Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706   1707   1708  1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716   1717   1718  » »»

получившего назв. "сердитые  молодые  люди"  (50-е  гг.).  Первая  пьеса
О."Оглянись во гневе" (1956), написана в традициях драматургии  Б.  Шоу.
Герой  пьесы  порицает  бурж.  Англию,  е„  лицемерную  верность  косным
традициям, он бросает упр„к и  новому  "потерянному  по-кЬлению",  к-рое
лишено тв„рдых убеждений  и  идеалов.  В  пьесе  "Комедиант"  (1957)  О.
сопоставляет мировоз-врение неск. поколений и подч„ркивает  иллюзорность
существования "доброй старой Англии". О. осмеивает Двуличие англ.  совр.
об-ва, в к-ром о правде  рассуждают  лгуны  (феерия  "Мир  Поля  Слики",
1958), где Люди ценятся по одежде (фарс "Кровь  Бамбергов",  1962),  для
достижения успеха прода„тся совесть (драмы "Эпитафия  Джорджу  Диллону",
1954,    "Неприемлемое    свидетельство",    1964),     за     мещанской
благопристойностью скрываются тайные пороки (фарс  "Проотая  бандероль",
1962).
   В 60-е гг. О. обратился к историч. темам:
   "Скандальная история и тема для размышлений"
   (1960)  -   драматич.   повесть   о   религиозном   преследовании   в
викторианской Англии; трагедия "Лютер"
   (1961) - о значении  личности  и  народа  в  историч.  развитии.  Для
драматургии  О.   характерны   публицистичность,   отказ   от   внешнего
драматизма, обилие  Пространных,  импульсивных  монологов,  затрудняющих
общение героев, скрытый лиризм, символич. подтекст. Все пьесы О. впервые
были пост. в "Инглиш стэйдж компани" (Лондон). Драмы О. ставятся в т-рах
мн. стран.
   Соч.: Оглянись во гневе, М., 1959.
   Лит.: Современный английский театр, М., 1963; 3 и н-г е р м а  н  Б.,
Жан Вилар и другие..., М., 1964, с. 212-239;
   А 1 I s о р К., The angry decade..., L., 1958. Дм. Ш.
   ОСВЕЦЙМСКИЙ, Владимир Иванович (22. VI. 1886- 4.ХП. 1955) -рус.  сов.
акт„р. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Коммунистич. партии  с  1947.  Сценич.
деятельность начал в  труппе  М.  Т.  Строева,  затем  работал  в  т-рах
Петербурга, Одессы, Витебска, Риги, в моск. Малом  т-ре,  Ленингр.  т-ре
драмы им. Пушкина. В 1936-48 - акт„р Киевского т-ра им. Леси Украинки, в
1948-55 - Одесского рус. драм. т-ра им. Иванова.
   Роли: Каренин  ("Живой  труп"),  Фамусов;  Ванюшин  ("Дети  Ванюшина"
Найд„нова), Егор Булычев; Иван Коломийцев  ("Последние"),  Захар  Бардин
Враги"),  Тетерев  ("Мещане"),  Кошкин   ("Любовь   Яровая"),   Берсенев
("Разлом"), Фаюнин
   ("Нашествие"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Ока„-мов  ("Машенька"
Афиногенова), Фирс ("Вишн„вый сад") и ДР. Р. Ь1.
   "ОСВОБОЖД‚ННЫЙ ТЕАТР" (Osvobozene divadlo)-чехословацкий т-р политич.
сатиры. Осн. в 1925 в Праге реж. И. Гонзлем и И. Фрейкой.  В  репертуаре
т-ра были сатирич. комедии Я. Вериха и И. Восковца, пьесы В. Незвала, И.
Волькера,  В.  Ванчуры,  А.  Гофмейстера.  Музыку  к  спектаклям   писал
композитор  Я.  Ежек.  Пьесы  были  проникнуты  злободневными   политич.
нам„ками,  в  них  сатирически  изображалась   бурж.   действительность.
Спектаклям,   близким   к   политич.   обозрениям,   придавалась   форма
своеобразного т-ра масок, где  главными  действующими  лицами  были  два
клоуна - Восковец и Верих (V-j-W). Большое место занимала  импровизация.
Одним из постоянных критиков  т-ра  был  Ю.  Фучик.  Накануне  оккупации
Чехословакии (1938) "О. т." был закрыт. После освобождения страны (1945)
т-р возобновил свою деятельность. С 1957 переименован в т-р "А ВЦ".
   Лит.: Obs t М., S ch е г 1 А., К dejinam ceske divadelni  avantgardy,
Praha,. 1962. Л. Сол
   ОСЕТИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.  Элементы  дра  мы  заключены  в  осет.  нар.
творчестве, в частности в осет. эпосе. Зрелищный характер носили  обряды
и нар. празднества. В 1895  основоположник  осет.  лит-ры  К.  Хетагуров
написал первую пьесу "Дуня" на рус. яз. В годы  подготовки  первой  рус.
революции зарождается нац. драматургия. Среди первых  осет.  драматургов
Е. Бритаев, Б. Гуржибеков, затем Р. Кочисова, Д. Короев, А.  Токаев.  Их
пьесы ставились  любит,  кружками.  Одна  из  лучших  пьес  Бритае-ва  -
социально-бытовая драма "Две сестры";  в  его  трагедии  "Амран"  создан
образ кавказского Проме-тея. Б. Гуржибеков в  комедии  "Глупец"  показал
наступление капитала на осетинскую деревню. Первая писательница-осетинка
Р. Кочисова написала пьесы: "Лгун" ("Наш пристав сош„л с  ума"),  "Завет
отца, или Моя любовь", "Солнце - мой свидетель, земля - мстительница  за
меня". В этих пьесах раскрывается реакц. сущность  адатов,  высмеиваются
представители   царской   администрации,   рассказывается    о    судьбе
женщины-горянки. Взяточничество,  произвол  власть  имущих  стали  темой
сатирич. комедии Д. Короева "Не я был, кошка  была".  Против  темноты  и
суеверия направлена его  пьеса  "Гадалка".  Социальную  несправедливость
обличает в пьесе "Белые  вороны"  Токаев.  В  этой  пьесе  создан  образ
стяжателя, ставшего жертвой своей неу„мной жадности.
   В первые послереволюц. годы появились пьесы:
   "Идущие к счастью", "Ос-Багатар" Ц. Гадиева, "Ма-риам", "Белый туман"
Д. Кусова и др. Открытие  Сев.-Осет.  и  Юго-Осет.  (1931,  1935)  т-ров
явилось стимулом для широкого развития нац.  драматургии.  Были  созданы
пьесы "Кто кого?" Ч.  Бегизова,  "Село  всколыхнулось"  С.  Кулаева,  "К
жизни" Б. Боциева и Г. Плиева,  "Пастуший  хутор"  М.  Шавлохова,  "Дети
рабыни" Д. Мамсурова, "Коста" Джанаева  и  Епхиева,  комедии  "Свадьба",
"Невеста" Г.  Джимиева.  Большой  популярностью  пользовались  пьесы  Д.
Кусова "Земля", "Певец народа" и "Мать сирот" Д. Туаева. Эти пьесы поев.
преим. темам борьбы с пережитками прошлого,  положению  женщины-горянки.
Борьбу за установление Сов. власти в  Юж.  Осетии  показывает  пьеса  К.
Фарниона "Прощай".
   Во время Великой Отечеств, войны Г.  Джимиев  написал  драму  "Ч„рный
туман", изображающую злодеяния  врага  в  оккупированных  районах,  силу
патриотизма, единство советского народа. Легендарным героям,  боровшимся
за свободу своего народа, отстаивавшим человеческое достоинство в борьбе
против несправедливости, посвятил свои пьесы "Вождь Ба-гатар",  "Сыновья
Бата", "Афхардты Хасапа" Д.Мамсу-ров. Оборону Кавказа  показывали  драмы
Д. Кусова "Проклятый"  и  М.  Шавло-хова  "Партизаны".  Большим  успехом
пользовалась лирич. комедия  Д.  Туа-ева  "Желание  сердца",  положившая
начало  популярному  впоследствии  в  О.  д.  жанру  муз.   комедии.   В
последующие годы продолжали появляться пьесы на темы войны:  "Похищение"
Р. Хубецовой, "Сказание об отважных" Т. Бесаева, "Непокор„нный народ" В.
Гаглоева. Однако развитие  драматургии  отставало  от  требований  т-ра.
Постановление ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и  мерах  по
его улучшению" (1946) мобилизовало осет. писателей и деятелей  т-ров  на
создание совр. сценич. произв. Сев.-Осет. т-р начал работать с  молодыми
драматургами. На сценах т-ров были пост. пьесы: "Наши друзья"  Хубецовой

Страницы: «« « 1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706   1707   1708  1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716   1717   1718  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия