Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679  1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689  » »»

"Гейети", Дублин) и "Барабаны  отца  Неда"  (соч.  1957)  О'К.  обличает
косность, ханжескую мораль, созда„т образы молодых  героев,  проникнутые
жизнеутверждением, стремлением к свободе. Пьеса  "За  зел„ными  шторами"
(1961) - острая сатира на буржуазный  либерализм,  рисует  также  образы
простых людей, их борьбу против социальной лжи.
   Связанная с нац. художеств. традициями драматургия O'К.  своеобразна,
в ней реализм сочетается  с  символикой,  принципы  высокой  трагедии  с
комедийн остью, буффонадой и фарсом. О'К.- мастер диалога, то поэтичного
и лирич., то просторечного. Автор сборников статей о т-ре "Летающая оса"
(1937), "Зел„ная ворона" (1956). В  1962  в  лондонском  т-ре  "Мермейд"
провед„н фестиваль пьес О'К.
   С о ч.: Collected plays, v. 1-4, L., 1949-51; в рус. пер.:
   Пять одноактных пьес, М., 1960; Пьесы, М., 1961.
   Лит.: История английской литературы, т. III, М.,  1958  .с.  627-646;
Современная зарубежная драма. Сборник, М., 1962, с. 63-131; Др узина  М.
В., Шон 0'Кейси-драматург, М., 1963; Саруханян А.  П.,  Творчество  Шона
0'Кейси, М., 1965; К о z  l  о  w  J.,  The  green  and  the  red.  Sean
O'Caseythe man and his plays, L., 1950; К r a u s e  D.,  Sean  O'Casey.
The man and his work, L.,1960; Н о g a n R.,  The  experiments  of  Sean
O'Casey, N. Y., 1960. Ел. К.
   ОКИНА - персонаж япон. нар. театр. представлений. Позднее  переш„л  в
спектакли Но.  В  храмовых  представлениях  саругаку  О.  называли  тр„х
старцев, выступлениями к-рых начиналось  танцевальное  представление.  В
эпоху Дзэами этот персонаж встречался  редко.  В  20  в.  О.-  священный
персонаж традиционных новогодних представлений,  разл.  театрализованных
церемоний. Л. Г.
   ОКСЕНХЕЙМЕР (Ochsenheimer), Фердинанд (17.III.1767-1.XI.1822) -  нем.
акт„р. Играл в труппах Дрездена и Лейпцига. С 1807 - акт„р "Бург-театра"
(Вена). Несмотря на невыгодные внешние данные, О.  достигал  необычайной
сценич. выразительности. Ему особенно удавались характерные роли:  играл
злодеев и интриганов в мещанских драмах и мелодрамах А.  Иффланда  и  А.
Коцебу. С большим успехом выступал  О.  в  трагедиях  Шиллера,  особенно
прославился в ролях Тальбота ("Орлеанская дева") и Вурма  ("Коварство  и
любовь").  В  последней  роли  О.  первым  из  нем.   акт„ров   применил
характерный грим. Играл и комедийные роли.
   Лит.: Gleich F., Aus der Buhnenwelt, Lpz., 1866. Г. Гур.
   ОКТЕТ (итал.  ottetto,  от  лат.  octo  -  восемь)-  1)  Соч.  для  8
исполнителей, в т. ч.  вид  ойерного  ансамбля  (О.  женских  голосов  в
"Валькирии" Вагнера, 0. с хором в финале "Снегурочки",  U.  в  "Иоланте"
Чайковского  и  др.).   2)   Ансамбль   из   8   музыкантов-исполнителей
(инструменталистов или вокалистов). 3) Муз. произв. для 8 инструментов в
пиклич. сонатной форме.
   ОКУНЕВА (наст. фам.- Капутина), Вера Ивановна [р. 17(29).IX.1891 ]  -
рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1958). В 1912 окончила театр.  уч-ще
А.  II.  Адашева  и  в  том  же  году  начала  сценич.  деятельность   в
Брест-Литовске. В 1914-17 играла  в  моск.  Т-ре  П.  Струйского.  Роли:
Марфинька ("Обрыв" по Гончарову), Лиза ("Горе от ума"), Маша  ("Чайка"),
Элиза Дулитл ("Пигмалион" Шоу), в 1918-19 и 1922-23 работала в  Т-ре  б.
Корш, где сыграла роли:
   Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Андреева),  Трильби  (о.  п.  Ге),  Аксюша
("Лес"). В 1919-22 работала в  Казани.  Роли:  Псиша  (о.  п.  Беляева),
Катюша  Маслова   ("Воскресение"   по   Л.   Толстому),   Таня   ("Плоды
просвещения"),  Королева  ("Стакан  воды"  Скриба),  Глафира  ("Волки  и
овцы"). В 1923-36 играла в труппе Т-ра МГСПС (ныне Т-р  им.  Моссовета).
О.- одна из первых актрис,  создавших  образы  сов.  женщин,  отмененные
психологич. нюансировкой, типизацией. Роли:
   Лиза  Гракова  ("Константин  Тер„хин"   Киршона),   Марфа   ("Ярость"
Яновского), Ная ("Мятеж" Фурманова),  женорганизатор  Бочка  ("Гордость"
Гладкова). С 1936 О. - актриса ЦТСА; роли: Васса Железно-ва;  Демидьевна
("Нашествие"), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову).
   Лит.: Десять лет театра им. МОСПС, М-, 1934; Образцова А.  Г.,  Театр
имени Моссовета, М., 1959.
   M. Лифш.
   ОКУНЧИКОВ, Абрам Зиновьевич (р. 15.IX.1904)-  рус.  сов.  режисс„р  и
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). В 1919 поступил в театр. студию
Пролеткульта в Харькове, где учился у М. М. Тарханова. В 1921 стал одним
из организаторов т-ров для детей в Москве; работал в Опытной  мастерской
Педаго-гич. т-ра. В 1922-30 - реж. Педагогич. т-ра, в 1930- 1934  -  гл.
реж. Бауманского т-ра рабочих ребят, в 1934-37 - худ. рук. Госцентюза, в
1938-40 - режисс„р Моск. т-ра  для  детей,  затем  (до  1944)  -  Центр.
детского т-ра. Пост. в этих  т-рах  спектакли  "Ч„рный  яр"  Афиногенова
(1938), "Токмаков переулок" Смирнова (1931), "Снежная  королева"  Шварца
(1939) и др. В 1945-61 О.- режисс„р Центр, т-ра Сов. Армии; пост. здесь:
"Сказка о правде" Алигер (1946), "Степь широкая" Винникова (1949,  совм.
с А. Д. Поповым;
   Гос.  пр.  СССР,'1950),   "Последняя   остановка"   Ремарка   (1957),
"Барабанщица" Салынского (1959)  и  др.  Для  творчества  О.  характерно
стремление к героике, высокой романтике, интерес к современности.  Пост.
им  спектакли  проникнуты  поэтичностью,  отличаются  тонким  раскрытием
психологии героев. С 1938 препода„т в ГИТИСе. С. К.
   ОЛАХ  (Olah),  Густав  (20.VIII.1901-19.XII.1956)-  венг.   режисс„р,
театр. художник. Нар. арт. ВНР (1953). В 1921  поступил  в  будапештский
т-р "Опера-хаз". С 1936- гл. реж. этого т-ра. В течение 20 лет  пост.  и
оформил большинство спектаклей т-ра. Пр. им. Кошута (1954) за пост. опер
"Банк-бан" Эркеля и "Платье короля Помаде" Ранки и оформление  спектакля
"Молодая гвардия" Мейтуса (1953). Писал либр. к балетам.
   Пост. и оформил спектакли: в т-ре "Операхаз"-"Кармен" (1948);  "Борис
Годунов" (1950,  пост.  совм.  с  К.  Надашди,  оформление  совм.  с  3.
Фюлепом);  "Летучий  голландец"  Вагнера  (1951),  "Так  поступают  все"
Моцарта (1952), "Хари Янош" Кодая (1952) и мн. др., в т-ре "Ла Скала"  -
"Кармен" (1949).
   Лит.: Somogy i V., Olah Gustav. 1901-1956, "Muzsi-ka", 1962, ј 11, p.
21-22; Magyar allami operahaz, Bdp.,
   1959. Л. Ив.
   ОЛБИ (Albee), Эдуард  Франклин  (р.12.III.1928)  -  амер.  драматург.
Первую пьесу  "История  в  зверинце"  написал  в  1959.  Пьеса  вошла  в
репертуар мн. зарубежных т-ров, затем ставилась во внебродвейских  т-рах
в Нью-Йорке.  В  пьесах  О.  отражается  борьба  традиций  социальной  и
модернистской драм, в них сказывается влияние т-ра "абсурда".  В  пьесах
О. затрагиваются социальные и моральные  проблемы,  они  рассказывают  о

Страницы: «« « 1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679  1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия