|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 » »» песенного творчества. Она обогатила оперно-вокальные формы (разл. типы
арий, ансамбли и финалы). Первым видным представителем Н. о. ш. был Ф.
Провенцале (г. рожд. не-изв.-ум. 1704). Классич. образцы оперы-сериа
создал А. Скарлатти, оперы-буффа - Дж. Перголези. Крупнейшими
либреттистами оперы-сериа были А. Дзено и особенно П. Метастазио, К Н.
о. ш. принадлежали композиторы Л. Винчи, Ф. Дуранте (1684-1755), Л. Лео,
Н. Логрошино (1698-1767), Н. Порпора и др.
В жанре неаполитанской оперы-сериа прославились мн. итал.
вокалисты-виртуозы: певицы Ф. Куццонщ Ф. Бордони, певцы-кастраты
Сенезино Фаринелли и др.
В 18 в. Н. о. ш. приобрела мирбвую славу. Е„ мастера работали во
многих европ. странах (в т. ч. в России). Эстетич. канонам Н. о. ш.
следовали нем. композиторы И. А. Гассе, Г. К. Граун, исп.- Д.
Терра-дельяс (1713-51) и др. Общие принципы оперы-сериа использовал и
самостоятельно развил в. сво„м оперном творчестве Г. Ф. Гендель.
Развиваясь в условиях придворного т-ра Италии и других европ. стран,
неаполитанская опера-сериа испытывала разлагающее воздействие
гедонистич. вкусов аристократич. публики. Блестящее виртуозное иск-во
певцов вс„ более заслоняло в опере драма-тич. и муз. содержание
спектакля. Нек-рые композиторы 2-й пол. 18 в. (Н. Йоммелли, Т. Траэтта и
др.) стремились усилить муз.-драматич. выразительность оперы-сериа, но
не смогли преодолеть кризиса этого жанра. В противовес вырождавшейся
опере-сериа вс„ большую популярность приобретала демократич.
опера-буффа, достигшая расцвета во 2-й пол. 18 в. В 1760-х гг. в
оперу-буффа проникли тенденции сентиментализма, наряду с комедийными и
сатирич. элементами ярко выступили черты лиризма. С оперой-буффа связаны
лучшие достижения видных мастеров Н. о. ш.- композиторов Н. Пиччини, Дж.
Паизиелло, Д. Чимароза и др.
Лит.: Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до 1789 года, М.-Л.,
1940; Г р у б е р Р., Гендель, Л., 1935; Р о л л а н Р., Опера в XVII
веке в Италии, Германии и Англии, пер. с франц., М., 1931; его же.
Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собрание соч., т. 17,Л.,1935;
Иване в-Б о-р е ц к и и М. В. (ред.), Материалы и документы по истории
музыки, т. 2, М., 1934;
Гольдони К., Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра, пер.
[с итал.], т. 1-2, [Л.], 1933; Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и
Метастазио, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 8, М., 1959; Abort Н., W. A.
Mozart, [7. Aufl.], Bd 1, Lpz., 1955.
НЕБОЛЬСИН, Василий Васильевич [30.V(11.VI). 1898- 29.X.1958]-русский
советский дириж„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1920 окончил по
классам скрипки и композиции Моск. филармонич. уч-ще. Как дириж„р начал
выступать в 1918. С 1922 Н.-дириж„р Большого т-ра. Дирижировал операми:
"Русалка" (1937), "Хованщина" (1941), "Майская ночь" (1947), "Мазепа"
(1949; Гос. пр. СССР, 1950); "Валькирия" Вагнера (1940), "Кармен" (1953)
и др. В„л педагогич. работу (в 1940-45- проф. Моск. консерватории).
Выступал также как симф. дириж„р. Ю. Быч.
НЕВ‚ЖИН, П„тр Михайлович [27.VI.1841-25.V. 1919]- русский писатель.
Первые опубликованные и пост. пьесы Н. были написаны с помощью А. Н.
Островского: "Блажь" (1880, Малый т-р; 1881, Александрийский т-р),
"Старое по-новому" (1882, Малый т-р;
1883, Александрийский т-р). В дальнейшем Н. работал самостоятельно.
Автор ок. 30 драм и комедий, значит, часть к-рых ставилась в Малом,
Александрийском и мн. провинц. т-рах. Особенно большое распространение
получили одна из ранних пьес Н.- драма "Вторая молодость" (1887) и его
последняя пьеса "Поруганный" (1916).
Н.-типичный представитель "ремесленной" драматургии, успех к-рой
определялся использованием актуальных обществ, мотивов, неким жизненным
правдоподобием, мнимо-либеральной направленностью. В пьесах "Вторая
молодость", "В красивой оправе" (1907) затрагивалась проблема брака; в
комедии "Компаньоны" (1891)- проблема "отцов и детей", в комедии "В
родном углу" (1892)- тема "хождения в народ". Драматург не стремился
создать психологически убедительные характеры. Он создавал "выигрышные",
т. н. "бенефисные", роли с расч„том на определ„нных талантливых акт„ров,
насыщал свои драмы и комедии испытанными мелодраматич. эффектами или
безотказно вызывающими смех комич. положениями. Вс„ это определяло успех
пьес Н. в 80-90-х гг.
Н.- автор воспоминаний об А. Н. Островском ("ЕИТ", 1909, вып. 4,
1910, вып. 6, 1911, вып. 4).
Соч.: Собр. соч., т. 1-12, Пб., 1909-1911; Драматические сочинения,
т. 1-2, М., 1898-1901; Блажь.-Старое по-новому (в соавторстве с А.
Н.Островским), в кн.: О с т р о в-с к и и А. Н., Собр. соч., т. 9, М.,
1960.
Лит.: "Артист", 1889, кн. 4, с. 130-31, 1894, .ј 34, с. 211-15;
"ЕИТ". Сезон, 1892-1893, СПБ. 1894, с. 126; Сезон. 1896-1897,СПБ, 1898,
с. 301-305; "Театрал", 1896, .ј 92, с. 98-107; Н о с к о в Н., Памяти П.
М. Невежина, "Бирюч Петроградских госуд. театров", 1919, июнь-август, с.
185;
3 о г р а ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960, с.
437-39. Л. Шн.
НЕВЕРОВ (наст. фам.- Скобелев), Александр Сергеевич
(20.XII.1886--24.XII.1923)- русский советский писатель, драматург. Был
сельским учителем. Систематически печатается с 1906. С 1919 выступает и
как драматург. Автор 15 пьес различ. жанров. В их числе: написанные в
нач. 20-х гг., характерные для эпохи гражданской войны
"агитки"-"Корона", "Контрреволюция" (2-й вариант "Последние дни"- о
борьбе с Колчаком), широко шедшие в агитбригадах Восточного и др.
фронтов; пьеса "Гражданская война" (1920), написанная для "массового
т-ра" и рассчитанная на представление под открытым небом;
символико-алле-горич. пьеса "Стена" (первонач. название - "Песнь
песней", 1921) и др. Пьесы эти отличались актуальностью, политич.
устремл„нностью, приподнятая патетика сочеталась в них с элементами
сатирич. обличения врагов революции.
Наиболее значительными были пьесы Н. "Бабы" и "Захарова смерть"
(1920), в к-рых показывалось столкновение домостроевского уклада старой
деревни с новыми веяниями, рост бунтарских сил в крестьянской среде. Обе
пьесы в 1921-26 ставились т-рами и самодеят. коллективами Баку,
Воронежа, Вятки, Гомеля, Москвы и Петрограда, Пугач„ва, Самары, Саратова
и др. "Захарова смерть" была пост. в 1960 Сызранским т-ром.
Др. пьесы: комедия "Смех и горе", одноактные пьесы- "Голод",
"Богомолье", "Добровольцы", "Женское засилье", "Молодые побеги" и др.
Страницы: «« « 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |