Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666  1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676  » »»

интеллигенции в  "Н."  входила  также  либеральная  и  националистически
настроенная буржуазия. В 1910 Д. Зейналов уш„л из"Н."и возглавил  театр.
группу организованного в  том  же  году  просветительного  об-ва  "Сафа"
("Чистота"). Позже порвали с "Н." У. Гаджи-беков,  М.  Магомаев,  Г.  К.
Сарабский  и   Г.   Араблпн-скпй.   Постепенно   об-во   утратило   свою
прогрессивную направленность, распалось в 1917.
   Лит.:  Кубад  Касимов,  Узеир   Гаджибеков,   Баку,   1945;   История
Азербайджана, т. 2, Баку, 1960; Д ж а-ф а р о в  Д  ж.,  Азербайджанский
драматический театр..., Баку, 1962. Я. Кае.
   НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР - см. Горьковский театр.
   НИЖЙНСКАЯ, Бронислава  Фоминична  (р.  8.1.  1891)  -  рус.  артистка
балета, балетмейстер. В 1908 окончила Петерб. театр. уч-ще (класс К.  М.
Кулчев-ской) и была принята  в  Мариинский  т-р.  Исполняла  классич.  и
полухарактерные  партии:  фея  Серебра  ("Спящая  красавица").   Бабочка
("Карнавал"), Миранда ("Павильон Армиды" Н. Черепнина). С 1909 выступала
в  антрепризе   С.   П.   Дягилева:   Уличная   танцовщица   ("Петрушка"
Стравинского), Вакханка ("Нарцисс" Н. Черепнина) п др. В  1911  ушла  из
Маршшско-гот-ра. С  1921  работала  балетмейстером  в  труппе  Дягилева.
Пост.: "Спящая красавица" (1921, возобп.), "Байка о  лисе..."  (1922)  и
"Свадебка" (1923) Стравинского, "Голубой экспресс" Мийо (1924), "Ромео и
Джульетта"  на  муз.  Чайковского  (1926)  и  др.  В  своих   пост.   Н.
использовала   элементы   иск-ва   мюзик-холла,спортивные   движения   и
построения. С 1928 работала в труппах:
   "Русский балет  Монте-Карло",  "Балет  Иды  Рубинштейн",  в  балетной
труппе "Маркова - Долин" и др. С 1941 жив„т в США.
   Лит.: Б о р и с о г л е б с к и и М. [сост.],  Материалы  по  истории
русского балета, т. 2, Л., 1939: G r i g o-r i е  v  S.,  The  Diaghilcw
ballet (1909-1929), L., 1953. Г. Д.
   НИЖЙНСКИЙ, Вацлав Фомич [16(28).II.1890- 8. IV.1950]  -  рус.  артист
балета, балетмейстер. Род. в семье польского танцовщика и  балетмейстера
Ф. Нижин-ского, руководителя первой  в  России  провинциальной  балетной
труппы. В 1900 поступил в  Петерб.  театр.  уч-ще,  занимался  у  М.  К.
Обухова, С. Г. и Н. Г. Легат. Дебютировал  в  1906  в  партии  Акви-лона
("Пробуждение Флоры" Дриго). В 1907 после окончания уч-ща был  принят  в
Ма-риинский т-р, где исполнял  партии:  Гений  леса  ("Очарованный  лес"
Дриго), Голубая птица ("Спящая красавица"),
   Зефир ("Времена года" Глазунова), Мулат и  Эндимион  ("Царь  Кандавл"
Пуни), Вайю ("Талисман" Дриго), Альбер ("Жизель") и др. В 1911  Н.  уш„л
из Мариин-ского т-ра. В 1909-16 был первым танцовщиком в  антрепризе  С.
П. Дягилева и завоевал всемирную известность. Выступал преим. в  балетах
М. М. Фокина:  Главный  раб  ("Павильон  Армиды"  Н.  Черепнина),  Юноша
("Шопениана"), раб Клеопатры ("Египетские ночи" Аренского), Любимый  раб
("Шехеразада"  Римского-Корсакова),  Петрушка  (о.   п.   Стравинского),
Голубой бог (о. п. Гана) и др. Феноменальные природные данные танцовщика
сочетались с исключит. пластич.  выразительностью.  Его  дарованию  были
близки романтика, лирика, трагедийность. Психологич. глубина образов Н.,
их  современность,  тонкое  проникновение  в  стиль  балета   определяли
новаторское значение иск-ва Н.
   Пост.  балеты:  "Послеполуденный  отдых  фавна"  Дебюсси  (1912,  т-р
"Шатле", Париж), "Игры" Дебюсси (1913, "Т-р Елисейских  полей",  Париж),
"Весна священная" Стравинского (1913, там же, Париж), "Тиль Уленшпигель"
Р. Штрауса (1916, "Манхаттан опера Хаус", Нью-Йорк).
   С 1917 перестал выступать из-за тяж„лого  недуга.  Творчество  Н.  во
многом способствовало развитию танц. иск-ва в Зап. Европе и США.
   Лит.:  Борисоглебский  М.  [сост.],  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 2, Л., 1939; Фокин М.  М.,  Против  течения,  Л.-  М.,  1962;
Луначарский А. В., В  мире  музыки,  М.,  1958,  с.  241-46;  его  ж  е.
Парижские письма, "Театр и искусство", 1912, Л 22, с. 454-55, Л1. 29, с.
566-67; Nijinsky V., The diary of Vaslav Nijinsky,  L.,  1937;  Nijinsky
R., Nijinsky, P., 1934; R e i s s F., Nijinsky ou la grace, t.  l2,  P.,
1957; W h i t-wort h G., The art of Nijinsky, L., 1913;
   С 1 а г k e M., Six great dancers, L., 1957. Г. Д.
   НЙЖНИКОВА, Тамара Николаевна (р. 9.III.1925) - белорус. сов. артистка
оперы (колоратурное сопрано). По национальности русская. Нар. арт.  СССР
(1964). В 1949 окончила  Моск.  консерваторию  по  классу  проф.  М.  В.
Владимировой. В 1949 и с 1951 - солистка Белорус. т-ps оперы  и  балета.
Одновременно с  1964  преподает  в  Минской  консерватории.  Н.  глубоко
раскрывает в окрашенных мягким лиризмом муз.-сценич. образах переживания
своих героинь. Е„  чистый  и  свежий  голос  отличается  проникновенными
интонациями.
   Партии: Марфочка ("Девушка из Полесья"  Тикоцкого),  Маринка  (о.  п.
Пукста), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа, Волхова  ("Царская  невеста",
"Садко"), Ганка ("Страшный двор" Монюшко),  Розина,  Джильда,  Виолетта,
Лак-ме;   Церлина   ("Фра-Дьяволо"   Обера,    "Дон    Жуан"),    Жермен
("Корневильские колокола" Планкета) и др.
   Лит.: С м о л ь с к i Б., Люб?мая спявачка (Т. М. Н?ж-н?кава), в сб.:
Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 167-172. А. Ив.
   НИЗАМХОДЖАЕВ, Джамал Низамходжаевич (р. 15. XII. 1921)  -  узб.  сов.
артист оперы (баритон). Нар. арт.  Узб.  ССР  (1964).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1954. В 1939 учился в узб. студии при  Моск.  консерватории,  в
1950 окончил Ташкентскую  консерваторию.  С  1939-солист  Т-ра  оперы  и
балета  им.  Навои  (Ташкент).  Выступает  на  узб.  и  рус.  языках.  В
творчестве Н. удачно  сочетаются  традиции  нац.  пения  с  европ.  вок.
школой. Вед„т концертную и пе-дагогич. деятельность.
   Роли в муз. драмах:  Кадыр  ("Гюльсара"  Яшена  и  Муха-медова,  муз.
Джалилова), Даврон-ота,  Мардон  ("Даврон-ота"  Яшена  и  Абдуллы,  муз.
Садыкова и Козловского) и др.
   Партии в операх: Фархад  ("Фархад  и  Ширин"  Успенского  и  Мушеля),
Меджнун, Науфаль ("Лейли и Меджнун" Глиэра и  Садыкова),  Буран  (о.  п.
Ашрафи и Василенко), Шодман ("Хамза" Бабаева),  Хаджи  Дарга  ("Проделки
Майса-ры"  Юдакова),   Гасан-хан   ("К„р-оглы"   Гаджибекова),   Томский
("Пиковая дама"), Грязной; Валентин ("Фауст"), Эскамильо.
   НИКИТИН, Александр Алексеевич (р. 24. V III. 1908) - рус. сов.  акт„р
и  режисс„р.  Нар.  арт.  РСФСР  (1957).  Творч.  деятельность  начал  в
Ростовском т-ре в 1927. В 1930-34 учился в Моск. гос.  экспериментальных
мастерских и одновременно работал в Т-ре им.  Мейерхольда.  С  1935  был
акт„ром т-ров Краснодара, Баку, Новосибирска и др.  В  1938-40  играл  в
Моск.  т-ре  Транспорта.  С  1944  -  акт„р  Ростовско-го-на-Дону  т-ра.
Н.романтич. акт„р, игра его отличается  эмоциональной  заразительностью,
сценич. темпераментом.

Страницы: «« « 1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666  1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия