Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664  1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674  » »»

чеш. т-ра Н. опирался на творчество чеш. реалистов-Б.Немцовой, И.  Тыла,
на драматургию Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А.  В.  Сухово-Кобылина.
Впервые в истории чеш. т-ра он связал понятие сценич. реализма с иск-вом
переживания акт„ра. Н. воспитывал в акт„ре художника и гражданина.  С  о
ч.: О umeni, Brno, 1950. Лит.: Фучик Ю., Статья о журналисте  Неруде,  в
его кн.: Избранное, М., 1955, с. 111-14. Д. Сол.
   НЕСМЕЛОВ, Григорий Наумович [19 (31).V. 1890-29.1.1952] -  рус.  сов.
акт„р, режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1914 окончил театр. уч-ще  в
Киеве и в том же году поступил в Киевский драм.  т-р  Д.  М.  Мевеса.  В
1915-23 выступал в Саратове,  играл  роли  простаков  и  комиков.  Затем
работал в т-рах Астрахани,  Краснодара,  Москвы  (т-р  под  рук.  Ю.  А.
Завадского). С 1939 снова в Саратовском т-ре.
   Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Репетилов ("Горе от  ума"),
Присыпкин ("Клоп"), Лемм ("Дворянское  гнездо"  по  Тургеневу),  Телегин
("Дядя Ваня"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Лука; Перчихин  ("Мещане")  и  др.
Мягким юмором были  проникнуты  образы  дореволюц.  провинц.  акт„ров  -
Счастливцева, Шмаги; Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского).
   Пост.: "Часовщик и  курица"  Кочерги  (1935),  "Дал„кое"  Афиногенова
(1936), "Доходное место" (1938), "Генеральный консул" бр. Тур  (1939)  и
др.
   С 30-х гг. преподавал в Саратовском театральном уч-ще. Н.. С л,
   "HECTEPKA" ("Н е с ц е р к  а")  -  комедия  в  3  д.,  7  к.  В.  Ф.
Вольского. Соч. 1940 (на  белорус.  яз.).  Пьеса  получила  1-ю  пр.  на
Всесоюзном конкурсе драм. произв. Пост. в  1941  во  2-м  Белорус.  гос.
драм. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа, Витебск) (реж. Н.  Лойтер,  худ.  Л.
Кроль, комп. Любан; Нестерка - И. Ильинский, Юрась  -  Шелег,  Ма-тей  -
Трус, Мальвина  -  Глебовская,  Настя  -  Конопель-ко,  Самохвальский  -
Сергейчик, пан Барановский -  Скальский,  Судья  -  Матусевич).  В  1955
показывалась на Декаде белорус. иск-ва и  лит-ры  в  Москве.  "Н."  была
экранизирована в 1955 (реж. А. Зархи; Нестерка - Тенин).
   Изд.: Вольский В. Ф., пер. с белорус., М., 1945;  "Несцерка",  М?нск,
1945; Белорусская драматургия, пер. с белорус-, т. 2, Л.- М.,  1949,  с.
77-141; Пьесы, пер. с белорус., М., 1954; В о л  ь  с  к  ?  В.,  П'есы,
М?нск, 1962, то же, пер. с белорус., Кив, 1955.
   Лит.: Неф„д В., "Нестерка" на сцене Театра  им.  Я.  Коласа,  в  кн.:
Белорусское искусство. Сб. статей и материалов,  Минск,  1957;  его  же,
Беларуск? тэатр. Нарис г?сторы?, М?нск, 1959, с. 277-982. А. Шн.
   Н‚СТРОЙ  (Nestroy),  Иоганн  Непомук  (7.XII.1801-  25.У.1862)-австр.
драматург,  акт„р.   Крупнейший   театр.   деятель   демократич.   т-ра,
продолжатель традиций нар. иск-ва Австрии. Получил юридич.  образование.
Увлекался т-ром, учился пению. В 1822 дебютировал в  Венском  придворном
оперном т-ре в  роли  Зарастро  ("Волшебная  флейта"  Моцарта).  Оставив
юридич. карьеру, выступал в т-рах Амстердама, Брюнпа  (Брно),  Пресбурга
(Братиславы),  в  1830  играл   в   "Йозефштадт-театре",   в   1831-60-в
"Лео-польдштадттеатре" (с  1847-  "Карлстеатр"),  был  ведущим  акт„ром,
драматургом,  с  1854-руководителем  т-ра.  В  первые  годы   работы   в
"Лео-полъдштадттеатре" Н. играл  Штаберля  ("Венский  бюргер"  Б„йерле),
Раппелькопфа ("Король Альп,  или  Человеконенавистник"  Раймунда).  Ярче
всего акт„рское дарование Н. раскрылось в его собств. пьесах, которые  в
40-50-х гг. 19 в. стали основой репертуара  "Леопольдштадттеатра"  и  до
сих  пор  входят  в  репертуар  австрийских  т-ров.  Остро  характерный,
комедийный акт„р, Н. в своей игре приближался к гротеску.  Созданные  им
образы отличались гиперболизацией, остротой внешнего  рисунка;  юмор  Н.
носил сатирич.  характер.  Акт„р  мастерски  пользовался  импровизацией,
откликаясь на злободневные обществ. и политич. события. Н.  написал  св.
50 пьес, в к-рых продолжил традиции  нар.  т-ра,  усиливая  их  сатирич.
направленность. Его первая  пьеса  "Изгнание  из  волшебного  мира,  или
Тридцать лет жизни босяка" (1828)-фарс,  направленный  против  романтич.
драматургии Ф. Раймунда. Ранние пьесы  Н.  ещ„  сохраняют  фантастику  и
поэтич. строй Zauberdramen (сказочные, фантастич. комедии), но,  начиная
с комедии "Злой дух Лупмацивагабундус" (1833), драматург  стал  на  путь
создания  остро  сатирич.  комедий,  критикуя  в   них   разл.   стороны
меттерниховского режима. В комедиях  Н.  нашли  выражение  оппозиционные
настроения либеральной  буржуазии  Австрии  в  период,  предшествовавший
революции 1848. В комедиях "Незначительный" (1847), "В  бельэтаже  и  на
первом этаже" (1846), "Талисман" (1850) п др. Н.  критиковал  совр.  ему
условия обществ, жизни, раскрывал социальную противоположность буржуазии
и народа. Пьесы Н. пользовались большим успехом у  демократич.  зрителя.
Во время революции 1848 он написал и  пост.  сатирич.  фарс  "Свобода  в
Кревинкеле", проникнутый революц. пафосом. В н„м нашла  яркое  отражение
политич. борьба, высмеивался деспотизм, бюрократия,  духовенство,  бурж.
понятие "священной собственности". Комедия  шла  с  огромным  успехом  п
после наступления реакции была запрещена. Н. играл  в  этой  пьесе  роль
Ультра - сотрудника газеты.
   После 1849 сатприч. сила творчества Н. угасает. Он  пишет  развлекат.
бурж.  комедии,  сохраняя  в  них  непринужд„нность  развития  действия,
строящегося на столкновении разл.,  резко  очерченных  характеров,  да„т
зарисовки конкретных представителей разл. слоев австр. общества. В  50-х
гг. Н. написал пародийные комедии "Юдифь и Олоферн", "Тангейзер" и др.
   Н. оказал большое влияние на творчество драматурга Л. Анценгрубера  и
др.
   Соч.: Samtliche Werke. Hrsg. von F. Brukner und 0. Rommel,  Bd  l-15,
W., 1924-30; в рус. пер.-Незначительный человек, М., 1955.
   Лит.: Rommel 0., Die Altwiener Volkskomodie, W., [1952]: Forst de B a
t t a g l i a, 0. Johann Nestroy, Munch., 1962. Д. Лоб.
   Н‚СТЬЕВ,  Израиль  Владимирович  [р.  4(17).IV.  1911]  -  рус.  сов.
музыковед, критик. Чл. Коммуни-стич.  партии  с  1943.  В  1937  окончил
историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории, в  1940  -  аспирантуру  при
консерватории. С 1937 Н. вед„т педагогич. работу в  Моск.  консерватории
(с 1944 - доцент).
   С о ч.: Прокофьев, М., 1957; Prokofjew, В., 1962 (на нем. яз.,  также
имеются изд. на англ. и франц. яз.);  Ганс  Эйслер...,  М.,  1962;  Бела
Барток (в печати); Зарубежная музыка конца 19-начала 20 вв. (в  печати);
Джакомо Пуччини, М., 1963; "Мазепа" П. Чайковского, 2  изд.,  М.,  1959;
"Ее падчерица" Л. Яначка, М.,  1960;  Как  понимать  музыку,  М.,  1962;
Сценическая история "Евгения Онегина", в сб.:
   Чайковский и театр, М.- Л., 1940 (совм. с Б. Ярустов-ским); В  защиту
жанра оперетты, "Сов. музыка", 1952, N 4, и др.; сост. и редакция (совм.
с Г. Эдельманом) - Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, М., 1962. А. Ш.
   НЕФ‚Д, Владимир Иванович (р. 27.1. 1916) - белорус. сов. театровед  и

Страницы: «« « 1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664  1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия