Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674  1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682   1683   1684  » »»

театр. художников. Продолжая традиции рус. театр. художников нач. 20 в.,
он создавал живописные декорации. Оформил спектакли:
   "Гамлет"  (1913),  "Кромдейр  старый"  Ромена   (1919),   "Пелеас   и
Мелисанда" Метерлинка (1919), "Шут Тант-рис" Харта (1926, Драм. студия в
Таллине). Позднее работал в  области  станковой  живописи.  В  1920-1940
преподавал в Гос. художеств.-промышленном уч-ще в Таллине.
   Лит.: Vaga V., Eesti Kunst, Tartu, 1941, 1k. 296- 302. Э. П.
   НИНЙДЗЕ, Виктор Афанасьевич [р. 14 (26).  III.  1888]  -  груз.  сов.
акт„р и режисс„р. Нар. арт. Груз. ССР (1941). В 1908-21 был акт„ром нар.
т-ра в Тбилиси. В 1921-28  работал  в  самодеят.  драм.  коллективах,  с
1928-худ. рук. и акт„р тбилисского Т-ра санитарной культуры.  С  1962  -
персональный пенсионер.
   Роли:  Дариспан  ("Невзгоды  Дариспана"  Д.   Клдиаш-вили),   Сутидзе
("Соседи"  Рамишвили),  Нестор  ("Беспочвенные"  Шаликашвили),  Никифоре
("Гостеприимство" Рамишвили), Вышневский ("Доходное место").
   Пост.: "Вчерашние" Дадиани, "Гостеприимство" Рамишвили, "Так и будет"
Симонова, "Платон Кречет"; "Слепой музыкант" Кочаряна и др.
   Лит. на груз. яз.: Виктор Нинидзе, Тбилиси, 1935;
   Нинидзе  В.,  Герсамия  С.,  Швангирад-з  e  Н.,  "Тбилисский   театр
Санкультуры", Тб., 1955. /\ Б.
   НЙССЕН-САЛОМАН (Nissen-Saloman), Генриетта (12. III.  1819-27.  VIII.
1879) - певица (сопрано) и вокальный педагог.'По национальности  шведка.
Муз. образование получила в Париже (по пению - у М. Гарсиа-сына, по фп.у
Ф. Шопена), где с 1843 пела в т-ре "Итал. опера".  Выступала  с  большим
успехом как оперная и концертная певица в Петербурге, Берлине,  Лондоне,
во мн. городах Италии, а также
   -в Швеции и Норвегии.
   Партии: Норма,  Адальжиза  ("Норма"  Беллини),  Эльвира  ("Доя  Жуан"
Моцарта), Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти), Розина и др.
   С 1860 H.-С. жила в России. С 1862 -  проф.  Пе-терб.  консерватории.
Воспитала  выдающихся  рус.  оперных  певиц:  А.  А.  Бичурину,  А.   П.
Крутикову, Е. А. Лазовскую и др. Е„ ученицей была H.A. Ирец-кая, ставшая
впоследствии видным вок. педагогом. Н.-С. - автор  методич.  руководства
"Школа пения" (изд. посмертно 1880).
   "НИЩИЙ СТУДЕНТ" ("Der Bettolstudent") - оперетта К. Милл„кера,  либр.
Ф. Целля и Р. Жене. Пост. 6 дек. 1882, Вена (графиня Палматика -  Шефер,
Лаура - Финали, Бронислава -  Иона,  Олендорф  -  Швейгофер,  Богумил  -
Фризе, Ян - Йозефи, Симон - Жирарди, .Энтерих - Гутман). В  России  была
впервые пост. на нем.
   -яз. в Петербурге в 1883 и в Москве в 1884. На рус. яз. впервые пост.
17 мая 1884  в  Москве  в  т-ре  "Эрмитаж"  (реж.  Лен-товский;  графиня
Палматика - Бурдина, Лаура - Волынская, Бронислава - Бельская,  Олендорф
- Родон, Богу-мил - Брянцсв, Ева - Славина, Жан - Тамарин,  СимонЛеонов,
Энтерих -  Леонидов).  На  сов.  сцене  впервые  пост.  26  мая  1920  в
Петрограде в Гос. акад. т-ре комич. оперы  впоследствии  Ленингр.  Малый
оперный театр; дириж„р  Якобсон,  пост.  Феона,  худ.  Бобышев,  балетм.
Петров; графиня Палматика - Чайковская, Лаура -  Горская,  Бронислава  -
Попова-Журавленко, Олендорф - Журав-ленко,  Богумил  -  Арефьев,  Ева  -
Пашутина, Энтерих - Шаронов). В 1934  пост.  моск.  т-ром  Муз.  комедии
(реж.  В.   Бебутов),   в   1945-Муз.   т-ром   им.   Станиславского   и
Неми-ровича-Данченко (новый  текст  П.  Эрдмана  и  М.  Улицкого,  яовая
оркестровка  В.Кнушевицкого,  дириж„р  Самосуд,   режисс„ры   Марков   и
Златогоров,  худ.  Волков;  графиня  Палматика  -  Росницкая,  Лаура   -
Кемарская,  Бронислава  -  Гольдина,  Владек  -  Тимченко,  Олендорф   -
Канделаки).
   Издания - "Н. с.", рус. перевод М. Г. Ярона, М., Гутхейль, [1884]. Я.
Гр.
   НИЯЗЙ [наст. фам. и имя - Таги-заде, Ния-зи Зульфугарович; р.  7(20).
VIII. 1912] - азерб. сов. композитор и дириж„р. Нар. арт.  СССР  (1959).
Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1925-30 занимался по классу композиции
у М. Ф. Гнесина, А. Л. Степа-ляна и Г. Н. Попова.  В  1930-32  учился  в
Бакинской консерватории. В 1937-51 - дириж„р, с 1958 - гл. дириж„р  Т-ра
оперы и балета им. Ахундова. Автор "опер: "Хосров и  Ширин"  по  одноим.
поэме Низами (1942, Т-р оперы и балета им. Ахундова); "20-й год" (1940),
музыки к пьесам "Алмас", "В 1905 году" Джа-барлы, "Низами",  "Вагиф"  С.
Вургуна. Н. осуществил новую ред. оперы "Ашик Гариб" З. Гаджибекова. Под
управлением Н. впервые были исполнены мн. соч. азерб. композиторов, в т.
ч. оперы "Вэтэн" Гад-жиева и Караева (1945), "Севпль" Амирова (3-я ред.,
1959), балет "Гюльшен" С. Гаджибекова (1951). Дирижировал также  операми
"Нергиз"  Магомаева,  "К„р-оглы"  У.  Гаджибекова,   "Евгений   Онегин",
"Пиковая дама"; "Надежда Светлова"  и  "Судьба  человека"  Дзержинского;
балетами  "Семь  красавиц",  "Тропою  грома"  Караева  и  др.   В   1961
дирижировал премьерами балетов "Спящая  красавица";  "Легенда  о  любви"
Мели-кова в Т-ре оперы и  балета  им.  Кирова.  Выступает  и  как  симф.
дириж„р. Гос. пр. СССР (1951, 1952). М. Як.
   НО (Н о г а к у) - вид япон. т-ра.  Сложился  в  14-  15  вв.  Ранней
формой этого вида иск-ва были саруга-ку и дэнгаку (см. Японский театр  и
Японская драматургия). Т-р Н. первоначально  был  одним  из  видов  нар.
япон.   т-ра.   Затем    постепенно    профессионализировался.    Первые
представления т-ра Н.  устраивались  'в  буддийских  монастырях  (в  дни
массовых праздников), в замках  феодалов  и  военно-феод.  правителей  -
с„гунов (из дома Лсикага), взявших  т-р  Н.  под  сво„  покровительство.
Потеряв связь с нар. т-ром, Н. стал т-ром для феод. знати, дворянства  и
занял видное место в классич. нац. театр. иск-ве Японии. Т-р Н. является
изысканной  театр.  формой,  доступной  в  паст.  время   узкому   кругу
интеллигенции, хранящей любовь к нац. традиционному иск-ву.
   В   основе   представления   Н.   -текст,   слагающийся   из    разл.
литературно-стилевых  частей:  ритмич.  прозы,   стиха,   ораторской   и
разговорно-бытовой речи. Эта первая драматургич. форма  в  япон.  лит-ре
носит назв. „к„ку. Значит, место в пьесах отведено хору,  к-рый  активно
вмешивается в действие,  объясняет  ситуации,  выражает  свои  эмоции  и
впечатления, да„т оценку происходящему и  др.  (хор  состоит  из  восьми
певцов-мужчин). В пьесе участвуют два  акт„ра:  ситэ  -  "действователь"
(протагонист),   исполняющий   гл.   роль,   и   ваки   -    "подсобник"
(девтерагонист). В нек-рых пьесах встречаются и цурэ  -  "спутники"  гл.
действующих лиц, не имеющие самостоятельных функций (часто даже не имеют
текста). Все исполнители - мужчины  (при  исполнении  женских  ролей  не
прибегают к фальцету).
   Одно из средств сценич. выразительности у акт„ров т-ра  II.  -сценнч.
речь:   разговорно-декламационная   (диалоги),    драматич.    речитатив

Страницы: «« « 1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674  1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682   1683   1684  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия