Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706  1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716  » »»

5(17).X.1815-2(15).VII.1900] - рус. актриса. Училась в Московском театр.
уч-ще. С 18 лет выступала на сцене Малого т-ра;  зачислена  в  труппу  в
1835. Особую  известность  приобрела  после  исполнения  роли  Офелии  в
спектакле с участием П. С. Мочал ова (1837). Была постоянной  партн„ршей
Мочалова. Играла роли молодых героинь в трагедиях, драмах и мелодрамах:
   Корделия  ("Король  Лир"),  Вероника  ("Уголино"   Полевого),   Луиза
("Коварство и любовь"), Софья ("Горе от ума") и др.  Выступала  также  в
водевилях и комедиях (роли добродетельных, наивных девушек и  травести).
Была первой исполнительницей на моск.  сцене  роли  Атафьи  Тихоновны  в
"Женитьбе" (1843). 18 1847-51 О. работала в  Одессе.В  1851  -59-актриса
Александрийского  т-ра.  Играла  роли  светских  женщин  и  "благородных
матерей" в комедиях и  водевилях:  Катерина  ("Князь  Михаил  Васильевич
Скопин-Шуйский"  Кукольника),  Наталья  Дмитриев-па  ("Горе  от   ума"),
Сабурова ("Царская невеста" Мея), Гонерилья ("Король Лир") и др. В  1859
оставила сцену. Актриса одар„нная, с превосходными внешними данными  для
ролей героинь,  О.  добивалась  особого  успеха'в  тех  ролях,  где-  ей
удавалось интуитивно преодолевать ложное представление о  драме  "как  о
ч„м-то таком, в ч„м ходули и неестественность составляют главное" (В. Г.
Белинский) и где у не„ проявлялось неподдельное  чувство,  захватывавшее
публику, (напр., в роли Офелии).
   Муж О.- Илья Васильевич Орлов  (наст.  фам.-  Копылов;  1801  -  нач.
1850-х гг.) был акт„ром Александрийского (1825-28)  и  Малого  (1828-48)
т-ров, затем работал в провинции. Стремился играть "благородных" героев,
но  не  имел  в  этих  ролях  успеха.  В  то  же  время  его  исполнение
характерных, народных типов - Осип ("Ревизор"), Могильщик  ("Гамлет")  -
вызвало восторженный отзыв Белинского.
   Соч.:  Из  дневника,  в  кн.:  Записки  Гос.  института  театрального
искусства им. Луначарского, М., 1946.
   Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т.  2,  М.,  1953,  с.  339;
Шуберт А. И., Моя жизнь. Л., 1929;
   Куликов Н. И., Театральные воспоминания, "Искусство", 1883,  .Ne  11.
А. К л.
   ОРЛбВ-ЧУЖБЙНИН,     Яков      Васильевич      (наст.      фам.-Орлов;
21.III.1876-VI.1940) - рус. сов. акт„р. Засл.  арт.  Республики  (1927).
Участвовал в любит. спектаклях саратовского Об-ва изящных иск-в  и  Дома
нар. трезвости (роли: Хлестаков, Незнамов и др.), позднее - в Пензенском
нар. т-ре (Вово - "Плоды просвещения",  Рожнов  -  "Горе-злосчастье"  В.
Крылова и др.). Проф. акт„рскую деятельность начал в 1897 в Товариществе
артистов под рук. Н. Н.Савина и В.  В.  Несмельского  в  Вологде.  Затем
играл  в  Вильнюсе,  Воронеже,   Екатеринбурге,   Казани,   Киеве   (Т-р
Соловцова),  Н.-Новгороде,  Одессе,  Саратове  и  др.   городах.   После
Октябрьской революции работал в Воронеже (в  1918  был  здесь  одним  из
организаторов и председателем Союза работников сцены  и  арены),  Ростов
е-н а-Дон у (в т-ре Политуправления Северо-Кавказского округа - ПУСКВО),
саратовских т-рах, в колхозных т-р ах Моск.  области.  С  1937  играл  в
т-рах  Донбасса.  Обладая  прекрасными  природными  данными   (подвижное
выразительное лицо, красивый  голос,  темперамент,  обаяние,  творческая
интуиция), О.-Ч., однако, недостаточно углубл„нно  работал  над  ролями.
Его игра отличалась неровностью.
   Роли:  Чацкий,   Жадов,   Карандышев;   кн.   Мышкин.   ("Идиот"   по
Достоевскому),  Тузенбах  .("Три  сестры"),  Тот  ("Тот,  кто   получает
пощ„чины" Андреева), Фердинанд и  Карл  Моор;  Кин  (о.  п.  Дюма-отца);
Платон Кречет; Медведев ("Слава" Гусева) и др.
   Лит.: "Театр и искусство", 1907, .ј 43, с. 707; В е л и-з а р и и  М.
И., Путь провинциальной актрисы,  Л.-М.,  1938;  "Советское  искусство",
1940, 18 июня, ј 36. А.Шн.
   ОРбЗОВ, Шейще (1912-22.Х.1959)-кирг. сов. дири-' ж„р, педагог.  Засл.
деят. иск-в Кирг. ССР (1939). Член Коммунистич. партии  с  1939.  Первый
кирг. оперныйв г. Фрунзе, в 1931-32 учился в Моск. муз.  техникуме.  В  1937-39  брал
уроки дирижирования у В. В. Целиковского. Одновременно с уч„бой в студии
выступал в спектаклях и  играл  в  оркестре  Кирг.  т-ра.  В  1938-40  -
ассистент гл. дириж„ра  Кирг.  муз.  т-ра.  В  1939  под  рук.  О.  была
исполнена опера "Алтын-Кыз" Власова и Фере.  В  1940-45  и  1948-59  был
дириж„ром Кирг. филармонии. А. Ив.
   ОРОЧКО, Анна Алексеевна [р. 14(26).VII.1898]  -  рус.  сов.  актриса.
Нар. арт. РСФСР (1947), засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1917 поступила
в Студенч. драм. студию под рук. Е. Б. Вахтангова (позже  -  3-я  студия
МХТ, с 1926 - Т-р им. Евг. Вахтангова). В года Отечеств, войны была худ.
рук.  фронтового  филиала  Т-ра  Вахтангова.  Лучшие  роли  О.  отличает
трагедийная напряж„нность, драматич. сила. Препода„т в Театр. уч-ще  им.
Щукина (с 1959-профессор).
   Роли: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци),  Сур-милова  ("Лев  Гурыч
Синичкин" Ленского), Марион Делорм (о. п. Гюго), леди Мильфорд; Королева
("Гамлет"), Кручинина;
   Сумасшедшая барыня "Гроза"). Электра (о.  п.  Софокла),  Ганна  Лихта
("Заговор обреч„нных" Вирты; Гос. пр. СССР, 1950). И. Рос.
   "OPTA ОЮНУ" (тур, orta oyunu - представление на площади)  -тур.  нар.
т-р. Известен также  под  назв.  "мейдан  оюну"  и  "зухури  колу".  Был
популярен в 18 в.-1-й пол. 19 в., к середине  20  в.  представления  "О.
о."почти исчезли. "О. о." близок т-ру  караг„з  (герои,  сюжеты  пьес  и
др.). Представления "О. о." происходили под открытым небом:  исполнители
по ходу действия выходили из-за ширм. Женские роли исполняли мужчины. Л.
Г.
   ОРФ (Orff), Карл (р. 10.VII.1895) - нем. композитор. Муз. образование
получил  в  Мюнхенской  академии  музыки.  В  1915-17  -  дириж„р   т-ра
"Каммерш-пиле" в Мюнхене, в 1918-19 - т-ров в Мангейме и  Дармштадте.  В
1924 вместе с Д. Гюнтер основал в  Мюнхене  Школу  гимнастики,  танца  и
музыки, в к-рой работал до 1936. С  1950  препода„т  в  Мюнхенской  муз.
академии. Педагогич. система О., близкая методу  ритмич.  воспитания  Э.
Жак-Далькроза  предполагает  коренную  реформу   муз.   воспитания.   О.
относится к прогрессивной части музыкантов ФРГ.  Работает  исключительно
для т-ра. Написал оперы-сказки "Луна" (1939,  Мюнхен),  "Умница"  (1943,
Франкфурт-на-Майне; Нац. пр. ГДР, 1949) по  сказке  бр.  Гримм,  "Сон  в
летнюю ночь" (1952, Дармштадт) ; цикл "Баварский  театр  жизни":  "Агнес
Бернауэр"  (1947,  Штутгарт),  "Астутули"  (1953,   Мюнхен)   по   пьесе
Сервантеса  "Магический   театр"   и   др.;   сценич.   кантату-трилогию
"Три-умфы": "Carmina burana" ("Баварские песни")  на  ср.-век.  стихотв.
тексты (1937, Франкфурт-на-Майне), "Catulli carmina"  ("Песни  Катулла",
1943, Лейпциг),  "Триумф  Афродиты"  (1953,  Милан);  муз.  трагедии  на

Страницы: «« « 1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706  1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия