Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729  1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739  » »»

("Сумерки", 1923, Тифлис), оперу "Латавра" на  героико-патриотич.  сюжет
(1928, Тифлис), мн. симф. и вок. сочинений. П.  в„л  педагогич.  работу;
был профессором (с 1919) и директором  Тбилисской  консерватории  (1919,
1923, 1929-32).
   Творчество П., глубоко национальное  по  своей  природе,  органически
сочетает нар. традиции груз.музыки, обладающей богато развитой мелодикой
и самобытным хоровым многоголосием, с  традициями  рус.  муз.  школы  (в
особенности М. И. Глинки и А. П. Бородина), с достижениями мирового муз.
иск-ва. Борясь  против  нац.  замкнутости,  П.  преодолел  разобщ„нность
многочисл. диалектов груз.  песенного  творчества,  обобщил  характерные
стилистич. особенности разл. этнографич. ветвей  нар.  музыки  и  создал
единый об-щенац. муз. язык, л„гший в основу груз. муз. классики.
   Опера П. "Абесалом и Этери" является одним из высших достижений груз.
нац. культуры. Глубокая социально-этич. идея  (сила  любви  преодолевает
сословные предрассудки и побеждает смерть)  определила  возвышенность  и
монументальность  муз.-сценич.  воплощения,  эпич.  характер  образов  и
драматургии этой муз. трагедии. Значит, место  уделено  в  опере  показу
народа. Композитор исходил в своей музыке гл. обр. из величаво-протяжных
хоровых  песен  Грузии.   Народность   муз.   образов,   выразительность
пси-хологич. характеристик, строгое единство стиля, классич. простота  и
ясность форм при глубине  содержания  определили  большое  художеств.  и
историч. значение "Абесалома и Этери".
   В  опере  "Даиси"  преобладают  романтич.  лирика  и  жанрово-бытовые
элементы, но наряду с этим ярко  воплощены  и  героико-патриотич.  идеи.
Музыка оперы проникнута духом груз. песни (крестьянской и  городской)  и
отражает многообразие е„ жанров, типов и выразит, средств.  Это  произв.
углубляет демократич. и реалистич. черты творчества П.
   Прогрессивные творч. принципы П. обогащают  совр.  муз.  иск-во  Сов.
Грузии. Имя П. присвоено тбилисскому Т-ру оперы и балета.
   Лит.: Донадзе Л.,.3. Палиашвили, "Мнатоби", То., 1943,  ј  11-12  (на
груз. яз.); его же, 3. Палиашвили, М., 1958. В. Дон.
   ПАЛИАШВИЛИ (по рус. сцене - П а л и e  в),  Иван  Петрович  [1(13).X.
1868-7.III. 1934]-груз. сов. дириж„р и педагог.  Нар.  арт.  Груз.  ССР.
Брат 3. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался у Н. А. Римского-Корсакова по
композиции и у В. И. Сука по дирижированию. Начал  муз.  деятельность  в
1887 в качестве хормейстера и концертмейстера. С 1889 работал  дириж„ром
в оперных труппах Перми, Риги,  Киева,  Харькова,  Тифлиса,  Петербурга,
Одессы и др. С 1922 - гл. дириж„р  оперного  т-ра  в  Тифлисе.  Выступал
также  как  симфонический  дириж„р.  Исполнение  П.  отличалось  волевым
напряжением,  эмоциональностью;   он   добивался   высокой   слаженности
оперно-симф. ансамбля. П. был  лучшим  истолкователем  творчества  груз.
композиторов.
   Пост.: "Даиси" (1923), "Абесалом и  Этери"  (1924,  1930),  "Латавра"
(1928) 3. Палиашвили, "Золотой  петушок",  "Руслан  и  Людмила"  (обе  в
1924); "Жизнь - радость"  ("Динара")  Аракишвили,  "Цисана"  В.  Долидзе
(1924) - в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, и др.
   ПАЛИАШВИЛИ,  Леван  Петрович  [р.  25.1(6.11).  1895]-   груз.   сов.
композитор, педагог.  БратЗ.П.Яд-лиашвили.  В  1922  окончил  Тифлисскую
консерваторию. В 1924-53 преподавал в муз.  уч-щах  Кутаиси  и  Тбилиси,
одновременно с  1933-в  Тбилисской  консерватории  (с  1941  -  доцент).
Написал оперы: "Мать и сын" по И. Чавчавадзе (1922), "Витязь в  тигровой
шкуре" по о.  п.  Ш.  Руставели  (1925,  обе  -  концертное  исполнение,
Тифлис), "Иавнана" ("Колыбельная") по повести
   И. Гогебашвили (1963, Т-р оперы и балета им. Палиашвили). Автор науч.
трудов:  "Гармонический  язык  ,,Абесалома  и  Этери4'"   (Тб.,   1938),
"Гармонический язык оперы ,, Даиси"" (Тб., 1947).
   Лит.: Семья музыкантов, газ. "Советская культура", М., 1963, 8  июня,
ј 69, с. 4.
   ПАЛИАШВИЛИ, Поликарп Петрович[20.УП(1.УШ). 1875-12.V.1941]-груз. сов.
хоровой дириж„р.  Засл.  деят,  иск-в  Груз.  ССР  (1941).  Брат  3.  П.
Палиашвили.В  1903  окончил  Моск.  консерваторию  по   классу   М.   М.
Ип-политова-Иванова. В том же году начал работу в т-рах Тифлиса. В  1908
основал Рабочий т-р при Нар. доме; пост. здесь оперы: "Фауст", "Кармен",
"Демон" и др. С установлением в Грузии Сов.  власти  продолжал  работать
дириж„ром и хормейстером в т-рах Тбилиси, с 1933 - в Т-ре оперы и балета
им. Палиашвили (пост.: "Даиси" 3. Палиашвили, "Демон", "Русалка" и  др.)
ив оперной студии при Тбилисской консерватории. П.- автор неск. опер для
детей и др. соч. В„л педагогич. деятельность.
   Лит.: П. П. Палиашвили, "Заря Востока", 1941, 15 мая, ј 112.
   ПАЛИЦЫН (наст. фам.- Палице), Иван Осипович (17.XI.1865-3.VI.1931)  -
рус. сов. дириж„р. Засл. арт. Республики (1925). По  нац.  чех.  В  1872
принял рус. подданство. Муз. образование получил в Киевском муз.  уч-ще.
П.-один из основателей Саратовского оперного т-ра и его  первый  дириж„р
(1890-94, 1895-96). В 1897-1901 - дириж„р Казанско-Саратовского оперного
товарищества, в 1901-06 - дириж„р  Киевского  т-ра,  в  1906-13-Оперного
т-ра Зимина в Москве, с  1924  -  Свердловского  т-ра  оперы  и  балета.
Работал также в оперных т-рах Одессы, Харькова, Баку и др. городов.
   Первым  на  рус.  и  сов.  сцене  пост.  оперы:   "Сестра   Беатриса"
Гречанинова  (1912,  Оперный  т-р  Зимина),   "Флорентийская   трагедия"
Яновского  (1914,  Одесский  гор.  т-р),   "Овод"   Трамбипкого   (1929,
Свердловский т-р оперы и балета), "Прорыв"  Потоцкого  (1929,  там  же),
дирижировал первым  исполнением  "Дон  Карлоса"  Верди  и  "Наваррьянки"
Массне на рус. яз. (обе 1895, Казанский т-р).
   Выступал с симф. концертами. Преподавал в Киевской консерватории.
   Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М-, 1957; Бенефис И. О.
Палицына, "Саратовский дневник", 1901, 2февр., ј 27;  Евдокимов  Я,  К.,
Музыкальное прошлое Саратова  (до  1917  г.),  в  кн.:  Из  музыкального
прошлого. Сборник очерков, [т.] 1, [М. ],  1960;  Т  а  у  б  e  Н.  Ф.,
Четверть века Казанской оперы (1874-1901), там же.
   ПАЛЛАДИО (Palladio), Андреа ди Пьетро  (30.XI.  1508-19.VIII.1580)  -
итал.  архитектор,  теоретик.   Крупнейший   представитель   архитектуры
Возрождения. Сын падуанского каменщика. Жил  гл.  обр.  в  Виченце.  Был
членом "Академии олимпийцев" - местного кружка гуманистов, по инициативе
к-рого строилсяизучив античное наследие, П. творчески его использовал  в  архитектурном
решении  здания  т-ра.  Планировка  т-ра  выполнена   П.   в   традициях
архитектуры театр. сооружений античного Рима.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Pane R., Andrea Palladio, [2 ed.],  Torino,
1961.

Страницы: «« « 1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729  1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия