|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 » »» интеллигенции в "Н." входила также либеральная и националистически
настроенная буржуазия. В 1910 Д. Зейналов уш„л из"Н."и возглавил театр.
группу организованного в том же году просветительного об-ва "Сафа"
("Чистота"). Позже порвали с "Н." У. Гаджи-беков, М. Магомаев, Г. К.
Сарабский и Г. Араблпн-скпй. Постепенно об-во утратило свою
прогрессивную направленность, распалось в 1917.
Лит.: Кубад Касимов, Узеир Гаджибеков, Баку, 1945; История
Азербайджана, т. 2, Баку, 1960; Д ж а-ф а р о в Д ж., Азербайджанский
драматический театр..., Баку, 1962. Я. Кае.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР - см. Горьковский театр.
НИЖЙНСКАЯ, Бронислава Фоминична (р. 8.1. 1891) - рус. артистка
балета, балетмейстер. В 1908 окончила Петерб. театр. уч-ще (класс К. М.
Кулчев-ской) и была принята в Мариинский т-р. Исполняла классич. и
полухарактерные партии: фея Серебра ("Спящая красавица"). Бабочка
("Карнавал"), Миранда ("Павильон Армиды" Н. Черепнина). С 1909 выступала
в антрепризе С. П. Дягилева: Уличная танцовщица ("Петрушка"
Стравинского), Вакханка ("Нарцисс" Н. Черепнина) п др. В 1911 ушла из
Маршшско-гот-ра. С 1921 работала балетмейстером в труппе Дягилева.
Пост.: "Спящая красавица" (1921, возобп.), "Байка о лисе..." (1922) и
"Свадебка" (1923) Стравинского, "Голубой экспресс" Мийо (1924), "Ромео и
Джульетта" на муз. Чайковского (1926) и др. В своих пост. Н.
использовала элементы иск-ва мюзик-холла,спортивные движения и
построения. С 1928 работала в труппах:
"Русский балет Монте-Карло", "Балет Иды Рубинштейн", в балетной
труппе "Маркова - Долин" и др. С 1941 жив„т в США.
Лит.: Б о р и с о г л е б с к и и М. [сост.], Материалы по истории
русского балета, т. 2, Л., 1939: G r i g o-r i е v S., The Diaghilcw
ballet (1909-1929), L., 1953. Г. Д.
НИЖЙНСКИЙ, Вацлав Фомич [16(28).II.1890- 8. IV.1950] - рус. артист
балета, балетмейстер. Род. в семье польского танцовщика и балетмейстера
Ф. Нижин-ского, руководителя первой в России провинциальной балетной
труппы. В 1900 поступил в Петерб. театр. уч-ще, занимался у М. К.
Обухова, С. Г. и Н. Г. Легат. Дебютировал в 1906 в партии Акви-лона
("Пробуждение Флоры" Дриго). В 1907 после окончания уч-ща был принят в
Ма-риинский т-р, где исполнял партии: Гений леса ("Очарованный лес"
Дриго), Голубая птица ("Спящая красавица"),
Зефир ("Времена года" Глазунова), Мулат и Эндимион ("Царь Кандавл"
Пуни), Вайю ("Талисман" Дриго), Альбер ("Жизель") и др. В 1911 Н. уш„л
из Мариин-ского т-ра. В 1909-16 был первым танцовщиком в антрепризе С.
П. Дягилева и завоевал всемирную известность. Выступал преим. в балетах
М. М. Фокина: Главный раб ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Юноша
("Шопениана"), раб Клеопатры ("Египетские ночи" Аренского), Любимый раб
("Шехеразада" Римского-Корсакова), Петрушка (о. п. Стравинского),
Голубой бог (о. п. Гана) и др. Феноменальные природные данные танцовщика
сочетались с исключит. пластич. выразительностью. Его дарованию были
близки романтика, лирика, трагедийность. Психологич. глубина образов Н.,
их современность, тонкое проникновение в стиль балета определяли
новаторское значение иск-ва Н.
Пост. балеты: "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси (1912, т-р
"Шатле", Париж), "Игры" Дебюсси (1913, "Т-р Елисейских полей", Париж),
"Весна священная" Стравинского (1913, там же, Париж), "Тиль Уленшпигель"
Р. Штрауса (1916, "Манхаттан опера Хаус", Нью-Йорк).
С 1917 перестал выступать из-за тяж„лого недуга. Творчество Н. во
многом способствовало развитию танц. иск-ва в Зап. Европе и США.
Лит.: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939; Фокин М. М., Против течения, Л.- М., 1962;
Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958, с. 241-46; его ж е.
Парижские письма, "Театр и искусство", 1912, Л 22, с. 454-55, Л1. 29, с.
566-67; Nijinsky V., The diary of Vaslav Nijinsky, L., 1937; Nijinsky
R., Nijinsky, P., 1934; R e i s s F., Nijinsky ou la grace, t. l2, P.,
1957; W h i t-wort h G., The art of Nijinsky, L., 1913;
С 1 а г k e M., Six great dancers, L., 1957. Г. Д.
НЙЖНИКОВА, Тамара Николаевна (р. 9.III.1925) - белорус. сов. артистка
оперы (колоратурное сопрано). По национальности русская. Нар. арт. СССР
(1964). В 1949 окончила Моск. консерваторию по классу проф. М. В.
Владимировой. В 1949 и с 1951 - солистка Белорус. т-ps оперы и балета.
Одновременно с 1964 преподает в Минской консерватории. Н. глубоко
раскрывает в окрашенных мягким лиризмом муз.-сценич. образах переживания
своих героинь. Е„ чистый и свежий голос отличается проникновенными
интонациями.
Партии: Марфочка ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Маринка (о. п.
Пукста), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа, Волхова ("Царская невеста",
"Садко"), Ганка ("Страшный двор" Монюшко), Розина, Джильда, Виолетта,
Лак-ме; Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера, "Дон Жуан"), Жермен
("Корневильские колокола" Планкета) и др.
Лит.: С м о л ь с к i Б., Люб?мая спявачка (Т. М. Н?ж-н?кава), в сб.:
Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 167-172. А. Ив.
НИЗАМХОДЖАЕВ, Джамал Низамходжаевич (р. 15. XII. 1921) - узб. сов.
артист оперы (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. Коммунистич.
партии с 1954. В 1939 учился в узб. студии при Моск. консерватории, в
1950 окончил Ташкентскую консерваторию. С 1939-солист Т-ра оперы и
балета им. Навои (Ташкент). Выступает на узб. и рус. языках. В
творчестве Н. удачно сочетаются традиции нац. пения с европ. вок.
школой. Вед„т концертную и пе-дагогич. деятельность.
Роли в муз. драмах: Кадыр ("Гюльсара" Яшена и Муха-медова, муз.
Джалилова), Даврон-ота, Мардон ("Даврон-ота" Яшена и Абдуллы, муз.
Садыкова и Козловского) и др.
Партии в операх: Фархад ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля),
Меджнун, Науфаль ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Буран (о. п.
Ашрафи и Василенко), Шодман ("Хамза" Бабаева), Хаджи Дарга ("Проделки
Майса-ры" Юдакова), Гасан-хан ("К„р-оглы" Гаджибекова), Томский
("Пиковая дама"), Грязной; Валентин ("Фауст"), Эскамильо.
НИКИТИН, Александр Алексеевич (р. 24. V III. 1908) - рус. сов. акт„р
и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Творч. деятельность начал в
Ростовском т-ре в 1927. В 1930-34 учился в Моск. гос. экспериментальных
мастерских и одновременно работал в Т-ре им. Мейерхольда. С 1935 был
акт„ром т-ров Краснодара, Баку, Новосибирска и др. В 1938-40 играл в
Моск. т-ре Транспорта. С 1944 - акт„р Ростовско-го-на-Дону т-ра.
Н.романтич. акт„р, игра его отличается эмоциональной заразительностью,
сценич. темпераментом.
Страницы: «« « 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |