|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 » »» ("Сумерки", 1923, Тифлис), оперу "Латавра" на героико-патриотич. сюжет
(1928, Тифлис), мн. симф. и вок. сочинений. П. в„л педагогич. работу;
был профессором (с 1919) и директором Тбилисской консерватории (1919,
1923, 1929-32).
Творчество П., глубоко национальное по своей природе, органически
сочетает нар. традиции груз.музыки, обладающей богато развитой мелодикой
и самобытным хоровым многоголосием, с традициями рус. муз. школы (в
особенности М. И. Глинки и А. П. Бородина), с достижениями мирового муз.
иск-ва. Борясь против нац. замкнутости, П. преодолел разобщ„нность
многочисл. диалектов груз. песенного творчества, обобщил характерные
стилистич. особенности разл. этнографич. ветвей нар. музыки и создал
единый об-щенац. муз. язык, л„гший в основу груз. муз. классики.
Опера П. "Абесалом и Этери" является одним из высших достижений груз.
нац. культуры. Глубокая социально-этич. идея (сила любви преодолевает
сословные предрассудки и побеждает смерть) определила возвышенность и
монументальность муз.-сценич. воплощения, эпич. характер образов и
драматургии этой муз. трагедии. Значит, место уделено в опере показу
народа. Композитор исходил в своей музыке гл. обр. из величаво-протяжных
хоровых песен Грузии. Народность муз. образов, выразительность
пси-хологич. характеристик, строгое единство стиля, классич. простота и
ясность форм при глубине содержания определили большое художеств. и
историч. значение "Абесалома и Этери".
В опере "Даиси" преобладают романтич. лирика и жанрово-бытовые
элементы, но наряду с этим ярко воплощены и героико-патриотич. идеи.
Музыка оперы проникнута духом груз. песни (крестьянской и городской) и
отражает многообразие е„ жанров, типов и выразит, средств. Это произв.
углубляет демократич. и реалистич. черты творчества П.
Прогрессивные творч. принципы П. обогащают совр. муз. иск-во Сов.
Грузии. Имя П. присвоено тбилисскому Т-ру оперы и балета.
Лит.: Донадзе Л.,.3. Палиашвили, "Мнатоби", То., 1943, ј 11-12 (на
груз. яз.); его же, 3. Палиашвили, М., 1958. В. Дон.
ПАЛИАШВИЛИ (по рус. сцене - П а л и e в), Иван Петрович [1(13).X.
1868-7.III. 1934]-груз. сов. дириж„р и педагог. Нар. арт. Груз. ССР.
Брат 3. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался у Н. А. Римского-Корсакова по
композиции и у В. И. Сука по дирижированию. Начал муз. деятельность в
1887 в качестве хормейстера и концертмейстера. С 1889 работал дириж„ром
в оперных труппах Перми, Риги, Киева, Харькова, Тифлиса, Петербурга,
Одессы и др. С 1922 - гл. дириж„р оперного т-ра в Тифлисе. Выступал
также как симфонический дириж„р. Исполнение П. отличалось волевым
напряжением, эмоциональностью; он добивался высокой слаженности
оперно-симф. ансамбля. П. был лучшим истолкователем творчества груз.
композиторов.
Пост.: "Даиси" (1923), "Абесалом и Этери" (1924, 1930), "Латавра"
(1928) 3. Палиашвили, "Золотой петушок", "Руслан и Людмила" (обе в
1924); "Жизнь - радость" ("Динара") Аракишвили, "Цисана" В. Долидзе
(1924) - в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, и др.
ПАЛИАШВИЛИ, Леван Петрович [р. 25.1(6.11). 1895]- груз. сов.
композитор, педагог. БратЗ.П.Яд-лиашвили. В 1922 окончил Тифлисскую
консерваторию. В 1924-53 преподавал в муз. уч-щах Кутаиси и Тбилиси,
одновременно с 1933-в Тбилисской консерватории (с 1941 - доцент).
Написал оперы: "Мать и сын" по И. Чавчавадзе (1922), "Витязь в тигровой
шкуре" по о. п. Ш. Руставели (1925, обе - концертное исполнение,
Тифлис), "Иавнана" ("Колыбельная") по повести
И. Гогебашвили (1963, Т-р оперы и балета им. Палиашвили). Автор науч.
трудов: "Гармонический язык ,,Абесалома и Этери4'" (Тб., 1938),
"Гармонический язык оперы ,, Даиси"" (Тб., 1947).
Лит.: Семья музыкантов, газ. "Советская культура", М., 1963, 8 июня,
ј 69, с. 4.
ПАЛИАШВИЛИ, Поликарп Петрович[20.УП(1.УШ). 1875-12.V.1941]-груз. сов.
хоровой дириж„р. Засл. деят, иск-в Груз. ССР (1941). Брат 3. П.
Палиашвили.В 1903 окончил Моск. консерваторию по классу М. М.
Ип-политова-Иванова. В том же году начал работу в т-рах Тифлиса. В 1908
основал Рабочий т-р при Нар. доме; пост. здесь оперы: "Фауст", "Кармен",
"Демон" и др. С установлением в Грузии Сов. власти продолжал работать
дириж„ром и хормейстером в т-рах Тбилиси, с 1933 - в Т-ре оперы и балета
им. Палиашвили (пост.: "Даиси" 3. Палиашвили, "Демон", "Русалка" и др.)
ив оперной студии при Тбилисской консерватории. П.- автор неск. опер для
детей и др. соч. В„л педагогич. деятельность.
Лит.: П. П. Палиашвили, "Заря Востока", 1941, 15 мая, ј 112.
ПАЛИЦЫН (наст. фам.- Палице), Иван Осипович (17.XI.1865-3.VI.1931) -
рус. сов. дириж„р. Засл. арт. Республики (1925). По нац. чех. В 1872
принял рус. подданство. Муз. образование получил в Киевском муз. уч-ще.
П.-один из основателей Саратовского оперного т-ра и его первый дириж„р
(1890-94, 1895-96). В 1897-1901 - дириж„р Казанско-Саратовского оперного
товарищества, в 1901-06 - дириж„р Киевского т-ра, в 1906-13-Оперного
т-ра Зимина в Москве, с 1924 - Свердловского т-ра оперы и балета.
Работал также в оперных т-рах Одессы, Харькова, Баку и др. городов.
Первым на рус. и сов. сцене пост. оперы: "Сестра Беатриса"
Гречанинова (1912, Оперный т-р Зимина), "Флорентийская трагедия"
Яновского (1914, Одесский гор. т-р), "Овод" Трамбипкого (1929,
Свердловский т-р оперы и балета), "Прорыв" Потоцкого (1929, там же),
дирижировал первым исполнением "Дон Карлоса" Верди и "Наваррьянки"
Массне на рус. яз. (обе 1895, Казанский т-р).
Выступал с симф. концертами. Преподавал в Киевской консерватории.
Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М-, 1957; Бенефис И. О.
Палицына, "Саратовский дневник", 1901, 2февр., ј 27; Евдокимов Я, К.,
Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 г.), в кн.: Из музыкального
прошлого. Сборник очерков, [т.] 1, [М. ], 1960; Т а у б e Н. Ф.,
Четверть века Казанской оперы (1874-1901), там же.
ПАЛЛАДИО (Palladio), Андреа ди Пьетро (30.XI. 1508-19.VIII.1580) -
итал. архитектор, теоретик. Крупнейший представитель архитектуры
Возрождения. Сын падуанского каменщика. Жил гл. обр. в Виченце. Был
членом "Академии олимпийцев" - местного кружка гуманистов, по инициативе
к-рого строилсяизучив античное наследие, П. творчески его использовал в архитектурном
решении здания т-ра. Планировка т-ра выполнена П. в традициях
архитектуры театр. сооружений античного Рима.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Pane R., Andrea Palladio, [2 ed.], Torino,
1961.
Страницы: «« « 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |