|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 » »» др.представляли собой преим. т. н. "мозаики", музыка их была собрана из
разл. произв., гл. обр. популярных романсов и эстрадных песенок. С
4870-х гг. возникали самостоят, опереточные труппы, ставившие произв.
франц. и австр. композиторов.
Большую роль в укреплении опереточного жанра на рус. сцене сыграл
режисс„р М. В. Лентовский. В 1876 он создал в Москве опереточный т-р, в
к-ром выступали В. И. Родон, С. А. Бельская, А. Д. Давыдов, В. В.
Зорина. Вслед за т-ром Лентовского частные опереточные труппы появились
в Петербурге и провинц. городах России. В 70-х гг. жанр этот заво„вывает
популярность; сатирич. нам„ки сближают франц. и австр. О. с рус.
действительностью. На если на первых порах в спектаклях рус. О.
присутствовали сатирич. интонации, особенно благодаря усилиям
переводчика франц. О., поэта-сатирика В. С. Куроч-кина, то в дальнейшем
О. вс„ чаще принимает характер фривольного фарса. Его поклонники, преим.
из среды дворянства и купечества, воспринимали О. как пикантный жанр,
средство отдыха и развлечения. Поэтому в полемике вокруг О. мн.
прогрессивные деятели рус. культуры выступали противниками этого жанра
(в частности, М. Е. Салтыков-Щедрин).
Развитие О. в России связано с именами видных театр. деятелей. Среди
них режисс„ры и акт„ры
А. Э. Блюменталъ-Тамарин, А. А. Брянский, К.Д.Греков, А. Д.
Кошевский, акт„ры М. А. Ростовцев, Н. Ф. Монахов, И. М. Вавич, Н. Н.
Радошанский, В. И. Пионтковская, В. В. Кавецкая, В. М. Шувалова, Е. В.
Потопчина, Н. И. Тамара. Осн. т-ры О"Палас-театр" и "Летний Буфф" в Петербурге, т-ры Потопчиной и Зона в
Москве.
В годы, предшествовавшие революции, О. в России находилась в
состоянии глубокого упадка. Авторы рус. О. в своей художеств. практике
исходили из некритич. подражания венским и берлинским т-рам этого жанра.
В репертуаре т-ров преобладали произв. композиторов нововенской школы,
нем. фарс-оперетты. Сов. гос-во приняло решит, меры по идейной
перестройке опереточного т-ра. Репертуар был постепенно очищен от фарсов
и пополнен лучшими произв. опереточных классиков: Оффенбаха, Лекока, И.
Штрауса. Вместо частных антреприз возникли т. н. "трудовые коллективы".
К жанру О. обратились ведущие деятели рус. драм. т-ра, в т. ч. А. Я.
Таиров и В. И. Немирович-Данченко, видевшие большие художеств.
возможности классич, О. с е„ высокими муз. достоинствами и социально
насыщенной тематикой. В Камерном т-ре были пост. оперетты Лекока
"Жирофле-Жирофля" (1922), "День и ночь" (1926). Таирова привлекали в
опереточном жанре по преимуществу его синтетичность: обусловленная
музыкой ритмо-метрич. основа, возможности движения, идущие от музыки,
сценич. положения, дающие повод к эксцентриаде. В спектаклях Камерного
т-ра демонстрировалась высокая танц.' акробатич. техника акт„ров,
действовавших на условной конструктивной сценич. площадке; они
отличались богатством ритма, пластикой движения, но создание образов
заслонялось чисто формальными заданиями режиссуры. Опыты Таирова в
области О. не имели значения в процессе перестройки традиц. О., хотя и
вызвали много подражаний (конструктивные площадки, условные костюмы в
духе "кубизма", увлечение специальным тренажем акт„ров и т. д.).
В. И. Немирович-Данченко в спектаклях Муз. студии МХТ "Дочь мадам
Анго" Лекока (1920), "Пери-кола" Оффенбаха (1922) обратился к классич.
произв. франц. О. с социально значит, сюжетами. Считая, что в
опереточной классике музыка стоит выше достоинств либретто, он
переработал их, углубив элементы социальной сатиры (особенно в
"Периколе"), раскрыв новые идейные возможности жанра О., обновив и
обогатив его очищенной от условностей и штампов реалистич. режиссурой и
акт„рской игрой. Эти и последующие пост. Муз. т-ра им. Вл. И.
Немировича-Данченко - "Корневильские колокола" Планкета (на новое либр.
В. Зака и В. Инбер, 1932), "Прекрасная Елена" Оффенбаха (на новое либр.
В. Зака и М. Улицкого, 1936)- оказали сильное воздействие на
исполнительство в сов. опереточном т-ре. Интересные опыты обновления О.
предпринял К. А. Марджанишвили в сво„м т-ре Комич. оперы (Петроград).
В 1922-27 на опереточной сцене, однако, преобладал нововенский
репертуар (Легар, Фалль, Кальман), условная, схематич. игра. В 1-й пол.
20-х гг. опереточный т-р ещ„ противостоял по своей направленности сов.
т-ру, стремившемуся решать проблемы, созвучные современности.
В конце 20-х гг. возникли гос. т-ры О.: Моск. т-р оперетты (1927),
Ленингр. т-р музкомедии (1929), а также т-ры в Свердловске, Воронеже,
Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и др. городах. В репертуаре
ведущее место заняла классика и осуществлялись опыты создания сов. О.
Основоположниками сов. О. были композиторы Н. М. Стрельников и И. О.
Дунаевский. В сво„м творчестве Н. М. Стрельников следовал гл. обр.
художеств. принципам нововенской школы (так, "Холопка" Стрельникова
близка по сюжетной схеме и муз. структуре "Принцессе цирка" Кальмана).
Композитор стремился к органич. сочетанию осн. лирико-драматич. линии
сюжета с побочными эпизодами буффонного характера, что в целом, как и у
композиторов нововенской школы, определяет произв. Стрельникова как
своеобразные мелодрамы-буфф. Из его много-числ. оперетт "Чайхана в
горах" (1930) поев. сов. действительности, действие "Холопки" (1929)
происходит в эпоху Павла I, остальные написаны на сюжеты из зарубежной
жизни: "Ч„рный амулет" (1927), "Луна-парк" (1929), "Завтра утром"
(1932), "Сердце поэта" ("Беранже", 1934). В репертуаре сов. опереточного
т-ра "Холопка" сохраняется благодаря увлекательному сюжету и талантливой
музыке, пронизанной интонациями рус. песни и бытового романса.
В первой оперетте "Женихи" (1927), сатире на нэпманов, Дунаевский
пародирует нововенскую оперетту, в частности "Вес„лую вдову" Легара.
Сочетание сатиры с пародией сделало это произв. новаторским, резко
порывающим с подражательством, свойственным опереточному т-ру того
времени. В следующем произв. "Ножи" (1928) Дунаевский сочетал сатиру на
нэпманскую среду с изображением положит. героев - комсомольцев, он
впервые использовал в оперетте новую, массовую песню, к-рая впоследствии
стала одной из основ сов. О., важным элементом муз. драматургии.
Продолжая лучшие традиции франц. опереточной классики (в частности,
Планкета), Дунаевский использовал в О. при„мы больших муз. форм и
развитой муз. драматургии. Его оперетта "Золотая долина" (1937) о дружбе
рус. и груз. народов построена на сочетании русской и грузинской
песенности, использовании муз. и жанровых форм комической оперы,
лирико-романтической и бытовой комедии.
В том же году была пост. оперетта "Свадьба в Малиновке" Б. А.
Александрова, поев. гражданской войне на Украине. Увлекат. фабула,
Страницы: «« « 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |