Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  1702   1703   1704   1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711  » »»

лет спустя" Светлова (ЦДТ,  1953,  1956)  и  др.  Музыка  О.  отличается
изобретательностью, красочностью,  юмором,  меткостью  характеристик.  С
1918 О. занимался педагогич. деятельностью. M. Лифш.
   ОРАТОРИЯ (итал. oratoria, от лат. oro - говорю, молю) - крупное  муз.
произв. для хора, солистов-певцов и симф. оркестра, написанное обычно на
драм. сюжет, но  предназначенное  не  для  сценич.,  а  для  концертного
исполнения. О. появилась на рубеже 16-  17  вв.,  почти  одновременно  с
кантатой и оперой и по своей структуре  близка  к  ним.  От  кантаты  О.
отличается более крупным размером, эпико-драм. характером и  разв„рнутой
сюжетностью,  от  оперы  -  преобладанием  повествоват.   элемента   над
непосредств. драм. развитием.
   О. развилась из драматизированных лауд, исполнявшихся в  ср.  века  в
Риме, в т. н. ораториях - особых помещениях при церкви,  где  собирались
верующие для чтения и толкования библии, "душеспасительных" бесед  и  т.
п. (отсюда и назв. "О."). Первое произв. типа О. - "Представление о душе
и теле" Э. дель Кавальери - исполнялось в виде  спектакля  (пост.  1600,
Рим). Но вскоре исполнители О. отказались от сценич. игры. Была  введена
речитативная  партия  рассказчика.  Выдающимся  мастером  О.   был   Дж.
Ка-риссими. Его О. "Суд Соломона", "Иевфай" (ок. 1649) и др. написаны на
лат. тексты из библии. Параллельно развивалась  "простонародная"  О.  на
итал. языке с вольным текстом на духовные темы  ("Иоанн  Креститель"  А.
Страделлы,  1676).  Классич.  тип  О.  как  монументального  произв.   с
преобладанием хора создал в Англии в 30-40-х гг. 18 в. Г. Ф. Гендель.  В
его ге-роич. О. на  легендарные  библейские  сюжеты  ("Израиль  вгипте",
1738, "Мессия", 1741, "Самсон", 1741, "Иуда Маккавей", 1746, и др.)  гл.
действующим лицом является народ. Гендель писал О. также и  на  античные
мифологические  сюжеты.  Образцами  жанрово-описа-тельной  О.   являются
"Сотворение мира" (1798)  и  "Времена  года"  (1801)  И.  Гайдна.  Среди
многочисленных    О.    19     в.     выделяются     произведения     Ф.
Мен-дельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа, А. Дворжака; из  светских
О. - "Рай и пери" Р. Шумана (1843). В совр. зап. музыке  жанр  О.  часто
используется для пропаганды религиозно-клерикальных идей.
   В рус.  музыке  эпич.  формы  ораториально-хорового  творчества  были
широко использованы и  своеобразно  разработаны  в  операх  и  кантатах:
"Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы"  С.  А.  Дегтяр„ва  (1811),
"Потерянный рай" А. Г. Рубинштейна (1856, исп. 1876) и др. В сов. музыке
О. получила форму монументальной  концертной  вок.-симф.  композиции.  В
сов.  О.  находят  художественно-образное  воплощение  значит,   события
современности и истории. Среди сов. О.: "Емельян Пугач„в" М.  В.  Коваля
(1939), "Сказание о битве за Русскую землю"  (1944)  и  "Доколе  коршуну
кружить" (1963) Ю. А.  Шапорина,  "Песнь  о  лесах"  Д.  Д.  Шостаковича
(1949),  "На  страже  мира"  С.  С.  Прокофьева  (1950),   "Патетическая
оратория" Г. В. Свиридова (1958); среди совр. зарубежных - "Жанна  д'Арк
на костре" А. Опеггера (1938), "Мансфельдская  оратория"  Э.  Г.  Мейера
(1950, ГДР).
   Лит.: Schering A.. Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Розенов  Э.
К., Очерк истории оратории, М., 1910;Хохловкина А., Советская оратория и
кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960.
   ОРВИЛЬ(ОгуП), Эрнст (p.l2.IV.1898)-HOpB.  писатель,  драматург.  Лит.
деятельность начал в 1932. В пьесах "Багровая луна"  (1948,  Новый  т-р,
Осло), "Фру Сильвия" (1948, там же), "Невиновный" (1953, там  же),  "Три
женщины" (1956,Нац. т-р) О. выступает идеологом мелкой буржуазии, хотя и
пытается скрыть это за псевдокритич. изд„вками над нек-рыми проявлениями
мещанского сознания. Уверенно владея дра-матургич. техникой, О. насыщает
диалог изящными, но  пустыми  парадоксами,  созда„т  эффектные  сюжетные
ситуации. В "Багровой луне" и "Тр„х женщинах" цинично утверждается право
сильного, принцип личного преуспевания как единств, смысл жизни.
   Лит.: Наг М., Норвежский театр на распутье, "Театр", 1959.  ј  2,  с.
173. Вл. М.
   ОРДАНСКАЯ,  Лариса  Романовна  [р.  6(19).VIII.  1911]  -  рус.  сов.
актриса. Засл. арт.  РСФСР  (1947).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1950.
Сценич.   деятельность   начала   в   Театре-студии    им.    Ермоловой,
преобразованной в 1937 в Моск. т-р им. Ермоловой. С этим  т-ром  связана
вся творч. жизнь актрисы. Работая под рук. режисс„ров М. А. Терешковича,
М. О. Кнебель, Н. П.  Хмел„ва,  А.  М.  Лобанова,  О.  овладела  иск-вом
психологич. анализа роли.
   Роли: Луиза ("Коварство и любовь"), Галя ("Бойцы"  Ромашова),  Полина
("Мачеха" Бальзака, позднее играла Гертруду), Натали  ("Пушкин"  Глобы),
Нихаль  ("Чудак"  Хикмета),  Мария  ("Европейская  хроника"   Арбузова).
Задушевностью было отмечено е„ исполнение  роли  Тони  ("Старые  друзья"
Малюгина; Гос. пр. СССР, 1945).
   В комедийных спектаклях игра  О.  отличается  изяществом,  л„гкостью,
тонким юмором, вес„лым лукавством: Розалинда ("Как вам  это  понравится"
Шекспира), Лидия ("Бешеные деньги") и др. С 1933 одновременно с  работой
в т-ре О. вед„т режисс„рскую и педагогич. работу в драмкружках  колхозов
и совхозов. Препода„т в ГИТИСе. М. Лифш.
   ОРДУБАДЫ, Мамед Сайд Гаджи ага оглы (24.  III.  1872  -  l.V.1950)  -
азерб. сов. писатель, драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР  (1938).
Чл. Коммунистич. партии с 1918. Депутат Верх. Совета Азерб. ССР  1-го  и
4-го созывов. Лит. деятельность начал в  1903.'За  участие  в  революп."
движении был выслан в 1914 в г.  Царицын,  откуда  вернулся  лишь  после
установления Сов. власти. О. -  родоначальник  и  крупный  представитель
азерб. историч.  романа.  Автор  драм  "Последние  дни  Андалузии",  или
"Падение Гренады" (1912) об освободит,  борьбе  исп.  народа,  "Тимур  и
Илдырым Баязет", направленной против деспотизма, угнетения и  захватнич.
войн. О. активно  участвовал  в  работе  Бакинского  сатир.-агит.  т-ра,
написал для этого т-ра одноактные сатирич. пьесы: "Саботажники"  (1921),
"Лига Наций" (1922), многоактную пьесу "Октябрьская  революция"  (1921).
Пьеса  "Верующие"  (1922,  Азерб.  т-р  драмы)  разоблачала  религиозный
дурман. Революц.  борьба  народов  Юж.  Азербайджана  отражена  в  драме
"Тавриз Туманный" (1945, Т-р им. Азизбекова). О.- автор либретто  азерб.
опер:
   "К„р-оглы"  У.  Гаджибекова  (1937),  "Нергиз"   Магомае-ва   (1935),
"Низами"  Бадалбейли  (1948),  "Сафа"  Маиля-на  (1939),  муз.  комедий:
"Пятирубл„вая невеста" Рустамова  (1939),  "Похитители  сердец"  Амирова
(1944).
   Соч.: Избр. произведения, Баку, 1950; Эсэрлэри,1-УШ, Бакы,  1964  (на
азерб. яз.). Лит.: Очерк истории азерб. сов. литературы, М., 1963;
   Т а г и е в Г., Библиография произведений М. С. Ордубады, Баку,  1951
(на азерб. яз.). ф. В.

Страницы: «« « 1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  1702   1703   1704   1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия