Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706   1707  1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716   1717  » »»

античные сюжеты: "Антигона" по о. п. Софокла впер. Ф. Г„льдерлина (1949,
Зальцбург), "Эдип-царь" (1959, Штутгарт),  и  др.  Глубоко  оригинальный
композитор, О.-экспериментатор; у него нет опер в собств. смысле  слова,
он стремится к новому "синтезу иск-в". В его  произв.  музыка,  слово  и
движение сочетаются в ритмич.  единстве.  Характерные  черты  творчества
О.использование средств античного т-ра, ср.-век. мистерии, комедии  дель
арте, оперы барокко,  т-ра  Шекспира,  из  к-рых  О.  бер„т  их  нар.  и
оптимистич. начало, особые формы  театр.  условности  (сцена  на  сцене,
параллельное действие и т. д.). О. применяет разл., в т.  ч.  старинные,
муз. формы, либр. на мн. языках - от др.-греч. до  баварского  диалекта.
Несмотря на нек-рую абстрактность мировоззрения  О.,  его  творчество  в
целом утверждает гуманистич. принципы  и  связано  с  передовыми  идеями
современности. Произв. О. исполняются во вс„м мире, в т. ч. в Сов. Союзе
- "Carmina burana" (1961, Дом союзов, Москва) и "Умница"  (1964,  Радио,
Москва).
   Лит.: Леонтьева О., Карл Орф, М., 1964; С. Orff. Ein Bericht in  Wort
und Bild, Mainz, [1955]; L i es s A., C.  Orff.  Idee  und  Welt,  [Z.],
1955; Wagner W. und S с h a f e r W. E., C. Orff, Bayreuth, 1955; K e  i
k e r t I., Die musikalische Form in den Werken C.  Orff's,  Regensburg,
1957. Ал. M.
   "ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА" -опера X  В  Глюка  в  двух  редакциях:  1)  итал.
("Orpheo ed Euridice") - либр.  Р.  Каль-цабиджи,  пост.  5  окт.  1762,
"Бургтеатр", Вена (Эвридика -  Бьянки,  Орфей  -  Гваданьи,  Амур  -  Ла
Глеберо Клаваро). 2) Франц. ("Orphee")-либр. П. Л.  Молина  (переработка
либр. Кальцабиджи), пост. 2 авг. 1774, Академия музыки  ("Гранд-Опера"),
Париж (Орфей - Ле Гро, Эвридика - Арну, Амур-Розали), в 1859  пост.  т-р
"Лирик",  в  нов.  ред.  Г.  Берлиоза  (Орфей  -  Виардо-Гарсиа).  Опера
ставилась (в разных ред.) во мн. т-рах мира.
   В России впервые пост. на итал. яз. в 1782 в Петербурге. На рус.  яз.
пост. 15 апр. 1868, Мариинский  т-р  (Орфей  -  Лавровская,  Эвридика  -
Ирецкая, Амур - Платонова). 1897,  Товарищество  частной  оперы,  Москва
(дириж„р  Эспо-зито,  худ.  Коровин).   1911,   Мариинский   т-р   (пер.
В.Коломий-цова,  дириж„р  Направник,  реж.  Мейерхольд,  худ.   Головин,
балетм. Фокин; Орфей - Собинов, Эвридика -  Кузнецова).  На  сов.  сцене
впервые пост. 1 мая 1919, б. Мариинский т-р (дириж„р  Фительберг,  пост,
Мейерхольда и Фокина, худ. Головин, возобн. Монахова и Чекрыгина;  Орфей
- Пиотровский, Эвридика - Бриан, Амур - Коваленко). 1939, Гос.  ансамбль
оперы под рук. Козловского, Москва (дириж„ры  Орлов  и  Акулов,  балетм.
Голейзовский; Орфей - Максакова, Эвридика - Шаповалова, Блаженная тень -
Степанова). Др. пост.: Таллин (1960), в концертном исполнении  -  Одесса
(1940), Ташкент (1948).
   Издания: "О. и Э.", партитура.  Р.,  A.  Durand  et  Pils,  ls.  d.];
клавир, рус. текст И. Тюменева, М., Юрген-сон, [1894], рус.  перевод  В.
Коломийцова, СПБ, Бессель, t6- г.]. Я.Гр.
   ОРФ‚НОВ, Анатолий Иванович [р. 17(30).Х. 1908]  -  рус.  сов.  артист
оперы (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1941). В 1934 окончил Моск. муз.
политехникум, в 1953 - Моск. консерваторию. В  1933  -  артист  хора,  в
1934-44 - солист Моск. муз. т-ра им. Станиславского (с 1941 -  Муз.  т-р
им. Станиславского и Немировича-Данченко). В  1942-55-  солист  Большого
т-ра. О. обладает л„гким, подвижным голосом мягкого  тембра.  Исполнению
О. присущи тонкая музыкальность, задушевность.
   Партии:  Ленский,  Синодал,  Берендей;  Юродивый  ("Борис  Годунов"),
Владимир Игоревич ("Князь  Игорь"),  Вашек  ("Проданная  невеста"),  дон
Оттавио  ("Дон  Жуан"  Моцарта),  Ершов   ("Суворов"   Василенко),   Дед
("Морозко"  Красева),  Белкин  ("Станционный  смотритель"  В.  Крюкова),
Альмавива Альфред. Герцог, Фауст и др.
   С 1950 вед„т педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те  им.  Гнесиных
(Москва). В 1954-59 - худ. рук. вок. группы Всесоюзного  радио.  С  1963
заведует оперной труппой Большого  т-ра.  Автор  монографии  "Творческий
путь Л. В. Собинова" (1965). Л. Ш.
   ОРХЕСТРА (орт]сттрас - центр, часть т-ра, от opeo}JLoci -  танцую)  -
осн. древнейшая часть т-ра в Др. Греции. В 5 в. до н. э. О. была  местом
выступления  хора  и  акт„ров.  Представляла  собой   круглую   площадку
(диаметром 20 м и более) с утрамбованным земляным  полом.  В  центре  О.
находился жертвенник Дионису, подч„ркивающий  культовую  основу  раннего
греч. т-ра. Позже жертвенник был  замен„н  храмом  Диониса,  входящим  в
ансамбль театр. сооружений. С  конца  5  в.  до  н.  э.  с  перенесением
действия  пьесы  на  проскений  значение   О.   как   сценич.   площадки
увеличивается. В эллинистич. т-ре О. использовалась только как место для
выступлений хора. Поскольку в др.-рим. драме хор отсутствовал и действие
было перенесено на сценич. площадку, размеры О.  были  уменьшены  и  она
получила форму полукруга. В период Римской империи О. использовались для
игр гладиаторов и морских бо„в (см. Навмахия}.
   Лит. см. при ст. ст. Древнегреческий театр  и  Древиерим-ский  театр.
Над. М.
   "ОСАДА ГЕНТА" - назв. оперы  Дж.  Мейербера  Пророк"  на  рус.  сцене
(позднее-"Иоанн Лейденский").
   ОСАНАИ, Каору (26.VII.1881-25.XII.1928) - япон. писатель,  драматург,
театр. деятель, режисс„р. Один из зачинателей движения за создание совр.
драмы - сингэки. В 1904 написал первую пьесу "Невоеннообязанный". В 1909
совм. с акт„ром т-ра Кабуки Итикава Садандзи  II  организовал  первый  в
Японии т-р совр. драмы - "Дзию гэкидз„" ("Свободный т-р"),  где  в  1909
пост. пьесу "Йун Габриэль Боркман" Иб' сена, в 1910 - "На дне".  В  1912
жил в России, изучал театр. иск-во, посещал спектакли МХТ, встречался  с
К. С. Станиславским. По возвращении пост. новый вариант "На дне" (1913),
в к-ром повторил пост. МХТ. В 1919 т-р "Дзию гэкидз„" был закрыт. В 1924
совм. с реж. Хидзиката Еси организовал т-р  "Цукидзи  с„гэкидз„"  (малый
т-р Цукидзи) и стал одним из его руководителей. Среди пост.  О.  в  этом
т-ре
   (в  период  1924-B):  "Вишн„вый  сад",  "Три  сестры",  "Дядя  Ваня",
"Ревизор", "Привидения", "Венецианский купец" и др. В 1927 посетил СССР;
вернувшись, реорганизовал т-р "Цукидзи с„гэкидз„",  стремясь  превратить
его в т-р, живо  откликающийся  на  совр.  политич.  события,  создающий
спектакли высокого художеств. качества.
   Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр, пер. с япон.,  М.,  1960;
Кубо Сакаэ, Осанаи Каору. Токио, 1947;
   Мидзусина Харуки, Осанаи Каору то "Цукидзи  с„гэкидз„",  Токио,  1954
(на япон. яз.). Л. Г.
   ОСБОРН (Osborne), Джон (р. 12.XII.1929)  -  англ.  драматург.  Творч.
деятельность начал в 1949. Один из первых драматургов лит.  направления,

Страницы: «« « 1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706   1707  1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716   1717  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия