Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 » »» мировой оперной классики: "Борис Годунов" (1869, нов. ред. 1872, пост. 1874) и "Хованщида" (1886) М. П. Мусоргского - нар. муз. драмы, непревзойд„нные по силе и глубине выражения социально-историч. содержания; его же комич. О. "Сорочинская ярмарка" (пост. 1913); монументальная эпич. О. "Князь Игорь" А. П. Бородина (1890), воспевающая высокий патриотизм рус. народа; многообразные по жанрам, богатые по содержанию и разносторонние по средствам художеств. воплощения произв. Н. А. Римского-Корсакова: социально-историч. муз. драма "Псковитянка" (1873), лирико-комич. О. "Майская ночь" (1880), эпико-лирич. "весенняя сказка" "Снегурочка" (1882), О.-былина "Садко" (1897), исто-рико-бытовая О. "Царская невеста" (1899), О.-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии" (1907), О.-сатира "Золотой петушок" (1909) и др. Одно из величайших явлений в истории мирового муз. т-ра - оперное творчество П. И. Чайковского, отличающееся исключит. психологич. глубиной, правдивым, страстным выражением душевного мира людей и драматич. конфликтов. Лирико-драматич. направленность оперного творчества Чайковского получила ярчайшее выражение в таких произв., как "Евгений Онегин" (1879), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890) и др. Широкое по тематике оперное творчество Чайковского охватывает также историч. ("Мазепа", 1884, "Орлеанская дева", 1881) и народно-бытовые темы (комич. опера "Черевички", 1887). Заметный вклад в развитие рус. О. внесли А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1875), А. С. Серов ("Вражья сила", 1871), Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируются нац. реалистич. школы оперного творчества на Украине (С. С. Гулак-Артемовский - "Запорожец за Дунаем", 1863, Н. В. Лысенко - "Рождественская ночь", 1883, "Наталка-Полтавка", соч. 1889, пост. 1936, "Тарас Бульба", соч. 1890, пост. 1924), в Грузии (М. А. Балан-чивадзе -"Коварная Тамара", 1897, нов. ред.-"Даред-жан Коварная", 1937; Д. И. Аракишвили -"Сказание о Шота Руставели", 1919, нов. ред. - "Шота Руставели", 1947; 3. П. Палиашвили - "Абесалом и Этери", 1919), в Армении (А. Т. Тигранян -"Ануш", 1912, нов. ред. пост. 1935), в Азербайджане (У. Гаджибеков - "Лейли и Меджнун", 1908, "Аршин мал алан", 1913). Развитие нац. школ протекало под благотворным воздействием эстетич. принципов рус. оперной классики. Передовые композиторы всех стран убежд„нно и страстно отстаивали демократич. основы и реалистич. принципы оперного творчества в борьбе против консервативных и реакц. течений. Они выступали против ходульности и схематизма в творчестве композиторов-эпигонов, против натуралистич. тенденций и безыдейности; подвергали резкой критике одностороннее увлечение виртуозным пением в нек-рых итал. О. 1-й пол. 19 в., помпезность франц. большой оперы, слабые стороны оперной эстетики и драматургии Вагнера. Вместе с тем с конца 19 и в 20 вв. композиторы разных стран охотно разрабатывают жанр т. н. камерной О.-т. е. О. преим. небольшой по размерам (1-2 акта), сосредоточенной вокруг одного, чаще всего лирико-психологич., конфликта. Количество действующих лиц в камерной О. обычно невелико, массовые сцены не отличаются большим масштабом, а нередко вообще отсутствуют. В сер. 19 в. к такой форме О. композиторы обращались эпизодически ("Каменный гость" Даргомыжского, "Джамиле" Визе). Ряд камерных О. создал Пуччини ("Плащ", "Сестра Анжелика", "Джанни Скикки", 1918). В рус. музыке на рубеже 19-20 вв. камерной О. отдали дань Римский-Корсаков ("Моцарт и Сальери", 1898, "Кащей Бессмертный", 1902). С. В. Рахманинов ("Алеко", 1893, "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", 1904, пост. 1906), А. С. Арен-ский ("Рафаэль", 1894), М. М. Ипполитов-Иванов ("Руфь", 1887, "Ася", 1900). Камерную О. культивировали импрессионисты - К. Дебюсси ("Пеллеас и Мелизанда", 1902), М. Равель ("Испанский час", 1907). К этому жанру нередко обращаются совр. композиторы: Ф. Пуленк ("Человеческий голос", 1959), Б. Бриттен ("Поворот винта", 1954, "Альберт Херринг", 1947), А. Н. Александров ("Бэла", 1946), В. Н. Крюков ("Станционный смотритель", 1940) и др. На рубеже 19-20 вв. в зарубежной О. проявились симптомы глубокого идейно-эстетич. кризиса. Получили распространение тенденции декадентства и формализма. Крушение обществ, идеалов, измельчание тематики лишали О. присущих ей демократич. черт, порождали изощр„нность или абстрактность муз. стиля. Однако, вопреки этим тенденциям, за последние полвека зарубежный оперный репертуар пополнился рядом художественно ценных произв. гуманистич., порой остро социального, содержания. Таковы в Германии - "Кавалер роз" (1911) Р. Штрауса, "Кардиль-як" (1926, нов. ред. 1952) "Художник Матис" (1938) и "Гармония мира" (1957) П. Хиндемита, "Тр„хгро-шовая опера" (1928) К. Вейля, "Луна" (1938) и "Умница" (1942) К. Орфа; в Австрии - "Воццек" (1925) А. Берга; во Франции - "Христофор Колумб" (1930) Д. Мийо, оратории "Царь Давид" (1921) и "Жанна д'Арк на костре" (1938) А. Онеггера, получившие сценическое воплощение; в Англии -"Питер Граймс" (1945), "Сон в летнюю ночь" (1961) и др. оперы Б. Бриттена', в США -"Порги и Бесс" (1935) Дж. Гер-швина', в Венгрии - "Замок герцога Синей Бороды" (соч. 1911, пост. 1918) Б. Б ар тока, "Хари Янош" (1926) 3. Кодая', в Чехословакии - "Е„ падчерица" (1904) и "Катя Кабанова" (1921) Л. Яначека; в Румынии - "Эдип" (соч. 1932, пост. 1936) Дж. Энеску; в Болгарии- "Царь Калоян" (1936) П. Владигерова. Советская О. по своему идейному содержанию, темам и образам представляет собой качественно новое явление в истории мирового муз. т-ра. В то же время она продолжает и развивает великие классич. традиции оперного иск-ва прошлого. Сов. оперные композиторы стремятся к правдивому, художественно совершенному отображению жизни, к раскрытию красоты и богатства духовного мира человека, верному и разностороннему воплощению больших тем совр. действительности и историч. прошлого. Значит, достижениями на этом пути явились оперы: "Катерина Измайлова" Д. Д. Шостаковича (1934, нов. ред. 1957), "Тихий Дон" И. И. Дзержинского (1935), "В бурю" Т. Н. Хренникова (1939, нов. ред. 1952), "Семья Тараса" Д. Б. Кабалевского (1950), "Декабристы" Ю. А. Шапорина (1953), "Сем„н Котко" (1940), "Дуэнья" (соч. 1940, пост". 1946), "Повесть о настоящем человеке" (соч. 1948, пост. 1960), "Война и мир" (2-я ред 1955) С. С. Прокофьева. Сов. муз.-театр. культура, социалистич. по своей идейной направленности, отличается многообразием нац. форм. Новые О. появились во мн. сов. республиках: груз. опера "Даиси" З.П.Палиашвили (1923), "Миндия" О. В. Тактакишвили (1961), арм.-"Алмаст" А.А.Спен-диарова Страницы: «« « 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |