|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 » »» П. в театр. иск-ве получает выражение прежде всего в утверждении героики
социалистич. строительства в творчестве драматурга, режисс„ра, акт„ра,
художника, объединяющихся в работе над произв. сценич. иск-ва -
спектаклем. Главным в творч. исканиях деятелей сов. т-ра становится
воплощение образа положит. героя современности - борца за коммунизм. П.
обусловливает новаторский характер иск-ва социалистич. реализма, гл.
задача к-рого "...сводится к возбуждению социалистического
революционного миропонимания, мироощущения" {Горький М., Собр. соч., т.
30, 1956, с. 382). Это имел в виду Вл. И. Немирович-Данченко, когда
указывал, что "в восприятия современного актера ворвалась новая волна -
социалистическая" ("Из прошлого", 1936, с. 374).
В сов. т-ре - т-ре социалистического реализма, принцип П. тесно
связан с народностью, что определяется активным воздействием сов,,
сценич. иск-ва на сознание трудящихся масс. Утверждая принцип П., сов.
т-р становится т-ром подлинно народным, полно и разносторонне отражающим
совр. действительность, осуществляющим сво„ высокое воспитат.
назначение. Из принципа П. вытекают принципы партийного руководства
иск-вом, опирающиеся на объективные закономерности развития,
противостоящие как догматич., так и ревизионистским влияниям, искажающим
природу метода социалистич. реализма', сужающим его возможности. Для
деятелей сов. т-ра П.выражение самых глубоких устремлений, подлинной
творч. свободы в осуществлении своих замыслов, в использовании
неограниченного богатства художеств. средств.
Для утверждения принципа П. в искусстве в подлинно ленинском смысле
огромное значение имели решения XX и XXII съездов КПСС и Программа КПСС,
принятая XXII съездом. Ленинская идея П., зовущая к борьбе против чуждых
бурж. взглядов, против натурализма и формализма, пронизывает Письмо ЦК
РКП "О Пролеткультах" (1920), Резолюцию ЦК РКП(б) "О политике партии в
области художественной литературы" (1925), постановление ЦК ВКП(б) "О
репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946) и др.
партийные документы, поев. лит-ре и иск-ву. Б. Рос.
ПАРТИТУРА (итал. partitura, букв. - разделение, распределение) -
полный нотный текст оперы (оперетты, балета), в к-ром сведены воедино и
размещены одна под другой в определ„нном, установленном порядке все
партии оркестра, а также хора и солистов. П.- осн. муз. текст
муз.-сценич. произведения, по к-рому оно исполняется; в процессе
подготовки спектакля чаще используется клавир, Р. Л.
ПАРТИЯ (от лат. pars-часть)-I) Составная часть партитуры, исполняемая
отдельным голосом (напр., П. сопрано), инструментом (напр., П. арфы) или
совм. группой инструментов (напр., П. скрипок, оркестра), голосов (П.
хора). 2) В оперной и балетной постановке - то же, что роль в драм.
спектакле
ПАРТОШ (Partos), Эржи (р. 2.IV.1907) - венг. артистка оперетты и
драмы. В 1932 окончила уч-ще Венг. об-ва артистов в Будапеште. Выступала
в т-ре "Вигсинхаз". С 1945 - артистка Будапештского т-ра оперетты. В
1955-56 в составе труппы т-ра гастролировала в Сов. Союзе. Видная
характерная актриса.
Роли: мисс Виксен ("Опера нищих" Брехта-Хелтаи), Ба-рабаш ("Аттестат
зрелости" Федора), мадам Пернель ("Тар-тюф"), графиня Хрюмина ("Горе от
ума"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Ф„кла
("Сомов и другие") и др.
ПАРФОРС (франц. par force, букв.- по принуждению) - цирковой жанр,
один из видов конного жанра. Исполняется обычно наездницами
(П.-наездница).
ПАСОС (исп. pasos, мн. ч. от paso) - жанр исп. нар. т-ра 16 в.;
одноактная пьеса комедийно-бытового характера, близкая по типу к фарсу.
Большое значение в формировании нац. т-ра имели П. исп. акт„ра и
драматурга Л. де Руэды: "Оливы", "Страна Хауха", "Приглаш„нный",
"Лакеи-воры", "Маска" и др. По содержанию мн. П. связаны с фольклором и
являются драматизованными анекдотами. В П. Руэды созданы реалистич.
бытовые зарисовки, в них проявилось критич. отношение драматурга к
окружающей действительности. Персонажами П. обычно были:
простак-крестьянин, его жена, дочь, плутоватый слуга, бедняк-студент,
шут, нищий, сводник, вор, туповатый провинциал, изредка-разорившийся
чванный идальго. Язык П.- образный, сочный, полный нар. юмора. П.
разыгрывались бродячими акт„рами под открытым небом. Они вводились также
в качестве вставных сценок между актами большой пьесы. Значит, место в
представлениях П. занимала импровизация. Традиции нар. П. были развиты
М. Сервантесом в его интермедиях. Лит.: Руэда Л. д е, Оливы, Страна
Хауха, в кн.:
Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
Мокульский, т. 1, М., 1953; "Приглаш„нный" Лопе де Руэда, в кн.: Записки
Гос. ин-та театрального искусства им. Луначарского, М.-Л.. 1940; Игнатов
С." Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939; История
западноевропейского театра, т. 1, под общей ред. С. С. Мо-кульского, М.,
1956.
ПАСТА (Pasta), урожд„нная H e г р и (Negri), Джудитта (28.X.1797,
Саронно,-1.1У.1865, Ко-мо) - итал. артистка оперы (сопрано). Одна из
крупнейших итал. певиц 19 в. Пению училась в Милане у Дж. Скаппа, в
опере к-рого "Три Леоноры" дебютировала в 1815 на сцене т-ра
"Филодрамма-тичи". Затем пела в Венеции, Падуе, Риме и др. городах
Италии. Гастролировала в Париже, Лондоне, Вене, Берлине, в 1840-41 - в
России. П. обладала сильным голосом большого диапазона, с тембром
меццо-сопрано. Была темпераментной тра-гич. актрисой. Успешно исполняла
и комедийные партии. Особенно прославилась в операх Дж. Россини, В.
Беллини, Г. Доницетти. Исполнение П. отличалось выразительной
фразировкой, яркой романтической экспрессией, поэтичностью.
Партии: Анжелина, Дездемона, Эрминия, Семирамида ("Золушка",
"Отелло", "Танкред", "Семирамида" Россини), Норма, Амина, Имогена
("Нормам, "Сомнамбула", 1-я пост., 1831, "Пираты" Беллини), Клеопатра
("Смерть Клеопатры" Назолини), Ромео, Джульетта ("Джульетта и Ромео"
Цингарелли), Камилла (о. п. Паэра), Нина ("Нина, или Безумная от любви"
Паизиелло), Медея ("Медея в Коринфе" Май-ра), Анна Болейн (о. п.
Доницетти), Куриаций ("Горации и Ку-риации" Чимарозы), Донна Анна и
Эльвира, Керубино, Фьор-дилиджи ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Так
поступают все" Моцарта) и др.
Лит.: "Театр", 1955, .ј 5, с. 192; "Сов. музыка", 1959 .ј 11, с.
89-93; Стендаль, Г-жа Паста, Собр. соч. т 8, M., 1959, гл. XXXV, с.
560-73; Тимхин В. Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962, с. 44-55
Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, 2 ed.. P., 1887; Ferranti
Страницы: «« « 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |