Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738  1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748  » »»

должности и несчастливым искателем любовных приключений. В. Я.
   ПАППАС (IIdrtluxc), Георгиос (1903-3.V.1958) - греч.  акт„р.  В  1931
дебютировал на афинской сцене. В 1934-41 работал в труппе М. Котопули, в
1950-52 и 1955-58 - акт„р Нац. т-ра. Выразительная внешность  и  сценич.
обаяние  утвердили   П.   как   ведущего   акт„ра   труппы   на   амплуа
героя-любовника в салонных комедиях и  др.  Для  более  зрелого  периода
творчества П. характерно глубокое проникновение в дра-матургич. сущность
характера героя, поиски тонких психологич. деталей.
   Роли: Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Юлий
Цезарь ("Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу), Федя Протасов ("Живой труп"), Джон
Проктор ("Суровое испытание" Миллера), Мефистофель ("Фауст" Г„те) и  др.
Д. С.
   ПАРАБАСА (греч. тсаряраст";)  -  в  др.-греч.  т-ре  непосредственное
обращение хора к зрителям, не связанное  с  действием  пьесы.  Во  время
исполнения  П.  действующие  лица  удалялись,  а  хор  снимал  маски   и
выстраивался лицом к зрителям. В П. автор комедии обычно разъяснял  цели
и задачи пьесы, обсуждал политич. вопросы, высмеивал  лит.  противников,
просил  зрителей  быть  благосклонными  к  комедии.  П.  была  одной  из
неизменных составных частей  в  канонич.  структуре  древней  аттической
комедии. Построение  П.  также  было  каноническим:  в  ней  по  строгим
правилам чередовались декламация корифея и пение хора.
   Лит.: Z l e l i n s k i Th., Die Gliederung der altattischen Komodie,
Lpz., 1885. Я. Зем.
   ПАРАД (франц. parade, от лат.  раго,  букв.-  готовлю)  -  во  франц.
старинном ярмарочном т-ре комедийные  сценки,  разыгрывавшиеся  акт„рами
(перед балаганом или на его наружном помосте) с целью зазвать публику на
представление.   Первоначально   П.    представлял    собой    шутовское
театрализованное объявление, к-рое делал  владелец  балагана  с  помощью
своего слуги. Это объявление сопровождалось показом  фокусов,  прыжками,
кульбитами, преим. грубыми вольными шутками и остротами.  Постепенно  П.
превращался в небольшую буффонную комедию, представлявшую  разновидность
фарса. В 1-й пол.
   17 в. такие  П.  разыгрывал  знаменитый  французский  акт„р  Табарен.
Подлинного расцвета П. достиг в
   18 в. в творчестве ряда драматургов (Т. С. Г„ллет и др.).
   Постоянными действующими лицами П. были итало-франц. маски:  Кассандр
(Панталоне), Жиль (Пьеро, Педролино), Арлекин, Скарамуш, Коломбина.
   Сборник наиболее популярных П. издан  под  назв.  "Бульварный  театр"
(Theatre des boulevards, ou Recueil des parades, v. 1-3, P., 1756).
   Лит.: Gilles M., Theatre des boulevards, ou Recueil des  parades,  v.
1-2, P., 1881; Ярмарочные и бульварные театры,  в  кн.:  Хрестоматия  по
истории западноевропейского театра, ч. 2, под ред. и с  предисл.  С.  С.
Мокульского, M.-Л 1939, с. 302-304.
   ПАРАДИЗ (Paradis), Леопольд (гг. рожд.  и  смерти  неизв.)  -  австр.
артист балета, балетмейстер и педагог. В 1759 поселился в России  и  был
принят в петерб. балетную труппу на положение первого танцовщика. В 1777
был назначен на должность педагога танц. классов  Моск.  воспитательного
дома, где  он  вскоре  вв„л  новую  систему  обучения,  воспитал  плеяду
выдающихся танцовщиков. Среди его учеников: Г. И. Райков, В. М. Балашов,
И. Л. Еропкин, А. М. Собакина и др. В 1784 П. возвратился  в  Петербург,
где преподавал бальные танцы.
   Литп.:'Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века. Л.,  1935;
Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940; Всеволодский
(Герн-г p о с с) В., История театрального  образования  в  России,  СПБ,
1913; Г о з е н п у д А., Музыкальный театр в России, Л., 1959.  Юр.  Б.
"ПАРАДИЗ" (Никитский театр) - театр. здание в Москве. Выстроено  в  1885
наБ. Никитской  ул.  (ныне  ул.  Герцена)  антрепрен„ром  и  акт„ром  Г.
Парадизом (арх. Торский). В "П." выступали гастрол„ры (рус.  и  иностр.;
т-р наз. также Интернациональным). Здесь играли  мей-нингенская  труппа;
акт„ры Л. Барнай, Э. Поссарт, Б. К.  Коклен,  Э.  Росси,  Г.  Режан,  Ж.
Муне-Сюлли,  Сара  Бернар,  Э.  Дузе,  бр.  Адельгейм  и   др.,   труппа
Мюнхенского королевского т-ра, укр. труппы Н.  К.  Садовского  и  М.  К.
Заньковецкой, Венская оперетта, французская труппа  Михайловского  т-ра,
опереточная труппа Е. В. Потопчи-ной, Моск. комич. опера, Теревсат  (Т-р
революц. сатиры). В 1922 здание т-ра было передано моск. Т-ру  Революции
(ныне Т-р им. Вл. Маяковского). С. Г.
   ПАРАД-ПРОЛОГ - начало  циркового  представления.  В  дореволюп.  рус.
цирке обычно происходил в день открытия цирка или в  бенефис  директора.
Через  манеж  проходили  все  артисты,  участвовавшие  в  представлении,
проводили животных (в этом виде  П.-п.  организуются  и  в  совр.  бурж.
цирке). Цель П.-п.- показать разнообразие программы.
   В  сов.  цирке,  начиная  с  30-х  гг.,  в  П.-п.  раскрывается  тема
представления, в них участвуют  чтецы,  артисты  балета,  клоуны  и  др.
Первые П.-п. ставили Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский, А. Г. Арнольд, затем  Г.
С. Венецианов, М. С. Местечкин, H. H. Зиновьев, А.  И.  Вольный,  Е.  М.
Зискинд, Е. П. Тимошенко, Г. К. Кадников и др. Большое внимание в  П.-п.
отводится оформлению; привлекались художники К. Ф. Юон, Б. Р. Эрдман, В.
Ф. Рындин, А. А. Судакевич и др. Ю. Д.
   ПАРАКАТАЛОГЕ  (тсарахастаХо-)  -  речитатив,  к-рый  сопутствовал   в
античных  пьесах  исполнению  хоровых  и  сольных  вок.  партий  (т.  н.
кантики).  Речитативом  хор  и  певец  исполняли  наиболее   оживл„нные,
связанные  с  внутр.  напряжением  действия  эпизоды  (напр.,  па-род  в
"Прикованном Прометее" Эсхила). Основу П. составляло изменение не только
ритма,  но  и  тональности,  поэтому  исполнение  П.   требовало   спец.
аккомпанемента. Плутарх ("О музыке", гл. 38) называет  изобретателем  П.
поэта Архилоха.
   Лит.: Варнеке Б.В., История античного театра, М., 1940, с. 122,  195.
Лид. Ф.
   ПАРАНДЗЕМ (наст.  фам.  -  Сагателян)  (1864-1915)  -  арм.  актриса.
Сценич.  деятельность  начала  в  1882.  Работала  в  арм.   труппах   с
выдающимися  акт„рами  -  П.  Адамяном,  Сирануйш,  Г.  Петросяном,  Ов.
Абеляном, О. Майсурян и др. Гастролировала  по  Кавказу  и  др.  городам
России. Выступала в Иране. П. была характерной актрисой. Большим успехом
пользовалась в комедиях и водевилях.
   Роли: Эпемия и Шушан, Саломе,  Хампери  ("Пэпо",  "Разор„нный  очаг",
"Хатабала"  Сундукяна),  Шушан  и  Шогакат  ("Высокочтимые   попрошайки"
Пароняна), Кукушкина ("Доходное  место"),  Анна  Андреевна  ("Ревизор"),
Ханум (о. п. Цагарели) и др. С. Мел.
   ПАРАСЙТ (греч. тсаржлтос,  букв.-  сотрапезник)  -  традиц.  персонаж
антич.  комедии,  обжора-прихлебатель,  напрашивающийся  на  угощение  к

Страницы: «« « 1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738  1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия