Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 » »» творчество реформатора оперного музыкального театра К. Орфа. В операх Хиндемита ("Гармония мира", 1957, и др.) ставятся социально-гуманистич. проблемы, но решение их не свободно от религиозно-мистич. окраски. С успехом идут оперы В. Эгка (в т. ч. "Ревизор" по Гоголю, 1957). Социальные проблемы нашли отражение в иск-ве Г. В. Хенце (р. 1926; "Бульвар", "Одиночество", 1952) и К. Клебе (р. 1925; "Разбойники", 1957). В то же время на сцене т-ров Зап. Германии ставятся формалистич. произведения. Реакц. круги усиленно пропагандируют додекафонную, серийную и конкретную музыку. Лит.: ЗречмарГ., История оперы, пер. с нем. под ред. и с предисл. И. Глебова, Л., 1925; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера..., М., 1962; Б юк ен Э., Героический стиль в опере..., пер. с нем., М., 1936; его же, Музыка эпохи рококо и классицизма, пер. с нем., М., [1927]; P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; H a a sE., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1928; Brockpahler R., Zur Geschichte der Barockoper in Deutschland, Munster, 1959; S с h m i d t G. F., Die fruhdeutsche Oper..., Bd 1-2, Regensburg, 1933-34; Schiedemair L., Beitrage zur Geschichte der Oper um die Wende des 18. und 19. Jahrhunderts, Bd l-2, Lpz., 1908- 1910; его же. Die deutsche Oper, Lpz., 1930; K l o b K. M., Die Oper von Gluck bis Wagner, Ulm, 1913; B e k k e r P., Wandlungen der Oper, Z., 1934; I s t e l E., Die moderne Oper vom Tode Wagners bis zur Gegenwart, Lpz.-B., 1923; его же, Die Entstehung des deutschen Melodramas, B., 1906; F l о с h S., Die Oper seit Wagner, Koln, 1904; Kapp J., Die Oper der Gegenwart, B., 1922; Korngold J., Deutsches Opernschaffen der Gegenwart, Lpz.-W., 1921; B i t t e r W., Die deutsche komische Oper der Gegenwart, Lpz., 1932; L i n d-lar H., Oper im 20. Jahrhundert, Bonn, 1954; Das Musikleben in der Deutschen Demokratischen Republik. 1945-1954, Lpz., 1963. См. также лит. к ст. Зингшпиль. ? Л. Балет. В ср. века в городах Германии на цеховых празднествах исполнялись танцы (сохранились сведения о празднествах в 14-16 вв. в Нюрнберге и Франкфурте-на-Майне). В 17 в. появились придворные танц. представления ("Освобождение мира", 1600, Дармштадт). После окончания Тридцатилетней войны (1648) началось развитие балетного иск-ва. Были пост. балеты "Влияние семи планет" (1678, Дрезден), "Из всех добродетелей торжествующая добродетель - постоянство" (1684, Гейдельберг) и др. В 18 в. почти в каждом королевстве, герцогстве или свободном городе Германии создаются оперные т-ры, в к-рых были и балетные труппы. В конце 17 - нач. 18 вв. особую известность получили балетные представления свободного г. Гамбурга, где проявилось влияние нар. комедийного т-ра (т. н. "гансвурстиад"). Большинство же придворных т-ров ставили балеты по образцу франц. парадных представлений. Во 2-й пол. 18 в. в Германии Ж. Ж. Новер ставил первые трагич. балеты ("Смерть Геркулеса" и "Медея и Язон" Рудольфа, 1762, 1763) и выпустил сво„ первое изд. "Писем о танце" (1760). Его деятельность оказала большое влияние на развитие хореографич. иск-ва Германии. Мн. нем. балетмейстеры - ученики и последователи Новера (П. Фогт, Бернер, К. Хоршельт и др.). Мн. известные европ. танцовщицы выступили на сценах нем. т-ра: Вестрис, П. Гардель, Гейнель, В. Кам-пани. Музыку для балетов писали: Гендель, Глюк, Бетховен ("Творения Прометея", 1801). На протяжении 19 в. ставятся романтич. балеты, постановщиками их были П.Тальони, живший в Берлине, и балетмейстеры - Р. Кнолль в Гамбурге, К. Улих, В. Ханштейн, К. Тешер - в Дармштадте; Ратгебер, Ф. Коблер, Ф. Деген- в Ганновере, Гертнер- в Дрездене, И. Гю-риан - в Лейпциге и Франкфурте; Р. Фрике - в Дес-сау. Среди нем. танцовщиц этого периода А. Гальстер, А. Гранцова (выступала в Лейпциге и как балетмейстер) и др. В конце 19 в. развитие балета в Германии, как и в большинстве стран Европы, почти прекратилось, но балетные труппы при крупнейших оперных т-рах сохранились. В первые десятилетия 20 в. в Германии получают распространение выступления последователей А. Дункан. В 20-х гг. исследователь танца Р. Лабан выдвинул теории, обосновавшие танц. системы, возникшие в 20-30-х гг. в Германии, и во многом связанные с экспрессионизмом. Танцовщики-экспрессионисты выступали с концертными номерами и спектаклями, построенными обычно на социальной тематике, выражающей протест против социальной несправедливости, войны и др. (антивоенный балет "Зел„ный стол", балетм. К. Йосс). В числе представителей этого направления танцовщицы: М. Вигман, Г. Палукка, И. Георги, X. Кр„йцберг, М. Терпис, И. Кейт, Ю. Альго. Позднее нем. экспрессионизм проник в балет США, породив форму нового, "современного" танца (танца "модерн"). В годы преобладания экспрессионистич. танца классич. балет при оперных т-рах находился в упадке. Отдельные деятели нем. балета-X. Кр„ллер, В. Гзовский-стремились следовать классич. традициям. В 30-х гг. для балетного т-ра писали Р. Штраус ("Легенда о Иосифе", 1914), П. Хиндемит ("Демон", 1923), К. Вейлъ ("Семь смертных грехов мещанина", 1933), Л. Шпис ("Путина в Штралау", 1963) и др. Это определило новый подъ„м балета, возрождение традиций классич. балета в сочетании с новыми формами танц. иск-ва. Этот процесс был прерван приходом к власти фашистов и 2-й мировой войной. После освобождения страны от фашизма (1945) нем. балет возродился и получил широкое развитие. В ГДР мастера балета стремятся продолжить классич. традиции и создать реалистич. совр. балетный спектакль. В репертуаре т-ров - классич. балеты, многие сов. балеты и балеты совр. нем. композиторов: "Право господина" и "Новая Одиссея" Брунса (1953, 1957), "Белоснежка" Грисбаха (1956), балеты Хоэнзе и др. В Берлине в Нем. гос. опере существует балетная труппа, к-рую возглавляет балетм. Л. Грубер. Др. большая труппа под рук. Э. Келлер-Рихтера и И. Рихтера выступает в Лейпциге. Труппу Гос. оперы в Дрездене возглавляет Т. Шиллинг. Хореографич. коллективы имеются также в городах Карл-Маркс-Штадте, Ростоке, Шверине, Галле, Магдебурге, Дессау, Кот-бусе, Альтенбурге и др. В числе артистов балета: Н. Манк, К. Шульц, Э. Л„флер, У. Каин и др. В ФРГ балетные труппы имеются в крупных оперных т-рах Мюнхена, Штутгарта, Франкфурта, Гамбурга, К„льна, Ганновера и др. Они участвуют в оперных спектаклях и выступают с самостоятельными балетными представлениями. В большинстве т-ров балетмейстеры и акт„ры меняются. Основу репертуара составляют одноактные, бессюжетные балеты, в пост. к-рых преобладают модернистич. тенденции ("Абрак-сас" Эгка, 1948, "Идиот" Хенце по Достоевскому, 1952). В ФРГ работают балетмейстеры - Т. Гзов-ская, X. Розен, И. Георги, М. Луйпарт, Э. Вальтер и др. В числе Страницы: «« « 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |