. Лит.: Rimestad C., Digtere i forhor, Kbh., 1906. Вл. М. НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный) - направление в западноевроп. иск-ве и лит-ре, сформировавшееся во 2-й пол. 19 в. Н. возник во Франции в 60-е гг. 19 в. на базе обще-демократич. движения против бурж. строя в период начавшегося упадка капитализма. На раннем этапе развития Н. его приверженцы выдвигали прогрессивные требования демократизации иск-ва, правдивого, достоверного воспроизведения действительности, освещения разнообразных сторон жизни, деятельности людей разл. социальных слоев. Решающее влияние на теорию Н. оказали позитивистское направление в бурж. философии и социологии, абстрактно-идеалистич. принципы философии И. Тэна, идеи социального дарвинизма. Некритич. восприятие достижений в области естеств. наук сер. 19 в., механич. перенесение законов естествознания на жизнь человеческого общества определили ограниченность Н. Человек рассматривался натуралистами как биологич. индивидуум, подвергающийся фатальному воздействию внешней среды, "природы" (наследственность, болезни, инстинкты и т. п.); социальные закономерности подменялись биологическими, анализ явлений обществ, жизни -объективистским изображением. Стремясь к точности, протокольному показу явлений жизни, натуралисты отказывались от отбора выразительных средств, от художеств. интерпретации действительности, что ограничивало возможности Н. как метода, препятствовало обобщению изображаемого, раскрытию индивидуальности художника. В зап. т-ре и драматургии Н. получил распространение в 80-90-е гг. 19 в., став, по выражению А. Антуана, "одной из лабораторий современной реалистической школы". Эстетика театр. Н. получила обоснование в работах Э. Золя ("Экспериментальный роман", 1880, "Натурализм в театре", "Наши драматурги", 1881), А. Стриндберга ("О современной драме и современном театре", 1889), Ж. Жюльена ("Живой театр", 1892). В т-ре и драматургии Н. противостоял развлекательности, ремесленничеству коммерч. т-ра, холодному академизму, рутине бурж. иск-ва, отрицал дурную условность. Теоретики Н. требовали от драматургов изображения "... реального героя, научно исследованного, существующего и действующего", подвергали критике произв., в к-рых "действующие лица не поступают сообразно своему характеру, а сообразуются с данным положением" (Золя Э., Натурализм в театре, см. Полн. собр. соч., т. 45, К., 1903, с. 19, 227). Деятели театр. Н. выступили с требованием, чтобы акт„ры "переживали пьесу", стремились к простоте, естественности игры, следовали бытовой, психологич. и историч. правде, стремились найти объективную мотивировку поступков и характера человека, наиболее полно и точно воспроизвести среду, окружающую героев, и т. п. Во Франции натуралистич. направление наиболее полно проявилось в инсценировках романов Золя и в его пьесе "Тереза Ракен" (1873), в инсценировках романов бр. Гонкур, в пьесах "Конец Люси Пелле-грен" Алексиса (1888), "Неразлучные", "Урок вдовцам" (обе - в 1889) Ансэ, "В Страницы: «« « 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |