|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 » »» перекликавшемуся с антикре-постнич. настроениями в России, чествовали в
О. не только выдающегося артиста, но и великого сына угнет„нного
негритянского народа.
О. был первым амер. акт„ром, завоевавшим всемирную славу исполнением
шекспировских ролей. Общепринятой романтически приподнятой, условной
трактовке шекспировских образов он противопоставил жизненную
правдивость, истинно шекспировскую мудрость и глубину. О. играл почти во
всех трагедиях Шекспира. Роль Отелло была ему наиболее близка; в
исполнении О. этот образ олицетворял собой негритянский народ,
отстаивавший сво„ человеческое достоинство, равноправие, свободу. О.
ярко раскрывал перед зрителем титаническую силу темперамента Отелло и
вместе с тем его доброту, простодушие, мягкосердечие. Акт„р-реалист, О.
неизменно стремился к всесторонней сценич. характеристике своих героев.
Так, например, Шейлок в его исполнении был не только скупцом и
стяжателем, но и нежным отцом и несчастным человеком, олицетворявшим
собой преследуемый народ. Выдающейся была его трактовка образов короля
Лира, Макбета;
Аарона ("Тит Андроник" Шекспира). С успехом играл также в пьесах др.
авторов: Мунго ("Висячий замок" Бикерстафа) и др. Пламенный темперамент
и живая эмоциональность сочетались у О. сточным самоконтролем; акт„р
превосходно владел голосом, мимикой.
О. был талантливым режисс„ром; он логично и просто объяснял акт„рам
содержание роли, создавал интересные и разнообразные мизансцены, ярко и
глубоко раскрывал авторский замысел. О. обогатил про-винц. рус. т-р
пост. Шекспира и исполнением шекспировских ролей, опытом серь„зной
творч. работы над пьесами. За сво„ .иск-во заслужил прозвище
"африканского Росция". Был избран поч„тным чл. академий в России и
Австрии.
Лит.: ДурылинС.Н., Айра Олдридж (Ira A Id ridge), М.-Л., 1940. К. Б.
ОЛДРИЧ (Aldrich), Луис (Лайон) (1.Х.1843-17. VI. 1901) - амер. акт„р.
В детстве завоевал славу вундеркинда исполнением ролей Ричарда III,
Макбета, Шейлока. Выступал под разными псевдонимами; молодой Мозэс, Кин,
Огайский Росций. В 1858 появился на сцене под именем О. Пять лет играл в
т-ре "Марш Плейерс" в Сент-Луисе. В 1863-66 О.-ведущий акт„р т-ра в
Сан-Франциско, 1866-72-бостонского т-ра "Му-зеум", в 1873-74- т-ра
"Арч-стрит" в Филадельфии. По манере исполнения был романтич. акт„ром. В
1879 в т-ре "Юнион Сквер" (Нью-Йорк) сыграл свою лучшую роль - Джо
Сондерса в пьесе "Мой партн„р" Кэмпбел-ла. Много лет гастролировал по
США, исполняя роли Ричарда III, Макбета, Шейлока и др. В 1897 был избран
президентом Акт„рского фонда США.
Лит.: HornblowA., A history of the theatre in America..., Phil.,
1919. Ю Г
ОЛДФИЛД (Oldfield), Анн (1683-23.X.1730) -англ. актриса. Первая роль,
о к-рой сохранились сведения в прессе,- Алинда в переделке Дж. Ванбру
пьесы Бомонта и Флетчера "Паломник" (1700, т-р "Друри-Лейн", Лондон).
Сценич. жизнь О. связана в основном с т-ром "Друри-Лейн". К. Сиббер,
увидев О. в роли Леоноры ("Сэр Кортлей Кайс" Крауна, 1703), оценил е„
большой талант и предложил сыграть роль леди Бетти Модиш в своей пьесе
"Беззаботный муж" (1704). О. обладала прекрасными внешними данными,
ч„ткой дикцией. О е„ игре писали драматурги Дж. Фаркер, Г. Филдинг, Дж.
Томпсон.
Среди ролей: Сильвия ("Офицер-вербовщик" Фаркера, 1706), Андромаха
("Несчастная мать" Филлипса по Расину, 1712), Марсия ("Катон" Аддисона,
1713), Джейн Шор ("Трагедия Джейн Шор" Роу, 1714), Клеопатра ("Цезарь в
Египте" Сиббера, 1724), леди Таунлей ("Рассерженный муж" Ванбру, 1728),
Калиста ("Кающаяся грешница" Роу, 1730), Софонисба (о. п. Томпсона,
1730), леди Брют ("Рассерженная жена" Ванбру, 1730,- последнее
выступление О. на сцене).
Лит.: Е g е г t о n W., Faithful memoirs of the life, amours and
performances of Mrs. A. Oldfield, L., 1731;
С i b b е г С., An apology for the life of Mr. Colley Cib-ber,
comedian, L., 1740; Robins E., Palmy days of Nance Oldfield, L., 1898;
его же, Twelve great actresses, L., 1900. Ф.К..
ОЛЕЙНИЧЕНКО, Галина Васильевна (р. 23.11. 1928) - рус. сов. артистка
оперы (лирико-колоратур-ное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1964). Род. в
семье колхозника. Рано обнаружила выдающееся муз. дарование. В 1953
окончила Одесскую консерваторию (по классу пения Н. А. Урбан).
Дебютировала в 1952 на сцене Одесского т-ра оперы и балета (в партии
Джильды), где работала до 1955. В 1955 О. - солистка Т-ра оперы и балета
им. Шевченко, с 1957 - солистка Большого т-ра. Мягкая кантилена, точная
интонация, сочетающиеся с красивым тембром голоса, позволяют О.
создавать поэтичные женские образы в совр. и классич. операх: Настя
("Семья Тараса" Кабалевского), Ольга ("Повесть о настоящем человеке"
Прокофьева), Зинка ("Судьба человека" Дзержинского), Лена ("Октябрь"
Мурадели), Антонида, Людмила ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"),
Волхова, Царевна-Лебедь ("Садко", "Сказка о царе Салтане"), Марфа
("Царская невеста"), Иоланта, Снегурочка, Виолетта, Розина и др.
Гастролировала во мн. городах Сов. Союза, в странах нар. демократии,
а также в Англии, Франции, Греции, Голландии и др. Лауреат Всесоюзного и
международных конкурсов вокалистов. Вед„т активную концертную
деятельность.
Лит.: СкороходовГ., Мировая слава Галины Олей-ниченко, "Комс.
правда", 1957, 26 октября, N 255; Семенова И., По„т Галина Олейниченко,
"Огон„к", 1959, ј 16;
ДолгополовМ., Виолетта из села Граденицы, "Неделя", 1960, 13-19
марта. Г. Ш.
ОЛЕКА, Пятрас Мотеевич [р. 28.X(9.XI).1895] - литов. артист оперы
(бас), режисс„р, педагог. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1955). Пению
учился в Москве, в студии Н. П. Миллера. Позднее совершенствовался в
Италии и Франции. Режиссуре обучался у А. А. Санина, а также у своего
брата А. Олека-Жилинскаса. В 1920 участвовал в первом спектакле проф.
литов. обоснование. Жизненная достоверность, социальная на-полненность
сочетались в иск-ве О. с поисками яркой театральности, выразительности
сценич. формы. В 1937 О. вступил в моск. Т-р им. Моссовета, затем
переш„л в Моск. т-р им. Ленинского комсомола. С 1942 - снова в труппе
Т-ра им. Моссовета.
Среди ролей О.: Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"),
Бородин ("Страх" Афиногенова), Прокурор ("Закон Ликурга" по Драйзеру),
Диде-рихс ("Порт-Артур" Никулина),
Мир-Али ("Апшеронская ночь" Никитина), доктор Ранк ("Нора", 1939),
Страницы: «« « 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |