Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714  1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724  » »»

декорациях спектакля. Требуя обстановки, "близкой  к  жизненной  правде"
(см. там же, с. 338), О.  в  то  же  время  всегда  решительно  отвергал
натуралистич.  декорации,   был   нетерпим   к   фотографич.   копировке
социально-бытовой,  историч.  обстановки  во  всех  е„  подробностях   и
деталях. Участие О. в постановках своих пьес имело огромное значение для
Малого т-ра, к-рый превосходил  в  этот  период  Александрийский  т-р  и
художественной дисциплиной, и единством труппы. А. А. Плещеев, вспоминая
40-60-е гг., писал: "в Малом театре не  играли,  а  священнодействовали.
Это были не спектакли, а концерты".
   Пьесы О. вызывали в театр. кругах ожесточ„нные споры. К  его  произв.
недоброжелательно   относилась   не   только   дирекция   имп.    т-ров,
аристократич. публика, но и  значительная  часть  акт„ров,  привыкших  к
сценич. штампам. На протяжении всей своей  лит.-театр.  деятельности  О.
пришлось вести борьбу за свои реалистич. принципы. Пьесы, поставленные с
его помощью и хорошо принимаемые зрителями, показывались много реже, чем
произв.  др.  авторов.  С  1869  О.  писал  в  дирекцию  имп.  т-ров,  в
министерства  двора  и  иные  инстанции  множество  "записок",  в  к-рых
доказывал  необходимость  повышения   идейного   и   художеств.   уровня
репертуара, передачи управления т-ра-ми в руки мастеров сценич.  иск-ва,
укрепления труппы талантливыми, образованными артистами, открытия  драм.
классов в  театр.  школе,  самостоятельности  моск.  т-ров.  Желание  О.
содействовать преобразованию сцены привело его к решению идти на  службу
в имп. т-ры. С 1-го янв. 1886 он  приступил  к  исполнению  обязанностей
начальника репертуара моск. т-ров.  Резко  изменяя  характер  подготовки
спектаклей в Малом т-ре, он начал  вводить  многократные  читки  пьес  и
генеральные репетиции в костюмах, усилил режиссуру. Заботясь о серь„зном
и постоянном обновлении репертуара Малого театра, О. создал репертуарный
совет, в к-рый вошли крупные деятели лит-ры, историки т-ра и критики. Он
начал  приглашать  в  т-р  молодых  акт„ров,  наметил  ввод  дубл„ров  в
спектакли, широко практиковал  пробные  спектакли  ("закрытые  дебюты").
Особое внимание уделял О. организации драм. классов театр. школы.  Пов„л
борьбу с методами бюрократич. руководства т-ром. О. был полон замыслов о
коренном  преобразовании  сценич.  иск-ва,   но   смерть   помешала   их
воплощению.
   Будучи  выдающимся  драматургом,  а  также  режисс„ром  своих   пьес,
воспитателем  замечательных  акт„ров,  О.  приобр„л  известность  и  как
крупный обществ. деятель. В 1865 А. Н.  Островский,  Н.  Г.  Рубинштейн,
писатель В. Ф. Одоевский, артист П.  М.  Садовский  и  др.  организовали
"Артистич. кружок". Здесь  были  воспитаны  мн.  талантливые  акт„ры  из
любителей,  часто  выступали  провинциальные   акт„ры   (что   сЬздавало
возможность для их творч. и культурного общения). В  "Артистич.  кружке"
начали свою сценич. деятельность М. П. Садовский, О. О. Садовская, В. А.
Макшеев, А. М. Максимов, А. А. Дюбюк и др., играли П. А. Стрепетова,  М.
И. Писарев, Н. X. Рыбаков, Н. К. Милославский и др.  "Артистич.  кружок"
явился колыбелью мн. последующих обществ,  организаций.  Здесь  родилась
мысль о создании Моск. филармонич. об-ва, появился  замысел  организации
Об-ва драм. писателей, возникла и осуществилась идея частных театров.  В
1870 было создано Собрание рус. драм. писателей, на основе к-рого в 1874
создано Общество русских драматических писателей и оперных  композиторов
бессменным председателем к-рого с 1874  и  до  конца  жизни  был  О.  Он
стремился  превратить  Об-во  в  организацию,   содействующую   развитию
отечеств. драм. и сценич. иск-ва.  О.  удалось  увеличить  оплату  драм.
произв., учредить ежегодную Грибоедовскую премию за лучшую пьесу  сезона
и создать профессиональную библиотеку. Но многие его намерения (создание
в Москве нар. т-ра и др.) остались неосуществл„нными.
   Жизненный путь О. был нел„гким. Драматург писал свои пьесы, постоянно
нуждаясь, добивался их постановки, преодолевая сопротивление  не  только
драм. цензуры, (были запрещены,  кроме  уже  указанных  пьес,  "Доходное
место", "Воспитанница", "Козьма Минин..."), но  часто  и  Дирекции  имп.
т-ров. Консервативная Е примыкающая к ней либеральная критика  встречала
его пьесы по преимуществу враждебно. Но передовая критика, прогрессивная
общественность уже при жизни О.  оценили  его  творч.  деятельность  как
поучительный образец высокого служения  родине,  как  патриотич.  подвиг
истинно  нар.  драматурга.   Великая   правда   жизни,   воплощ„нная   в
художественно  совершенных  образах,   органич.   слияние   демокра-тич.
содержания с  блестящей  формой,  высочайшего  реалистич.  мастерства  с
простотой и доступностью обусловили вечно живую ценность пьес О.
   По произв. О. были созданы оперы "Гроза" Каш-перова (1867, либр. О.),
"Воевода" Чайковского
   (1869), "Вражья  сила"  Серова  (1871),  "Снегурочка"  (1882);  "Катя
Кабанова" Яначека (1921).
   Будучи  человеком  разносторонне  образованным,   О.   выступал   как
переводчик, пропагандируя лучшие произв. иностр. драматургии - Шекспира,
Гольдони,  Джакометти  и  др.  Он  перев„л  индийскую  драму  "Дэвадаси"
("Баядерка"),  укр.  пьесу  Г.  Ф.  Квитки-Основьяненко  "Щира   любовь"
("Искренняя любовь, или Милый дороже счастья").
   Творчество О. оказало огромное влияние и  на  развитие  сов.  сценич.
иск-ва. Его пьесы прочно вошли в репертуар сов. т-ра и в первую  очередь
Малого т-ра. Лучшие постановки Малого театра в сов. время:
   "На всякого мудреца довольно простоты" (1935), "Лес" (1937),  "Правда
- хорошо, а счастье лучше" (1941), "Волки и овцы" (1944),  "Бедность  не
порок"  (1946).  Огромным  событием  театр.  жизни  стал  пост.  К.   С.
Станиславским спектакль "Горячее  сердце"  (1926,  МХАТ).  Среди  лучших
постановок пьес О. в сов. т-ре также - "Последняя жертва" (1944),  "Лес"
(1948), "Поздняя любовь" (1949) в МХАТе, "Бешеные деньги" (1945) в Моск.
т-ре им. Ермоловой, "Пучина" (1955) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина  и
др. Выдающиеся образы в пьесах  О.  создали  И.  М.  Москвин  (Хлынов  -
"Горячее сердце"), М. М. Тарханов (Град обоев, там же), В.  Н.  Пашенная
(Евгения - "На бойком месте"), Б. А. Горин-Гор яи-нов (Счастливцев),  В.
А. Мичурина-Самойлова (Гур-мыжская), Б. Г. Добронравов  (Тихон),  Е.  П.
Корчагина-Александровская и В. Н. Рыжова (Улита - "Лес"),  Д.  Н.  Орлов
(Юсов - "Доходное место"), М.  И.  Бабанова  (Полина,  там  же),  Н.  К.
Черкасов (Буланов - "Лес"),  Ю.  В.  Толубеев  (Шмага,  Хлынов),  С.  А.
Мартинсон (Карандышев - "Бесприданница"), В. С. Якут (Кучумов - "Бешеные
деньги"), В. Н.  Попова  (Катерина  и  Лариса),  Ф.  Кадри  (Катерина  и
Лариса), С. Ишантураева  и  Б.  Кыдыкеева  (Катерина),  Л.  О.  Гриценко
(Лариса) и мн. др.
   Произв. О. переведены на мн. языки, ставятся за рубежом.
   Драм.  соч.:  [1-я  дата  -  написание,  2-я  -  первые   постановки,
состоявшиеся в Малом  и  Александрийском  т-рах,  3-я  дата  -  пост.  в

Страницы: «« « 1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714  1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия