Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681  1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691  » »»

перекликавшемуся с антикре-постнич. настроениями в России, чествовали  в
О. не  только  выдающегося  артиста,  но  и  великого  сына  угнет„нного
негритянского народа.
   О. был первым амер. акт„ром, завоевавшим всемирную славу  исполнением
шекспировских ролей.  Общепринятой  романтически  приподнятой,  условной
трактовке   шекспировских   образов   он    противопоставил    жизненную
правдивость, истинно шекспировскую мудрость и глубину. О. играл почти во
всех трагедиях  Шекспира.  Роль  Отелло  была  ему  наиболее  близка;  в
исполнении  О.  этот  образ  олицетворял   собой   негритянский   народ,
отстаивавший сво„ человеческое  достоинство,  равноправие,  свободу.  О.
ярко раскрывал перед зрителем титаническую силу  темперамента  Отелло  и
вместе с тем его доброту, простодушие, мягкосердечие. Акт„р-реалист,  О.
неизменно стремился к всесторонней сценич. характеристике своих  героев.
Так,  например,  Шейлок  в  его  исполнении  был  не  только  скупцом  и
стяжателем, но и нежным отцом  и  несчастным  человеком,  олицетворявшим
собой преследуемый народ. Выдающейся была его трактовка  образов  короля
Лира, Макбета;
   Аарона ("Тит Андроник" Шекспира). С успехом играл также в пьесах  др.
авторов: Мунго ("Висячий замок" Бикерстафа) и др. Пламенный  темперамент
и живая эмоциональность сочетались у  О.  сточным  самоконтролем;  акт„р
превосходно владел голосом, мимикой.
   О. был талантливым режисс„ром; он логично и просто  объяснял  акт„рам
содержание роли, создавал интересные и разнообразные мизансцены, ярко  и
глубоко раскрывал авторский замысел.  О.  обогатил  про-винц.  рус.  т-р
пост. Шекспира  и  исполнением  шекспировских  ролей,  опытом  серь„зной
творч.  работы  над  пьесами.  За   сво„   .иск-во   заслужил   прозвище
"африканского Росция". Был избран  поч„тным  чл.  академий  в  России  и
Австрии.
   Лит.: ДурылинС.Н., Айра Олдридж (Ira A Id ridge), М.-Л., 1940. К. Б.
   ОЛДРИЧ (Aldrich), Луис (Лайон) (1.Х.1843-17. VI. 1901) - амер. акт„р.
В детстве завоевал славу  вундеркинда  исполнением  ролей  Ричарда  III,
Макбета, Шейлока. Выступал под разными псевдонимами; молодой Мозэс, Кин,
Огайский Росций. В 1858 появился на сцене под именем О. Пять лет играл в
т-ре "Марш Плейерс" в Сент-Луисе. В  1863-66  О.-ведущий  акт„р  т-ра  в
Сан-Франциско,  1866-72-бостонского  т-ра  "Му-зеум",  в  1873-74-  т-ра
"Арч-стрит" в Филадельфии. По манере исполнения был романтич. акт„ром. В
1879 в т-ре "Юнион Сквер" (Нью-Йорк)  сыграл  свою  лучшую  роль  -  Джо
Сондерса в пьесе "Мой партн„р" Кэмпбел-ла. Много  лет  гастролировал  по
США, исполняя роли Ричарда III, Макбета, Шейлока и др. В 1897 был избран
президентом Акт„рского фонда США.
   Лит.: HornblowA., A history of  the  theatre  in  America...,  Phil.,
1919. Ю Г
   ОЛДФИЛД (Oldfield), Анн (1683-23.X.1730) -англ. актриса. Первая роль,
о к-рой сохранились сведения в прессе,- Алинда в  переделке  Дж.  Ванбру
пьесы Бомонта и Флетчера "Паломник" (1700,  т-р  "Друри-Лейн",  Лондон).
Сценич. жизнь О. связана в основном с  т-ром  "Друри-Лейн".  К.  Сиббер,
увидев О. в роли Леоноры ("Сэр Кортлей Кайс" Крауна,  1703),  оценил  е„
большой талант и предложил сыграть роль леди Бетти Модиш в  своей  пьесе
"Беззаботный муж" (1704).  О.  обладала  прекрасными  внешними  данными,
ч„ткой дикцией. О е„ игре писали драматурги Дж. Фаркер, Г. Филдинг,  Дж.
Томпсон.
   Среди ролей: Сильвия ("Офицер-вербовщик"  Фаркера,  1706),  Андромаха
("Несчастная мать" Филлипса по Расину, 1712), Марсия ("Катон"  Аддисона,
1713), Джейн Шор ("Трагедия Джейн Шор" Роу, 1714), Клеопатра ("Цезарь  в
Египте" Сиббера, 1724), леди Таунлей ("Рассерженный муж" Ванбру,  1728),
Калиста ("Кающаяся грешница" Роу,  1730),  Софонисба  (о.  п.  Томпсона,
1730),  леди  Брют  ("Рассерженная  жена"   Ванбру,   1730,-   последнее
выступление О. на сцене).
   Лит.: Е g е г t о n W., Faithful memoirs  of  the  life,  amours  and
performances of Mrs. A. Oldfield, L., 1731;
   С i b b е г С., An apology  for  the  life  of  Mr.  Colley  Cib-ber,
comedian, L., 1740; Robins E., Palmy days of Nance Oldfield,  L.,  1898;
его же, Twelve great actresses, L., 1900. Ф.К..
   ОЛЕЙНИЧЕНКО, Галина Васильевна (р. 23.11. 1928) - рус. сов.  артистка
оперы (лирико-колоратур-ное сопрано). Нар. арт.  РСФСР  (1964).  Род.  в
семье колхозника. Рано обнаружила  выдающееся  муз.  дарование.  В  1953
окончила  Одесскую  консерваторию  (по  классу  пения  Н.   А.   Урбан).
Дебютировала в 1952 на сцене Одесского т-ра оперы  и  балета  (в  партии
Джильды), где работала до 1955. В 1955 О. - солистка Т-ра оперы и балета
им. Шевченко, с 1957 - солистка Большого т-ра. Мягкая кантилена,  точная
интонация,  сочетающиеся  с  красивым  тембром  голоса,   позволяют   О.
создавать поэтичные женские образы в  совр.  и  классич.  операх:  Настя
("Семья Тараса" Кабалевского), Ольга  ("Повесть  о  настоящем  человеке"
Прокофьева), Зинка ("Судьба  человека"  Дзержинского),  Лена  ("Октябрь"
Мурадели), Антонида,  Людмила  ("Иван  Сусанин",  "Руслан  и  Людмила"),
Волхова,  Царевна-Лебедь  ("Садко",  "Сказка  о  царе  Салтане"),  Марфа
("Царская невеста"), Иоланта, Снегурочка, Виолетта, Розина и др.
   Гастролировала во мн. городах Сов. Союза, в странах нар.  демократии,
а также в Англии, Франции, Греции, Голландии и др. Лауреат Всесоюзного и
международных   конкурсов   вокалистов.   Вед„т   активную    концертную
деятельность.
   Лит.:  СкороходовГ.,  Мировая  слава  Галины   Олей-ниченко,   "Комс.
правда", 1957, 26 октября, N 255; Семенова И., По„т Галина  Олейниченко,
"Огон„к", 1959, ј 16;
   ДолгополовМ., Виолетта  из  села  Граденицы,  "Неделя",  1960,  13-19
марта. Г. Ш.
   ОЛЕКА, Пятрас Мотеевич [р. 28.X(9.XI).1895]  -  литов.  артист  оперы
(бас), режисс„р, педагог. Засл.  деят.  иск-в  Лит.  ССР  (1955).  Пению
учился в Москве, в студии Н. П.  Миллера.  Позднее  совершенствовался  в
Италии и Франции. Режиссуре обучался у А. А. Санина, а  также  у  своего
брата А. Олека-Жилинскаса. В 1920 участвовал в  первом  спектакле  проф.
литов. обоснование. Жизненная достоверность,  социальная  на-полненность
сочетались в иск-ве О. с поисками яркой  театральности,  выразительности
сценич. формы. В 1937 О.  вступил  в  моск.  Т-р  им.  Моссовета,  затем
переш„л в Моск. т-р им. Ленинского комсомола. С 1942 -  снова  в  труппе
Т-ра им. Моссовета.
   Среди ролей О.: Крутицкий ("На всякого мудреца  довольно  простоты"),
Бородин ("Страх" Афиногенова), Прокурор ("Закон Ликурга"  по  Драйзеру),
Диде-рихс ("Порт-Артур" Никулина),
   Мир-Али ("Апшеронская ночь" Никитина), доктор  Ранк  ("Нора",  1939),

Страницы: «« « 1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681  1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия