Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 » »» ("Воевода"), устно-народное творчество (песня - "Бедность не порок", "Гроза", "Снегурочка"; сказка п легенда - "Воевода"; нар. драма - "Бедность не порок", "Комик XVII столетия"). Строго подчиняя все средства развития действия раскрытию осн. сюжетного конфликта, О. достигает отч„тливой выразительности любого диалога, монолога, эпизода и действующего лица, строгой логич. последовательности и стройности их расположения. Пьесы О. сценически действенны, художественно многообразны. Яркому воплощению содержания пьес О., их сценичности содействует не только композиционное иск-во, но и их язык. О. - выдающийся знаток рус. речи ("чародей языка" - по выражению Горького). Язык действующих лиц О. отличается конкретно-историч. и вместе с тем глубоко обобщ„нной, типич. достоверностью. Используя разл. особенности разговорной речи изображаемых социальных групп О. прида„т действующим лицам законченную пластич. чеканность, убедительную живость, бытовую колоритность определ„нного времени и места. Творчество О., стремившегося к возможно более широкому и полному изображению жизни, отличается видовым многообразием. О. писал комедии, драмы, историч. хроники, сцены; среди его произв. - трагедия и драм. сказка. Но жанровое своеобразие драматургии О. заключается и в сложности, объ„мности его пьес, в смелом смещении писателем "чистых" признаков драмы или комедии, интриги, положений, характеров и т. д. В его пьесах сочетаются драматич. и комич. элементы. Драмы и комедии О. не являются пьесами характеров, интриги, положений в старом понимании этих жанров. Добролюбов назвал их "пьесами жизни". Почти в любой пьесе О. находятся элементы социально-бытовые, социально-психоло-гич. и т. д. Так, напр., "Гроза" - социально-бытовая пьеса, но в ней отч„тливо проступают социально-по-литич. мотивы. Пьеса "На всякого мудреца довольно простоты" - социально-политическая, но в ней широко рисуется быт и нравы дворянства. "Бесприданница" - социально-психологическая драма, отражающая в то же время бытовые особенности провинциальной дворянско-буржуазной России. О., подч„ркивая своеобразие своей драматургии, называл е„ реально-бытовой. В отличие от Грибоедова, Пушкина и Гоголя, реализм О. приобр„л новые жизненные и художественные черты. Стремясь воспроизвести общественные типы "как можно реальнее и правдивее", О. углублял их социально-бытовой облик, полнее рисовал окружающую среду и тщательнее, конкретнее раскрывал особенности речи персонажей. "Вы один,- писал Островскому И. А. Гончаров,- достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фон-Визин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: ,,У нас есть свой русский, национальный театр...4соч., т. 8, 1955, с. 491-92). Творчество О. определило вс„ дальнейшее развитие рус. драм. лит-ры, а также драматургии др. народов СССР (пьесы А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького, Г. Сундукяна, А. Цагарели, И. Карпенко-Карого и др.). Появление в т-ре пьес О. открыло новый этап в развитии рус. реалистич. акт„рского иск-ва, способствовало воспитанию целого поколения акт„ров-реалистов. Характерные черты этой школы - тенденция к социально-бытовой обрисовке характеров, раскрытию их нац. специфики, поиски идеала в образе человека из народа. Первой пьесой О., пост. в Малом т-ре (подготовкой спектакля руководил сам автор), была комедия "Не в свои сани не садись" (1853). "Взвился заиавес,- вспоминал И. Ф. Горбунов,- и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того неслыханный со сцены; появились живые люди..." (Полн. собр. соч., т. 2, СПБ, 1904, с. 377). В спектакле в роли Русакова выступил П. М. Садовский. Его дарование, раскрывшееся и окрепшее на драматургии О., способствовало возникновению новой акт„рской школы (см. Искусство акт„ра). В том же году Малый т-р пост. комедию "Бедная невеста" (Марья Андреевна - Е. Н. Васильева). Подлинным триумфом драматурга стала премьера в Малом т-ре комедии "Бедность не порок" (1854), в к-рой Садовский исполнил одну из своих лучших ролей - Любима Тор-цова. В Малом т-ре были также пост. "Доходное место" (1863), "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Лес" (1871), "Правда - хорошо, а счастье лучше" (1876), "Последняя жертва" (1877), "Бесприданница" (1878). Огромными событиями театральной жизни стали спектакли: "Гроза" (1859), "Шутники" (1864), "Горячее сердце" (1869),"Таланты и поклонники" (1881), "Без вины виноватые" (1884). В "Грозе" в гл. роли выступила Л. П. Косицкая, к-рую О. считал "идеальной Катериной"; роль Тихона стала лучшей ролью С. В. Васильева, замечательной исполнительницей роли Кабанихи была С. П. Акимова. В спектакле "Гроза" в Александрийском т-ре (в том же году) проявилась трагедийная глубина таланта А. Е. Мартынова (Тихон); образы Кабанихи и Катерины были созданы Ю. Н. Линской и Ф. А. Снетковой. На драматургии О. сложились дарования акт„рской семьи Садовских (Пров Михайлович, Михаил Прович, Ольга Осиповна), С. В. Васильева, Л. П. Косицкой, Е. Н. Васильевой и мн. др. Свои лучшие роли в его пьесах создали М. Н. Ермолова (Негина), П. А. Стрепетова (Катерина), Г. Н. Федотова (Кручинина), Н. X. и К. Н. Рыбаковы (Несчастливцев), В. Ф. Комиссаржевская (Лариса). Воспитанию акт„ров реалистич. направления О. содействовал и как режисс„р. Он принимал непос-редств. участие в пост. своих пьес в Малом т-ре. "Я,- писал он,- близко сошелся с артистами и всеми силами старался быть им полезным своими знаниями и способностями. Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия" (Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 66). Драматург считал, что настоящий, образцовый, истинно художеств. т-р обязан верно отражать жизнь, создавая на сцене е„ полную иллюзию. Пропагандируя сценич. реализм, О. доказывал его враждебность натурализму. Одним из осн. условий подлинно-худ ожеств. спектакля он считал наличие акт„рского ансамбля. Свои пьесы, предназнач. для постановки в Малом т-ре, О. читал у себя дома, в самом театре и у ведущих артистов. Этим чтением драматург сообщал каждой роли "тон", направление для сценич. выражения. Кроме того, он "проходил с каждым его роль отдельно". Выступая как режисс„р-новатор, О. руководствовался в сценич. раскрытии пьес определ„нными социально-эстетич. задачами, стремлением последовательно реалистически воплощать идеи и образы. Драматург следил за тем, чтобы акт„р передавал "верность и характерность" языка пьесы. В своих наставлениях акт„рам О. опирался на весь предшествующий опыт прогрессивного сценич. иск-ва, на лит.-театр. статьи Белинского, а с 60-х гг.- на работы И. М. Сеченова. О. считал, что правда жизни должна находить сво„ отражение и в костюмах, и в Страницы: «« « 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |