Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728  1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738  » »»

   Лит.: Гаврилов М. Ф., Кукольный  театр  Узбекистана,  Ташкент,  1928;
Перепелицына Л. А., Узбекский народный кукольный театр, Ташкент, 1959.
   M. Кад.  ПАЛЕВИЧ,  Юкум  Петрович  (18.V.1873-23.VI.  1900)-латышский
драматург.   Учился   в   Тартуском   и   Моск.   ун-тах,   сначала   на
историко-филологич., затем на юридич. ф-тах (окончил в 1900). Участвовал
в  революц.  движении  студентов.  В  1893  написал  сати-рич.   комедию
"Мамзель", в к-рой разоблачал мещанство и бурж. литераторов (1903, Новый
латыш, т-р в Риге). В 1896 написал социальную драму "Болотные огни" (или
"В болоте", 1905, там же), в к-рой критикует бурж. общество.
   Соч.: Мамзель, пер. с лат, М., 1946 (стеклогр. изд.). Лит.:  Latviesu
literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956. А.В.
   "ПАЛЕ-РОЯЛЬ" ("Palais-Royal") - франц. т-ры.  1)  Основан  в  1641  в
Париже во дворце кардинала Рише-ль„, поэтому  вначале  именовался  "Пале
кардиналь". Назв. "П.-Р."  т-р  получил  после  смерти  Ришель„  (1642),
завещавшего дворец Людовику XIII. Здание т-ра создано  арх.  Мерсье  под
нек-рым влиянием архитектуры т-ра Юлимпико.  "П.-Р."  открылся  14  янв.
1641 трагедией "Мирам", сочин„нной Ришель„, но  подписанной  драматургом
Демаре. В этом спектакле впервые на  франц.  сцене  осуществл„н  принцип
тр„х единств. После смерти Ришель„ "П.-Р." мало  использовался.  В  1660
т-р был отдан Мольеру, к-рый приспо-соойл его для публичных  спектаклей.
После смерти Мольера (1673)  в  помещении  "П.-Р."  ставились  спектакли
"Королевской академии музыки",  возглавлявшейся  Ж.  Б.  Люлли.  В  1763
здание "П.-Р." было уничтожено пожаром.
   Лит. : М а н ц и у с К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени,
пер. с франц.,М., 1922; История западноевропейского театра,  т.  1,  под
общ. ред. С. С. Мокульского, М., 1956, с. 587-89; Bapst  G.,  Essai  sur
l'histoire du theatre. P., 1893.
   2) Небольшой т-р, пристроенный арх. В. Луи к галерее Божоле в 1784 на
территории дворца. Вначале наз. т-р "Божоле"; служил местом  выступлений
т-ра марионеток, детской балетно-пантомимич. труппы и  др.  В  1790-1807
здесь находился т-р "Варьете", в к-ром шли пьесы разл. жанров. Позднее в
помещении т-ра проходили выступления разных трупп (в т. ч. цирковых).  В
1818-30 здание не использовалось для театр. представлений. Перестроенное
арх. Л. Р. Ге-рши, оно открылось вновь в 1831 под назв.  "П.-Р.".  Здесь
ставились водевили и комедии. Работали акт„ры П. Левасс„р,  В.Дежазеидр.
В наст. время "П.-Р."- один из популярных комедийных т-ров Парижа. Е. Ф.
   ПАЛЕЧЕК        (Palecek),        Йосеф        (Осип         Осипович)
[6(18).IX.1842-11(24).II.1915]  -   рус.   режисс„р   и   артист   оперы
(бас-кантанте). По национальности чех. Вок. образование получил в  Праге
у проф. Ф. Пибода. В 1864 дебютировал  на  сцене  Пражской  чеш.  оперы,
солистом к-рой был до 1869. Партии: Сват ("Проданная невеста"), Сусанин,
Фарлаф; Фигаро ("Свадьба Фигаро"),  Фальстаф  ("Виндзорские  проказницы"
Николаи) и др. В 1869 в составе  итал.  труппы  выступал  в  Москве.  По
совету М. А. Балакирева дебютировал в 1870 в Мариинском  т-ре  в  партии
Мефистофеля ("Фауст"), был принят в труппу  и  поселился  в  Петербурге.
Партии: Гудал, купец Калашников ("Демон",  о.  п.  Рубинштейна),  Каспар
("Вольный  стрелок"),  Беппо  ("Фра-Дьяволо"  Обера),  Марсель,  Бертрам
("Гугеноты", "Роберт-Дьявол" Мейербера), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта),
Генрих, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тан-гейзер"), Амонасро ("Аида") и др. Имел
звание  засл.  арт.  имп.  т-ров.  До  1882  был  солистом,  затем  стал
режисс„ром Мариинского т-ра. Впервые в  России  пост.  оперы:  "Иоланта"
(1892);  "Млада"  (1892)  и   "Сер-вилия"   (1902)   Римского-Корсакова,
"Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911)  и  др.  Ставил
оперы  в  Большом  зале  Петерб.  консерватории.  Эрмитажном   зале,   в
муз.-драм. кружке (всего ок.  100).  Деятельность  П.  подняла  значение
оперной режиссуры, он первый стал детально  разрабатывать  постановочные
планы и мизансцены,  придавая  большое  значение  массовым  сценам.  В„л
педагогич. работу (с 1888  -  профессор  оперного  класса  Петербургской
консерватории).
   Лит.: М. И., Иосиф Иосифович Палечек, "ЕИТ".  Сезон  1894-1895,  СПБ,
1896; Ник Ф., 35-летний юбилей О. О. Палечека  (1870-1905),  "Рус.  муз.
газ.", 1905, ј 18; Тимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915,  13
февр., ј 42. , . v t ,
   ПАЛИАШВИЛИ, Вахтанг Леванович (р. 2.VII. 1919) - груз. сов.  дириж„р.
Чл. Коммунистич. партии с 1945. Нар. арт. Груз. ССР (1965).  Сын  Л.  П.
Палиашвили и племянник 3.  П.  Палиашвили.  В  1943  окончил  Тбилисскую
консерваторию по классу проф. А. В. Гаука. С 1944-дириж„р Т-ра  оперы  и
балета им. Палиашвили. Один из  ведущих  груз.  дириж„ров,  П.  обладает
высоким технич. мастерством, умением подчинять звучание оркестра  задаче
сценич.  выразительности,  созданию  общего  муз.  образа  спектакля   в
соответствии с авторским замыслом.
   Дирижировал премьерами опер: "Лашкара" Андриа-швили (1948), "Сказание
о  Шота  Руставели"  Араки-швили  (новая  ред.;  1949),   "Латавра"   3.
Палиашвили (новая  ред.  П.;  1950),  "Свадьба  соек"  (1954),  "Красная
шапочка"  Гокиели  (1958),  "Нана"  Габичвадзе  (1960),   "Иавнана"   Л.
Палиашвили (1963);  балетов  --  "За  мир"  Торадзе  (1953),  "Сокровище
Голубой горы" Цинцадзе (1956). В репертуаре П.- рус. и  зап.  клас-сяка,
произв. сов. композиторов. С 1944 преподает в  Тбилисской  консерватории
(с 1964 - профессор).
   Лит.: Гиоргобиани В., У пульта Вахтанг  Палиашвили,  газ.  "Тбилиси",
1961, 22 марта, JSTs 69 (на груз. яз.).
   ПАЛИАШВИЛИ, Захарий Петрович [4(16).VIII. 1871, Кутаиси,-6. X.  1933,
Тбилиси]- груз. сов. композитор. Один из основоположников  и  крупнейший
представитель груз. классич. музыки. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Род.  в
семье певца церковного хора. Муз. воспитателем П. был его  старший  брат
И. П. Палиашвили. С 8 лет пел дискантом  в  церковном  хоре.  В  1895-99
занимался в Тифлисском муз. уч-ще  по  классу  валторны.  Теории  йузыки
обучался у директора уч-ща Н. С. Кле-новского.  В  1900-03  занимался  в
Моск. консерватории муз.-теоретич. предметами под рук.  С.  И.  Танеева.
Занятия у Танеева ещ„ более сблизили П. с рус.  музыкой,  способствовали
развитию его композиторского мастерства. С  1903  П.  развернул  широкую
творч., педагогич., исполнительскую (в качестве органиста и дириж„ра)  и
муз.-обществ, деятельность в Тифлисе.
   Молодые годы П. совпали с периодом  широкого  развития  нац.  лит-ры,
поэзии, т-ра, дальнейшего упрочения связей с передовой  рус.  культурой.
Вместе с М. А. Баланчивадзе, Д.  И.  Аракишвили  и  др.  музыкантами  П.
активно участвовал в создании новой груз. муз.  школы,  во  всестороннем
развитии муз. жизни Грузии. В 1910 П. начал работу над оперой "Лбе-салом
и Этери на сюжет нар. сказания "Этериани" (окончил и пост. 1919, Тифлис,
под упр. автора). В сов. время П. написал лирико-драматич. оперу "Даиси"

Страницы: «« « 1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728  1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия