Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722  1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732  » »»

театр. художник. С 1925 учился в Тбилисской Академии художеств.  В  1927
оформил спектакль "Поджигатели" Луначарского в Тбилисском рабочем  т-ре.
С 1928 - художник-декоратор Второго гос. т-ра в Кутаиси (ныне - Т-р  им.
Марджанишвили). Здесь оформил пост.: "В самое  сердце"  Дадиани  (1928),
"Уриэль Акоста" (1929); "Беатриче Ченчи" Шелли (1930), "Хатидже" Каладзе
(1930), "Поэма  о  топоре"  Погодина  (1931),  "Сломанный  мост"  по  И.
Чавчавадзе (1935). В Груз. ТЮЗе (Тбилиси):
   "Сурамская крепость" по Д. Чонкадзе (1934); в Москве оформил  в  Т-ре
б.  Корш  спектакль  "Строитель  Сольнес"  Ибсена   (1931),   пост.   К.
Марджанишвили. Работал в Малом  т-ре.  Творчество  О.  характеризовалось
изобретательностью,    яркой    характерностью    костюмов,     выразит,
использованием сценич. пространств. Н.Э.
   ОШВАТ  (Osvath),  Юлия  (р.  15.11.  1908)  -  венг.  артистка  оперы
(сопрано). Нар. арт.  ВНР  (1953).  С  1935-  солистка  т-ра  "Операхаз"
(Будапешт). Выступает гл. обр. в итал. и нем. оперном репертуаре. Особый
успех имеет в произв. Моцарта: П амии а ("Волшебная флейта"), Донна Анна
("Дон Жуан"),  Графиня  ("Свадьба  Фигаро"),  Констанца  ("Похищение  из
сераля"), Фьордилиджи ("Так поступают все"). Создала яркий образ Мелинды
в нац. опере "Банк-бан" Эркеля. Гастролировала в СССР  (1949,1959).  Пр.
им. Кошута (1949).
   Лит.: Szenthegyi I.. Osvath Julia, "Muzsika", Bdp., 1960, .Ne  4.  А.
Ив. ОШСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С. М. КИРОВА - узбекский музыкально-драматический
театр. Обслуживает спектаклями узбекских зрителей юга Киргизии. Создан в
1929 на основе самодеятельного кружка. Труппа была сформирована из одних
муж-чин; первые артистки, ломая вековые обычаи  и  религиозные  запреты,
пришли на сцену т-ра только в нач. 30-х гг. (Т. Хасанова,  Р.  Муминова,
Л. Маидова). Вначале репертуар состоял из  узбекских  музыкальных  драм:
"Гульсара" Яшена, "Фархад и Ширин" Хуршида. С сер. 30-х гг.  театр  стал
ставить  и  драматические  спектакли:  "Женитьба"   Гоголя,   "Принцесса
Турандот" Гоцци, "Любовь Яровая"; "Два коммуниста" Яшена, "Жизнь  вместо
смерти" Турусбекова и др.
   Наиболее значит, спектакли т-ра: опера  "Бурон"  Ашрафи  и  Василенко
(1940), "Тахир и Зухра" Аб-дуллы (1940), "Нурхон" Яшена (1943),  "Бай  и
батрак" (1939) и "Проделки Майсары" (1940) Хамзы Хаким  Заде,  "Ш„лковое
сюзане" Каххара (1953), "Именем  революции"  Шатрова  (1959),  "Диларом"
Яшена, Мухамедова и  Ашрафи  (1961),  "Дочь  Ганга"  по  Тагору  (1957),
"Адолят" Акрамова, "Алтын-куль" Уйгуна, "На высокой земле" Маликова.
   В труппе т-ра (1963): нар. арт. Кирг. ССР Л. Маидова, Р. Муминова, Т.
Хасанова, засл. арт. Г. Бо-таев, С. Каримов, Т.  Салиева,  гл.  реж.  (с
1951) - Ф. А. Литвинская. Я. Л.
   ОЮН  (марал  оюну  -  оленья   игра)   -   азербайджанское   народное
представление фарсового характера. Так же как и ряд  других  игр  азерб.
народа ("Кафтар кес", "Кеса вэ гялин" и др.) способствовало формированию
комедийных традиций нац. театр. иск-ва.
   ОЮУН, Эрденибат (р. 12.XII.1918) - монг.  драматург,  режисс„р.  Нар.
арт. МНР (1942). Чл. МНРП с 1943. В 1937 написала  первую  пьесу  "Новый
человек". Режисс„рскую деятельность начала в 40-е  гг.,  поставив  пьесу
"Ханша Мандухай" Цэдэнжава и Баста в Гос. муз.-драм. т-ре. С 1939  О.  -
режисс„р Гос. муз.-драм, т-ра (позднее - Гос. драм. т-р);  с  1963-  гл.
режисс„р этого т-ра. Автор пьес: "Дэнсма" (1940, Гос.  муз.-драм.  т-р),
"Встреча друзей" (1944, там же), "Братья" (1945, там же, Гос. пр. 1946),
"Я не уйду отсюда" (совм. с Ниджибадгор; 1958, там же) и др.  О.-  автор
переводов пьес: "Ревизор" (1936),  "Проделки  Скапена"  (1939),  "Король
Лир" (1949), "Платон  Кречет"  (1943)  и  др.  Г.  У.  ПА  (франц.  pas,
букв.шаг, от лат. passus) - 1) Танц. шаг (франц. pas de danse), a  также
танц. ход (франц. passage de pas). Представляет собой ритмич. движение с
определ„нной постановкой ног, основанной на меньшей  (в  бальном  танце)
или большей (в балете) супинации (выворотности)  бедра.  Большинство  П.
заимствовано  из  танцев  разл.  народов.  2)  Сочетание  танц.   шагов,
распредел„нных на  известное  количество  тактов  куплета  танц.  песни,
мелодию нар. танца, а также  на  весь  танц.  номер  в  балете.  В  этом
значении термин "П." (франц. enchainement des  pas,  букв.  -  сцепление
шагов) вош„л в балетную практику как составная часть названия  балетного
танца, исполняемого  одним,  двумя  или  тремя  танцовщикамипа-де-де па-де-труа также па даксъон и др. Из балета  термин  переш„л  в
бальный танец (название танцев - па-де-патинер, па-де-катр,  па-де-грас,
na-д'эспань и др.). 3) В бытовом понимании - обозначение  всякого  танц.
движения. А. И.
   ПА Д'АКСЬОН (франц. pas d'action, букв.- действенный танец, от pas  -
шаг, танец и  action  -  действие)  -  танец,  органически  связанный  с
развитием сюжета в балете, раскрывающий  драматич.  содержание  балетной
сцены. П.  д'а.  является  одной  из  осн.  форм  построения  муз.-танц.
действия.  Понятие  "действенный  танец"  (danse  en   action)   впервые
теоретич. обосновано в статье о танце в "Энциклопедии" Дидро  (1754),  а
затем разработано практически франц. ба-летм. Ж. Ж. Новером (1727-1810),
обобщившим опыт демократич. ярмарочного т-ра и муз.-танц.  представлений
разл. стран. Ведущая роль в создании  разв„рнутой  муз.-танц.  формы  П.
д'а. принадлежит рус. балету. Классич. образцами муз.-танц.  драматургии
являются П. д'а.  в  балетах  Чайковского  ("Лебединое  езеро",  "Спящая
красавица") и  Глазунова  ("Раймонда").  В  балете  19  -  нач.  20  вв.
построение П. д'а. обычно представляет  собой  па-де-де  или  па-де-труа
расширенное введением танцев, исполняемых ансамблем артистов. Эта  форма
получила творч. развитие в сов. балете, утйерждающем  значение  танца  в
балетном иск-ве как осн. средства раскрытия сценич.
   ПА Д'АНСАМБЛЬ - см. Гран па,
   ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (Алексеев) (1898 - 25.III.1963) - рус.  сов.  артист
цирка и эстрады. Вы-отупал в разных  жанрах,  с  особым  успехом  -  как
ко-мич. акробат с  партн„ршей  (псевдоним-"Макс  и  Макс-ли").  В  1932,
работая в Ленингр. цирке, создал  новую  маску  клоуна  у  ковра:  почти
бытовую фигуру человека, подходящего с точки зрения житейского  опыта  к
цирковому представлению и поэтому попадающего впросак. В 1936 переш„л на
ленингр.  эстраду;  выступал  преим.  как   клоун-конферансье   и   муз.
эксцентрик в концертах для детей. Во время Отечеств,  войны  работал  во
фронтовом цирке под рук. Е. П. Гершуни.  Лит.:  Дмитриев  Ю..  Советский
цирк, М., 1963. Ю. Д.
   ПАВЕРМАН, Арнольд  Израилевич  (р.10.IX.1918)-  рус.  сов.  режисс„р.
Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1945.  Окончил
Одесское театр. уч-ще (1941)и курсы  усовершенствования  режисс„ров  при
ГИТИСе (1952). В 1950-54 - реж. Свердловского, с 1954-гл.  реж.  Омского
т-ров муз. комедии.

Страницы: «« « 1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722  1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия