Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 » »» Лит.: Гаврилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928; Перепелицына Л. А., Узбекский народный кукольный театр, Ташкент, 1959. M. Кад. ПАЛЕВИЧ, Юкум Петрович (18.V.1873-23.VI. 1900)-латышский драматург. Учился в Тартуском и Моск. ун-тах, сначала на историко-филологич., затем на юридич. ф-тах (окончил в 1900). Участвовал в революц. движении студентов. В 1893 написал сати-рич. комедию "Мамзель", в к-рой разоблачал мещанство и бурж. литераторов (1903, Новый латыш, т-р в Риге). В 1896 написал социальную драму "Болотные огни" (или "В болоте", 1905, там же), в к-рой критикует бурж. общество. Соч.: Мамзель, пер. с лат, М., 1946 (стеклогр. изд.). Лит.: Latviesu literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956. А.В. "ПАЛЕ-РОЯЛЬ" ("Palais-Royal") - франц. т-ры. 1) Основан в 1641 в Париже во дворце кардинала Рише-ль„, поэтому вначале именовался "Пале кардиналь". Назв. "П.-Р." т-р получил после смерти Ришель„ (1642), завещавшего дворец Людовику XIII. Здание т-ра создано арх. Мерсье под нек-рым влиянием архитектуры т-ра Юлимпико. "П.-Р." открылся 14 янв. 1641 трагедией "Мирам", сочин„нной Ришель„, но подписанной драматургом Демаре. В этом спектакле впервые на франц. сцене осуществл„н принцип тр„х единств. После смерти Ришель„ "П.-Р." мало использовался. В 1660 т-р был отдан Мольеру, к-рый приспо-соойл его для публичных спектаклей. После смерти Мольера (1673) в помещении "П.-Р." ставились спектакли "Королевской академии музыки", возглавлявшейся Ж. Б. Люлли. В 1763 здание "П.-Р." было уничтожено пожаром. Лит. : М а н ц и у с К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени, пер. с франц.,М., 1922; История западноевропейского театра, т. 1, под общ. ред. С. С. Мокульского, М., 1956, с. 587-89; Bapst G., Essai sur l'histoire du theatre. P., 1893. 2) Небольшой т-р, пристроенный арх. В. Луи к галерее Божоле в 1784 на территории дворца. Вначале наз. т-р "Божоле"; служил местом выступлений т-ра марионеток, детской балетно-пантомимич. труппы и др. В 1790-1807 здесь находился т-р "Варьете", в к-ром шли пьесы разл. жанров. Позднее в помещении т-ра проходили выступления разных трупп (в т. ч. цирковых). В 1818-30 здание не использовалось для театр. представлений. Перестроенное арх. Л. Р. Ге-рши, оно открылось вновь в 1831 под назв. "П.-Р.". Здесь ставились водевили и комедии. Работали акт„ры П. Левасс„р, В.Дежазеидр. В наст. время "П.-Р."- один из популярных комедийных т-ров Парижа. Е. Ф. ПАЛЕЧЕК (Palecek), Йосеф (Осип Осипович) [6(18).IX.1842-11(24).II.1915] - рус. режисс„р и артист оперы (бас-кантанте). По национальности чех. Вок. образование получил в Праге у проф. Ф. Пибода. В 1864 дебютировал на сцене Пражской чеш. оперы, солистом к-рой был до 1869. Партии: Сват ("Проданная невеста"), Сусанин, Фарлаф; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи) и др. В 1869 в составе итал. труппы выступал в Москве. По совету М. А. Балакирева дебютировал в 1870 в Мариинском т-ре в партии Мефистофеля ("Фауст"), был принят в труппу и поселился в Петербурге. Партии: Гудал, купец Калашников ("Демон", о. п. Рубинштейна), Каспар ("Вольный стрелок"), Беппо ("Фра-Дьяволо" Обера), Марсель, Бертрам ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол" Мейербера), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Генрих, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тан-гейзер"), Амонасро ("Аида") и др. Имел звание засл. арт. имп. т-ров. До 1882 был солистом, затем стал режисс„ром Мариинского т-ра. Впервые в России пост. оперы: "Иоланта" (1892); "Млада" (1892) и "Сер-вилия" (1902) Римского-Корсакова, "Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911) и др. Ставил оперы в Большом зале Петерб. консерватории. Эрмитажном зале, в муз.-драм. кружке (всего ок. 100). Деятельность П. подняла значение оперной режиссуры, он первый стал детально разрабатывать постановочные планы и мизансцены, придавая большое значение массовым сценам. В„л педагогич. работу (с 1888 - профессор оперного класса Петербургской консерватории). Лит.: М. И., Иосиф Иосифович Палечек, "ЕИТ". Сезон 1894-1895, СПБ, 1896; Ник Ф., 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870-1905), "Рус. муз. газ.", 1905, ј 18; Тимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915, 13 февр., ј 42. , . v t , ПАЛИАШВИЛИ, Вахтанг Леванович (р. 2.VII. 1919) - груз. сов. дириж„р. Чл. Коммунистич. партии с 1945. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Сын Л. П. Палиашвили и племянник 3. П. Палиашвили. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. А. В. Гаука. С 1944-дириж„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Один из ведущих груз. дириж„ров, П. обладает высоким технич. мастерством, умением подчинять звучание оркестра задаче сценич. выразительности, созданию общего муз. образа спектакля в соответствии с авторским замыслом. Дирижировал премьерами опер: "Лашкара" Андриа-швили (1948), "Сказание о Шота Руставели" Араки-швили (новая ред.; 1949), "Латавра" 3. Палиашвили (новая ред. П.; 1950), "Свадьба соек" (1954), "Красная шапочка" Гокиели (1958), "Нана" Габичвадзе (1960), "Иавнана" Л. Палиашвили (1963); балетов -- "За мир" Торадзе (1953), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956). В репертуаре П.- рус. и зап. клас-сяка, произв. сов. композиторов. С 1944 преподает в Тбилисской консерватории (с 1964 - профессор). Лит.: Гиоргобиани В., У пульта Вахтанг Палиашвили, газ. "Тбилиси", 1961, 22 марта, JSTs 69 (на груз. яз.). ПАЛИАШВИЛИ, Захарий Петрович [4(16).VIII. 1871, Кутаиси,-6. X. 1933, Тбилиси]- груз. сов. композитор. Один из основоположников и крупнейший представитель груз. классич. музыки. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Род. в семье певца церковного хора. Муз. воспитателем П. был его старший брат И. П. Палиашвили. С 8 лет пел дискантом в церковном хоре. В 1895-99 занимался в Тифлисском муз. уч-ще по классу валторны. Теории йузыки обучался у директора уч-ща Н. С. Кле-новского. В 1900-03 занимался в Моск. консерватории муз.-теоретич. предметами под рук. С. И. Танеева. Занятия у Танеева ещ„ более сблизили П. с рус. музыкой, способствовали развитию его композиторского мастерства. С 1903 П. развернул широкую творч., педагогич., исполнительскую (в качестве органиста и дириж„ра) и муз.-обществ, деятельность в Тифлисе. Молодые годы П. совпали с периодом широкого развития нац. лит-ры, поэзии, т-ра, дальнейшего упрочения связей с передовой рус. культурой. Вместе с М. А. Баланчивадзе, Д. И. Аракишвили и др. музыкантами П. активно участвовал в создании новой груз. муз. школы, во всестороннем развитии муз. жизни Грузии. В 1910 П. начал работу над оперой "Лбе-салом и Этери на сюжет нар. сказания "Этериани" (окончил и пост. 1919, Тифлис, под упр. автора). В сов. время П. написал лирико-драматич. оперу "Даиси" Страницы: «« « 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |