Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691   1692   1693  1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703  » »»

Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; S о  u
b i e s A., Histoire  de  l'Opera  Comique.  La  seconde  salle  Favart.
18401887, v. 1 -2, Р., 1892-93; Soubies A. et Malherbe  Ch.,  Precis  de
l'histoire de l'Оpera Comique, P., 1887;
   W о l f f S., Un demi-siecle d'Opera Comique (1910-1950),  P.,  1953.
Ал. М.
   "ОПЕРА НИЩИХ", правильнее-"О пера н и щ е-г о" (англ.  "The  Beggar's
Opera"),-  англ.  муз.  комедия  (опера),  текст  Д   ж.   Гея,   музыка
аранжирована Дж. Пепушем из популярных мелодий (его же увертюра).  Пост.
29 янв. 1728, т-р "Линкольне Инн Филдс", Лондон.  "О.  н."  представляла
собой  сатиру  на  политич.  жизнь  и  придворный  быт  того  времени  и
одновременно пародию на итал. оперу, в частности на  оперы-сериа  Г.  Ф.
Генделя (см. "Королевская академия  музыки").  Явилась  первым  классич.
образцом англ. балладной оперы. В год  пост.  обошла  мн,  т-ры  Англии;
вплоть до наст. времени ставилась (в разл. ред.) в Англии, США  (впервые
в 1750, Нью-Йорк), Германии. В нов. ред. Б. Бриттена (1948) пест. в т-ре
"Комише опер", Берлин  (1964).  На  сюжет  "О.  н."  Б.  Брехт  совм.  с
композитором р. Вейлем создал "Тр„хгрошовую оперу".
   Лит.: Материалы и  документы  по  истории  музыки,  под  ред.  М.  В.
Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1939; С т у п н и-к о в И., "Опера  нищих",
"Сов. музыка", 1964, .ј 6.
   "ОПЕРА СПАСЕНИЯ" - жанр франц. оперы периода франц.  бурж.  революции
конца 18 в. "О.  с."  сблизила  традиц.  ветви  франц.  оперы  18  в.  -
лирическую трагедию и опера комик, и сыграла  значит,  роль  в  развитии
реализма в оперном иск-ве. "О.  с."  была  проникнута  идеями  борьбы  с
тиранией,  самопожертвования,  преданности  высокому   долгу,   насыщена
тревожными драм. ситуациями,  бурными  эмоциями,  элементами  "ужасного"
(отсюда др. назв. этого жанра - "опера ужасов", или "О. с.  и  ужасов");
характерен и мотив избавления от  опасности  ("спасения"),  связанный  с
ге-роич. поступками  действующих  лиц  и  конечным  торжеством  нравств.
идеала. В "О. с." был введ„н при„м мелодрамы J  применялись  лейтмотивы.
Первая "О. с."- "Ужасы монастыря" А. М. Бертона (1790); классич. образцы
- "Лодоиска" (1791), "Элиза"  (1794),  "Водовоз"  41800)  Л.Керубини.  К
этому же жанру относятся "Пещера" Ж. Ф. Лесюэра (1793),  а  также  опера
"Фиделио, или Супружеская любовь" Бетховена, написанная на франц.  либр.
в нем. пер. (1805).
   ОПЕРА-БАЛЕТ (франц. opera-ballet) -  жанр  оперы,  в  к-ром  балетные
сцены занимают такое же значит. место, как и вокальные.  Характерен  для
франц. муз. т-ра конца 17 и 18 вв. Для франц. О.-б.  типично  разделение
на  самостоят,  по  сюжету  акты  (или  антре),  объединяемые  в  единый
спектакль  общей   идеей.   Образцы:   "Галантная   Европа"   (1697)   и
"Венецианские празднества" (1710) Кампра, "Галантная Индия" Рамо (1735).
В рус. муз. т-ре - "Млада" Римского-Корса-кова (1892).,
   ОПЕРА-БУФФА (итал. opera buff a -  комическая  опера)  -  жанр  итал.
оперы, бытовая комич. опера. Сформировался в 18 в. на  основе  комич.  и
пародийных сценок-интермедий, к-рыми перемежалось действие  оперы-сериа.
Постепенно, в связи с упадком последней, О.-б. приобретала  вс„  большую
популярность. Др. источником О.-б.  была  реалистич.  комедия.  В  О.-б.
сложились разнообразные оперные  формы  (развитые  вок.  ансамбли,  арии
буффонного  типа,  большие  финалы),  особые  средства   выразительности
(скороговорка, скачки в мелодиях вок. партий и др.). Большое значение  в
О.-б. имели нар. песенные и танц. жанры. Первый классик О.-б. -  Дж.  Б.
Перголези ("Служанка-госпожа", 1733).  В  дальнейшем  в  О.-б.  проникли
черты сентименталазма и лирики. Видными мастерами О.-б.  былиН.  Личчини
("Добрая дочка", 1760), Дж. Лаизи-елло  ("Севильский  цирюльник",  1782,
"Мельничиха",  1788),  Д.  Чимароза  ("Тайный  брак",  1792).  К   О.-б.
неоднократно обращался Во А. Моцарт ("Мнимая простушка",  1769,  "Мнимая
садовница", 1775, "Так поступают все", 1790; многие жанровые черты О.-б.
- в "Свадьбе Фигаро", 1786). Высокого развития О.-б. достигла в 19 в.  в
творчестве Дж. Россини (лучшая О.-б. - "Севильский цирюльник",  1816,  а
также "Итальянка в Алжире", 1813, "Золушка", 1817, и др.). В сер. 19  в.
яркие образцы О,-б. создал Г. Доницетти
   ("Любовный напиток", 1832, "Дон  Паскуале",  1843).  В  конце  19  в.
традиции  О.-б.  блестяще  сочетал   с   новыми   достижениями   оперной
драматургии Дж. Верди ("Фальстаф", 1893), в 20 в.- Дж. Пуччини  ("Джанни
Скикки", 1918).
   Лит.: Финдейзен Н., Комическая опера в Италии, "РМГ", 1917, јј 31-36.
См. также статьи Итальянский театр (музыкальный). Неаполитанская оперная
школа, Опера и лит. к ним. Р. Д,
   ОПЕРА-ДРАМА - опера драматич. содержания. Среди разновидностей  О.-д.
- народная музыкальная драма ("Борг-с Годунов"  и  "Хованщина"),  лирич.
драма (так  названы  "Манон  Леско"  Пуччини  и  "Пеллеас  и  Мелизанда"
Дебюсси), социально-психологич. драма  ("Риголетто",  "Травиата"  Верди,
"Галька"  Монюшко,  "Русалка"  Даргомыжского),  героич.  драма   ("Тарас
Бульба" Лысенко). Р. Л.
   ОПЕРА-ЛЕГЕНДА - большая (серь„зная) опера на сюжет, заимствованный из
нац. легенды. Жанр характерен для романтич. муз. театра, но встречался и
позднее.   Среди   О.-л.-    "Эврианта"    Вебера    -    первая    нем.
историко-легендарная опера, "Геновева"  Шумана,  "Летучий  голландец"  и
"Тангейзер" Вагнера,  "Ли-буше"  Сметаны,  "Вланик"  и  "Шарка"  Фибиха,
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"  Римского-Корсакова,
"Сестра Беатриса" Гречанинова (по о. п. Метерлинка) и др. Ро Л.
   ОПЕРА-СЕМИС‚РИА (итал. opera semiseria, букв. - полусерь„зная  опера)
- жанр оперы, сложившийся в Италии в конце 18 -  нач.  19  вв.;  бытовая
мелодрама, сочетавшая драматич. и комедийные элементы.  Одна  из  лучших
О.-с. - "Сорока-воровка" Дж. Россини (1817). Этот  жанр  используется  в
творчестве В. Беллини  ("Сомнамбула",  1831),  Г.  Доницетти  ("Лукреция
Борджиа",  1833,  "Линда  ди  Шамуни",  1842).  В   дальнейшем   нек-рые
особенности сюжета и  образов  О.-с.  нашли  продолжение  и  развитие  в
"Травиате" Верди и в операх композиторов-веристов.
   Лит.: Хохловкина А., Западноевропейская опера..., М., 1962. / р JJ.
   ОПЕРА-С‚РИА (итал. opera seria - серь„зная опера) - жанр итал. оперы.
Сложился в 17 в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной  школы
и получил особое распространение в 18 в. Первые классич.  образцы  О.-с.
дал  А.  Скарлатти.  Крупнейшими  либреттистами  были  А.  Дзено  и   П.
Метастазио.  Характерные  черты  жанра  -   легенд   арно-историч.   или
героико-мифологич. сюжет,  изображение  высоких  страстей,  преобладание
сольных номеров, особенно арий (ансамбли и хоры почти  не  встречались).
Типичной композицией арий стала  тр„хчастная  форма  да  капо.  В  О.-с.
получила  широкое   развитие   вок.   кантилена,   сформировались   типы

Страницы: «« « 1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691   1692   1693  1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия