Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744  1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754  » »»

П. в театр. иск-ве получает выражение прежде всего в утверждении героики
социалистич. строительства в творчестве драматурга,  режисс„ра,  акт„ра,
художника,  объединяющихся  в  работе  над  произв.  сценич.  иск-ва   -
спектаклем. Главным в творч.  исканиях  деятелей  сов.  т-ра  становится
воплощение образа положит. героя современности - борца за коммунизм.  П.
обусловливает новаторский характер  иск-ва  социалистич.  реализма,  гл.
задача   к-рого    "...сводится    к    возбуждению    социалистического
революционного миропонимания, мироощущения" {Горький М., Собр. соч.,  т.
30, 1956, с. 382). Это имел в  виду  Вл.  И.  Немирович-Данченко,  когда
указывал, что "в восприятия современного актера ворвалась новая волна  -
социалистическая" ("Из прошлого", 1936, с. 374).
   В сов. т-ре -  т-ре  социалистического  реализма,  принцип  П.  тесно
связан с  народностью,  что  определяется  активным  воздействием  сов,,
сценич. иск-ва на сознание трудящихся масс. Утверждая принцип  П.,  сов.
т-р становится т-ром подлинно народным, полно и разносторонне отражающим
совр.   действительность,   осуществляющим   сво„   высокое    воспитат.
назначение. Из принципа  П.  вытекают  принципы  партийного  руководства
иск-вом,   опирающиеся   на   объективные    закономерности    развития,
противостоящие как догматич., так и ревизионистским влияниям, искажающим
природу метода социалистич. реализма',  сужающим  его  возможности.  Для
деятелей сов. т-ра П.выражение  самых  глубоких  устремлений,  подлинной
творч.  свободы  в  осуществлении  своих   замыслов,   в   использовании
неограниченного богатства художеств. средств.
   Для утверждения принципа П. в искусстве в подлинно  ленинском  смысле
огромное значение имели решения XX и XXII съездов КПСС и Программа КПСС,
принятая XXII съездом. Ленинская идея П., зовущая к борьбе против чуждых
бурж. взглядов, против натурализма и формализма, пронизывает  Письмо  ЦК
РКП "О Пролеткультах" (1920), Резолюцию ЦК РКП(б) "О политике  партии  в
области художественной литературы" (1925), постановление  ЦК  ВКП(б)  "О
репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946) и  др.
партийные документы, поев. лит-ре и иск-ву. Б. Рос.
   ПАРТИТУРА (итал. partitura,  букв.  -  разделение,  распределение)  -
полный нотный текст оперы (оперетты, балета), в к-ром сведены воедино  и
размещены одна под другой  в  определ„нном,  установленном  порядке  все
партии  оркестра,  а  также  хора  и  солистов.  П.-  осн.  муз.   текст
муз.-сценич.  произведения,  по  к-рому  оно  исполняется;  в   процессе
подготовки спектакля чаще используется клавир, Р. Л.
   ПАРТИЯ (от лат. pars-часть)-I) Составная часть партитуры, исполняемая
отдельным голосом (напр., П. сопрано), инструментом (напр., П. арфы) или
совм. группой инструментов (напр., П. скрипок,  оркестра),  голосов  (П.
хора). 2) В оперной и балетной постановке - то  же,  что  роль  в  драм.
спектакле
   ПАРТОШ (Partos), Эржи (р. 2.IV.1907)  -  венг.  артистка  оперетты  и
драмы. В 1932 окончила уч-ще Венг. об-ва артистов в Будапеште. Выступала
в т-ре "Вигсинхаз". С 1945 - артистка  Будапештского  т-ра  оперетты.  В
1955-56 в составе  труппы  т-ра  гастролировала  в  Сов.  Союзе.  Видная
характерная актриса.
   Роли: мисс Виксен ("Опера нищих" Брехта-Хелтаи), Ба-рабаш  ("Аттестат
зрелости" Федора), мадам Пернель ("Тар-тюф"), графиня Хрюмина ("Горе  от
ума"), Анна Андреевна  ("Ревизор"),  Шарлотта  ("Вишн„вый  сад"),  Ф„кла
("Сомов и другие") и др.
   ПАРФОРС (франц. par force, букв.- по принуждению)  -  цирковой  жанр,
один  из   видов   конного   жанра.   Исполняется   обычно   наездницами
(П.-наездница).
   ПАСОС (исп. pasos, мн. ч. от paso) -  жанр  исп.  нар.  т-ра  16  в.;
одноактная пьеса комедийно-бытового характера, близкая по типу к  фарсу.
Большое значение в  формировании  нац.  т-ра  имели  П.  исп.  акт„ра  и
драматурга  Л.  де  Руэды:  "Оливы",  "Страна  Хауха",   "Приглаш„нный",
"Лакеи-воры", "Маска" и др. По содержанию мн. П. связаны с фольклором  и
являются драматизованными анекдотами.  В  П.  Руэды  созданы  реалистич.
бытовые зарисовки, в  них  проявилось  критич.  отношение  драматурга  к
окружающей    действительности.    Персонажами    П.    обычно     были:
простак-крестьянин, его жена, дочь,  плутоватый  слуга,  бедняк-студент,
шут, нищий, сводник,  вор,  туповатый  провинциал,  изредка-разорившийся
чванный идальго. Язык  П.-  образный,  сочный,  полный  нар.  юмора.  П.
разыгрывались бродячими акт„рами под открытым небом. Они вводились также
в качестве вставных сценок между актами большой пьесы. Значит,  место  в
представлениях П. занимала импровизация. Традиции нар. П.  были  развиты
М. Сервантесом в его интермедиях. Лит.: Руэда  Л.  д  е,  Оливы,  Страна
Хауха, в кн.:
   Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
Мокульский, т. 1, М., 1953; "Приглаш„нный" Лопе де Руэда, в кн.: Записки
Гос. ин-та театрального искусства им. Луначарского, М.-Л.. 1940; Игнатов
С."   Испанский   театр   XVI-XVII   веков,   М.-Л.,    1939;    История
западноевропейского театра, т. 1, под общей ред. С. С. Мо-кульского, М.,
1956.
   ПАСТА (Pasta), урожд„нная H e г р  и  (Negri),  Джудитта  (28.X.1797,
Саронно,-1.1У.1865, Ко-мо) - итал. артистка  оперы  (сопрано).  Одна  из
крупнейших итал. певиц 19 в. Пению училась в  Милане  у  Дж.  Скаппа,  в
опере  к-рого  "Три  Леоноры"  дебютировала  в  1815   на   сцене   т-ра
"Филодрамма-тичи". Затем пела в  Венеции,  Падуе,  Риме  и  др.  городах
Италии. Гастролировала в Париже, Лондоне, Вене, Берлине, в 1840-41  -  в
России. П.  обладала  сильным  голосом  большого  диапазона,  с  тембром
меццо-сопрано. Была темпераментной тра-гич. актрисой. Успешно  исполняла
и комедийные партии. Особенно прославилась  в  операх  Дж.  Россини,  В.
Беллини,  Г.   Доницетти.   Исполнение   П.   отличалось   выразительной
фразировкой, яркой романтической экспрессией, поэтичностью.
   Партии:  Анжелина,   Дездемона,   Эрминия,   Семирамида   ("Золушка",
"Отелло",  "Танкред",  "Семирамида"  Россини),  Норма,  Амина,   Имогена
("Нормам, "Сомнамбула", 1-я пост., 1831,  "Пираты"  Беллини),  Клеопатра
("Смерть Клеопатры" Назолини), Ромео,  Джульетта  ("Джульетта  и  Ромео"
Цингарелли), Камилла (о. п. Паэра), Нина ("Нина, или Безумная от  любви"
Паизиелло), Медея  ("Медея  в  Коринфе"  Май-ра),  Анна  Болейн  (о.  п.
Доницетти), Куриаций ("Горации и  Ку-риации"  Чимарозы),  Донна  Анна  и
Эльвира, Керубино, Фьор-дилиджи  ("Дон  Жуан",  "Свадьба  Фигаро",  "Так
поступают все" Моцарта) и др.
   Лит.: "Театр", 1955, .ј 5, с. 192; "Сов.  музыка",  1959  .ј  11,  с.
89-93; Стендаль, Г-жа Паста, Собр. соч. т 8,  M.,  1959,  гл.  XXXV,  с.
560-73; Тимхин В. Выдающиеся  итальянские  певцы,  М.,  1962,  с.  44-55
Strakosch M., Souvenirs d'un  impresario,  2  ed..  P.,  1887;  Ferranti

Страницы: «« « 1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744  1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия