|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 » »» Лит.: Гаврилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928;
Перепелицына Л. А., Узбекский народный кукольный театр, Ташкент, 1959.
M. Кад. ПАЛЕВИЧ, Юкум Петрович (18.V.1873-23.VI. 1900)-латышский
драматург. Учился в Тартуском и Моск. ун-тах, сначала на
историко-филологич., затем на юридич. ф-тах (окончил в 1900). Участвовал
в революц. движении студентов. В 1893 написал сати-рич. комедию
"Мамзель", в к-рой разоблачал мещанство и бурж. литераторов (1903, Новый
латыш, т-р в Риге). В 1896 написал социальную драму "Болотные огни" (или
"В болоте", 1905, там же), в к-рой критикует бурж. общество.
Соч.: Мамзель, пер. с лат, М., 1946 (стеклогр. изд.). Лит.: Latviesu
literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956. А.В.
"ПАЛЕ-РОЯЛЬ" ("Palais-Royal") - франц. т-ры. 1) Основан в 1641 в
Париже во дворце кардинала Рише-ль„, поэтому вначале именовался "Пале
кардиналь". Назв. "П.-Р." т-р получил после смерти Ришель„ (1642),
завещавшего дворец Людовику XIII. Здание т-ра создано арх. Мерсье под
нек-рым влиянием архитектуры т-ра Юлимпико. "П.-Р." открылся 14 янв.
1641 трагедией "Мирам", сочин„нной Ришель„, но подписанной драматургом
Демаре. В этом спектакле впервые на франц. сцене осуществл„н принцип
тр„х единств. После смерти Ришель„ "П.-Р." мало использовался. В 1660
т-р был отдан Мольеру, к-рый приспо-соойл его для публичных спектаклей.
После смерти Мольера (1673) в помещении "П.-Р." ставились спектакли
"Королевской академии музыки", возглавлявшейся Ж. Б. Люлли. В 1763
здание "П.-Р." было уничтожено пожаром.
Лит. : М а н ц и у с К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени,
пер. с франц.,М., 1922; История западноевропейского театра, т. 1, под
общ. ред. С. С. Мокульского, М., 1956, с. 587-89; Bapst G., Essai sur
l'histoire du theatre. P., 1893.
2) Небольшой т-р, пристроенный арх. В. Луи к галерее Божоле в 1784 на
территории дворца. Вначале наз. т-р "Божоле"; служил местом выступлений
т-ра марионеток, детской балетно-пантомимич. труппы и др. В 1790-1807
здесь находился т-р "Варьете", в к-ром шли пьесы разл. жанров. Позднее в
помещении т-ра проходили выступления разных трупп (в т. ч. цирковых). В
1818-30 здание не использовалось для театр. представлений. Перестроенное
арх. Л. Р. Ге-рши, оно открылось вновь в 1831 под назв. "П.-Р.". Здесь
ставились водевили и комедии. Работали акт„ры П. Левасс„р, В.Дежазеидр.
В наст. время "П.-Р."- один из популярных комедийных т-ров Парижа. Е. Ф.
ПАЛЕЧЕК (Palecek), Йосеф (Осип Осипович)
[6(18).IX.1842-11(24).II.1915] - рус. режисс„р и артист оперы
(бас-кантанте). По национальности чех. Вок. образование получил в Праге
у проф. Ф. Пибода. В 1864 дебютировал на сцене Пражской чеш. оперы,
солистом к-рой был до 1869. Партии: Сват ("Проданная невеста"), Сусанин,
Фарлаф; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы"
Николаи) и др. В 1869 в составе итал. труппы выступал в Москве. По
совету М. А. Балакирева дебютировал в 1870 в Мариинском т-ре в партии
Мефистофеля ("Фауст"), был принят в труппу и поселился в Петербурге.
Партии: Гудал, купец Калашников ("Демон", о. п. Рубинштейна), Каспар
("Вольный стрелок"), Беппо ("Фра-Дьяволо" Обера), Марсель, Бертрам
("Гугеноты", "Роберт-Дьявол" Мейербера), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта),
Генрих, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тан-гейзер"), Амонасро ("Аида") и др. Имел
звание засл. арт. имп. т-ров. До 1882 был солистом, затем стал
режисс„ром Мариинского т-ра. Впервые в России пост. оперы: "Иоланта"
(1892); "Млада" (1892) и "Сер-вилия" (1902) Римского-Корсакова,
"Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911) и др. Ставил
оперы в Большом зале Петерб. консерватории. Эрмитажном зале, в
муз.-драм. кружке (всего ок. 100). Деятельность П. подняла значение
оперной режиссуры, он первый стал детально разрабатывать постановочные
планы и мизансцены, придавая большое значение массовым сценам. В„л
педагогич. работу (с 1888 - профессор оперного класса Петербургской
консерватории).
Лит.: М. И., Иосиф Иосифович Палечек, "ЕИТ". Сезон 1894-1895, СПБ,
1896; Ник Ф., 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870-1905), "Рус. муз.
газ.", 1905, ј 18; Тимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915, 13
февр., ј 42. , . v t ,
ПАЛИАШВИЛИ, Вахтанг Леванович (р. 2.VII. 1919) - груз. сов. дириж„р.
Чл. Коммунистич. партии с 1945. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Сын Л. П.
Палиашвили и племянник 3. П. Палиашвили. В 1943 окончил Тбилисскую
консерваторию по классу проф. А. В. Гаука. С 1944-дириж„р Т-ра оперы и
балета им. Палиашвили. Один из ведущих груз. дириж„ров, П. обладает
высоким технич. мастерством, умением подчинять звучание оркестра задаче
сценич. выразительности, созданию общего муз. образа спектакля в
соответствии с авторским замыслом.
Дирижировал премьерами опер: "Лашкара" Андриа-швили (1948), "Сказание
о Шота Руставели" Араки-швили (новая ред.; 1949), "Латавра" 3.
Палиашвили (новая ред. П.; 1950), "Свадьба соек" (1954), "Красная
шапочка" Гокиели (1958), "Нана" Габичвадзе (1960), "Иавнана" Л.
Палиашвили (1963); балетов -- "За мир" Торадзе (1953), "Сокровище
Голубой горы" Цинцадзе (1956). В репертуаре П.- рус. и зап. клас-сяка,
произв. сов. композиторов. С 1944 преподает в Тбилисской консерватории
(с 1964 - профессор).
Лит.: Гиоргобиани В., У пульта Вахтанг Палиашвили, газ. "Тбилиси",
1961, 22 марта, JSTs 69 (на груз. яз.).
ПАЛИАШВИЛИ, Захарий Петрович [4(16).VIII. 1871, Кутаиси,-6. X. 1933,
Тбилиси]- груз. сов. композитор. Один из основоположников и крупнейший
представитель груз. классич. музыки. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Род. в
семье певца церковного хора. Муз. воспитателем П. был его старший брат
И. П. Палиашвили. С 8 лет пел дискантом в церковном хоре. В 1895-99
занимался в Тифлисском муз. уч-ще по классу валторны. Теории йузыки
обучался у директора уч-ща Н. С. Кле-новского. В 1900-03 занимался в
Моск. консерватории муз.-теоретич. предметами под рук. С. И. Танеева.
Занятия у Танеева ещ„ более сблизили П. с рус. музыкой, способствовали
развитию его композиторского мастерства. С 1903 П. развернул широкую
творч., педагогич., исполнительскую (в качестве органиста и дириж„ра) и
муз.-обществ, деятельность в Тифлисе.
Молодые годы П. совпали с периодом широкого развития нац. лит-ры,
поэзии, т-ра, дальнейшего упрочения связей с передовой рус. культурой.
Вместе с М. А. Баланчивадзе, Д. И. Аракишвили и др. музыкантами П.
активно участвовал в создании новой груз. муз. школы, во всестороннем
развитии муз. жизни Грузии. В 1910 П. начал работу над оперой "Лбе-салом
и Этери на сюжет нар. сказания "Этериани" (окончил и пост. 1919, Тифлис,
под упр. автора). В сов. время П. написал лирико-драматич. оперу "Даиси"
Страницы: «« « 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |