|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 » »» творчество реформатора оперного музыкального театра К. Орфа. В операх
Хиндемита ("Гармония мира", 1957, и др.) ставятся социально-гуманистич.
проблемы, но решение их не свободно от религиозно-мистич. окраски. С
успехом идут оперы В. Эгка (в т. ч. "Ревизор" по Гоголю, 1957).
Социальные проблемы нашли отражение в иск-ве Г. В. Хенце (р. 1926;
"Бульвар", "Одиночество", 1952) и К. Клебе (р. 1925; "Разбойники",
1957). В то же время на сцене т-ров Зап. Германии ставятся формалистич.
произведения. Реакц. круги усиленно пропагандируют додекафонную,
серийную и конкретную музыку.
Лит.: ЗречмарГ., История оперы, пер. с нем. под ред. и с предисл. И.
Глебова, Л., 1925; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера..., М.,
1962; Б юк ен Э., Героический стиль в опере..., пер. с нем., М., 1936;
его же, Музыка эпохи рококо и классицизма, пер. с нем., М., [1927];
P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с
франц., М., 1931; H a a sE., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1928;
Brockpahler R., Zur Geschichte der Barockoper in Deutschland, Munster,
1959; S с h m i d t G. F., Die fruhdeutsche Oper..., Bd 1-2, Regensburg,
1933-34;
Schiedemair L., Beitrage zur Geschichte der Oper um die Wende des 18.
und 19. Jahrhunderts, Bd l-2, Lpz., 1908- 1910; его же. Die deutsche
Oper, Lpz., 1930; K l o b K. M., Die Oper von Gluck bis Wagner, Ulm,
1913; B e k k e r P., Wandlungen der Oper, Z., 1934; I s t e l E., Die
moderne Oper vom Tode Wagners bis zur Gegenwart, Lpz.-B., 1923; его же,
Die Entstehung des deutschen Melodramas, B., 1906;
F l о с h S., Die Oper seit Wagner, Koln, 1904; Kapp J., Die Oper der
Gegenwart, B., 1922; Korngold J., Deutsches Opernschaffen der Gegenwart,
Lpz.-W., 1921; B i t t e r W., Die deutsche komische Oper der Gegenwart,
Lpz., 1932; L i n d-lar H., Oper im 20. Jahrhundert, Bonn, 1954; Das
Musikleben in der Deutschen Demokratischen Republik. 1945-1954, Lpz.,
1963. См. также лит. к ст. Зингшпиль. ? Л.
Балет. В ср. века в городах Германии на цеховых празднествах
исполнялись танцы (сохранились сведения о празднествах в 14-16 вв. в
Нюрнберге и Франкфурте-на-Майне). В 17 в. появились придворные танц.
представления ("Освобождение мира", 1600, Дармштадт). После окончания
Тридцатилетней войны (1648) началось развитие балетного иск-ва. Были
пост. балеты "Влияние семи планет" (1678, Дрезден), "Из всех
добродетелей торжествующая добродетель - постоянство" (1684,
Гейдельберг) и др. В 18 в. почти в каждом королевстве, герцогстве или
свободном городе Германии создаются оперные т-ры, в к-рых были и
балетные труппы. В конце 17 - нач. 18 вв. особую известность получили
балетные представления свободного г. Гамбурга, где проявилось влияние
нар. комедийного т-ра (т. н. "гансвурстиад"). Большинство же придворных
т-ров ставили балеты по образцу франц. парадных представлений. Во 2-й
пол. 18 в. в Германии Ж. Ж. Новер ставил первые трагич. балеты ("Смерть
Геркулеса" и "Медея и Язон" Рудольфа, 1762, 1763) и выпустил сво„ первое
изд. "Писем о танце" (1760). Его деятельность оказала большое влияние на
развитие хореографич. иск-ва Германии. Мн. нем. балетмейстеры - ученики
и последователи Новера (П. Фогт, Бернер, К. Хоршельт и др.). Мн.
известные европ. танцовщицы выступили на сценах нем. т-ра: Вестрис, П.
Гардель, Гейнель, В. Кам-пани. Музыку для балетов писали: Гендель, Глюк,
Бетховен ("Творения Прометея", 1801). На протяжении 19 в. ставятся
романтич. балеты, постановщиками их были П.Тальони, живший в Берлине, и
балетмейстеры - Р. Кнолль в Гамбурге, К. Улих, В. Ханштейн, К. Тешер - в
Дармштадте; Ратгебер, Ф. Коблер, Ф. Деген- в Ганновере, Гертнер- в
Дрездене, И. Гю-риан - в Лейпциге и Франкфурте; Р. Фрике - в Дес-сау.
Среди нем. танцовщиц этого периода А. Гальстер, А. Гранцова (выступала в
Лейпциге и как балетмейстер) и др. В конце 19 в. развитие балета в
Германии, как и в большинстве стран Европы, почти прекратилось, но
балетные труппы при крупнейших оперных т-рах сохранились. В первые
десятилетия 20 в. в Германии получают распространение выступления
последователей А. Дункан. В 20-х гг. исследователь танца Р. Лабан
выдвинул теории, обосновавшие танц. системы, возникшие в 20-30-х гг. в
Германии, и во многом связанные с экспрессионизмом.
Танцовщики-экспрессионисты выступали с концертными номерами и
спектаклями, построенными обычно на социальной тематике, выражающей
протест против социальной несправедливости, войны и др. (антивоенный
балет "Зел„ный стол", балетм. К. Йосс). В числе представителей этого
направления танцовщицы: М. Вигман, Г. Палукка, И. Георги, X. Кр„йцберг,
М. Терпис, И. Кейт, Ю. Альго. Позднее нем. экспрессионизм проник в балет
США, породив форму нового, "современного" танца (танца "модерн"). В годы
преобладания экспрессионистич. танца классич. балет при оперных т-рах
находился в упадке. Отдельные деятели нем. балета-X. Кр„ллер, В.
Гзовский-стремились следовать классич. традициям. В 30-х гг. для
балетного т-ра писали Р. Штраус ("Легенда о Иосифе", 1914), П. Хиндемит
("Демон", 1923), К. Вейлъ ("Семь смертных грехов мещанина", 1933), Л.
Шпис ("Путина в Штралау", 1963) и др. Это определило новый подъ„м
балета, возрождение традиций классич. балета в сочетании с новыми
формами танц. иск-ва. Этот процесс был прерван приходом к власти
фашистов и 2-й мировой войной.
После освобождения страны от фашизма (1945) нем. балет возродился и
получил широкое развитие. В ГДР мастера балета стремятся продолжить
классич. традиции и создать реалистич. совр. балетный спектакль. В
репертуаре т-ров - классич. балеты, многие сов. балеты и балеты совр.
нем. композиторов: "Право господина" и "Новая Одиссея" Брунса (1953,
1957), "Белоснежка" Грисбаха (1956), балеты Хоэнзе и др. В Берлине в
Нем. гос. опере существует балетная труппа, к-рую возглавляет балетм. Л.
Грубер. Др. большая труппа под рук. Э. Келлер-Рихтера и И. Рихтера
выступает в Лейпциге. Труппу Гос. оперы в Дрездене возглавляет Т.
Шиллинг. Хореографич. коллективы имеются также в городах
Карл-Маркс-Штадте, Ростоке, Шверине, Галле, Магдебурге, Дессау,
Кот-бусе, Альтенбурге и др. В числе артистов балета:
Н. Манк, К. Шульц, Э. Л„флер, У. Каин и др.
В ФРГ балетные труппы имеются в крупных оперных т-рах Мюнхена,
Штутгарта, Франкфурта, Гамбурга, К„льна, Ганновера и др. Они участвуют в
оперных спектаклях и выступают с самостоятельными балетными
представлениями. В большинстве т-ров балетмейстеры и акт„ры меняются.
Основу репертуара составляют одноактные, бессюжетные балеты, в пост.
к-рых преобладают модернистич. тенденции ("Абрак-сас" Эгка, 1948,
"Идиот" Хенце по Достоевскому, 1952). В ФРГ работают балетмейстеры - Т.
Гзов-ская, X. Розен, И. Георги, М. Луйпарт, Э. Вальтер и др. В числе
Страницы: «« « 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |