Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716  1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726  » »»

сов. артист оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1935). Окончил юридич.  ф-т
Моск. ун-та. Брал уроки пения у С. И. Гарденина  и  А.  М.  Додонова.  В
1919-20 в Москве пел в Малой гос. опере, в 1921-22 - в т-ре  Музыкальной
драмы, в 1922-24-в Свободной опере Зимина, в  1924-25  и  с  1935  --  в
Большом т-ре. В 1925-35 работал в Муз. студии МХАТа (позднее - Муз.  т-р
им. Немировича-Данченко),  где  исполнял  партии:  Хозе  ("Карменсита  и
солдат" на муз.  Бизе),  Макса  ("Джонни  наигрывает"  Кшенека),  Сергея
("Катерина Измайлова" Шостаковича), Горояна ("Северный ветер" Книппера);
роли: Анж Питу ("Дочь Анго" Лекока), Вильера ("Кор-невильские  колокола"
Планкета) и др. О. обладал большим акт„рским мастерством, в совершенстве
владел  муз.  фразировкой.  Его  сценич.  образы   отличались   глубоким
драматизмом, обаянием. В„л педагогич. работу в калмыцкой студии ГИТИСа и
на казах. оперном отделении Моск. консерватории.
   Др. роли  и  партии:  Трике  ("Евгений  Онегин"),  Дьяк  ("Черевички"
Чайковского), Попович ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Котэ ("Кето и
Котэ"  Долидзе),  Эдвин  ("Сильва"  Кальмана),  Синяя  борода   (о.   п.
Оффенбаха).
   ОСТРЧИЛ  (Ostrcil),  Отакар   (25.II.1879-20.VIII.   1935)   -   чеш.
композитор и дириж„р. Ученик 3. Фи-биха. Как дириж„р  выступил  в  1906,
исполнив в Нац. т-ре (Прага) свою музыку к  драме  "Сирота"  Квапила.  С
1908 - дириж„р Оркестрового товарищества, в 1914-19 -  дириж„р  Т-ра  на
Виноградах в Праге, где под его рук. исполнялись оперы В. А. Моцарта, К.
М. Вебера, Ф. Галеви,  Г.  Берлиоза,  Б.  Ф„рстера"  В  1920  сменил  К.
Коваржовица  на  посту  гл.  дириж„ра  пражского  Нац.  т-ра.  Здесь  О.
дирижировал циклами опер Сметаны  (1924,  1927,  1934),  Фибиха  (1925),
Дворжака (1929) и Моцарта (1931), операми Л. Яначека,  Б.  Ф„рстера,  О.
Еремиаша, Р. Штрауса, А. Русселя, М. Равеля, К. Шимановского, А.  Берга.
Интерпретации О. отличались особой точностью  и  тщательностью.  При  О.
Нац. т-р приобр„л европ. значение. Как оперный композитор О. примыкал  к
направлению Б. Сметаны и 3. Фибиха. Его оперы написаны  на  сказочные  и
легендарные сюжеты: "Ян Згорженицкий" (1898, не  пост.),  "Бутон"  (соч.
1901), "Конец Власты" (1904, Нац. т-р), "Очи  Куналы"  (1908,  там  же),
"Эринская легенда" (1921), "Ивануш-кино царство"  (1934,  обе  -  Брно).
Почти все оперы О. вошли в репертуар чеш. т-ров. О. писал симф., хоровые
и др. соч.
   Лит.: Б э л з а И., Очерки  развития  чешской  музыкальной  классики.
М.-Л., 1951; В а г t о s J., О. OstrCil, Praha, 1936; N е j е d 1 у  Z.,
0. Ostrcil..., Praha, 1935;
   Va lek J.,  Vznika  vyznam  Ostrcilovy  орегу  "Honzovo  kralovstvi",
Praha, 1952. Ал. М. и Н. Дубр.
   ОСТУЖЕВ   (наст.    фам.    -    Пожаров),    Александр    Алексеевич
[16(28).IV.1874-1.III.1953] - рус. сов. акт„р. Нар.  арт.  СССР  (1937).
Род. в семье ж.-д.  машиниста.  Сценич.  деятельность  начал  в  1895  в
воронежской антрепризе А. М. Медведева. В 1896 О. поступил на  Драматич.
курсы Моск. театр. уч-ща (ученик А.  П.  Ленского).  С  1898  О.-  акт„р
Малого т-ра, (сезон 1901-02 играл в Т-ре Корша).
   Первая значит, роль О. в Малом т-ре -  Ромео  ("Ромео  и  Джульетта",
1901). В этой роли проявился глубокий лиризм иск-ва О. В период работы в
Т-ре Корша О. с выдающимся успехом сыграл роль Ал„ши ("Дети  Ванюшина"),
раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной  купеч.
семь„й. Внутренне близким Ромео в исполнении О.  был  Чацкий  (1902).  В
ранних ролях О. отч„тливо выявились осн. особенности его творчества. Уже
в эти годы акт„р много работал над своим удивительно красивым от природы
голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф. И.  Шаляпина.  Наиболее
близким творчеству О. было героич. иск-во M. H. Ермоловой.  Идеи  борьбы
за справедливость и правду воодушевляли О. как человека и артиста. Играя
Жадова (1907), О. выражал  идеи  протеста,  борьбы.  Незнамов  (1908)  в
исполнении О. выступал в защиту человеч.  прав.  В  этом  образе  звучал
протест против несправедливости обществ, устройства  России.  Социальную
трагедию раскрывал О. в образе Освальда (1909). Во всех своих  ролях  О.
подч„ркивал героич. начало. Его герои  -  чистые,  внутренне  прекрасные
люди,  бросающие  обвинение  обществу,  основанному  на   лжи,   обмане,
стяжательстве. Понимание задач акт„рского искусства как  высокого  долга
служения народу помогло О.  продолжать  играть  на  сцене,  несмотря  на
надвигающуюся глухоту (к 1910 О. потерял слух). Труд акт„ра  превратился
для него в подвижничество; О. выработал систему при„мов, которые  давали
ему возможность работать в театре.
   Октябрьская  революция  внесла  новое  содержание  в   яонимание   О.
героического. В 20-е гг. он принимал  участие  в  обслуживании  рабочего
зрителя. Образы О. были пронизаны пафосом  борьбы  (Карл  Моор  и  др.),
Вершинами творчества О. в сов. время  стали  трагедийные  образы  Отелло
(1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В  основе  образа  Отелло,
созданного О., было противоречие между благородной, чистой, полной любви
и доверия к людям человеческой личностью  и  обществом,  построенным  на
социальной несправедливости и нац. неравенстве.  Спектакль  Малого  т-ра
благодаря игре О. стал этапом в истории сов. т-ра. Как борца за  высокие
идеалы гуманизма, за  свободу  человеч.  мысли  трактовал  О.  и  Уриэля
Акосту.
   Героич. образы О., исполненные  пафоса  гражданского  идеала,  всегда
были подлинно  человечными.  Вс„  сво„  внимание  О.  сосредоточивал  на
выражении внутр. духовного мира своих героев,  их  высокого  интеллекта,
благородства, чистоты, искренности в  любви  к  людям.  "Основной  темой
своих героических образов я  всегда  считал  идею  добра",  -  писал  О.
Поэтому ему и не удавались отрицательные роли.
   Идейные позиции О., борца за иск-во героич.  и  гуманное,  определяют
собой и художеств. форму его  образов.  О.  была  свойственна  романтич.
приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его
иск-ве с величайшей искренностью в  передаче  чувств.  Высокий  духовный
строй героев О.  находил  выражение  и  в  приподнятости  интонационного
звучания голоса, и в пластич. решении роли, отличавшемся  обобщ„нностью,
законченностью ху- дожеств.  лаконизмом.  Все  эти  особенности  героич.
иск-ва О. делают его наследником романтич. школы рус. акт„рского иск-ва.
Гос. пр. СССР (1943)  за  выдающиеся  достижения  в  области  акт„рского
иск-ва.
   Др. роли: Теодоро ("Собака на  сене"  Лопе  де  Вега  1917)  Бассанио
("Венецианский купец", 1923),  Марк  Антоний  ("Юлий  Цезарь"  Шекспира,
1924), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери"  по  Гюго,  1926),  Барон
("Скупой рыцарь", 1937).
   Лит.: Старейшие мастера Малого театра.  Автобиографии...,  М..  1949;
Александр Алексеевич Остужев, в кн.:

Страницы: «« « 1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716  1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия