|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 » »» Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; S о u
b i e s A., Histoire de l'Opera Comique. La seconde salle Favart.
18401887, v. 1 -2, Р., 1892-93; Soubies A. et Malherbe Ch., Precis de
l'histoire de l'Оpera Comique, P., 1887;
W о l f f S., Un demi-siecle d'Opera Comique (1910-1950), P., 1953.
Ал. М.
"ОПЕРА НИЩИХ", правильнее-"О пера н и щ е-г о" (англ. "The Beggar's
Opera"),- англ. муз. комедия (опера), текст Д ж. Гея, музыка
аранжирована Дж. Пепушем из популярных мелодий (его же увертюра). Пост.
29 янв. 1728, т-р "Линкольне Инн Филдс", Лондон. "О. н." представляла
собой сатиру на политич. жизнь и придворный быт того времени и
одновременно пародию на итал. оперу, в частности на оперы-сериа Г. Ф.
Генделя (см. "Королевская академия музыки"). Явилась первым классич.
образцом англ. балладной оперы. В год пост. обошла мн, т-ры Англии;
вплоть до наст. времени ставилась (в разл. ред.) в Англии, США (впервые
в 1750, Нью-Йорк), Германии. В нов. ред. Б. Бриттена (1948) пест. в т-ре
"Комише опер", Берлин (1964). На сюжет "О. н." Б. Брехт совм. с
композитором р. Вейлем создал "Тр„хгрошовую оперу".
Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В.
Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1939; С т у п н и-к о в И., "Опера нищих",
"Сов. музыка", 1964, .ј 6.
"ОПЕРА СПАСЕНИЯ" - жанр франц. оперы периода франц. бурж. революции
конца 18 в. "О. с." сблизила традиц. ветви франц. оперы 18 в. -
лирическую трагедию и опера комик, и сыграла значит, роль в развитии
реализма в оперном иск-ве. "О. с." была проникнута идеями борьбы с
тиранией, самопожертвования, преданности высокому долгу, насыщена
тревожными драм. ситуациями, бурными эмоциями, элементами "ужасного"
(отсюда др. назв. этого жанра - "опера ужасов", или "О. с. и ужасов");
характерен и мотив избавления от опасности ("спасения"), связанный с
ге-роич. поступками действующих лиц и конечным торжеством нравств.
идеала. В "О. с." был введ„н при„м мелодрамы J применялись лейтмотивы.
Первая "О. с."- "Ужасы монастыря" А. М. Бертона (1790); классич. образцы
- "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Водовоз" 41800) Л.Керубини. К
этому же жанру относятся "Пещера" Ж. Ф. Лесюэра (1793), а также опера
"Фиделио, или Супружеская любовь" Бетховена, написанная на франц. либр.
в нем. пер. (1805).
ОПЕРА-БАЛЕТ (франц. opera-ballet) - жанр оперы, в к-ром балетные
сцены занимают такое же значит. место, как и вокальные. Характерен для
франц. муз. т-ра конца 17 и 18 вв. Для франц. О.-б. типично разделение
на самостоят, по сюжету акты (или антре), объединяемые в единый
спектакль общей идеей. Образцы: "Галантная Европа" (1697) и
"Венецианские празднества" (1710) Кампра, "Галантная Индия" Рамо (1735).
В рус. муз. т-ре - "Млада" Римского-Корса-кова (1892).,
ОПЕРА-БУФФА (итал. opera buff a - комическая опера) - жанр итал.
оперы, бытовая комич. опера. Сформировался в 18 в. на основе комич. и
пародийных сценок-интермедий, к-рыми перемежалось действие оперы-сериа.
Постепенно, в связи с упадком последней, О.-б. приобретала вс„ большую
популярность. Др. источником О.-б. была реалистич. комедия. В О.-б.
сложились разнообразные оперные формы (развитые вок. ансамбли, арии
буффонного типа, большие финалы), особые средства выразительности
(скороговорка, скачки в мелодиях вок. партий и др.). Большое значение в
О.-б. имели нар. песенные и танц. жанры. Первый классик О.-б. - Дж. Б.
Перголези ("Служанка-госпожа", 1733). В дальнейшем в О.-б. проникли
черты сентименталазма и лирики. Видными мастерами О.-б. былиН. Личчини
("Добрая дочка", 1760), Дж. Лаизи-елло ("Севильский цирюльник", 1782,
"Мельничиха", 1788), Д. Чимароза ("Тайный брак", 1792). К О.-б.
неоднократно обращался Во А. Моцарт ("Мнимая простушка", 1769, "Мнимая
садовница", 1775, "Так поступают все", 1790; многие жанровые черты О.-б.
- в "Свадьбе Фигаро", 1786). Высокого развития О.-б. достигла в 19 в. в
творчестве Дж. Россини (лучшая О.-б. - "Севильский цирюльник", 1816, а
также "Итальянка в Алжире", 1813, "Золушка", 1817, и др.). В сер. 19 в.
яркие образцы О,-б. создал Г. Доницетти
("Любовный напиток", 1832, "Дон Паскуале", 1843). В конце 19 в.
традиции О.-б. блестяще сочетал с новыми достижениями оперной
драматургии Дж. Верди ("Фальстаф", 1893), в 20 в.- Дж. Пуччини ("Джанни
Скикки", 1918).
Лит.: Финдейзен Н., Комическая опера в Италии, "РМГ", 1917, јј 31-36.
См. также статьи Итальянский театр (музыкальный). Неаполитанская оперная
школа, Опера и лит. к ним. Р. Д,
ОПЕРА-ДРАМА - опера драматич. содержания. Среди разновидностей О.-д.
- народная музыкальная драма ("Борг-с Годунов" и "Хованщина"), лирич.
драма (так названы "Манон Леско" Пуччини и "Пеллеас и Мелизанда"
Дебюсси), социально-психологич. драма ("Риголетто", "Травиата" Верди,
"Галька" Монюшко, "Русалка" Даргомыжского), героич. драма ("Тарас
Бульба" Лысенко). Р. Л.
ОПЕРА-ЛЕГЕНДА - большая (серь„зная) опера на сюжет, заимствованный из
нац. легенды. Жанр характерен для романтич. муз. театра, но встречался и
позднее. Среди О.-л.- "Эврианта" Вебера - первая нем.
историко-легендарная опера, "Геновева" Шумана, "Летучий голландец" и
"Тангейзер" Вагнера, "Ли-буше" Сметаны, "Вланик" и "Шарка" Фибиха,
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова,
"Сестра Беатриса" Гречанинова (по о. п. Метерлинка) и др. Ро Л.
ОПЕРА-СЕМИС‚РИА (итал. opera semiseria, букв. - полусерь„зная опера)
- жанр оперы, сложившийся в Италии в конце 18 - нач. 19 вв.; бытовая
мелодрама, сочетавшая драматич. и комедийные элементы. Одна из лучших
О.-с. - "Сорока-воровка" Дж. Россини (1817). Этот жанр используется в
творчестве В. Беллини ("Сомнамбула", 1831), Г. Доницетти ("Лукреция
Борджиа", 1833, "Линда ди Шамуни", 1842). В дальнейшем нек-рые
особенности сюжета и образов О.-с. нашли продолжение и развитие в
"Травиате" Верди и в операх композиторов-веристов.
Лит.: Хохловкина А., Западноевропейская опера..., М., 1962. / р JJ.
ОПЕРА-С‚РИА (итал. opera seria - серь„зная опера) - жанр итал. оперы.
Сложился в 17 в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы
и получил особое распространение в 18 в. Первые классич. образцы О.-с.
дал А. Скарлатти. Крупнейшими либреттистами были А. Дзено и П.
Метастазио. Характерные черты жанра - легенд арно-историч. или
героико-мифологич. сюжет, изображение высоких страстей, преобладание
сольных номеров, особенно арий (ансамбли и хоры почти не встречались).
Типичной композицией арий стала тр„хчастная форма да капо. В О.-с.
получила широкое развитие вок. кантилена, сформировались типы
Страницы: «« « 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |