Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648  1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658  » »»

Розенплют и Г. Фольц из Нюрнберга), рассчитанные на вкусы гор.  публики,
часто включали и  социальные  моменты.  Выдающиеся  образцы  гуманистич.
драмы - комедии "Хенно" и "Сергий" И. Рейхлина.
   После   утверждения   протестантизма   появилась   поле-мич.   драма,
защищавшая  его  принципы  (лат.  школьные  драмы  Т.  Наогеорга,   нем.
библейские драмы И. Греффа,  Б.  Крюгера,  П.  Ребхуна).  Протестантизм,
воспринятый как освобождение от духовного гн„та, стимулировал дальнейший
расцвет драмы в творчестве мейстерзингеров, и прежде всего Г. Сакса. Его
фаст-нахтшпили, комедии и трагедии отличаются разнообразием  тематики  и
лит. мастерством. Сакс заимствовал сюжеты из Боккаччо и  др.  писателей,
из  шван-ков,  внося  в  пьесы  элементы  совр.   быта   и   психологии.
Одновременно  в  Германии  развивалась  протестантская  школьная  драма,
иезуитская драма и т. д.
   В конце 16-17 вв.  в  Германии  выступали  "англий-ские  комедианты",
к-рые оказали нек-рое влияние на Н.  д.,  тяготевшую  к  тем  же  формам
построения, что и англ. драма,  но  отстававшую  от  не„.  В  подражание
англичанам писал пьесы герцог Генрих Юлиус Брауншвейгский  ("Сусанна"  и
др.).
   К 17 в.  относится  творчество  А.  Грифиуса,  выразившее  трагизм  и
противоречия  эпохи  Тридцатилетней  войны.  Ему   принадлежат   образцы
трагедии ("Лев Армянин", 1646), драмы из жизни простых людей ("Кар-денио
и  Целинда",  1657),  комедии  ("Господин  Петер  Сквенц",   1663,   где
использованы мотивы "Сна в летнюю ночь"). На  его  творчестве  сказалось
воздействие классич. драмы (голл. драматург  И.  Вондел)  и  сти-листич.
норм барокко. В условиях раздробленности Германии художеств.  достижения
Грифиуса не могли получить широкой обществ, поддержки  и  продолжения  в
творчестве др. драматургов, но демократич. тенденции  в  Н.  д.  вс„  же
существовали  (комедии  X.  Вейзе  и  X.  Рейтера).  Формально  Грифиусу
следовал Д. К. Лоэнштейн, автор патетич. трагедий  из  римской  истории,
перен„сший в Н. д. традиции историч. драмы иезуитов. В  то  же  время  в
нем. т-ре были распространены т. н. "главные и государственные  действа"
- кровавые  трагедии  на  историч.  или  библейские  сюжеты,  призванные
поражать зрителя, рассчитанные на непритязат. вкусы горожан.
   В 18 в.  раздробленная  феодальная  Германия  переживала  глубочайший
политич.  кризис,  в  условиях  к-рого  как  форма  духовной   оппозиции
протекала активная творч. и идеологич. деятельность представителей  нем.
Просвещения. "Эта позорная в политическом и социальном  отношении  эпоха
была в то же время великой эпохой немецкой литературы" (Энгельс Ф.,  см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,  т.  2,  с.  562).  Вначале  Н.  д.
развивалась под воздействием классицизма, принципы к-рого  переносил  на
нем. почву  И.  X.  Готшед.  Он  стремился  искоренить  "грубую"  драму,
царившую в нем. т-ре, но при этом изгонял из  Н.  д.  и  нар.  элементы,
устанавливал  ограничения   класспцистич.   правил.   Дав   талантливого
драматурга в лице И. Э. Шлегеля, класспцистское направление изжило  себя
уже к сер. 18 в., когда в Германии появились зачатки мещанской драмы (X.
Ф. Вейзе, X. Ф. Геллерт).
   Подлинным реформатором Н. д. и т-ра  стал  Г.  Э.  Лессинг.  Начав  с
комедий в классици стеком стиле, он написал  в  1755  драму  "Мисс  Сара
Сампсон",  где  использовал  опыт  бурж.  англ.  драмы.  В  "Гамбургской
драматургии" (1767-69) Лессинг  глубоко  обосновал  эстетику  и  поэтику
новой драмы, выражавшей демократич. тенденции. В драме "Эмилия  Галотти"
(1772) Лессинг дал образец трагедии,  в  к-рой  трагизм  вытекал  не  из
классицистского нормативного пафоса, а из самого  жизненного  материала,
выбранного в соответствии с просветительским  идеалом  гуманизма.  Драма
"Натан Мудрый" (1778) явилась первой нем. драмой идей. '
   В  70-е  гг.  18  в.  в  Германии  существовало   лит.   направление,
называвшееся "Буря и натиск" ("81;игт ипс1 Огап", по драме  М.  Клингера
"Буря и натиск", 1776). Это течение поставило  в  центр  драм.  действия
бурную, мятущуюся  личность,  протестующую  против  безысходных  условий
жизни. В драмах штюрмеров звучали мотивы социального протеста - Клингер,
Р.  Ленц  ("Гофмейстер",  1774,   "Солдаты",   1776),   Г.   Л.   Вагнер
("Детоубийца", 1776) и др. К духу этого направления примыкала  и  первая
юношеская драма Шиллера "Разбойники" (1780), в то время как  последующая
драма Шиллера "Коварство и любовь" (1783) явилась, по  словам  Энгельса,
"...первой  немецкой  политически-тенденциозной  драмой"  (Маркс  К.   и
Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 395).  В  "Заговоре  Фиеско"  Шиллера
(1783)  и  в  трагедии  Ге   "Эгмонт"   (1787)   идея   свободолюбия   и
тираноборчества была выражена с ясностью, далеко превосходившей индивиду
алистич. и часто бесцельный протест бурных гениев. Тенденция к обобщению
острых проблем современности, к их  символич.  выражению,  стремление  к
гармонич.  идеалу,  к  внутр.  идейной   насыщенности   нашли   замечат.
художеств. выражение у  Г„те  ("Ифигения  в  Тавриде",  1787;  "Торквато
Тассо", 1790). Эстетич. принципы сложившегося у Г„те нового классицизма,
называемого обычно "веймарским", сказались и  в  творчестве  Ф.  Шиллера
("Дон Карлос", 1787). Но уже  в  исторических  драмах  Шиллера  традиции
веймарского классицизма  подвергаются  разложению,  в  них  проникают  и
реалистические  тенденции  ("Лагерь  Валленштейна",   1797,   "Вильгельм
Телль",  1805).  В  драмах,  исполненных  героического  пафоса,   Шиллер
стремился  постигнуть  закономерности  истории,  что  для  него  значило
постижение законов самой жизни.
   Мещанская драма в нач. 19 в.  обрела  своего  "классика"  в  лице  А.
Коцебу, к-рый в своих многочисл. пьесах утверждал сентиментальную мораль
мещанства и завоевал большую популярность у мелкобурж. публики.
   В резкой форме выступили против  этих  тенденций  в  своих  драматич.
произв. нем.  романтики.  Классич.  образцом  осмеяния  бюргерства  была
сатирич. пародийная комедия Тика "Кот в сапогах"  (1797).  Но  драматич.
произв. Тика и др. романтиков: Ф. Шлегеля, А. В. Шлегеля, Л. А.  Арнима,
К. Брентано, И. Эй-хендорфа не получили сценического воплощения,  т.  к.
авторы сознательно пренебрегали при„мами совр. им т-ра.
   Особое место в Н. д. нач. 19 в. занимает Г.  Клейст.  Отказываясь  от
драм.  канонов  предшествующих  десятилетий,  он  обращался  к  античной
трагедии  и  к  лучшим  образцам  Н.д.,  находил  новые  пути  отражения
трагического в жизни. Пьеса "Кетхен из Хейльбронна" (1808) еще близка  к
романтизму своим мистич. звучанием. Впоследствии фанатич. жажда  свободы
в "Битве Германа" (1808) сменяется тонким психологизмом "Принца Фридриха
Гомбургского"  (1810).  Народным  духом  отличается  комедия   "Разбитый
кувшин" (1808).
   Философским обобщением эпохи явилась драма Г„те "Фауст".  Эта  драма,
символически  представляющая  путь  человека  от  рождения  до   смерти,
поднялась  над  уровнем  просветительства,  воплотив  в   себе   слияние

Страницы: «« « 1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648  1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия