Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639  1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649  » »»

песенного творчества. Она обогатила оперно-вокальные формы  (разл.  типы
арий, ансамбли и финалы). Первым видным представителем Н. о. ш.  был  Ф.
Провенцале (г. рожд. не-изв.-ум.  1704).  Классич.  образцы  оперы-сериа
создал  А.  Скарлатти,  оперы-буффа   -   Дж.   Перголези.   Крупнейшими
либреттистами оперы-сериа были А. Дзено и особенно П. Метастазио,  К  Н.
о. ш. принадлежали композиторы Л. Винчи, Ф. Дуранте (1684-1755), Л. Лео,
Н. Логрошино (1698-1767), Н. Порпора и др.
   В   жанре   неаполитанской   оперы-сериа   прославились   мн.   итал.
вокалисты-виртуозы:  певицы  Ф.  Куццонщ  Ф.   Бордони,   певцы-кастраты
Сенезино Фаринелли и др.
   В 18 в. Н. о. ш. приобрела мирбвую  славу.  Е„  мастера  работали  во
многих европ. странах (в т. ч. в России).  Эстетич.  канонам  Н.  о.  ш.
следовали  нем.  композиторы  И.  А.  Гассе,  Г.  К.  Граун,  исп.-   Д.
Терра-дельяс (1713-51) и др. Общие принципы  оперы-сериа  использовал  и
самостоятельно развил в. сво„м оперном творчестве Г. Ф. Гендель.
   Развиваясь в условиях придворного т-ра Италии и других европ.  стран,
неаполитанская   опера-сериа    испытывала    разлагающее    воздействие
гедонистич. вкусов аристократич. публики.  Блестящее  виртуозное  иск-во
певцов  вс„  более  заслоняло  в  опере  драма-тич.  и  муз.  содержание
спектакля. Нек-рые композиторы 2-й пол. 18 в. (Н. Йоммелли, Т. Траэтта и
др.) стремились усилить муз.-драматич. выразительность  оперы-сериа,  но
не смогли преодолеть кризиса этого  жанра.  В  противовес  вырождавшейся
опере-сериа   вс„   большую   популярность    приобретала    демократич.
опера-буффа, достигшая расцвета во  2-й  пол.  18  в.  В  1760-х  гг.  в
оперу-буффа проникли тенденции сентиментализма, наряду с  комедийными  и
сатирич. элементами ярко выступили черты лиризма. С оперой-буффа связаны
лучшие достижения видных мастеров Н. о. ш.- композиторов Н. Пиччини, Дж.
Паизиелло, Д. Чимароза и др.
   Лит.: Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до  1789  года,  М.-Л.,
1940; Г р у б е р Р., Гендель, Л., 1935; Р о л л а н Р.,  Опера  в  XVII
веке в Италии, Германии и Англии, пер.  с  франц.,  М.,  1931;  его  же.
Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собрание соч., т. 17,Л.,1935;
Иване в-Б о-р е ц к и и М. В. (ред.), Материалы и документы  по  истории
музыки, т. 2, М., 1934;
   Гольдони К., Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра, пер.
[с итал.], т. 1-2, [Л.], 1933; Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и
Метастазио, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 8, М., 1959; Abort Н., W. A.
Mozart, [7. Aufl.], Bd 1, Lpz., 1955.
   НЕБОЛЬСИН, Василий Васильевич [30.V(11.VI). 1898-  29.X.1958]-русский
советский дириж„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1955). В  1920  окончил  по
классам скрипки и композиции Моск. филармонич. уч-ще. Как дириж„р  начал
выступать в 1918. С 1922 Н.-дириж„р Большого т-ра. Дирижировал  операми:
"Русалка" (1937), "Хованщина" (1941), "Майская  ночь"  (1947),  "Мазепа"
(1949; Гос. пр. СССР, 1950); "Валькирия" Вагнера (1940), "Кармен" (1953)
и др. В„л педагогич. работу  (в  1940-45-  проф.  Моск.  консерватории).
Выступал также как симф. дириж„р. Ю. Быч.
   НЕВ‚ЖИН, П„тр Михайлович [27.VI.1841-25.V. 1919]-  русский  писатель.
Первые опубликованные и пост. пьесы Н. были написаны  с  помощью  А.  Н.
Островского: "Блажь"  (1880,  Малый  т-р;  1881,  Александрийский  т-р),
"Старое по-новому" (1882, Малый т-р;
   1883, Александрийский т-р). В дальнейшем Н.  работал  самостоятельно.
Автор ок. 30 драм и комедий, значит,  часть  к-рых  ставилась  в  Малом,
Александрийском и мн. провинц. т-рах. Особенно  большое  распространение
получили одна из ранних пьес Н.- драма "Вторая молодость" (1887)  и  его
последняя пьеса "Поруганный" (1916).
   Н.-типичный  представитель  "ремесленной"  драматургии,  успех  к-рой
определялся использованием актуальных обществ, мотивов, неким  жизненным
правдоподобием,  мнимо-либеральной  направленностью.  В  пьесах  "Вторая
молодость", "В красивой оправе" (1907) затрагивалась проблема  брака;  в
комедии "Компаньоны" (1891)- проблема "отцов  и  детей",  в  комедии  "В
родном углу" (1892)- тема "хождения в  народ".  Драматург  не  стремился
создать психологически убедительные характеры. Он создавал "выигрышные",
т. н. "бенефисные", роли с расч„том на определ„нных талантливых акт„ров,
насыщал свои драмы и комедии  испытанными  мелодраматич.  эффектами  или
безотказно вызывающими смех комич. положениями. Вс„ это определяло успех
пьес Н. в 80-90-х гг.
   Н.- автор воспоминаний об А. Н.  Островском  ("ЕИТ",  1909,  вып.  4,
1910, вып. 6, 1911, вып. 4).
   Соч.: Собр. соч., т. 1-12, Пб., 1909-1911;  Драматические  сочинения,
т. 1-2, М., 1898-1901;  Блажь.-Старое  по-новому  (в  соавторстве  с  А.
Н.Островским), в кн.: О с т р о в-с к и и А. Н., Собр. соч., т.  9,  М.,
1960.
   Лит.: "Артист", 1889, кн. 4, с.  130-31,  1894,  .ј  34,  с.  211-15;
"ЕИТ". Сезон, 1892-1893, СПБ. 1894, с. 126; Сезон. 1896-1897,СПБ,  1898,
с. 301-305; "Театрал", 1896, .ј 92, с. 98-107; Н о с к о в Н., Памяти П.
М. Невежина, "Бирюч Петроградских госуд. театров", 1919, июнь-август, с.
185;
   3 о г р а ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М.,  1960,  с.
437-39. Л. Шн.
   НЕВЕРОВ    (наст.    фам.-     Скобелев),     Александр     Сергеевич
(20.XII.1886--24.XII.1923)- русский советский писатель,  драматург.  Был
сельским учителем. Систематически печатается с 1906. С 1919 выступает  и
как драматург. Автор 15 пьес различ. жанров. В их  числе:  написанные  в
нач.   20-х   гг.,   характерные    для    эпохи    гражданской    войны
"агитки"-"Корона", "Контрреволюция"  (2-й  вариант  "Последние  дни"-  о
борьбе с Колчаком),  широко  шедшие  в  агитбригадах  Восточного  и  др.
фронтов; пьеса "Гражданская война"  (1920),  написанная  для  "массового
т-ра"   и   рассчитанная   на   представление   под   открытым    небом;
символико-алле-горич.  пьеса  "Стена"  (первонач.  название   -   "Песнь
песней", 1921)  и  др.  Пьесы  эти  отличались  актуальностью,  политич.
устремл„нностью, приподнятая патетика  сочеталась  в  них  с  элементами
сатирич. обличения врагов революции.
   Наиболее значительными были  пьесы  Н.  "Бабы"  и  "Захарова  смерть"
(1920), в к-рых показывалось столкновение домостроевского уклада  старой
деревни с новыми веяниями, рост бунтарских сил в крестьянской среде. Обе
пьесы  в  1921-26  ставились  т-рами  и  самодеят.  коллективами   Баку,
Воронежа, Вятки, Гомеля, Москвы и Петрограда, Пугач„ва, Самары, Саратова
и др. "Захарова смерть" была пост. в 1960 Сызранским т-ром.
   Др.  пьесы:  комедия  "Смех  и  горе",  одноактные  пьесы-   "Голод",
"Богомолье", "Добровольцы", "Женское засилье", "Молодые побеги" и др.

Страницы: «« « 1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639  1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия