|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 » »» С новаторскими поисками хореографа А. А. Горского, .стремившегося к
драматизации балетного действия, связано исполнение П. партии Китри
("Дон Кихот") и Бинт Анты ("Дочь фараона" Пуни, 1906, Большой т-р;
позднее партии Аспиччи в том же балете, пост. в Петербурге).
Творчество П. способствовало утверждению реформ М. М. Фокина. Она
исполняла центральные партии в поставленных им балетах: "Виноградная
лоза" А. Рубинштейна, "Евника" Щербач„ва, "Шопе-ниана", "Павильон
Армиды" Н. Черепнина, "Египетские ночи" Аренского. В них одухотвор„нный
психологизм и музыкальность исполнительницы обогащали изобразительную
хореографию, близкую стилистике "Мира искусства". Результатом совм.
деятельности П. и Фокина явились хореографич. произведения, где танец
был подчин„н задаче раскрытия психологич. сущности образов: "Шопениана";
"Лебедь" на муз. Сен-Санса (1907; позднее наз. "Умирающий лебедь") стали
поэтическим символом рус. хореографии этой эпохи. Отдавая дань
новаторству Фокина, П. хранила преданность заветам и принципам рус.
классич. балета. С 1908 П. гастролировала за рубежом. С 1909 участвовала
в "Русских сезонах" в Париже, положивших начало е„ мировой славе. В 1910
она создала собственную труппу, с к-рой гастролировала по всем странам
(в 1913-14 в России) с огромным успехом.
В гастрольном репертуаре П. сохраняла балеты Чайковского и Глазунова,
"Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др., а
также концертные номера. В е„ труппе работали рус. балетмейстеры и рус.
танцовщики. С участием П. создавались новые хореографич. миниатюры
"Ночь" и "Вальс-каприз" А. Рубинштейна, "Стрекоза" Крейс-лера, "Рондино"
Бетховена-Крейслера, "Калифорнийский мак" на муз. Чайковского.
В зарубежных поездках П. развивала традиции отечеств, иск-ва. Е„
иск-во, получившее мировую известность, пробудило интерес к хореографии
и способствовало возрождению зарубежного балетного т-ра.
Соч.: Несколько страничек из моей жизни, "Солнце России", 1912, JSft
23.
Лит.: Д а н д р е В.? Анна Павлова, Берлин, 1933 Анна Павлова.
1881-1931, ред.-сост. А. Г. Франке, пер с англ. Предисл. и примеч. Е. Я.
Суриц, М., 1956; К р а-с о в с к а я В., Анна Павлова, Л., 1964; S t i е
г Т., With Pavlova round the world, L., 1927; Н у d e n W., Pavlova, L.,
1931; 0 1 i v е г о f f A., plight of the swan, N. Y., 1932; M a g г i e
1 P., Pavlova, N. Y., 1947; A 1 g e r a-n о f f H., My years with
Pavlova, L.-[a. o.], 1957. В. Kp
ПАВЛОВА, Валентина Михайловна [р. 26. VII(8. VIII).1909] - рус. сов.
актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1956), засл. арт. РСФСР (1957). Чл.
Коммуни-стич. партии с 1962. Окончив в 1926 Тюменскую балетную студию,
поступила в Шадринский драм. т-р, затем работала в т-рах Красноярска,
Якутска, Благовещенска и др. С 1948 - актриса Казанского рус. т-р.
П.актриса героич. темы, обладает сильным драматич. темпераментом.
Лучшие роли: Параша ("Горячее сердце"), Катерина ("Гроза"), Юлия
Тугина ("Последняя жертва"), Анна Каренина;
Татьяна ("Враги"), Маша ("Три сестры"), Екатерина Топи-лина ("Сердце
не прощает" Софронова), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова).
Играет также остро характерные и комедийные рели. Сатирич. зарисовки
П. всегда остроумны и изящны:
Мария Антоновна ("Ревизор"), Лушка ("Левониха на орбите" Мака„нка),
Нинка ("Аристократы") и др. И. И.
ПАВЛОВА (наст. фам.- 3 е и т м а н), Татьяна Павловна (р.10.XII.1893)
- рус. и итал. актриса, режисс„р. В 1907-10 выступала в труппе П. Н.
Ор-ленева, затем работала в разл. моск. и провинциальных т-рах. Роли:
Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), фрекен Юлия (о. п.
Стринд-берга), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. В
1921 эмигрировала в Италию, где организовала (в 1923) собств. труппу и
работала в ней как актриса и режисс„р.
П. пропагандировала рус. драматургию, принципы психологич. реализма в
акт„рском иск-ве и режиссуре, сложившиеся в МХАТе. Пост. (на итал. яз.):
"Бес-ириданницу" (1926), "Воскресение" (1929), "Живой труп" (1941); "На
дне" (1927), "Фальшивую монету" Горького (1929), "Квадратуру круга"
(1931), "Дорогу цветов" (1947) Катаева, пьесы Л. Н. Андреева, Ю. Д.
Беляева, Г. Г. Ге, О. И. Дымова и др. В 1932 В. И. Немирович-Данченко по
приглашению П. пост. в руководимом ею т-ре свою пьесу "Цена жизни". В
Италии П. играла роли в пьесах рус., а также итал. и др. западноевроп.
авторов. С 1953 работает как режисс„р гл. обр. в оперном т-ре; пост.:
"Борис Годунов" (1953, 1956, 1960, "Ла Скала"), "Пиковая дама" (1953,
"Комунале"), "Война и мир" Прокофьева (1953, Флоренция), "Сказание о
невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова (1960, Рим) и др. В
1935-38 преподавала в Нац. академии драм. иск-ва (Рим). Снималась в
кино. Ал. А.
ПАВЛОВ-АРБЕНИН, Александр Васильевич (1871-22.VI.1941) - рус. сов.
дириж„р и муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Дириж„рскую
деятельность начал в 1897 в Петербурге. Работал в провинц. оперных
труппах, затем вновь в Петербурге, в оперной труппе Нар. дома (1905-06),
в т-ре Муз. драмы (с 1913). После 1917 дирижировал спектаклями Гос.
Большого оперного т-ра в Петрограде, оперных т-ров в Баку, Казани,
Самаре, Тифлисе, Свердловске. С 1934 - дириж„р и муз. рук. Т-ра оперы и
балета им. Чернышевского в Саратове.
Пост.: "Кармен", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" (все в 1901,
Харьков), "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Тангейзер" (все в
1902, Иркутск), "Князь Игорь", "Русалка" (с участием Ф. И. Шаляпина),
"Фауст" (обе в 1905, Петербург), "Снегурочка"; "Парсифаль" Вагнера (обе
в 1913, Петербург), "Шахсенем" Глиэра (1927, Баку), "За серп и ЛЬлот"(на
муз. оперы "Иван Сусанин") и др. Выступал и как сивпУ7 дириж„р.
Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957, с. 232-234:
Левин С. Ю.,Записки оперного певца, М.. 1955, с. 594-97.
ПАВЛОВСКАЯ (наст. фам.- Орлова), Валентина Константиновна [23.11(6.
III). 1888-10. IV. 1947]- рус. сов. артистка оперы (лирико-драматич.
сопрано) и оперетты. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). В 1915 окончила
Петерб. консерваторию. В 1919-24 работала в оперных т-рах
Ростова-на-Дону, Москвы ("Свободная опера С. И. Зимина"), Харькова. С
1924- солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Выступала также в Моск.
т-ре оперетты, Свердловском т-ре оперы и балета.
Партии: Ярославна, Купава; Мария ("Мазепа"), Фата Моргана ("Любовь к
тр„м апельсинам" Прокофьева), Аида (о. п. Верди), Ортруда ("Лоэнгрин"),
Саломея(о. п. Р. Штрауса, первая исполнительница в СССР), Мари("Вопцек"
А. Берга) и др.
ПАВЛОВСКАЯ (урожд„нная-Б е р м а н), Эмилия Карловна
Страницы: «« « 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |