Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705  1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715  » »»

режисс„р и педагог. Нар. арт. БССР (1941). В 1925 окончил ГИТИС. С  1929
работал в Моск. т-ре ВЦСПС. С 1934 - акт„р моск.  Реалистического  т-ра,
где сыграл роли: Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), Швейк  ("Бравый
солдат Швейк" Гашека) и др. В 1936 начал работать в Рус. гос. т-ре  БССР
(Могил„в), с 1939 О. - худ. рук. этого  т-ра.  Роли:  Лобзик  ("Галстук"
Глебова), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова"  Островского),  Хлестаков
("Ревизор"), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"),  Павел  Корчагин  ("Как
закалялась сталь"), Полежаев ("Беспокойная  старость"),  Каренин  ("Анна
Каренина"), Селестен ("Интервенция" Славина). Играл роль  В.  И.  Ленина
("Кремл„вские куранты").  В  дра-матич.  ролях  О.  достигает  глубокого
проникновения во внутр. мир героя, окрашивая образ лиризмом.  Комедийные
роли О. отличаются непосредственностью, мягким юмором, творчеству акт„ра
присуща  театр.  выразительность,  заверш„нность   формы.   Режисс„рскую
деятельность начал в 1934. Пост. спектакли: "Шестеро  любимых"  Арбузова
(1934), "Барышня-крестьянка" (1937), "Каменный  гость"  (1937)  Пушкина;
"Собака на сене" (1939). Лучшие роли 40-60-х гг.: царь Ф„дор Иоанн  ович
(о. п. А. К. Толстого),  Телятев  ("Бешеные  деньги"),  Мэрфи  ("Русский
вопрос"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Чайка ("Что посеешь,  то  и  пожн„шь"
Полесского), Берсенев ("Разлом").  С  1948  вед„т  педагогич.  работу  в
Белорус. театрально-художеств. ин-те (с 1952 - рук.  кафедры  мастерства
акт„ра, профессор). Снимается в кино.
   Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960. С. Пет.  ОРЛОВ,  Дмитрий
Николаевич [8(20).V.1892, г. Спасск,  Рязанской  губ.,-  19.XII.1955]  -
рус. сов. акт„р. Нар. арт. РСФСР (1943). В 1916 окончил  сценич.  студию
реж. П. И.Ильина в Харькове. В 1918 был принят в харьковскую  труппу  Н.
Н. Синельникова, оказавшего большое влияние на формирование таланта О. В
1920 играл  в  Новороссийске  у  режисс„ров  В.  Б.  Вильнера  и  В.  Э.
Мейерхольда. Роли:
   Баренд ("Гибель ,,Надежды"" Хейерманса), Ранк ("Нора") и др.  В  1922
поступил в Высшие  театр.  мастерские  под  рук.  Мейерхольда  (Москва);
сыграл здесь роли Расплюева ("Смерть Та-релкина" Сухово-Кобылина), Брюно
("Великодушный рогоносец" Кроммелинка) и др. В сезоне 1920/21 работал  в
Краснодаре в Т-ре им. Луначарского. С 1922-акт„р Моск.  т-ра  Революции.
Создал остро сатирич. образы Юсова ("Доходное место", 1923), Сем„на Рака
("Воздушный пирог"  Ромашова,  1925),  отличавшиеся  точностью  бытовых,
социальных и психо-логич. характеристик, остротой  формы,  доходящей  до
гротеска. Наиболее характерные черты иск-ва  О.,  одного  из  крупнейших
представителей рус. акт„рской школы,-  народность,  острота  наблюдений,
аналитич. глубина, задушевность и искренность,  жизнерадостный,  светлый
юмор, мастерское владение словом; эти черты особенно ярко  раскрылись  в
роли Степана ("Поэма о топоре" Погодина, 1931). Осн. тема творчества  О.
- становление сознания простого человека, его духовный рост. Среди ролей
О. в 30-е гг.-Умка ("Умка- Белый медведь" Сельвинского, 1935),  Тристан,
Менго ("Собака на сене", 1937, и "Фуэнте овехуна", 1938, Лопе де  Вега).
В дек. 1941 О. вступил в труппу Моск. т-ра драмы (в 1943  слит  с  Моск.
т-ром Революции, ныне Т-р им. Вл. Маяковского). Исполнил здесь  одну  из
лучших своих ролей -  Глоба  ("Русские  люди"  Симонова,  1942).  "Орлов
вложил в эту роль такую душевную силу,такую широкую  русскую  удаль,  от
него веяло таким дерзким, насмешливым презрением к опасности  и  даже  к
самой смерти, что он в глазах зрителей сразу стал главным  героем  этого
спектакля" (Симонов К., Русский талант, см. сб. "Д. Н. Орлов", 1962,  с.
247). В 1944 О. переш„л в МХАТ. Роли: Конюков ("Дни и  ночи"  Симонова),
Лука ("На дне"), Перчихин ("Мещане") и др.
   С 1931 О. выступал  также  как  чтец  (Гос.  пр.  СССР,  1947).  Нац.
своеобразие и певучая  мелодичность  его  речи,  предельная  искренность
исполнения сделали О. непревзойд„нным интерпретатором таких произв., как
"Тихий Дон" и "Поднятая целина" Шолохова, "Кому  на  Руси  жить  хорошо"
Некрасова, "Василий Т„ркин" Твардовского, "Кон„к-Горбунок" Ершова и  др.
Снимался в кино.
   Среди др. ролей: От-ченаш ("Конец Криво-рыльска" Ромашова), Ре-дуткин
("Человек с портфелем" Файко), Сомов ("Инга" Глебова),  Ковал„в  ("Павел
Греков" Вой-техова и Ленча), Кутузов  ("Давным-давно"  Гладкова),  Мирон
Горлов ("Фронт").
   Лит.: Яковлев В., Д. Н.  Орлов,  М.,  1953;  Д.  Н.  Орлов.  Книга  о
творчестве, [М., 1962]. С. К.
   ОРЛОВА, Вера Марковна (р. 25.V.1918)- рус. сов.  актриса.  Нар.  арт.
РСФСР (1960). В 1941 окончила Театр. уч-ще при Моск.  т-ре  Революции  и
была принята в труппу Т-ра Ленсовета (Москва). В 1942 вступила в  труппу
Моск. т-ра драмы (в 1943 слит с моск. Т-ром Революции, ныне Т-р им.  Вл.
Маяковского). В иск-ве О. лиризм сочетается с острой характерностью. Она
играет роли драматич. и комедийные.
   Роли: Валя Филатова ("Молодая гвардия"), Лида Плаха ("Прага  оста„тся
моей" Буряковского), Зэн,  Лоретта  ("Лисички",  "Леди  и  джентельмены"
Хеллман),  Шура  ("Лодочни-ца"  Погодина),  Аннушка,  Дуся  Стрекопытова
("Обыкновенный   человек",   "Садовник   и   тень"    Леонова),    Нинка
("Аристократы"), Майя ("Сонет Петрарки" Погодина) и др.
   Для О. были написаны роли Зины в  "Маленькой  студентке"  и  "Голубой
рапсодии" Погодина. Снимается в кино.
   ОРЛОВА, Любовь Петровна [р.  29.1(11.II).1902]-  рус.  сов.  актриса.
Нар. арт. СССР (1950). Училась в Моск. консерватории (1919-22)  и  Моск.
театр.  техникуме  (хореографич.  отделение;  1922-25).  В  1926-33   О.
работала в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко; исполняла партии  Периколы
(о. п. Оффенбаха), Серполетты ("Корневильские колокола" Планкета) и  др.
Музыкальность, лиризм и комедийная л„гкость дарования  актрисы,  впервые
обнаружившиеся в муз. т-ре, особенно ярко раскрылись в кино. В  1933  О.
оставила т-р и до 1947 снималась в кино; участвовала  в  создании  совр.
муз. кинокомедий, сыграла  ряд  значит,  комедийных  (Анюта  -  "Вес„лые
ребята", Стрелка -  "Волга-Волга",  Никитина  и  Шатрова  -  "Весна")  и
драматич. (Марион Диксон - "Цирк") ролей, завоевав большую  известность.
В 1947, впервые после большого перерыва, О. выступила в спектакле  Моск.
т-ра им. Моссовета в роли Джесси ("Русский вопрос"); с  1955  -  актриса
этого т-ра. Выступает в ролях нового для не„  жанра  психологич.  драмы:
Лидия ("Сомов и другие" Горького,  1955),  Нора  (1959);  Лиззи  ("Лиззи
Мак-Кей", наст.  назв.  "Добродетельная  шлюха"  Сартра,  1960),  Патрик
Кэмпбэлл ("Милый лжец" Килти). Гос. пр. СССР (1941, 1950)  за  работу  в
кино.
   Лит.: Корнева О., Человек,  с  которым  легко,  "Театральная  жизнь",
1960, .ј10;Сибирцев Г., Любовь Орлова, "Советский экран", 1960, ;ј 5. Н.
Мор.
   ОРЛОВА,       Прасковья       Ивановна       [урожд.-       Куликова;

Страницы: «« « 1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705  1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия