Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 » »» ОРЙК (Auric), Жорж (р. 15.II.1899) - франц'. композитор. Член Ин-та Франции (с 1962). Учился в консерваториях Монпелье и Парижа, а также в парижской "Схола канторум" у В. д'Энди. Испытал воздействие музыки К. Дебюсси, Э. Сати, И. Ф. Стравинского, эстетич. идей Сати и Ж. Кокто. После 1-й мировой войны был членом Шест„ркш. В 1939-40 участвовал в антифашистском движении. Автор балетов "Матросы" (1925, Монте-Карло), "Пастораль" (1926, Париж), "Воображаемые" (1933, Париж, все три пост. "Рус. балетом С. Дягилева"), "Художник и его модель" (1949, там же), "Федра" (1950, т-р "Гранд-Опера", музыка исполнена на концерте в Москве, 1962), "Путь света" (1957, т-р "Гранд-Опера") и др., музыки к пьесам "Докучные" Мольера (1924, т-р "Одеон", Париж), "Мальбрук в поход собрался" Ашара (1924, "Т-р Елисейских полей", Париж) и др. В сво„м творчестве О. стремится к ясности, доступности (в чем он близок Ф. Пу ленку), его музыке присуща внутр. ирония, иногда подлинный трагизм. Среди произв. О. - песни на слова П. Элюара, Л. Арагона, массовые антифашистские песни. Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964; ДюменильР., Современные французские композиторы группы "Шести", Л.,19 64. Ал. М. ОРЛАНДО (Orlando), Мариана (р. 1.VI. 1934) - швед. артистка балета. С 1942 училась в школе Королевского балета (Стокгольм) у В. Франчи, в 1949- 1950- вшколе"Сэдлерс-Уэллс" (Лондон), затем совершенствовалась в Париже и в 1960 - в Ленингр. хо-реографич. уч-ще. С 1952 - солистка труппы Королевского балета, а с 1953 - ведущая танцовщица труппы. Партии: Одетта-Одиллия, Жизель, Аврора; гл. партия ("Шопениана"), Медея (о. п. на муз. Бар-тока), гл. партия ("Сизиф" Блумдаля), Эллида ("Женщина с моря" Риизагера) и др. В 1957 гастролировала в СССР, в 1961 выступала в труппе "Балле тиэтр" (США). Е. С. ОРЛАНСКИЙ, Сергей Яковлевич [р. 20.Ill (1.IV). 1898] - рус. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1918 окончил Петрогр. муз. уч-ще. С 1918 работал как пианист-аккомпаниатор. Иск-ву дирижирования учился у Э. А. Купера иН. С. Голованова. Впервые выступил как дириж„р в Петрограде в 1922 в т-ре оперетты "Палас". Работал в т-рах Баку, Тбилиси и др., в 1927- 1930 и 1933-36 - в Моск. т-ре оперетты. В 1936-37 и 1956-59 - гл. дириж„р Свердловского т-ра музко-медии, в 1937-39 и 1950-54 - гл. дириж„р Ленингр. т-ра музкомедии. В 1940-45 О. - муз. рук. и гл. дириж„р Туркм. т-ра оперы и балета. Руководил пост. первых туркм. нац. опер "Зохре и Тахир" и "Гуль Бильбиль" ("Роза и соловей") Шапошникова, "Абадан" Кулиева и Мейтуса, балета "Вес„лый обманщик" Корч-мар„ва. Работал также в Риге, Душанбе, Баку и др. городах. М' Лифш. "ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА" - опера П. И. Чайковского, его же либр. по драме Ф. Шиллера (пер. В. А. Жуковского), драме Ж. Барбье "Жанна д'Арк" и по либр. оперы "Орлеанская дева". О. Мерме. Соч. 1879, пост. 13 февр. 1881, Мариинский т-р (дириж„р Направник; Карл VII - Васильев 3-й, Кардинал - Майборода, Дюнуа - Стравинский, Лионель - Прянишников, Тибо - Корякин, Раймонд - Соколов, Иоанна д'Арк- Каменская, Агнесса - Рааб). 1899, Т-во частной оперы, Москва (дириж„р Ипполитов-Иванов: Карл VII - Кольцов, Дюнуа - Оленин, Лионель - Прянишников, Иоанна дАрк-Цветкова, Агнесса - Ставицкая, Тибо - Комаровский, Раймонд - Иноземцев). 1907, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Па-лицын, реж. Оленин; Карл VII- Пикок. Дюнуа - Веков, Лионель - Бочаров, Кардинал - Трубин, Агнесса - Добровольская, Иоанна друбежом впервые пост. 28 июля 1882, Прага (дириж„р Чех). На сов. сцене впервые пост. в 1942, Саратов. 19 дек. 1945, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, худ. Дмитриев, балетм. Якобсон; Карл VII - Кильчевский, Дюнуа - Руновский, Лионель - Орлов, Иоанна д'Арк - Преображенская, Тибо - Яшугин, Кардинал - Луканин, Раймонд - В. Ульянов, Агнесса - Кашеварова). 1958, Свердловский т-р оперы и балета им. Луначарского (либретто перераб. С. Левиком, дириж„р Люд-милин, реж. Минский; Карл VII - Коренченко, Иоанна д'Арк - Алексеева, Дюнуа - Сем„нов, Лионель - Ву-тирас. Кардинал - Косов, Раймонд - Субботин, Тибо - Экало, Агнесса - Нестягина). Пост. в др. городах СССР: Харьков (1952), Тбилиси (1957), Горький (1958). Издания: "О. д.", партитура, М., Юргенсон [1899]; клавир, М., Юргенсон, [1880]. Я. Г р. ОРЛ‚НЕВ, Павел Николаевич [наст. фам. - Орлов; 22.11 (6. III). 1869, Москва, - 31.VIII. 1932, там же] - рус. акт„р. Нар. арт. РСФСР (1926). Род. в семье мелкого купца, выходца из крестьян. Впервые выступил на сцене в 1881 в Артистич. кружке в Москве (брат невесты - "Русская свадьба в исходе XVI века" Сухонина). Учился на драм. курсах при моск. Малом т-ре. Будучи учеником курсов, в 1886 исполнил на сцене Малого т-ра характерную роль Капитеши ("Наш друг Неклюжев" Пальма), обратив на себя внимание Г. Н. Федотовой и А. Н. Островского. После закрытия курсов работал в Вологде (антреприза Пушкин а-Ч ек-рыгина, сезон 1886-87); первая заметная роль - Альберт (мелодрама "Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дю-канжа). В 1888-93 выступал в разл. городах, играл в дачных т-рах ("Озерки" под Петербургом и др.). В 1893-95 - акт„р Т-ра Кор-ша в Москве. В 1895-1902 (с перерывами, во время которых снова играл в провинции) - в труппе Театра Лит.-художественного общества в Петербурге. После ухода из этого т-ра О. становится акт„ром-гастрол„ром. Рассматривая т-р как высокое культурное просветит. учреждение, считая своим долгом нести иск-во в народ, О. разъезжал с артистич. коллективами по разл. городам страны, вплоть до самых отдал„нных, стремился к созданию нар. т-ра для крестьян (попытка в 1910 организовать в Голицыне под Москвой бесплатные спектакли для крестьян,представления под открытым небом в Вострякове под Москвой). Не обладая данными, необходимыми по тогдашним понятиям для исполнения драм. ролей (О. был невысокого роста, хрупкого телосложения, имел не очень сильный голос), акт„р первоначально играл роли амплуа комич. простака, водевильные и характерные. Однако, продолжая реалистич. традиции А. Е. Мартынова, О. часто вносил в исполнение этих ролей элементы драматизма: Сапожный подмастерье ("С места в карьер" Мансфельда, 1888), Степан ("Школьная пара" Бабецкого, 1891), Ф„дор Сл„зкин ("Невпопад", пер. с польского Людвигова-Маевского, 1896), Жекко ("Трильби" Ге, 1896) и др. Переломной в творч. биографии О. была роль царя Ф„дора Иоанн овича (о. п. А. К. Толстого, 1898, Т-р Литературно-художественного об-ва), выявившая огромное трагедийное дарование акт„ра. Иск-во О. знаменовало собой новый этап в истории Страницы: «« « 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |