|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 » »» античные сюжеты: "Антигона" по о. п. Софокла впер. Ф. Г„льдерлина (1949,
Зальцбург), "Эдип-царь" (1959, Штутгарт), и др. Глубоко оригинальный
композитор, О.-экспериментатор; у него нет опер в собств. смысле слова,
он стремится к новому "синтезу иск-в". В его произв. музыка, слово и
движение сочетаются в ритмич. единстве. Характерные черты творчества
О.использование средств античного т-ра, ср.-век. мистерии, комедии дель
арте, оперы барокко, т-ра Шекспира, из к-рых О. бер„т их нар. и
оптимистич. начало, особые формы театр. условности (сцена на сцене,
параллельное действие и т. д.). О. применяет разл., в т. ч. старинные,
муз. формы, либр. на мн. языках - от др.-греч. до баварского диалекта.
Несмотря на нек-рую абстрактность мировоззрения О., его творчество в
целом утверждает гуманистич. принципы и связано с передовыми идеями
современности. Произв. О. исполняются во вс„м мире, в т. ч. в Сов. Союзе
- "Carmina burana" (1961, Дом союзов, Москва) и "Умница" (1964, Радио,
Москва).
Лит.: Леонтьева О., Карл Орф, М., 1964; С. Orff. Ein Bericht in Wort
und Bild, Mainz, [1955]; L i es s A., C. Orff. Idee und Welt, [Z.],
1955; Wagner W. und S с h a f e r W. E., C. Orff, Bayreuth, 1955; K e i
k e r t I., Die musikalische Form in den Werken C. Orff's, Regensburg,
1957. Ал. M.
"ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА" -опера X В Глюка в двух редакциях: 1) итал.
("Orpheo ed Euridice") - либр. Р. Каль-цабиджи, пост. 5 окт. 1762,
"Бургтеатр", Вена (Эвридика - Бьянки, Орфей - Гваданьи, Амур - Ла
Глеберо Клаваро). 2) Франц. ("Orphee")-либр. П. Л. Молина (переработка
либр. Кальцабиджи), пост. 2 авг. 1774, Академия музыки ("Гранд-Опера"),
Париж (Орфей - Ле Гро, Эвридика - Арну, Амур-Розали), в 1859 пост. т-р
"Лирик", в нов. ред. Г. Берлиоза (Орфей - Виардо-Гарсиа). Опера
ставилась (в разных ред.) во мн. т-рах мира.
В России впервые пост. на итал. яз. в 1782 в Петербурге. На рус. яз.
пост. 15 апр. 1868, Мариинский т-р (Орфей - Лавровская, Эвридика -
Ирецкая, Амур - Платонова). 1897, Товарищество частной оперы, Москва
(дириж„р Эспо-зито, худ. Коровин). 1911, Мариинский т-р (пер.
В.Коломий-цова, дириж„р Направник, реж. Мейерхольд, худ. Головин,
балетм. Фокин; Орфей - Собинов, Эвридика - Кузнецова). На сов. сцене
впервые пост. 1 мая 1919, б. Мариинский т-р (дириж„р Фительберг, пост,
Мейерхольда и Фокина, худ. Головин, возобн. Монахова и Чекрыгина; Орфей
- Пиотровский, Эвридика - Бриан, Амур - Коваленко). 1939, Гос. ансамбль
оперы под рук. Козловского, Москва (дириж„ры Орлов и Акулов, балетм.
Голейзовский; Орфей - Максакова, Эвридика - Шаповалова, Блаженная тень -
Степанова). Др. пост.: Таллин (1960), в концертном исполнении - Одесса
(1940), Ташкент (1948).
Издания: "О. и Э.", партитура. Р., A. Durand et Pils, ls. d.];
клавир, рус. текст И. Тюменева, М., Юрген-сон, [1894], рус. перевод В.
Коломийцова, СПБ, Бессель, t6- г.]. Я.Гр.
ОРФ‚НОВ, Анатолий Иванович [р. 17(30).Х. 1908] - рус. сов. артист
оперы (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1941). В 1934 окончил Моск. муз.
политехникум, в 1953 - Моск. консерваторию. В 1933 - артист хора, в
1934-44 - солист Моск. муз. т-ра им. Станиславского (с 1941 - Муз. т-р
им. Станиславского и Немировича-Данченко). В 1942-55- солист Большого
т-ра. О. обладает л„гким, подвижным голосом мягкого тембра. Исполнению
О. присущи тонкая музыкальность, задушевность.
Партии: Ленский, Синодал, Берендей; Юродивый ("Борис Годунов"),
Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Вашек ("Проданная невеста"), дон
Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Ершов ("Суворов" Василенко), Дед
("Морозко" Красева), Белкин ("Станционный смотритель" В. Крюкова),
Альмавива Альфред. Герцог, Фауст и др.
С 1950 вед„т педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных
(Москва). В 1954-59 - худ. рук. вок. группы Всесоюзного радио. С 1963
заведует оперной труппой Большого т-ра. Автор монографии "Творческий
путь Л. В. Собинова" (1965). Л. Ш.
ОРХЕСТРА (орт]сттрас - центр, часть т-ра, от opeo}JLoci - танцую) -
осн. древнейшая часть т-ра в Др. Греции. В 5 в. до н. э. О. была местом
выступления хора и акт„ров. Представляла собой круглую площадку
(диаметром 20 м и более) с утрамбованным земляным полом. В центре О.
находился жертвенник Дионису, подч„ркивающий культовую основу раннего
греч. т-ра. Позже жертвенник был замен„н храмом Диониса, входящим в
ансамбль театр. сооружений. С конца 5 в. до н. э. с перенесением
действия пьесы на проскений значение О. как сценич. площадки
увеличивается. В эллинистич. т-ре О. использовалась только как место для
выступлений хора. Поскольку в др.-рим. драме хор отсутствовал и действие
было перенесено на сценич. площадку, размеры О. были уменьшены и она
получила форму полукруга. В период Римской империи О. использовались для
игр гладиаторов и морских бо„в (см. Навмахия}.
Лит. см. при ст. ст. Древнегреческий театр и Древиерим-ский театр.
Над. М.
"ОСАДА ГЕНТА" - назв. оперы Дж. Мейербера Пророк" на рус. сцене
(позднее-"Иоанн Лейденский").
ОСАНАИ, Каору (26.VII.1881-25.XII.1928) - япон. писатель, драматург,
театр. деятель, режисс„р. Один из зачинателей движения за создание совр.
драмы - сингэки. В 1904 написал первую пьесу "Невоеннообязанный". В 1909
совм. с акт„ром т-ра Кабуки Итикава Садандзи II организовал первый в
Японии т-р совр. драмы - "Дзию гэкидз„" ("Свободный т-р"), где в 1909
пост. пьесу "Йун Габриэль Боркман" Иб' сена, в 1910 - "На дне". В 1912
жил в России, изучал театр. иск-во, посещал спектакли МХТ, встречался с
К. С. Станиславским. По возвращении пост. новый вариант "На дне" (1913),
в к-ром повторил пост. МХТ. В 1919 т-р "Дзию гэкидз„" был закрыт. В 1924
совм. с реж. Хидзиката Еси организовал т-р "Цукидзи с„гэкидз„" (малый
т-р Цукидзи) и стал одним из его руководителей. Среди пост. О. в этом
т-ре
(в период 1924-B): "Вишн„вый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня",
"Ревизор", "Привидения", "Венецианский купец" и др. В 1927 посетил СССР;
вернувшись, реорганизовал т-р "Цукидзи с„гэкидз„", стремясь превратить
его в т-р, живо откликающийся на совр. политич. события, создающий
спектакли высокого художеств. качества.
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр, пер. с япон., М., 1960;
Кубо Сакаэ, Осанаи Каору. Токио, 1947;
Мидзусина Харуки, Осанаи Каору то "Цукидзи с„гэкидз„", Токио, 1954
(на япон. яз.). Л. Г.
ОСБОРН (Osborne), Джон (р. 12.XII.1929) - англ. драматург. Творч.
деятельность начал в 1949. Один из первых драматургов лит. направления,
Страницы: «« « 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |