|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 » »» Giulini M., Giuditta Pasta e i suoi tempi, [Mil., 1935]. Св. Г.
ПАСТЙЧЧО (итал. pasticcio, букв.- паштет; переносное значение -
смесь) - опера, музыка к-рой заимствована из разл. ранее написанных опер
(арии, дуэты и др. номера с новым текстом) или специально написана неск.
композиторами (обычно каждый пишет по одному акту). Этот тип оперы был
особенно популярен в Италии 18 в. Термин "П." применяется также и к др.
музыкальным композициям (особенно вариациям), создаваемым по частям
несколькими авторами.
ПАСТОРАЛЬ, пастушеская драма (от лат. pastoralis-пастушеский),-1)
Жанр придворного т-ра, возникший в Италии в 16 в. и получивший
распространение в зап.-европ. странах. Истоки П. в эклоге- лит. жанре
буколич. (сельской) поэзии античности (Феокрит, Вергилий) и раннего
Возрождения (Петрарка, Боккаччо). П. представляла собой небольшую пьесу,
часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически
изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек,
надел„нных чувствами, манерами и языком придворных аристократов. В П.
проявились аристократич. гедонизм, стремление уйти от действительности.
В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545),
"Аретуза" Лоллио (1563),
"Жертвоприношение" Беккари (1554). Эти произв. подготовили создание
наиболее ярких образцов П.- "Аминты" Tacco (1573), "Верного пастуха"
Гварини (1590). В Испании жанр П. разрабатывали X. дель Энсина, Л. де
Руэда и др. Во Франции изысканные, манерные П. писали О. Ракан, Ж. О.
Гомбо, Ж. Мере. Пасторальные комедии-балеты сочинял Мольер ("Мелисерта",
"Комическая пастораль" и др.). В 17 в. Гг. была широко распространена в
Германии; в этом жанре написана Опицем "Пастораль о нимфе Гер-цинии"
(1630) и др.
Вначале П. исполняли придворные-любители. Несколько позднее в П.
стали принимать участие проф. акт„ры. Спектакли сопровождались музыкой,
пением. Итал. художники (С. Серлио и др.) создали для пост. П. нарядную
несменяемую пейзажную декорацию (перспективно расположенные деревья,
кусты, цветы, пригорки, ручейки, хижины и т. д.). Большое место в
представлении занимали постановочные эффекты. В 18 в. П. в драм. т-ре
ставились мало и входили гл. обр. в состав рперно-балетных спектаклей и
разл. придворных дивертисментов.
2) Небольшая опера, пантомима, балет (или их отдельная сцена),
написанные на идиллич. сюжет из сел, жизни. Первые П. возникли в 14-15
вв. и явились предшественниками оперы. Таково франц. "представление с
песнями" - "Сказание о Робэне и Марион". Пасторальны были и первые
оперы. П. занимала большое место в придворном иск-ве 17-18 вв., особенно
во Франции, где в пост. П. участвовали придворные и даже король. Среди
франц. авторов П. в 17-18 вв.- Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и др. В
18-19 вв. в жанре П. создавались оперы ("Король-пастух" Моцарта, 1775),
балеты ("Сильвия" Делиба, 1876). Образец стилизации П. - интермедия
"Искренность пастушки" в "Пиковой даме" Чайковского (1890).
Иногда термином "П." наз. симф. эпизод в муз.-сце-нич. произв.,
рисующий картину природы (П. в музыке Ж. Бизе к драме "Арлезианка"
Доде).
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, ч. 1, М.,
1936; F o u г n e 1 F. V., La pastorale dramatique au XVII siecle. P.,
1888; M a r s a n J., La pastorale dramatique en France..., P., 1905;
Bouchaurd P. de, La pastorale italienne et l'Aminta de Tasse, P., 1920;
Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с
франц., М., 1931; D e 1 Ь о u i 1 1 e M., Les origines de la pastorale,
Brux., 1926.
ПАСТУНОВ, Александр Михайлович [11 (24). XI. 1906 -20.XII.1960] -
рус. сов. акт„р. Нар. арт. Удм. АССР (1949), засл. арт. РСФСР (1952).
Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1925 окончил театр. школу в Иваново и
с этого же года (до 1931) - акт„р Ивановского т-ра Пролеткульта. Затем
работал в т-ре Ижевска и др.; в 1958-60-акт„р Кировского т-ра.
Роли: Степан ("Поэма о топоре" Погодина), Шура Зайцев ("Старые
друзья" Малюгина), Сер„жа Тюленин ("Молодая гвардия"), Пикалов ("Любовь
Яровая"), Счастливцев; Хлы-нов ("Горячее сердце"), Тихон ("Гроза"), Лука
("На дне"), Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому),
Аким ("Власть тьмы") и др.
Исполнил роль В. И. Ленина в "Кремл„вских курантах" Погодина (1954) и
"Вечном источнике" Д. Зорина (1957). E. X.
ПАСХАЛОВА (наст. фам. -Чегодаева), Анна Александровна
(1867-30.1.1944) - рус. сов. актриса. В 1887 окончила Петербургское
театр. уч-ще и в этом же году вступила в труппу Александрийского т-ра,
где выступала до 1895. Затем работала в т-ре Литератур но-художеств.
об-ва, в 1898 перешла в киевский Т-р Соловпова, с к-рым связан наиболее
значит. период е„ творчества. Играла также в т-рах Одессы,
Ростова-на-Дону, Харькова и др. П. была одной из первых в провинции
исполнительниц женских ролей в пьесах Чехова. Игра е„ отличалась
изяществом сценич. формы, богатством интонаций и психологич. нюансов. П.
был присущ мягкий лиризм, обаяние. Е„ лучшими ролями были: Маргарита
Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Лариса; Катерина ("Гроза"),
Кручинина; Маша, Соня ("Три сестры", "Дядя Ваня"), Нора, Луиза Миллер;
Марикка, Магда ("Огни Ивановой ночи", "Родина" Зудермана). Е. Ген.
ПАТАРЙДЗЕ, Иван (Кукури) Ермолаевич [р. 7(20).V.1900]-груз. сов.
режисс„р. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). С 1920 работал акт„ром и
пом. реж. груз. драм. т-ра в Тбилиси. В 20-х гг. организовал т-р сатиры.
Ученик К. А. Марджанишвили. П. участвовал в становлении Т-ра им.
Руставели, был режисс„ром этого т-ра в 1921-57. Пост. П. отличаются
реалистич. яркостью, ч„ткостью мизансцен, тщательной разработкой
деталей.
Пост. в Т-ре им. Руставели спектакли: "Джума Машид" Венецианова
(1928), "Осенние дворяне" по Д. Клдиашвили 19 36), "Часовщик и курица"
Кочерги (1935), "Поколение героев" С. Клдиашвили (1937), "Дурачок"
Шиукашвили (1938), "Вчерашние" Дадиани (1939), "Георгий Саакадзе"
Шаншиаш-вили (1940), "Снегом покрыты горы Гурии" Габескирия 1956) и др.;
ставил также оперные спектакли - "Кэто и Котэ" Долидзе (1936) и др. в
Т-ре им. Палиашвили.
С 1939 вед„т педагогич. работу в груз. театр. ин-те. Автор ряда
статей. Г. Б.
ПАТКАНЯН, Микаэл (1810-95) - арм. театр. деятель, драматург, педагог.
В 1825 поступил в моск. Лазаревский ин-т, по окончании к-рого переш„л на
медицинский ф-т Моск. ун-та. Тяж„лые материальные условия не позволили
П. продолжить уч„бу. В 1842 вернулся на Кавказ и поступил на гос.
Страницы: «« « 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |