Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745  1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755  » »»

Giulini M., Giuditta Pasta e i suoi tempi, [Mil., 1935]. Св. Г.
   ПАСТЙЧЧО (итал.  pasticcio,  букв.-  паштет;  переносное  значение  -
смесь) - опера, музыка к-рой заимствована из разл. ранее написанных опер
(арии, дуэты и др. номера с новым текстом) или специально написана неск.
композиторами (обычно каждый пишет по одному акту). Этот тип  оперы  был
особенно популярен в Италии 18 в. Термин "П." применяется также и к  др.
музыкальным композициям  (особенно  вариациям),  создаваемым  по  частям
несколькими авторами.
   ПАСТОРАЛЬ, пастушеская  драма  (от  лат.  pastoralis-пастушеский),-1)
Жанр  придворного  т-ра,  возникший  в  Италии  в  16  в.  и  получивший
распространение в зап.-европ. странах. Истоки П. в  эклоге-  лит.  жанре
буколич. (сельской) поэзии  античности  (Феокрит,  Вергилий)  и  раннего
Возрождения (Петрарка, Боккаччо). П. представляла собой небольшую пьесу,
часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В  ней  идиллически
изображалась условная сельская  жизнь  галантных  пастухов  и  пастушек,
надел„нных чувствами, манерами и языком придворных  аристократов.  В  П.
проявились аристократич. гедонизм, стремление уйти от  действительности.
В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545),
"Аретуза" Лоллио (1563),
   "Жертвоприношение" Беккари (1554). Эти произв.  подготовили  создание
наиболее ярких образцов П.- "Аминты"  Tacco  (1573),  "Верного  пастуха"
Гварини (1590). В Испании жанр П. разрабатывали X. дель  Энсина,  Л.  де
Руэда и др. Во Франции изысканные, манерные П. писали О.  Ракан,  Ж.  О.
Гомбо, Ж. Мере. Пасторальные комедии-балеты сочинял Мольер ("Мелисерта",
"Комическая пастораль" и др.). В 17 в. Гг. была широко распространена  в
Германии; в этом жанре написана Опицем  "Пастораль  о  нимфе  Гер-цинии"
(1630) и др.
   Вначале П. исполняли  придворные-любители.  Несколько  позднее  в  П.
стали принимать участие проф. акт„ры. Спектакли сопровождались  музыкой,
пением. Итал. художники (С. Серлио и др.) создали для пост. П.  нарядную
несменяемую пейзажную  декорацию  (перспективно  расположенные  деревья,
кусты, цветы, пригорки, ручейки,  хижины  и  т.  д.).  Большое  место  в
представлении занимали постановочные эффекты. В 18 в. П.  в  драм.  т-ре
ставились мало и входили гл. обр. в состав рперно-балетных спектаклей  и
разл. придворных дивертисментов.
   2) Небольшая  опера,  пантомима,  балет  (или  их  отдельная  сцена),
написанные на идиллич. сюжет из сел, жизни. Первые П. возникли  в  14-15
вв. и явились предшественниками оперы. Таково  франц.  "представление  с
песнями" - "Сказание о Робэне  и  Марион".  Пасторальны  были  и  первые
оперы. П. занимала большое место в придворном иск-ве 17-18 вв., особенно
во Франции, где в пост. П. участвовали придворные и даже  король.  Среди
франц. авторов П. в 17-18 вв.- Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и  др.  В
18-19 вв. в жанре П. создавались оперы ("Король-пастух" Моцарта,  1775),
балеты ("Сильвия" Делиба, 1876).  Образец  стилизации  П.  -  интермедия
"Искренность пастушки" в "Пиковой даме" Чайковского (1890).
   Иногда термином "П."  наз.  симф.  эпизод  в  муз.-сце-нич.  произв.,
рисующий картину природы (П. в  музыке  Ж.  Бизе  к  драме  "Арлезианка"
Доде).
   Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра,  ч.  1,  М.,
1936; F o u г n e 1 F. V., La pastorale dramatique au XVII  siecle.  P.,
1888; M a r s a n J., La pastorale dramatique en  France...,  P.,  1905;
Bouchaurd P. de, La pastorale italienne et l'Aminta de Tasse, P., 1920;
   Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер.  с
франц., М., 1931; D e 1 Ь о u i 1 1 e M., Les origines de la  pastorale,
Brux., 1926.
   ПАСТУНОВ, Александр Михайлович [11 (24).  XI.  1906  -20.XII.1960]  -
рус. сов. акт„р. Нар. арт. Удм. АССР (1949), засл.  арт.  РСФСР  (1952).
Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1925 окончил театр. школу в Иваново  и
с этого же года (до 1931) - акт„р Ивановского т-ра  Пролеткульта.  Затем
работал в т-ре Ижевска и др.; в 1958-60-акт„р Кировского т-ра.
   Роли: Степан  ("Поэма  о  топоре"  Погодина),  Шура  Зайцев  ("Старые
друзья" Малюгина), Сер„жа Тюленин ("Молодая гвардия"), Пикалов  ("Любовь
Яровая"), Счастливцев; Хлы-нов ("Горячее сердце"), Тихон ("Гроза"), Лука
("На дне"), Мармеладов ("Преступление  и  наказание"  по  Достоевскому),
Аким ("Власть тьмы") и др.
   Исполнил роль В. И. Ленина в "Кремл„вских курантах" Погодина (1954) и
"Вечном источнике" Д. Зорина (1957). E. X.
   ПАСХАЛОВА    (наст.    фам.    -Чегодаева),    Анна     Александровна
(1867-30.1.1944) - рус. сов.  актриса.  В  1887  окончила  Петербургское
театр. уч-ще и в этом же году вступила в труппу  Александрийского  т-ра,
где выступала до 1895. Затем работала  в  т-ре  Литератур  но-художеств.
об-ва, в 1898 перешла в киевский Т-р Соловпова, с к-рым связан  наиболее
значит.  период  е„   творчества.   Играла   также   в   т-рах   Одессы,
Ростова-на-Дону, Харькова и др. П. была  одной  из  первых  в  провинции
исполнительниц  женских  ролей  в  пьесах  Чехова.  Игра  е„  отличалась
изяществом сценич. формы, богатством интонаций и психологич. нюансов. П.
был присущ мягкий лиризм, обаяние. Е„  лучшими  ролями  были:  Маргарита
Готье  ("Дама  с  камелиями"  Дюма-сына),  Лариса;  Катерина  ("Гроза"),
Кручинина; Маша, Соня ("Три сестры", "Дядя Ваня"), Нора,  Луиза  Миллер;
Марикка, Магда ("Огни Ивановой ночи", "Родина" Зудермана). Е. Ген.
   ПАТАРЙДЗЕ, Иван  (Кукури)  Ермолаевич  [р.  7(20).V.1900]-груз.  сов.
режисс„р. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). С 1920 работал  акт„ром  и
пом. реж. груз. драм. т-ра в Тбилиси. В 20-х гг. организовал т-р сатиры.
Ученик К.  А.  Марджанишвили.  П.  участвовал  в  становлении  Т-ра  им.
Руставели, был режисс„ром этого т-ра  в  1921-57.  Пост.  П.  отличаются
реалистич.  яркостью,  ч„ткостью   мизансцен,   тщательной   разработкой
деталей.
   Пост. в Т-ре  им.  Руставели  спектакли:  "Джума  Машид"  Венецианова
(1928), "Осенние дворяне" по Д. Клдиашвили 19 36), "Часовщик  и  курица"
Кочерги (1935),  "Поколение  героев"  С.  Клдиашвили  (1937),  "Дурачок"
Шиукашвили  (1938),  "Вчерашние"  Дадиани  (1939),  "Георгий   Саакадзе"
Шаншиаш-вили (1940), "Снегом покрыты горы Гурии" Габескирия 1956) и др.;
ставил также оперные спектакли - "Кэто и Котэ" Долидзе (1936)  и  др.  в
Т-ре им. Палиашвили.
   С 1939 вед„т педагогич. работу  в  груз.  театр.  ин-те.  Автор  ряда
статей. Г. Б.
   ПАТКАНЯН, Микаэл (1810-95) - арм. театр. деятель, драматург, педагог.
В 1825 поступил в моск. Лазаревский ин-т, по окончании к-рого переш„л на
медицинский ф-т Моск. ун-та. Тяж„лые материальные условия  не  позволили
П. продолжить уч„бу. В 1842  вернулся  на  Кавказ  и  поступил  на  гос.

Страницы: «« « 1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745  1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия