Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 » »» Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; S о u b i e s A., Histoire de l'Opera Comique. La seconde salle Favart. 18401887, v. 1 -2, Р., 1892-93; Soubies A. et Malherbe Ch., Precis de l'histoire de l'Оpera Comique, P., 1887; W о l f f S., Un demi-siecle d'Opera Comique (1910-1950), P., 1953. Ал. М. "ОПЕРА НИЩИХ", правильнее-"О пера н и щ е-г о" (англ. "The Beggar's Opera"),- англ. муз. комедия (опера), текст Д ж. Гея, музыка аранжирована Дж. Пепушем из популярных мелодий (его же увертюра). Пост. 29 янв. 1728, т-р "Линкольне Инн Филдс", Лондон. "О. н." представляла собой сатиру на политич. жизнь и придворный быт того времени и одновременно пародию на итал. оперу, в частности на оперы-сериа Г. Ф. Генделя (см. "Королевская академия музыки"). Явилась первым классич. образцом англ. балладной оперы. В год пост. обошла мн, т-ры Англии; вплоть до наст. времени ставилась (в разл. ред.) в Англии, США (впервые в 1750, Нью-Йорк), Германии. В нов. ред. Б. Бриттена (1948) пест. в т-ре "Комише опер", Берлин (1964). На сюжет "О. н." Б. Брехт совм. с композитором р. Вейлем создал "Тр„хгрошовую оперу". Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1939; С т у п н и-к о в И., "Опера нищих", "Сов. музыка", 1964, .ј 6. "ОПЕРА СПАСЕНИЯ" - жанр франц. оперы периода франц. бурж. революции конца 18 в. "О. с." сблизила традиц. ветви франц. оперы 18 в. - лирическую трагедию и опера комик, и сыграла значит, роль в развитии реализма в оперном иск-ве. "О. с." была проникнута идеями борьбы с тиранией, самопожертвования, преданности высокому долгу, насыщена тревожными драм. ситуациями, бурными эмоциями, элементами "ужасного" (отсюда др. назв. этого жанра - "опера ужасов", или "О. с. и ужасов"); характерен и мотив избавления от опасности ("спасения"), связанный с ге-роич. поступками действующих лиц и конечным торжеством нравств. идеала. В "О. с." был введ„н при„м мелодрамы J применялись лейтмотивы. Первая "О. с."- "Ужасы монастыря" А. М. Бертона (1790); классич. образцы - "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Водовоз" 41800) Л.Керубини. К этому же жанру относятся "Пещера" Ж. Ф. Лесюэра (1793), а также опера "Фиделио, или Супружеская любовь" Бетховена, написанная на франц. либр. в нем. пер. (1805). ОПЕРА-БАЛЕТ (франц. opera-ballet) - жанр оперы, в к-ром балетные сцены занимают такое же значит. место, как и вокальные. Характерен для франц. муз. т-ра конца 17 и 18 вв. Для франц. О.-б. типично разделение на самостоят, по сюжету акты (или антре), объединяемые в единый спектакль общей идеей. Образцы: "Галантная Европа" (1697) и "Венецианские празднества" (1710) Кампра, "Галантная Индия" Рамо (1735). В рус. муз. т-ре - "Млада" Римского-Корса-кова (1892)., ОПЕРА-БУФФА (итал. opera buff a - комическая опера) - жанр итал. оперы, бытовая комич. опера. Сформировался в 18 в. на основе комич. и пародийных сценок-интермедий, к-рыми перемежалось действие оперы-сериа. Постепенно, в связи с упадком последней, О.-б. приобретала вс„ большую популярность. Др. источником О.-б. была реалистич. комедия. В О.-б. сложились разнообразные оперные формы (развитые вок. ансамбли, арии буффонного типа, большие финалы), особые средства выразительности (скороговорка, скачки в мелодиях вок. партий и др.). Большое значение в О.-б. имели нар. песенные и танц. жанры. Первый классик О.-б. - Дж. Б. Перголези ("Служанка-госпожа", 1733). В дальнейшем в О.-б. проникли черты сентименталазма и лирики. Видными мастерами О.-б. былиН. Личчини ("Добрая дочка", 1760), Дж. Лаизи-елло ("Севильский цирюльник", 1782, "Мельничиха", 1788), Д. Чимароза ("Тайный брак", 1792). К О.-б. неоднократно обращался Во А. Моцарт ("Мнимая простушка", 1769, "Мнимая садовница", 1775, "Так поступают все", 1790; многие жанровые черты О.-б. - в "Свадьбе Фигаро", 1786). Высокого развития О.-б. достигла в 19 в. в творчестве Дж. Россини (лучшая О.-б. - "Севильский цирюльник", 1816, а также "Итальянка в Алжире", 1813, "Золушка", 1817, и др.). В сер. 19 в. яркие образцы О,-б. создал Г. Доницетти ("Любовный напиток", 1832, "Дон Паскуале", 1843). В конце 19 в. традиции О.-б. блестяще сочетал с новыми достижениями оперной драматургии Дж. Верди ("Фальстаф", 1893), в 20 в.- Дж. Пуччини ("Джанни Скикки", 1918). Лит.: Финдейзен Н., Комическая опера в Италии, "РМГ", 1917, јј 31-36. См. также статьи Итальянский театр (музыкальный). Неаполитанская оперная школа, Опера и лит. к ним. Р. Д, ОПЕРА-ДРАМА - опера драматич. содержания. Среди разновидностей О.-д. - народная музыкальная драма ("Борг-с Годунов" и "Хованщина"), лирич. драма (так названы "Манон Леско" Пуччини и "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), социально-психологич. драма ("Риголетто", "Травиата" Верди, "Галька" Монюшко, "Русалка" Даргомыжского), героич. драма ("Тарас Бульба" Лысенко). Р. Л. ОПЕРА-ЛЕГЕНДА - большая (серь„зная) опера на сюжет, заимствованный из нац. легенды. Жанр характерен для романтич. муз. театра, но встречался и позднее. Среди О.-л.- "Эврианта" Вебера - первая нем. историко-легендарная опера, "Геновева" Шумана, "Летучий голландец" и "Тангейзер" Вагнера, "Ли-буше" Сметаны, "Вланик" и "Шарка" Фибиха, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, "Сестра Беатриса" Гречанинова (по о. п. Метерлинка) и др. Ро Л. ОПЕРА-СЕМИС‚РИА (итал. opera semiseria, букв. - полусерь„зная опера) - жанр оперы, сложившийся в Италии в конце 18 - нач. 19 вв.; бытовая мелодрама, сочетавшая драматич. и комедийные элементы. Одна из лучших О.-с. - "Сорока-воровка" Дж. Россини (1817). Этот жанр используется в творчестве В. Беллини ("Сомнамбула", 1831), Г. Доницетти ("Лукреция Борджиа", 1833, "Линда ди Шамуни", 1842). В дальнейшем нек-рые особенности сюжета и образов О.-с. нашли продолжение и развитие в "Травиате" Верди и в операх композиторов-веристов. Лит.: Хохловкина А., Западноевропейская опера..., М., 1962. / р JJ. ОПЕРА-С‚РИА (итал. opera seria - серь„зная опера) - жанр итал. оперы. Сложился в 17 в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы и получил особое распространение в 18 в. Первые классич. образцы О.-с. дал А. Скарлатти. Крупнейшими либреттистами были А. Дзено и П. Метастазио. Характерные черты жанра - легенд арно-историч. или героико-мифологич. сюжет, изображение высоких страстей, преобладание сольных номеров, особенно арий (ансамбли и хоры почти не встречались). Типичной композицией арий стала тр„хчастная форма да капо. В О.-с. получила широкое развитие вок. кантилена, сформировались типы Страницы: «« « 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |