Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656  1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666  » »»

творчество реформатора оперного музыкального театра К.  Орфа.  В  операх
Хиндемита ("Гармония мира", 1957, и др.) ставятся  социально-гуманистич.
проблемы, но решение их не свободно  от  религиозно-мистич.  окраски.  С
успехом идут оперы  В.  Эгка  (в  т.  ч.  "Ревизор"  по  Гоголю,  1957).
Социальные проблемы нашли отражение в  иск-ве  Г.  В.  Хенце  (р.  1926;
"Бульвар", "Одиночество", 1952)  и  К.  Клебе  (р.  1925;  "Разбойники",
1957). В то же время на сцене т-ров Зап. Германии ставятся  формалистич.
произведения.  Реакц.  круги   усиленно   пропагандируют   додекафонную,
серийную и конкретную музыку.
   Лит.: ЗречмарГ., История оперы, пер. с нем. под ред. и с предисл.  И.
Глебова, Л., 1925; Хохловкина А. А.,  Западноевропейская  опера...,  М.,
1962; Б юк ен Э., Героический стиль в опере..., пер. с нем.,  М.,  1936;
его же, Музыка эпохи рококо и классицизма, пер. с нем., М., [1927];
   P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер.  с
франц., М., 1931; H a a sE.,  Die  Musik  des  Barocks,  Potsdam,  1928;
Brockpahler R., Zur Geschichte der Barockoper in  Deutschland,  Munster,
1959; S с h m i d t G. F., Die fruhdeutsche Oper..., Bd 1-2, Regensburg,
1933-34;
   Schiedemair L., Beitrage zur Geschichte der Oper um die Wende des 18.
und 19. Jahrhunderts, Bd l-2, Lpz., 1908- 1910;  его  же.  Die  deutsche
Oper, Lpz., 1930; K l o b K. M., Die Oper von  Gluck  bis  Wagner,  Ulm,
1913; B e k k e r P., Wandlungen der Oper, Z., 1934; I s t e l  E.,  Die
moderne Oper vom Tode Wagners bis zur Gegenwart, Lpz.-B., 1923; его  же,
Die Entstehung des deutschen Melodramas, B., 1906;
   F l о с h S., Die Oper seit Wagner, Koln, 1904; Kapp J., Die Oper der
Gegenwart, B., 1922; Korngold J., Deutsches Opernschaffen der Gegenwart,
Lpz.-W., 1921; B i t t e r W., Die deutsche komische Oper der Gegenwart,
Lpz., 1932; L i n d-lar H., Oper im 20.  Jahrhundert,  Bonn,  1954;  Das
Musikleben in der Deutschen Demokratischen  Republik.  1945-1954,  Lpz.,
1963. См. также лит. к ст. Зингшпиль. ? Л.
   Балет.  В  ср.  века  в  городах  Германии  на  цеховых  празднествах
исполнялись танцы (сохранились сведения о празднествах  в  14-16  вв.  в
Нюрнберге и Франкфурте-на-Майне). В 17  в.  появились  придворные  танц.
представления ("Освобождение мира", 1600,  Дармштадт).  После  окончания
Тридцатилетней войны (1648) началось  развитие  балетного  иск-ва.  Были
пост.  балеты  "Влияние  семи  планет"   (1678,   Дрезден),   "Из   всех
добродетелей   торжествующая   добродетель   -    постоянство"    (1684,
Гейдельберг) и др. В 18 в. почти в каждом  королевстве,  герцогстве  или
свободном городе  Германии  создаются  оперные  т-ры,  в  к-рых  были  и
балетные труппы. В конце 17 - нач. 18 вв.  особую  известность  получили
балетные представления свободного г. Гамбурга,  где  проявилось  влияние
нар. комедийного т-ра (т. н. "гансвурстиад"). Большинство же  придворных
т-ров ставили балеты по образцу франц. парадных  представлений.  Во  2-й
пол. 18 в. в Германии Ж. Ж. Новер ставил первые трагич. балеты  ("Смерть
Геркулеса" и "Медея и Язон" Рудольфа, 1762, 1763) и выпустил сво„ первое
изд. "Писем о танце" (1760). Его деятельность оказала большое влияние на
развитие хореографич. иск-ва Германии. Мн. нем. балетмейстеры -  ученики
и последователи Новера  (П.  Фогт,  Бернер,  К.  Хоршельт  и  др.).  Мн.
известные европ. танцовщицы выступили на сценах нем. т-ра:  Вестрис,  П.
Гардель, Гейнель, В. Кам-пани. Музыку для балетов писали: Гендель, Глюк,
Бетховен ("Творения Прометея",  1801).  На  протяжении  19  в.  ставятся
романтич. балеты, постановщиками их были П.Тальони, живший в Берлине,  и
балетмейстеры - Р. Кнолль в Гамбурге, К. Улих, В. Ханштейн, К. Тешер - в
Дармштадте; Ратгебер, Ф. Коблер,  Ф.  Деген-  в  Ганновере,  Гертнер-  в
Дрездене, И. Гю-риан - в Лейпциге и Франкфурте; Р. Фрике  -  в  Дес-сау.
Среди нем. танцовщиц этого периода А. Гальстер, А. Гранцова (выступала в
Лейпциге и как балетмейстер) и др. В  конце  19  в.  развитие  балета  в
Германии, как и в  большинстве  стран  Европы,  почти  прекратилось,  но
балетные труппы при  крупнейших  оперных  т-рах  сохранились.  В  первые
десятилетия  20  в.  в  Германии  получают  распространение  выступления
последователей А. Дункан.  В  20-х  гг.  исследователь  танца  Р.  Лабан
выдвинул теории, обосновавшие танц. системы, возникшие в 20-30-х  гг.  в
Германии,    и    во    многом     связанные     с     экспрессионизмом.
Танцовщики-экспрессионисты   выступали   с   концертными   номерами    и
спектаклями, построенными  обычно  на  социальной  тематике,  выражающей
протест против социальной несправедливости,  войны  и  др.  (антивоенный
балет "Зел„ный стол", балетм. К. Йосс).  В  числе  представителей  этого
направления танцовщицы: М. Вигман, Г. Палукка, И. Георги, X.  Кр„йцберг,
М. Терпис, И. Кейт, Ю. Альго. Позднее нем. экспрессионизм проник в балет
США, породив форму нового, "современного" танца (танца "модерн"). В годы
преобладания экспрессионистич. танца классич. балет  при  оперных  т-рах
находился  в  упадке.  Отдельные  деятели  нем.  балета-X.  Кр„ллер,  В.
Гзовский-стремились  следовать  классич.  традициям.  В  30-х  гг.   для
балетного т-ра писали Р. Штраус ("Легенда о Иосифе", 1914), П.  Хиндемит
("Демон", 1923), К. Вейлъ ("Семь смертных грехов  мещанина",  1933),  Л.
Шпис ("Путина в Штралау",  1963)  и  др.  Это  определило  новый  подъ„м
балета, возрождение  традиций  классич.  балета  в  сочетании  с  новыми
формами танц.  иск-ва.  Этот  процесс  был  прерван  приходом  к  власти
фашистов и 2-й мировой войной.
   После освобождения страны от фашизма (1945) нем. балет  возродился  и
получил широкое развитие. В  ГДР  мастера  балета  стремятся  продолжить
классич. традиции и  создать  реалистич.  совр.  балетный  спектакль.  В
репертуаре т-ров - классич. балеты, многие сов. балеты  и  балеты  совр.
нем. композиторов: "Право господина" и  "Новая  Одиссея"  Брунса  (1953,
1957), "Белоснежка" Грисбаха (1956), балеты Хоэнзе и  др.  В  Берлине  в
Нем. гос. опере существует балетная труппа, к-рую возглавляет балетм. Л.
Грубер. Др. большая труппа под  рук.  Э.  Келлер-Рихтера  и  И.  Рихтера
выступает в Лейпциге.  Труппу  Гос.  оперы  в  Дрездене  возглавляет  Т.
Шиллинг.   Хореографич.   коллективы    имеются    также    в    городах
Карл-Маркс-Штадте,  Ростоке,   Шверине,   Галле,   Магдебурге,   Дессау,
Кот-бусе, Альтенбурге и др. В числе артистов балета:
   Н. Манк, К. Шульц, Э. Л„флер, У. Каин и др.
   В ФРГ балетные  труппы  имеются  в  крупных  оперных  т-рах  Мюнхена,
Штутгарта, Франкфурта, Гамбурга, К„льна, Ганновера и др. Они участвуют в
оперных   спектаклях   и   выступают   с   самостоятельными    балетными
представлениями. В большинстве т-ров балетмейстеры  и  акт„ры  меняются.
Основу репертуара составляют одноактные,  бессюжетные  балеты,  в  пост.
к-рых  преобладают  модернистич.  тенденции  ("Абрак-сас"  Эгка,   1948,
"Идиот" Хенце по Достоевскому, 1952). В ФРГ работают балетмейстеры -  Т.
Гзов-ская, X. Розен, И. Георги, М. Луйпарт, Э. Вальтер  и  др.  В  числе

Страницы: «« « 1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656  1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия