Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716   1717  1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727  » »»

   Ежегодник Малого театра. 1953-1954, M., 1956, с. 496-588;
   "Уриэль Акоста", трагедия К.  Гуцкова.Спектакль  Гос.  ордена  Ленина
Акад. Малого театра, М., 1940; Ходорков-ская Л.,Клинчин  А.,  Остужев  -
акт„р Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, М.,  1958;  Филиппов
В. А., А. А. Остужев, М.-Л., 1945. JJ Ход.
   ОСТЭРВА (Osterwa), Юлиуш (23. VI. 1885-10. V. 1947) - польский акт„р,
режисс„р, театр. деятель. Начал  выступать  на  сцене  в  1904  в  "Т-ре
Людовы"; с 1905 -  в  лит.-сатирич.  кабаре  "Зел„ный  шарик"  (Краков).
Одновременно играл в Краковском т-ре (наиболее значит, роли: паж Хена  -
"Иола" Жу-лавского; Эдзио - "Женщина без  изъяна"  Заполь-ской;  Поэт  -
"Человек из суфл„рской будки" Рит-нера; Герцог  --  "Двенадцатая  ночь";
герцог Рейхш-тадский -"Орл„нок" Ростана и  др.).  В  1906-15  работал  в
т-рах гг. Познани, Вильно, Варшавы. В 1915 был интернирован  как  австр.
подданный в центр. Россию;  работал  акт„ром  и  режисс„ром  в  польских
театр.  коллективах  Самары  и  Москвы,  пост.  ряд  крупнейших  произв.
польской  драматургии:  "Болеслав  Смелый"   и   "Свадьба"   Выспянского
(выступал в роли  Жениха),  "Легкомысленная  сестра"  Пежиньского  (роль
Топольского), исполнил также роли: Фантазий  и  Сляз  (о.  п.  и  "Лилла
Венеда" Словацкого), кс„ндз П„тр ("Дзяды" Мицкевича, фрагмент).  С  1916
работал в польской труппе под рук. Ф. Рыхловского в Киеве (пост. "Месть"
и "Девичьи обеты" Фредро, "Стойкий принц" Кальдерона,  пер.  Словацкого,
"Горштын-ский" Словацкого). В эти годы О. познакомился  с  иск-вом  МХТ,
учением его руководителя К. С. Станиславского, что  оказало  воздействие
на дальнейшее творчество О. В 1918 вернулся в Варшаву,  где  организовал
передовой экспериментальный т-р "Редута" (руководил до 1939), положив  в
основу  его  деятельности  принципы,  близкиетворч.   программе   M   XT
(установка  на  высокоидейный,  художественно   полноценный   репертуар,
подчинение  всех  компонентов  спектакля   единому   замыслу,   создание
ансамбля,  воспитание  акт„ра  в  духе  высоких  гражданских   и   этич.
требований). В этом т-ре исполнил роли:
   Дон Фернандо ("Стойкий принц"), Кордиан (о.  п.  Словацкого),  Конрад
("Освобождение" Выспянского) и др. Одновременно О. работал в др. театрах
(1923-25), рук. т-ром "Розмаитости", позднее
   "Т-р  Народовы"  в  Варшаве,  в  1932-35-Краковским  т-ром.  В   годы
гитлеровской оккупации О. был связан с подпольными  театр.  коллективами
Кракова.  После  освобождения   Польши   принял   активное   участие   в
строительстве нового, нар. т-ра, с 1946 руководил объединением городских
т-ров  Кракова,   в   том   же   году   пост.   "Лиллу   Венеду"   ("Т-р
Польски",Варшава),выступая одновременно как акт„р, организовал в Кракове
раматич. школу и был е„ директором. В  сво„м  режисс„рском  и  акт„рском
творчестве О. утверждал правду чувств, глубокое проникновение в духовную
жизнь героя. Обаяние, изящество и артистичность исполнительского  иск-ва
О. были неразрывно  связаны  с  высокой  интеллектуальностью,  глубиной,
человечностью и благородной сдержанностью сценич.  рисунка  роли.  Лит.:
История Польши, т. 3, M., 1958 (статья  Б.  Ростоцкого);  Hennelowa  J.,
Szaniawski J.. Juliusz Osterwa, Warsz., 1956. Б. Рос,
   ОТАВА (Otava), Зденек (p.11.III.1902) -  чехословацкий  артист  оперы
(баритон). Нар. арт. ЧССР (1958). В детстве пел в  церковном  хоре;  его
голос был отмечен композитором Л. Яначеком. Пению  учился  у  известного
чеш. оперного певца Б. Бенони. Дебютировал с успехом  в  1925  на  сцене
Словацкого Нац. т-ра (Братислава). В 1925-29  О.-  солист  Нац.  т-ра  в
Брно, с 1929 - пражского Нац. т-ра. Обладает красивым  голосом  широкого
диапазона и большой силы, богатыми муз. и сценич. данными.
   Партии: король  Владислав,  Х  руд  ос,  Томше  ("Далибор",  "Тайна",
"Поцелуй" Сметаны), Йемен  ("Армида"  Дворжака),  Ламингер  ("Псоглавцы"
Коваржовица),  Фигаро  ("Свадьба  Фигаро"),  Риголетто;  Яго   ("Отелло"
Верди), Тонио ("Паяцы"), Эскамильо н др.
   Выступает в концертах, известен как замечат.  исполнитель  чеш.  нар.
песен. Вед„т педагогич. деятельность. Л. Ф. Л.
   "ОТЕЛЛО"   ("Othello")-   трагедия   в   5   д.   У.Шекспира.    Соч.
предположительно 1604. Пост. в окт. 1604 в т-ре "Глобус" Лондон- (Отелло
- Р. Б„рбедж). В 17-18 вв. и 1-й пол 19 в шла в переделках и  обработках
Давенпорта, Д.Гар-рика, Ж. Ф. Дюси. Ф. Л. Шредера и др. Среди много-числ
т-ров, ставивших "О.", лондонские т-ры: "Корт" (1612, 1636), т-р "Ройял"
(1660), т-р "Друри-Лейн" (1709, Отелло - Б Бутс; 1745, Отелло -  Гаррик;
1784. Отелло - Дж. Кембл;
   1814 Отелло - Э.  Кин;  1832.  Отелло  -  Э.  Кии,  Яго  -  Макрели),
"Куинс-тиэтр" (1710, Отелло - Беттертон), т-р "Хеймаркет" (1747,  Яго  -
Маклин), "Ройялти тиэтр" (1826, Отелло - Олдридж),  т-р  "Ковент-Гарден"
(1833, Отелло - Э. Кин, Яго  -  Ч.  Кин;  1844,  Отелло  -  Фелпс),  т-в
"Лицеум" (1870, Отелло - Ирвинг; 1881. Ирвинг и E Бутс - Отелло  и  Яго,
попеременно); т-р "Лирик" (1902;
   1906, Яго - Ирвинг), т-р "Олд  Вик"  (1938.  Оливье  и  Ричард-сон  -
Отелло и Яго, попеременно). Др. англ. т-ры -  т-р  "Сент-Джеймс"  (1951,
Отелло - О. Уэллес); шекспировский
   "Мемориальный т-р", Стратфорд-он-Эйвон (1930, 1956; 1959 Отелло -  П.
Робсон; 1961 - О. Гилгуд). Нью-йоркский т-р "Гилд" (1943.  Отелло  -  П.
Робсон) и др. "О." ставили также: труппа К. Т. Д„ббелина  (1775,  Отелло
-Д„ббелин) Королевский нац. т-р, Берлин (1788, Отелло  -  Флекк)  "Театр
Республики", Париж (1791, Отелло  -  Тальма)Отелло - Муне-Сюлли; 1899' Яго - П. Муне). труппа под  рук.  Г.  Модены,
Милан  (1843',  Отелло  -  Модена);  т-р  в  Виченце  (1856,  Отелло   -
Сальви-ни); Нем. т-р, Берлин (1910. реж. Рейнхардт; Отелло -  Бассерман,
Яго - Вегенер; 1918; 1953, Отелло - Клейнау, Яго - Э. Буш), "Фольксбюне"
и "Шиллер-театр", Берлин (оба в 1918),  Гос.  т-р,  Берлин  (1921,  реж.
Йеснер; Отелло -Кортнер),  "Бургтеатр",  Вена  (1814,  Отелло  и  Яго  -
Оксенхеймер), "Слеза и смех", София (1897, Отелло - Кир-ков), Нац.  т-р,
Прага (1916, Отелло - Воян; 1951). японские труппы (1903,  1910,  1960),
Королевский т-р, Стокгольм (1917), т-р "Элизео",  Рим  (1940.  Отелло  -
Черви), труппа под рук В. Гасмана (1956, Отелло  -  Гасман),  Нац.  т-р,
Будапешт (1949; 1954, реж.  Майор  и  Надашди;  Отелло-Бешшеньеи  Яго  -
Майор); т-р "Габима", Израиль (1950), Нац. консерватория, Анкара (1960),
Македонский т-р в Скопье, Югославия (1960) и мн. др.
   Первая пост. "О." в  России:  3  нояб.  1806  -  Александрийский  т-р
(пер.-переделка Вельяминова, с  франц.  пер.-переделка  Дюси,  Отелло  -
Яковлев), 31 янв. 1808 - Московский имп. т-р (Отелло - С.  Ф.  Мочалов).
Последующие до-революц.  пост.:  Малый  т-р,  1828,  1837  (пер.  И.  И.
Панаева. Отелло  -  П.  С.  Мочалов),  1851;  1862;  1888  (пер.  П.  И.
Вейн-берга, Отелло - А. П.  Ленский,  Яго  -  Южин,  Дездемона-Ермолова,
Эмилия - Федотова), 1900 (Отелло - Сальвини, играл на  итал.  яз.;  рус.

Страницы: «« « 1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716   1717  1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия