Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713  1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723  » »»

("Воевода"), устно-народное творчество (песня  -  "Бедность  не  порок",
"Гроза", "Снегурочка"; сказка  п  легенда  -  "Воевода";  нар.  драма  -
"Бедность  не  порок",  "Комик  XVII  столетия").  Строго  подчиняя  все
средства  развития  действия  раскрытию  осн.  сюжетного  конфликта,  О.
достигает отч„тливой выразительности любого диалога, монолога, эпизода и
действующего лица, строгой логич.  последовательности  и  стройности  их
расположения.   Пьесы   О.    сценически    действенны,    художественно
многообразны. Яркому  воплощению  содержания  пьес  О.,  их  сценичности
содействует не  только  композиционное  иск-во,  но  и  их  язык.  О.  -
выдающийся знаток рус. речи ("чародей языка" - по  выражению  Горького).
Язык действующих лиц О. отличается конкретно-историч.  и  вместе  с  тем
глубоко обобщ„нной, типич. достоверностью. Используя  разл.  особенности
разговорной речи изображаемых социальных групп  О.  прида„т  действующим
лицам законченную пластич.  чеканность,  убедительную  живость,  бытовую
колоритность определ„нного времени и места.
   Творчество О., стремившегося к  возможно  более  широкому  и  полному
изображению жизни, отличается видовым многообразием. О.  писал  комедии,
драмы, историч. хроники, сцены; среди его произв.  -  трагедия  и  драм.
сказка.  Но  жанровое  своеобразие  драматургии  О.  заключается   и   в
сложности, объ„мности его пьес, в  смелом  смещении  писателем  "чистых"
признаков драмы или комедии, интриги, положений, характеров и  т.  д.  В
его пьесах сочетаются драматич. и комич. элементы. Драмы и комедии О. не
являются пьесами характеров, интриги, положений в старом понимании  этих
жанров. Добролюбов назвал их "пьесами жизни". Почти  в  любой  пьесе  О.
находятся элементы социально-бытовые,  социально-психоло-гич.  и  т.  д.
Так, напр., "Гроза"  -  социально-бытовая  пьеса,  но  в  ней  отч„тливо
проступают  социально-по-литич.  мотивы.  Пьеса  "На   всякого   мудреца
довольно простоты" - социально-политическая, но в  ней  широко  рисуется
быт и  нравы  дворянства.  "Бесприданница"  -  социально-психологическая
драма, отражающая в  то  же  время  бытовые  особенности  провинциальной
дворянско-буржуазной   России.   О.,   подч„ркивая   своеобразие   своей
драматургии,  называл  е„  реально-бытовой.  В  отличие  от  Грибоедова,
Пушкина и Гоголя, реализм О. приобр„л новые жизненные  и  художественные
черты. Стремясь воспроизвести общественные типы "как  можно  реальнее  и
правдивее", О.  углублял  их  социально-бытовой  облик,  полнее  рисовал
окружающую среду и тщательнее,  конкретнее  раскрывал  особенности  речи
персонажей. "Вы один,- писал  Островскому  И.  А.  Гончаров,-  достроили
здание, в основании  которого  положили  краеугольные  камни  Фон-Визин,
Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем  с  гордостью
сказать: ,,У нас есть  свой  русский,  национальный  театр...4соч., т. 8, 1955, с. 491-92). Творчество О.  определило  вс„  дальнейшее
развитие рус. драм. лит-ры, а также драматургии др. народов СССР  (пьесы
А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького, Г. Сундукяна, А. Цагарели, И.
Карпенко-Карого и др.).
   Появление  в  т-ре  пьес  О.  открыло  новый  этап  в  развитии  рус.
реалистич. акт„рского иск-ва, способствовало воспитанию целого поколения
акт„ров-реалистов.  Характерные  черты  этой   школы   -   тенденция   к
социально-бытовой обрисовке характеров,  раскрытию  их  нац.  специфики,
поиски идеала в образе человека из народа. Первой  пьесой  О.,  пост.  в
Малом т-ре (подготовкой спектакля руководил сам автор), была комедия "Не
в свои сани не  садись"  (1853).  "Взвился  заиавес,-  вспоминал  И.  Ф.
Горбунов,- и со сцены послышались  новые  слова,  новый  язык,  до  того
неслыханный со сцены; появились живые люди..." (Полн. собр. соч., т.  2,
СПБ, 1904,  с.  377).  В  спектакле  в  роли  Русакова  выступил  П.  М.
Садовский. Его дарование, раскрывшееся и  окрепшее  на  драматургии  О.,
способствовало  возникновению  новой  акт„рской  школы  (см.   Искусство
акт„ра). В том же году Малый т-р пост. комедию "Бедная  невеста"  (Марья
Андреевна -  Е.  Н.  Васильева).  Подлинным  триумфом  драматурга  стала
премьера в Малом т-ре  комедии  "Бедность  не  порок"  (1854),  в  к-рой
Садовский исполнил одну из своих лучших ролей - Любима Тор-цова. В Малом
т-ре были также пост.  "Доходное  место"  (1863),  "На  всякого  мудреца
довольно простоты" (1868), "Лес" (1871), "Правда  -  хорошо,  а  счастье
лучше"  (1876),  "Последняя  жертва"  (1877),  "Бесприданница"   (1878).
Огромными событиями театральной жизни стали спектакли:  "Гроза"  (1859),
"Шутники" (1864), "Горячее сердце" (1869),"Таланты и поклонники" (1881),
"Без вины виноватые" (1884). В  "Грозе"  в  гл.  роли  выступила  Л.  П.
Косицкая, к-рую О.  считал  "идеальной  Катериной";  роль  Тихона  стала
лучшей  ролью  С.  В.  Васильева,  замечательной  исполнительницей  роли
Кабанихи была С. П. Акимова. В спектакле "Гроза" в Александрийском  т-ре
(в том же году) проявилась трагедийная глубина таланта А.  Е.  Мартынова
(Тихон); образы Кабанихи и Катерины были созданы Ю. Н. Линской и  Ф.  А.
Снетковой.  На  драматургии  О.  сложились  дарования  акт„рской   семьи
Садовских (Пров  Михайлович,  Михаил  Прович,  Ольга  Осиповна),  С.  В.
Васильева, Л. П. Косицкой, Е. Н. Васильевой и мн. др. Свои лучшие роли в
его пьесах создали М. Н. Ермолова (Негина), П. А. Стрепетова (Катерина),
Г. Н. Федотова (Кручинина), Н. X. и К. Н. Рыбаковы  (Несчастливцев),  В.
Ф. Комиссаржевская (Лариса).
   Воспитанию акт„ров  реалистич.  направления  О.  содействовал  и  как
режисс„р. Он принимал непос-редств. участие в пост. своих пьес  в  Малом
т-ре. "Я,- писал он,- близко сошелся с артистами и всеми силами старался
быть им полезным своими знаниями и способностями. Школа  естественной  и
выразительной игры на сцене, которою прославилась  московская  труппа  и
которой  представителем  в   Петербурге   был   Мартынов,   образовалась
одновременно с появлением моих первых комедий и не  без  моего  участия"
(Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 66). Драматург считал, что настоящий,
образцовый, истинно художеств. т-р обязан верно отражать жизнь, создавая
на сцене е„ полную иллюзию. Пропагандируя сценич. реализм, О.  доказывал
его враждебность натурализму. Одним из осн. условий подлинно-худ ожеств.
спектакля он считал наличие акт„рского ансамбля. Свои пьесы, предназнач.
для постановки в Малом т-ре, О. читал у себя дома, в самом  театре  и  у
ведущих артистов. Этим чтением  драматург  сообщал  каждой  роли  "тон",
направление для сценич. выражения. Кроме того, он "проходил с каждым его
роль отдельно". Выступая как  режисс„р-новатор,  О.  руководствовался  в
сценич.  раскрытии  пьес  определ„нными   социально-эстетич.   задачами,
стремлением  последовательно  реалистически  воплощать  идеи  и  образы.
Драматург  следил  за   тем,   чтобы   акт„р   передавал   "верность   и
характерность" языка пьесы. В своих наставлениях акт„рам О. опирался  на
весь предшествующий опыт прогрессивного сценич. иск-ва,  на  лит.-театр.
статьи Белинского, а с 60-х гг.- на работы И. М.  Сеченова.  О.  считал,
что правда жизни должна находить  сво„  отражение  и  в  костюмах,  и  в

Страницы: «« « 1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713  1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия