|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 » »» Ибсена ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся", 1900, "Столпы общества",
1903, несколько позднее "Росмерсхольм", 1908), Г. Гауптмана ("Одинокие",
1899,совм. со Станиславским), касающиеся важных вопросов современности.
В годы 1905- 1906 значительными художественно-общественными явлениями
были постановки "Дети Солнца" Горького (совм. со Станиславским) и
"Бранд" Ибсена. В числе крупнейших работ Н.-Д. - спектакль "Юлий Цезарь"
Шекспира (1903), в к-ром давалась широкая картин" упадка
республиканского Рима и подч„ркивалась мысль о непрочности власти,
оторванной от народа. В период полптпч. реакции, наступившей после
подавления революции 1905-07, в годы идейного упадка т-ра Н.-Д. гл.
внимание уделял работе над рус. классич. репертуаром. Им были
поставлены: "Горе от ума" (1906) и "Ревизор" (1908) (оба спектакля
совместно с К. С. Станиславским), "Борис Годунов" Пушкина (1907), "На
всякого мудреца довольно простоты" Островского (1910), "Живой труп"
(1911);
"Нахлебник" Тургенева (1912), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина
(1914), "Каменный гость" Пушкина (1915). Н.-Д. давал новое сценич.
истолкование, вскрывал прогрессивную направленность рус. классики, умел
выявить особенности стиля автора, обрисовать характер изображаемой
эпохи, находить тончайшие сценич. при„мы, ярко и смело обрисовать
образы. Вместе с тем в этот период в творчестве Н.-Д. сказались
противоречия,порожд„нные общим кризисом бурж. культуры. Он ясно
осознавал важные обществ. задачи, стоявшие перед МХТ. В своих письмах (к
И. М. Москвину, Л. Я. Гуревич и др.) и выступлениях перед труппой он
указывал на опасность идейного отрыва т-ра от передовой общественной
жизни. Однако в выборе совр. пьес Н.-Д. зачастую ошибался. Он включал в
репертуар пессимистич. пьесы Л. Н. Андреева ("Анатэма", 1809, "Екатерина
Ивановна", 1912, "Мысль", 1914), С. С. Юшкевича ("М1зегеге", 1910),
Мережковского ("Будет радость", 1916), стремясь найти в них элементы
протеста, разоблачение бурж. морали и не замечая идейной порочности этих
произв. В поисках рус. трагедии Н.-Д. пост. в МХТ инсц. романов Ф.М.
Достоевского "Братья Карамазовы" (1910)- спектакль необычной формы
(показывался в течение
2 вечеров; в спектакль был введ„н чтец), отмеченный рядом выдающихся
акт„рских работ и "Бесы" (ш„л под назв. "Николай Ставрогин", 1913).
Появление на сцене МХТ последнего спектакля вызвало гневный протест
Горького, к-рый видел в пост. инсценировок Достоевского поддержку
болезненных настроений части рус. интеллигенции.
С первых же дней Октябрьской революции Н.-Д. принимает широкое
участие в обществ.-театр. жизни страны (был членом высшего органа по
управлению театрами - Центротеатр). Он разрабатывал проект реорганизации
Большого т-ра, стал одним из основателей и редакторов журнала "Культура
театра", выступал с многочисл. лекциями и беседами, защищая принципы
реалистич. иск-ва.
Под руководством Н.-Д. происходит реорганизация МХАТа. Он помог
обновлению труппы МХАТа, привл„к в не„ молодых акт„ров и способствовал
решительному сближению т-ра с сов. действительностью. Н.-Д. осуществил
ряд постановок, имевших принципиальное значение в развитии сов. театра,
деятельно работал с драматургами над созданием современного сов.
репертуара. Им были пост. спектакли: "Пугач„вщина" Трен„ва (1925),
явившийся первым обращением МХАТа к историко-революционной теме,
"Блокада" Вс. Иванова (1929), "Половчанские сады" Леонова (1939). Борясь
с мелким бытовизмом, добиваясь широкого обобщения явлений, он находил
особые при„мы для каждого спектакля (так, напр., спектакль "Блокада" был
реш„н как патетич. совр. трагедия). Одной из значительнейших работ Н.-Д.
был спектакль "Любовь Яровая" (1936) - многокрасочное историч. полотно,
в к-ром режисс„р стремился дать синтез политич. идеи с ярким
художественным изображением. Именно в эти годы режиссура Н .-Д. получила
окончательную стройную заверш„нность, приобрела ч„ткую идейную и
художественную целеустремл„нность, уверенность пси-хологич. разработки
образов, точность формы. Н.-Д. было свойственно безошибочное понимание
стиля автора, блестящее умение работать с акт„ром. Для теории и практики
т-ра чрезвычайно важно разработанное Н.-Д. учение с синтезе "тр„х
восприятии" (социального, психологического и театрального, в слитности
к-рых он видел непреложное условие подлинного творчества), о "втором
плане сценич. жизни акт„ра" и о "зерне" образа (близкое учению о
"сверхзадаче" Станиславского), о "мужественной простоте" и о "физическом
самочувствии" и т. д.
Н.-Д. вн„с большой вклад в иск-во сов. т-ра своим истолкованием
крупнейших произведений рус. классич. лит-ры: инсценировки романов Л. Н.
Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), "Гроза" (1934),
"Горе от ума" (1938). Исходя в своей режисс„рской работе из оценки
творчества Л. Н. Толстого, данной В. И. Лениным, Н.-Д. раскрыл в
спектаклях "Воскресение" и "Анна Каренина" обличительный пафос романов
Толстого, создал монументальные, философски значительные спектакли, с
исключительной силой воплотил содержащуюся в романах характеристику
историч. эпохи, прибегая в обоих случаях к новому сценич. рисунку
(напр., введение лица от "автора" и решение спектакля в эпич. плане в
"Воскресении"). Важнейшее значение для развития сов. т-ра имела работа
Н.-Д. над пьесами Горького "Егор Булычев и другие" (1934) и "Враги"
(1935). Спектакль "Враги" был ярчайшим свидетельством утверждения метода
социалистич. реализма в иск-ве т-ра. Исчерпывающе выявив философскую и
политич. сущность пьесы, Н.-Д. показал атмосферу нарастания
революционного движения в канун 1905, помог акт„рам создать социально
насыщенные, художественно заверш„нные образы. В 1940 Н.-Д. осуществил
новую постановку пьесы "Три сестры", достигнув широкого обобщения в
обрисовке эпохи и образов действующих лиц драмы; с поэтич. мудростью и
сценич. музыкальностью выявил он всю психологич. тонкость и обаяние
пьесы Чехова, подчеркнул его веру в будущее. Последней работой Н.-Д.
явилась пост. пьесы Погодина "Кремл„вские куранты" (1942, Гос. пр.
СССР,1943), в к-рой впервые на сцене МХАТа был выведен образ Ленина
(исп.- А. Н. Грибов). В этом спектакле Н.-Д. вскрыл поэзию и
созидательный пафос первых лет революции, реальность пророческой мечты
Ленина.
Важное значение имела деятельность Н.-Д. в области музыкального
театра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. студию (с 1926 - Музыкальный
театр имени Вл. И. Немировича-Данченко), носившую во многом
экспериментальный, подлинно новаторский характер. Н.-Д. добивался
гармонии всех элементов сценич. произв., внутреннего единства всего
видимого и слышимого, обусловленного музыкой. Он решительно разрушал
Страницы: «« « 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |