|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 » »» театр. художников. Продолжая традиции рус. театр. художников нач. 20 в.,
он создавал живописные декорации. Оформил спектакли:
"Гамлет" (1913), "Кромдейр старый" Ромена (1919), "Пелеас и
Мелисанда" Метерлинка (1919), "Шут Тант-рис" Харта (1926, Драм. студия в
Таллине). Позднее работал в области станковой живописи. В 1920-1940
преподавал в Гос. художеств.-промышленном уч-ще в Таллине.
Лит.: Vaga V., Eesti Kunst, Tartu, 1941, 1k. 296- 302. Э. П.
НИНЙДЗЕ, Виктор Афанасьевич [р. 14 (26). III. 1888] - груз. сов.
акт„р и режисс„р. Нар. арт. Груз. ССР (1941). В 1908-21 был акт„ром нар.
т-ра в Тбилиси. В 1921-28 работал в самодеят. драм. коллективах, с
1928-худ. рук. и акт„р тбилисского Т-ра санитарной культуры. С 1962 -
персональный пенсионер.
Роли: Дариспан ("Невзгоды Дариспана" Д. Клдиаш-вили), Сутидзе
("Соседи" Рамишвили), Нестор ("Беспочвенные" Шаликашвили), Никифоре
("Гостеприимство" Рамишвили), Вышневский ("Доходное место").
Пост.: "Вчерашние" Дадиани, "Гостеприимство" Рамишвили, "Так и будет"
Симонова, "Платон Кречет"; "Слепой музыкант" Кочаряна и др.
Лит. на груз. яз.: Виктор Нинидзе, Тбилиси, 1935;
Нинидзе В., Герсамия С., Швангирад-з e Н., "Тбилисский театр
Санкультуры", Тб., 1955. /\ Б.
НЙССЕН-САЛОМАН (Nissen-Saloman), Генриетта (12. III. 1819-27. VIII.
1879) - певица (сопрано) и вокальный педагог.'По национальности шведка.
Муз. образование получила в Париже (по пению - у М. Гарсиа-сына, по фп.у
Ф. Шопена), где с 1843 пела в т-ре "Итал. опера". Выступала с большим
успехом как оперная и концертная певица в Петербурге, Берлине, Лондоне,
во мн. городах Италии, а также
-в Швеции и Норвегии.
Партии: Норма, Адальжиза ("Норма" Беллини), Эльвира ("Доя Жуан"
Моцарта), Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти), Розина и др.
С 1860 H.-С. жила в России. С 1862 - проф. Пе-терб. консерватории.
Воспитала выдающихся рус. оперных певиц: А. А. Бичурину, А. П.
Крутикову, Е. А. Лазовскую и др. Е„ ученицей была H.A. Ирец-кая, ставшая
впоследствии видным вок. педагогом. Н.-С. - автор методич. руководства
"Школа пения" (изд. посмертно 1880).
"НИЩИЙ СТУДЕНТ" ("Der Bettolstudent") - оперетта К. Милл„кера, либр.
Ф. Целля и Р. Жене. Пост. 6 дек. 1882, Вена (графиня Палматика - Шефер,
Лаура - Финали, Бронислава - Иона, Олендорф - Швейгофер, Богумил -
Фризе, Ян - Йозефи, Симон - Жирарди, .Энтерих - Гутман). В России была
впервые пост. на нем.
-яз. в Петербурге в 1883 и в Москве в 1884. На рус. яз. впервые пост.
17 мая 1884 в Москве в т-ре "Эрмитаж" (реж. Лен-товский; графиня
Палматика - Бурдина, Лаура - Волынская, Бронислава - Бельская, Олендорф
- Родон, Богу-мил - Брянцсв, Ева - Славина, Жан - Тамарин, СимонЛеонов,
Энтерих - Леонидов). На сов. сцене впервые пост. 26 мая 1920 в
Петрограде в Гос. акад. т-ре комич. оперы впоследствии Ленингр. Малый
оперный театр; дириж„р Якобсон, пост. Феона, худ. Бобышев, балетм.
Петров; графиня Палматика - Чайковская, Лаура - Горская, Бронислава -
Попова-Журавленко, Олендорф - Журав-ленко, Богумил - Арефьев, Ева -
Пашутина, Энтерих - Шаронов). В 1934 пост. моск. т-ром Муз. комедии
(реж. В. Бебутов), в 1945-Муз. т-ром им. Станиславского и
Неми-ровича-Данченко (новый текст П. Эрдмана и М. Улицкого, яовая
оркестровка В.Кнушевицкого, дириж„р Самосуд, режисс„ры Марков и
Златогоров, худ. Волков; графиня Палматика - Росницкая, Лаура -
Кемарская, Бронислава - Гольдина, Владек - Тимченко, Олендорф -
Канделаки).
Издания - "Н. с.", рус. перевод М. Г. Ярона, М., Гутхейль, [1884]. Я.
Гр.
НИЯЗЙ [наст. фам. и имя - Таги-заде, Ния-зи Зульфугарович; р. 7(20).
VIII. 1912] - азерб. сов. композитор и дириж„р. Нар. арт. СССР (1959).
Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1925-30 занимался по классу композиции
у М. Ф. Гнесина, А. Л. Степа-ляна и Г. Н. Попова. В 1930-32 учился в
Бакинской консерватории. В 1937-51 - дириж„р, с 1958 - гл. дириж„р Т-ра
оперы и балета им. Ахундова. Автор "опер: "Хосров и Ширин" по одноим.
поэме Низами (1942, Т-р оперы и балета им. Ахундова); "20-й год" (1940),
музыки к пьесам "Алмас", "В 1905 году" Джа-барлы, "Низами", "Вагиф" С.
Вургуна. Н. осуществил новую ред. оперы "Ашик Гариб" З. Гаджибекова. Под
управлением Н. впервые были исполнены мн. соч. азерб. композиторов, в т.
ч. оперы "Вэтэн" Гад-жиева и Караева (1945), "Севпль" Амирова (3-я ред.,
1959), балет "Гюльшен" С. Гаджибекова (1951). Дирижировал также операми
"Нергиз" Магомаева, "К„р-оглы" У. Гаджибекова, "Евгений Онегин",
"Пиковая дама"; "Надежда Светлова" и "Судьба человека" Дзержинского;
балетами "Семь красавиц", "Тропою грома" Караева и др. В 1961
дирижировал премьерами балетов "Спящая красавица"; "Легенда о любви"
Мели-кова в Т-ре оперы и балета им. Кирова. Выступает и как симф.
дириж„р. Гос. пр. СССР (1951, 1952). М. Як.
НО (Н о г а к у) - вид япон. т-ра. Сложился в 14- 15 вв. Ранней
формой этого вида иск-ва были саруга-ку и дэнгаку (см. Японский театр и
Японская драматургия). Т-р Н. первоначально был одним из видов нар.
япон. т-ра. Затем постепенно профессионализировался. Первые
представления т-ра Н. устраивались 'в буддийских монастырях (в дни
массовых праздников), в замках феодалов и военно-феод. правителей -
с„гунов (из дома Лсикага), взявших т-р Н. под сво„ покровительство.
Потеряв связь с нар. т-ром, Н. стал т-ром для феод. знати, дворянства и
занял видное место в классич. нац. театр. иск-ве Японии. Т-р Н. является
изысканной театр. формой, доступной в паст. время узкому кругу
интеллигенции, хранящей любовь к нац. традиционному иск-ву.
В основе представления Н. -текст, слагающийся из разл.
литературно-стилевых частей: ритмич. прозы, стиха, ораторской и
разговорно-бытовой речи. Эта первая драматургич. форма в япон. лит-ре
носит назв. „к„ку. Значит, место в пьесах отведено хору, к-рый активно
вмешивается в действие, объясняет ситуации, выражает свои эмоции и
впечатления, да„т оценку происходящему и др. (хор состоит из восьми
певцов-мужчин). В пьесе участвуют два акт„ра: ситэ - "действователь"
(протагонист), исполняющий гл. роль, и ваки - "подсобник"
(девтерагонист). В нек-рых пьесах встречаются и цурэ - "спутники" гл.
действующих лиц, не имеющие самостоятельных функций (часто даже не имеют
текста). Все исполнители - мужчины (при исполнении женских ролей не
прибегают к фальцету).
Одно из средств сценич. выразительности у акт„ров т-ра II. -сценнч.
речь: разговорно-декламационная (диалоги), драматич. речитатив
Страницы: «« « 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |