Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660  1661   1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670  » »»

Ибсена ("Когда мы,  м„ртвые,  пробуждаемся",  1900,  "Столпы  общества",
1903, несколько позднее "Росмерсхольм", 1908), Г. Гауптмана ("Одинокие",
1899,совм. со Станиславским), касающиеся важных вопросов  современности.
В годы 1905- 1906  значительными  художественно-общественными  явлениями
были постановки  "Дети  Солнца"  Горького  (совм.  со  Станиславским)  и
"Бранд" Ибсена. В числе крупнейших работ Н.-Д. - спектакль "Юлий Цезарь"
Шекспира   (1903),   в   к-ром   давалась   широкая    картин"    упадка
республиканского Рима  и  подч„ркивалась  мысль  о  непрочности  власти,
оторванной от народа.  В  период  полптпч.  реакции,  наступившей  после
подавления революции 1905-07, в годы  идейного  упадка  т-ра  Н.-Д.  гл.
внимание  уделял  работе  над  рус.  классич.   репертуаром.   Им   были
поставлены: "Горе от ума"  (1906)  и  "Ревизор"  (1908)  (оба  спектакля
совместно с К. С. Станиславским), "Борис Годунов"  Пушкина  (1907),  "На
всякого мудреца довольно  простоты"  Островского  (1910),  "Живой  труп"
(1911);
   "Нахлебник" Тургенева  (1912),  "Смерть  Пазухина"  Салтыкова-Щедрина
(1914), "Каменный гость"  Пушкина  (1915).  Н.-Д.  давал  новое  сценич.
истолкование, вскрывал прогрессивную направленность рус. классики,  умел
выявить  особенности  стиля  автора,  обрисовать  характер  изображаемой
эпохи, находить  тончайшие  сценич.  при„мы,  ярко  и  смело  обрисовать
образы. Вместе  с  тем  в  этот  период  в  творчестве  Н.-Д.  сказались
противоречия,порожд„нные  общим  кризисом  бурж.   культуры.   Он   ясно
осознавал важные обществ. задачи, стоявшие перед МХТ. В своих письмах (к
И. М. Москвину, Л. Я. Гуревич и др.) и  выступлениях  перед  труппой  он
указывал на опасность идейного отрыва  т-ра  от  передовой  общественной
жизни. Однако в выборе совр. пьес Н.-Д. зачастую ошибался. Он включал  в
репертуар пессимистич. пьесы Л. Н. Андреева ("Анатэма", 1809, "Екатерина
Ивановна", 1912, "Мысль", 1914),  С.  С.  Юшкевича  ("М1зегеге",  1910),
Мережковского ("Будет радость", 1916), стремясь  найти  в  них  элементы
протеста, разоблачение бурж. морали и не замечая идейной порочности этих
произв. В поисках рус. трагедии Н.-Д. пост. в  МХТ  инсц.  романов  Ф.М.
Достоевского  "Братья  Карамазовы"  (1910)-  спектакль  необычной  формы
(показывался в течение
   2 вечеров; в спектакль был введ„н чтец), отмеченный рядом  выдающихся
акт„рских работ и "Бесы" (ш„л  под  назв.  "Николай  Ставрогин",  1913).
Появление на сцене МХТ  последнего  спектакля  вызвало  гневный  протест
Горького,  к-рый  видел  в  пост.  инсценировок  Достоевского  поддержку
болезненных настроений части рус. интеллигенции.
   С первых  же  дней  Октябрьской  революции  Н.-Д.  принимает  широкое
участие в обществ.-театр. жизни страны (был  членом  высшего  органа  по
управлению театрами - Центротеатр). Он разрабатывал проект реорганизации
Большого т-ра, стал одним из основателей и редакторов журнала  "Культура
театра", выступал с многочисл. лекциями  и  беседами,  защищая  принципы
реалистич. иск-ва.
   Под руководством  Н.-Д.  происходит  реорганизация  МХАТа.  Он  помог
обновлению труппы МХАТа, привл„к в не„ молодых акт„ров  и  способствовал
решительному сближению т-ра с сов. действительностью.  Н.-Д.  осуществил
ряд постановок, имевших принципиальное значение в развитии сов.  театра,
деятельно  работал  с  драматургами  над  созданием  современного   сов.
репертуара. Им  были  пост.  спектакли:  "Пугач„вщина"  Трен„ва  (1925),
явившийся  первым  обращением  МХАТа  к   историко-революционной   теме,
"Блокада" Вс. Иванова (1929), "Половчанские сады" Леонова (1939). Борясь
с мелким бытовизмом, добиваясь широкого обобщения  явлений,  он  находил
особые при„мы для каждого спектакля (так, напр., спектакль "Блокада" был
реш„н как патетич. совр. трагедия). Одной из значительнейших работ Н.-Д.
был спектакль "Любовь Яровая" (1936) - многокрасочное историч.  полотно,
в  к-ром  режисс„р  стремился  дать  синтез  политич.   идеи   с   ярким
художественным изображением. Именно в эти годы режиссура Н .-Д. получила
окончательную  стройную  заверш„нность,  приобрела  ч„ткую   идейную   и
художественную целеустремл„нность, уверенность  пси-хологич.  разработки
образов, точность формы. Н.-Д. было свойственно  безошибочное  понимание
стиля автора, блестящее умение работать с акт„ром. Для теории и практики
т-ра чрезвычайно  важно  разработанное  Н.-Д.  учение  с  синтезе  "тр„х
восприятии" (социального, психологического и театрального,  в  слитности
к-рых он видел непреложное условие  подлинного  творчества),  о  "втором
плане сценич. жизни  акт„ра"  и  о  "зерне"  образа  (близкое  учению  о
"сверхзадаче" Станиславского), о "мужественной простоте" и о "физическом
самочувствии" и т. д.
   Н.-Д. вн„с большой вклад  в  иск-во  сов.  т-ра  своим  истолкованием
крупнейших произведений рус. классич. лит-ры: инсценировки романов Л. Н.
Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), "Гроза"  (1934),
"Горе от ума" (1938). Исходя  в  своей  режисс„рской  работе  из  оценки
творчества Л. Н.  Толстого,  данной  В.  И.  Лениным,  Н.-Д.  раскрыл  в
спектаклях "Воскресение" и "Анна Каренина" обличительный  пафос  романов
Толстого, создал монументальные, философски  значительные  спектакли,  с
исключительной силой  воплотил  содержащуюся  в  романах  характеристику
историч. эпохи, прибегая  в  обоих  случаях  к  новому  сценич.  рисунку
(напр., введение лица от "автора" и решение спектакля в  эпич.  плане  в
"Воскресении"). Важнейшее значение для развития сов. т-ра  имела  работа
Н.-Д. над пьесами Горького "Егор Булычев  и  другие"  (1934)  и  "Враги"
(1935). Спектакль "Враги" был ярчайшим свидетельством утверждения метода
социалистич. реализма в иск-ве т-ра. Исчерпывающе выявив  философскую  и
политич.   сущность   пьесы,   Н.-Д.   показал   атмосферу    нарастания
революционного движения в канун 1905, помог  акт„рам  создать  социально
насыщенные, художественно заверш„нные образы. В  1940  Н.-Д.  осуществил
новую постановку пьесы "Три  сестры",  достигнув  широкого  обобщения  в
обрисовке эпохи и образов действующих лиц драмы; с поэтич.  мудростью  и
сценич. музыкальностью выявил он  всю  психологич.  тонкость  и  обаяние
пьесы Чехова, подчеркнул его веру в  будущее.  Последней  работой  Н.-Д.
явилась пост. пьесы  Погодина  "Кремл„вские  куранты"  (1942,  Гос.  пр.
СССР,1943), в к-рой впервые на сцене  МХАТа  был  выведен  образ  Ленина
(исп.-  А.  Н.  Грибов).  В  этом  спектакле  Н.-Д.  вскрыл   поэзию   и
созидательный пафос первых лет революции, реальность  пророческой  мечты
Ленина.
   Важное значение  имела  деятельность  Н.-Д.  в  области  музыкального
театра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. студию (с 1926 -  Музыкальный
театр  имени   Вл.   И.   Немировича-Данченко),   носившую   во   многом
экспериментальный,  подлинно  новаторский  характер.   Н.-Д.   добивался
гармонии всех элементов  сценич.  произв.,  внутреннего  единства  всего
видимого и слышимого, обусловленного  музыкой.  Он  решительно  разрушал

Страницы: «« « 1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660  1661   1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия