|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 » »» режисс„р и педагог. Нар. арт. БССР (1941). В 1925 окончил ГИТИС. С 1929
работал в Моск. т-ре ВЦСПС. С 1934 - акт„р моск. Реалистического т-ра,
где сыграл роли: Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), Швейк ("Бравый
солдат Швейк" Гашека) и др. В 1936 начал работать в Рус. гос. т-ре БССР
(Могил„в), с 1939 О. - худ. рук. этого т-ра. Роли: Лобзик ("Галстук"
Глебова), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Хлестаков
("Ревизор"), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Павел Корчагин ("Как
закалялась сталь"), Полежаев ("Беспокойная старость"), Каренин ("Анна
Каренина"), Селестен ("Интервенция" Славина). Играл роль В. И. Ленина
("Кремл„вские куранты"). В дра-матич. ролях О. достигает глубокого
проникновения во внутр. мир героя, окрашивая образ лиризмом. Комедийные
роли О. отличаются непосредственностью, мягким юмором, творчеству акт„ра
присуща театр. выразительность, заверш„нность формы. Режисс„рскую
деятельность начал в 1934. Пост. спектакли: "Шестеро любимых" Арбузова
(1934), "Барышня-крестьянка" (1937), "Каменный гость" (1937) Пушкина;
"Собака на сене" (1939). Лучшие роли 40-60-х гг.: царь Ф„дор Иоанн ович
(о. п. А. К. Толстого), Телятев ("Бешеные деньги"), Мэрфи ("Русский
вопрос"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Чайка ("Что посеешь, то и пожн„шь"
Полесского), Берсенев ("Разлом"). С 1948 вед„т педагогич. работу в
Белорус. театрально-художеств. ин-те (с 1952 - рук. кафедры мастерства
акт„ра, профессор). Снимается в кино.
Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960. С. Пет. ОРЛОВ, Дмитрий
Николаевич [8(20).V.1892, г. Спасск, Рязанской губ.,- 19.XII.1955] -
рус. сов. акт„р. Нар. арт. РСФСР (1943). В 1916 окончил сценич. студию
реж. П. И.Ильина в Харькове. В 1918 был принят в харьковскую труппу Н.
Н. Синельникова, оказавшего большое влияние на формирование таланта О. В
1920 играл в Новороссийске у режисс„ров В. Б. Вильнера и В. Э.
Мейерхольда. Роли:
Баренд ("Гибель ,,Надежды"" Хейерманса), Ранк ("Нора") и др. В 1922
поступил в Высшие театр. мастерские под рук. Мейерхольда (Москва);
сыграл здесь роли Расплюева ("Смерть Та-релкина" Сухово-Кобылина), Брюно
("Великодушный рогоносец" Кроммелинка) и др. В сезоне 1920/21 работал в
Краснодаре в Т-ре им. Луначарского. С 1922-акт„р Моск. т-ра Революции.
Создал остро сатирич. образы Юсова ("Доходное место", 1923), Сем„на Рака
("Воздушный пирог" Ромашова, 1925), отличавшиеся точностью бытовых,
социальных и психо-логич. характеристик, остротой формы, доходящей до
гротеска. Наиболее характерные черты иск-ва О., одного из крупнейших
представителей рус. акт„рской школы,- народность, острота наблюдений,
аналитич. глубина, задушевность и искренность, жизнерадостный, светлый
юмор, мастерское владение словом; эти черты особенно ярко раскрылись в
роли Степана ("Поэма о топоре" Погодина, 1931). Осн. тема творчества О.
- становление сознания простого человека, его духовный рост. Среди ролей
О. в 30-е гг.-Умка ("Умка- Белый медведь" Сельвинского, 1935), Тристан,
Менго ("Собака на сене", 1937, и "Фуэнте овехуна", 1938, Лопе де Вега).
В дек. 1941 О. вступил в труппу Моск. т-ра драмы (в 1943 слит с Моск.
т-ром Революции, ныне Т-р им. Вл. Маяковского). Исполнил здесь одну из
лучших своих ролей - Глоба ("Русские люди" Симонова, 1942). "Орлов
вложил в эту роль такую душевную силу,такую широкую русскую удаль, от
него веяло таким дерзким, насмешливым презрением к опасности и даже к
самой смерти, что он в глазах зрителей сразу стал главным героем этого
спектакля" (Симонов К., Русский талант, см. сб. "Д. Н. Орлов", 1962, с.
247). В 1944 О. переш„л в МХАТ. Роли: Конюков ("Дни и ночи" Симонова),
Лука ("На дне"), Перчихин ("Мещане") и др.
С 1931 О. выступал также как чтец (Гос. пр. СССР, 1947). Нац.
своеобразие и певучая мелодичность его речи, предельная искренность
исполнения сделали О. непревзойд„нным интерпретатором таких произв., как
"Тихий Дон" и "Поднятая целина" Шолохова, "Кому на Руси жить хорошо"
Некрасова, "Василий Т„ркин" Твардовского, "Кон„к-Горбунок" Ершова и др.
Снимался в кино.
Среди др. ролей: От-ченаш ("Конец Криво-рыльска" Ромашова), Ре-дуткин
("Человек с портфелем" Файко), Сомов ("Инга" Глебова), Ковал„в ("Павел
Греков" Вой-техова и Ленча), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Мирон
Горлов ("Фронт").
Лит.: Яковлев В., Д. Н. Орлов, М., 1953; Д. Н. Орлов. Книга о
творчестве, [М., 1962]. С. К.
ОРЛОВА, Вера Марковна (р. 25.V.1918)- рус. сов. актриса. Нар. арт.
РСФСР (1960). В 1941 окончила Театр. уч-ще при Моск. т-ре Революции и
была принята в труппу Т-ра Ленсовета (Москва). В 1942 вступила в труппу
Моск. т-ра драмы (в 1943 слит с моск. Т-ром Революции, ныне Т-р им. Вл.
Маяковского). В иск-ве О. лиризм сочетается с острой характерностью. Она
играет роли драматич. и комедийные.
Роли: Валя Филатова ("Молодая гвардия"), Лида Плаха ("Прага оста„тся
моей" Буряковского), Зэн, Лоретта ("Лисички", "Леди и джентельмены"
Хеллман), Шура ("Лодочни-ца" Погодина), Аннушка, Дуся Стрекопытова
("Обыкновенный человек", "Садовник и тень" Леонова), Нинка
("Аристократы"), Майя ("Сонет Петрарки" Погодина) и др.
Для О. были написаны роли Зины в "Маленькой студентке" и "Голубой
рапсодии" Погодина. Снимается в кино.
ОРЛОВА, Любовь Петровна [р. 29.1(11.II).1902]- рус. сов. актриса.
Нар. арт. СССР (1950). Училась в Моск. консерватории (1919-22) и Моск.
театр. техникуме (хореографич. отделение; 1922-25). В 1926-33 О.
работала в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко; исполняла партии Периколы
(о. п. Оффенбаха), Серполетты ("Корневильские колокола" Планкета) и др.
Музыкальность, лиризм и комедийная л„гкость дарования актрисы, впервые
обнаружившиеся в муз. т-ре, особенно ярко раскрылись в кино. В 1933 О.
оставила т-р и до 1947 снималась в кино; участвовала в создании совр.
муз. кинокомедий, сыграла ряд значит, комедийных (Анюта - "Вес„лые
ребята", Стрелка - "Волга-Волга", Никитина и Шатрова - "Весна") и
драматич. (Марион Диксон - "Цирк") ролей, завоевав большую известность.
В 1947, впервые после большого перерыва, О. выступила в спектакле Моск.
т-ра им. Моссовета в роли Джесси ("Русский вопрос"); с 1955 - актриса
этого т-ра. Выступает в ролях нового для не„ жанра психологич. драмы:
Лидия ("Сомов и другие" Горького, 1955), Нора (1959); Лиззи ("Лиззи
Мак-Кей", наст. назв. "Добродетельная шлюха" Сартра, 1960), Патрик
Кэмпбэлл ("Милый лжец" Килти). Гос. пр. СССР (1941, 1950) за работу в
кино.
Лит.: Корнева О., Человек, с которым легко, "Театральная жизнь",
1960, .ј10;Сибирцев Г., Любовь Орлова, "Советский экран", 1960, ;ј 5. Н.
Мор.
ОРЛОВА, Прасковья Ивановна [урожд.- Куликова;
Страницы: «« « 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |