|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 » »» лет спустя" Светлова (ЦДТ, 1953, 1956) и др. Музыка О. отличается
изобретательностью, красочностью, юмором, меткостью характеристик. С
1918 О. занимался педагогич. деятельностью. M. Лифш.
ОРАТОРИЯ (итал. oratoria, от лат. oro - говорю, молю) - крупное муз.
произв. для хора, солистов-певцов и симф. оркестра, написанное обычно на
драм. сюжет, но предназначенное не для сценич., а для концертного
исполнения. О. появилась на рубеже 16- 17 вв., почти одновременно с
кантатой и оперой и по своей структуре близка к ним. От кантаты О.
отличается более крупным размером, эпико-драм. характером и разв„рнутой
сюжетностью, от оперы - преобладанием повествоват. элемента над
непосредств. драм. развитием.
О. развилась из драматизированных лауд, исполнявшихся в ср. века в
Риме, в т. н. ораториях - особых помещениях при церкви, где собирались
верующие для чтения и толкования библии, "душеспасительных" бесед и т.
п. (отсюда и назв. "О."). Первое произв. типа О. - "Представление о душе
и теле" Э. дель Кавальери - исполнялось в виде спектакля (пост. 1600,
Рим). Но вскоре исполнители О. отказались от сценич. игры. Была введена
речитативная партия рассказчика. Выдающимся мастером О. был Дж.
Ка-риссими. Его О. "Суд Соломона", "Иевфай" (ок. 1649) и др. написаны на
лат. тексты из библии. Параллельно развивалась "простонародная" О. на
итал. языке с вольным текстом на духовные темы ("Иоанн Креститель" А.
Страделлы, 1676). Классич. тип О. как монументального произв. с
преобладанием хора создал в Англии в 30-40-х гг. 18 в. Г. Ф. Гендель. В
его ге-роич. О. на легендарные библейские сюжеты ("Израиль вгипте",
1738, "Мессия", 1741, "Самсон", 1741, "Иуда Маккавей", 1746, и др.) гл.
действующим лицом является народ. Гендель писал О. также и на античные
мифологические сюжеты. Образцами жанрово-описа-тельной О. являются
"Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801) И. Гайдна. Среди
многочисленных О. 19 в. выделяются произведения Ф.
Мен-дельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа, А. Дворжака; из светских
О. - "Рай и пери" Р. Шумана (1843). В совр. зап. музыке жанр О. часто
используется для пропаганды религиозно-клерикальных идей.
В рус. музыке эпич. формы ораториально-хорового творчества были
широко использованы и своеобразно разработаны в операх и кантатах:
"Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А. Дегтяр„ва (1811),
"Потерянный рай" А. Г. Рубинштейна (1856, исп. 1876) и др. В сов. музыке
О. получила форму монументальной концертной вок.-симф. композиции. В
сов. О. находят художественно-образное воплощение значит, события
современности и истории. Среди сов. О.: "Емельян Пугач„в" М. В. Коваля
(1939), "Сказание о битве за Русскую землю" (1944) и "Доколе коршуну
кружить" (1963) Ю. А. Шапорина, "Песнь о лесах" Д. Д. Шостаковича
(1949), "На страже мира" С. С. Прокофьева (1950), "Патетическая
оратория" Г. В. Свиридова (1958); среди совр. зарубежных - "Жанна д'Арк
на костре" А. Опеггера (1938), "Мансфельдская оратория" Э. Г. Мейера
(1950, ГДР).
Лит.: Schering A.. Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Розенов Э.
К., Очерк истории оратории, М., 1910;Хохловкина А., Советская оратория и
кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960.
ОРВИЛЬ(ОгуП), Эрнст (p.l2.IV.1898)-HOpB. писатель, драматург. Лит.
деятельность начал в 1932. В пьесах "Багровая луна" (1948, Новый т-р,
Осло), "Фру Сильвия" (1948, там же), "Невиновный" (1953, там же), "Три
женщины" (1956,Нац. т-р) О. выступает идеологом мелкой буржуазии, хотя и
пытается скрыть это за псевдокритич. изд„вками над нек-рыми проявлениями
мещанского сознания. Уверенно владея дра-матургич. техникой, О. насыщает
диалог изящными, но пустыми парадоксами, созда„т эффектные сюжетные
ситуации. В "Багровой луне" и "Тр„х женщинах" цинично утверждается право
сильного, принцип личного преуспевания как единств, смысл жизни.
Лит.: Наг М., Норвежский театр на распутье, "Театр", 1959. ј 2, с.
173. Вл. М.
ОРДАНСКАЯ, Лариса Романовна [р. 6(19).VIII. 1911] - рус. сов.
актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
Сценич. деятельность начала в Театре-студии им. Ермоловой,
преобразованной в 1937 в Моск. т-р им. Ермоловой. С этим т-ром связана
вся творч. жизнь актрисы. Работая под рук. режисс„ров М. А. Терешковича,
М. О. Кнебель, Н. П. Хмел„ва, А. М. Лобанова, О. овладела иск-вом
психологич. анализа роли.
Роли: Луиза ("Коварство и любовь"), Галя ("Бойцы" Ромашова), Полина
("Мачеха" Бальзака, позднее играла Гертруду), Натали ("Пушкин" Глобы),
Нихаль ("Чудак" Хикмета), Мария ("Европейская хроника" Арбузова).
Задушевностью было отмечено е„ исполнение роли Тони ("Старые друзья"
Малюгина; Гос. пр. СССР, 1945).
В комедийных спектаклях игра О. отличается изяществом, л„гкостью,
тонким юмором, вес„лым лукавством: Розалинда ("Как вам это понравится"
Шекспира), Лидия ("Бешеные деньги") и др. С 1933 одновременно с работой
в т-ре О. вед„т режисс„рскую и педагогич. работу в драмкружках колхозов
и совхозов. Препода„т в ГИТИСе. М. Лифш.
ОРДУБАДЫ, Мамед Сайд Гаджи ага оглы (24. III. 1872 - l.V.1950) -
азерб. сов. писатель, драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1938).
Чл. Коммунистич. партии с 1918. Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 1-го и
4-го созывов. Лит. деятельность начал в 1903.'За участие в революп."
движении был выслан в 1914 в г. Царицын, откуда вернулся лишь после
установления Сов. власти. О. - родоначальник и крупный представитель
азерб. историч. романа. Автор драм "Последние дни Андалузии", или
"Падение Гренады" (1912) об освободит, борьбе исп. народа, "Тимур и
Илдырым Баязет", направленной против деспотизма, угнетения и захватнич.
войн. О. активно участвовал в работе Бакинского сатир.-агит. т-ра,
написал для этого т-ра одноактные сатирич. пьесы: "Саботажники" (1921),
"Лига Наций" (1922), многоактную пьесу "Октябрьская революция" (1921).
Пьеса "Верующие" (1922, Азерб. т-р драмы) разоблачала религиозный
дурман. Революц. борьба народов Юж. Азербайджана отражена в драме
"Тавриз Туманный" (1945, Т-р им. Азизбекова). О.- автор либретто азерб.
опер:
"К„р-оглы" У. Гаджибекова (1937), "Нергиз" Магомае-ва (1935),
"Низами" Бадалбейли (1948), "Сафа" Маиля-на (1939), муз. комедий:
"Пятирубл„вая невеста" Рустамова (1939), "Похитители сердец" Амирова
(1944).
Соч.: Избр. произведения, Баку, 1950; Эсэрлэри,1-УШ, Бакы, 1964 (на
азерб. яз.). Лит.: Очерк истории азерб. сов. литературы, М., 1963;
Т а г и е в Г., Библиография произведений М. С. Ордубады, Баку, 1951
(на азерб. яз.). ф. В.
Страницы: «« « 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |