Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 » »» 5(17).X.1815-2(15).VII.1900] - рус. актриса. Училась в Московском театр. уч-ще. С 18 лет выступала на сцене Малого т-ра; зачислена в труппу в 1835. Особую известность приобрела после исполнения роли Офелии в спектакле с участием П. С. Мочал ова (1837). Была постоянной партн„ршей Мочалова. Играла роли молодых героинь в трагедиях, драмах и мелодрамах: Корделия ("Король Лир"), Вероника ("Уголино" Полевого), Луиза ("Коварство и любовь"), Софья ("Горе от ума") и др. Выступала также в водевилях и комедиях (роли добродетельных, наивных девушек и травести). Была первой исполнительницей на моск. сцене роли Атафьи Тихоновны в "Женитьбе" (1843). 18 1847-51 О. работала в Одессе.В 1851 -59-актриса Александрийского т-ра. Играла роли светских женщин и "благородных матерей" в комедиях и водевилях: Катерина ("Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), Наталья Дмитриев-па ("Горе от ума"), Сабурова ("Царская невеста" Мея), Гонерилья ("Король Лир") и др. В 1859 оставила сцену. Актриса одар„нная, с превосходными внешними данными для ролей героинь, О. добивалась особого успеха'в тех ролях, где- ей удавалось интуитивно преодолевать ложное представление о драме "как о ч„м-то таком, в ч„м ходули и неестественность составляют главное" (В. Г. Белинский) и где у не„ проявлялось неподдельное чувство, захватывавшее публику, (напр., в роли Офелии). Муж О.- Илья Васильевич Орлов (наст. фам.- Копылов; 1801 - нач. 1850-х гг.) был акт„ром Александрийского (1825-28) и Малого (1828-48) т-ров, затем работал в провинции. Стремился играть "благородных" героев, но не имел в этих ролях успеха. В то же время его исполнение характерных, народных типов - Осип ("Ревизор"), Могильщик ("Гамлет") - вызвало восторженный отзыв Белинского. Соч.: Из дневника, в кн.: Записки Гос. института театрального искусства им. Луначарского, М., 1946. Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953, с. 339; Шуберт А. И., Моя жизнь. Л., 1929; Куликов Н. И., Театральные воспоминания, "Искусство", 1883, .Ne 11. А. К л. ОРЛбВ-ЧУЖБЙНИН, Яков Васильевич (наст. фам.-Орлов; 21.III.1876-VI.1940) - рус. сов. акт„р. Засл. арт. Республики (1927). Участвовал в любит. спектаклях саратовского Об-ва изящных иск-в и Дома нар. трезвости (роли: Хлестаков, Незнамов и др.), позднее - в Пензенском нар. т-ре (Вово - "Плоды просвещения", Рожнов - "Горе-злосчастье" В. Крылова и др.). Проф. акт„рскую деятельность начал в 1897 в Товариществе артистов под рук. Н. Н.Савина и В. В. Несмельского в Вологде. Затем играл в Вильнюсе, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Киеве (Т-р Соловцова), Н.-Новгороде, Одессе, Саратове и др. городах. После Октябрьской революции работал в Воронеже (в 1918 был здесь одним из организаторов и председателем Союза работников сцены и арены), Ростов е-н а-Дон у (в т-ре Политуправления Северо-Кавказского округа - ПУСКВО), саратовских т-рах, в колхозных т-р ах Моск. области. С 1937 играл в т-рах Донбасса. Обладая прекрасными природными данными (подвижное выразительное лицо, красивый голос, темперамент, обаяние, творческая интуиция), О.-Ч., однако, недостаточно углубл„нно работал над ролями. Его игра отличалась неровностью. Роли: Чацкий, Жадов, Карандышев; кн. Мышкин. ("Идиот" по Достоевскому), Тузенбах .("Три сестры"), Тот ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Фердинанд и Карл Моор; Кин (о. п. Дюма-отца); Платон Кречет; Медведев ("Слава" Гусева) и др. Лит.: "Театр и искусство", 1907, .ј 43, с. 707; В е л и-з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938; "Советское искусство", 1940, 18 июня, ј 36. А.Шн. ОРбЗОВ, Шейще (1912-22.Х.1959)-кирг. сов. дири-' ж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1939). Член Коммунистич. партии с 1939. Первый кирг. оперныйв г. Фрунзе, в 1931-32 учился в Моск. муз. техникуме. В 1937-39 брал уроки дирижирования у В. В. Целиковского. Одновременно с уч„бой в студии выступал в спектаклях и играл в оркестре Кирг. т-ра. В 1938-40 - ассистент гл. дириж„ра Кирг. муз. т-ра. В 1939 под рук. О. была исполнена опера "Алтын-Кыз" Власова и Фере. В 1940-45 и 1948-59 был дириж„ром Кирг. филармонии. А. Ив. ОРОЧКО, Анна Алексеевна [р. 14(26).VII.1898] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1947), засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1917 поступила в Студенч. драм. студию под рук. Е. Б. Вахтангова (позже - 3-я студия МХТ, с 1926 - Т-р им. Евг. Вахтангова). В года Отечеств, войны была худ. рук. фронтового филиала Т-ра Вахтангова. Лучшие роли О. отличает трагедийная напряж„нность, драматич. сила. Препода„т в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1959-профессор). Роли: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци), Сур-милова ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Марион Делорм (о. п. Гюго), леди Мильфорд; Королева ("Гамлет"), Кручинина; Сумасшедшая барыня "Гроза"). Электра (о. п. Софокла), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты; Гос. пр. СССР, 1950). И. Рос. "OPTA ОЮНУ" (тур, orta oyunu - представление на площади) -тур. нар. т-р. Известен также под назв. "мейдан оюну" и "зухури колу". Был популярен в 18 в.-1-й пол. 19 в., к середине 20 в. представления "О. о."почти исчезли. "О. о." близок т-ру караг„з (герои, сюжеты пьес и др.). Представления "О. о." происходили под открытым небом: исполнители по ходу действия выходили из-за ширм. Женские роли исполняли мужчины. Л. Г. ОРФ (Orff), Карл (р. 10.VII.1895) - нем. композитор. Муз. образование получил в Мюнхенской академии музыки. В 1915-17 - дириж„р т-ра "Каммерш-пиле" в Мюнхене, в 1918-19 - т-ров в Мангейме и Дармштадте. В 1924 вместе с Д. Гюнтер основал в Мюнхене Школу гимнастики, танца и музыки, в к-рой работал до 1936. С 1950 препода„т в Мюнхенской муз. академии. Педагогич. система О., близкая методу ритмич. воспитания Э. Жак-Далькроза предполагает коренную реформу муз. воспитания. О. относится к прогрессивной части музыкантов ФРГ. Работает исключительно для т-ра. Написал оперы-сказки "Луна" (1939, Мюнхен), "Умница" (1943, Франкфурт-на-Майне; Нац. пр. ГДР, 1949) по сказке бр. Гримм, "Сон в летнюю ночь" (1952, Дармштадт) ; цикл "Баварский театр жизни": "Агнес Бернауэр" (1947, Штутгарт), "Астутули" (1953, Мюнхен) по пьесе Сервантеса "Магический театр" и др.; сценич. кантату-трилогию "Три-умфы": "Carmina burana" ("Баварские песни") на ср.-век. стихотв. тексты (1937, Франкфурт-на-Майне), "Catulli carmina" ("Песни Катулла", 1943, Лейпциг), "Триумф Афродиты" (1953, Милан); муз. трагедии на Страницы: «« « 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |