Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753  1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763  » »»

ушедших эпох, декадентские тенденции (эротика и пр.). Ставились в  "Т-ре
декламации" (Париж) под рук. П. Валена, на сценах античных т-ров Оранжа,
Нима, Шампиньи. Автор труда "Происхождение и эстетика трагедии" (Origine
et esthetique de la tragedie, P., 1905), комментариев к изданию  текстов
опер Вагнера (Le theatre complet de Wagner, P., 1894).
   Соч.: Babylone, Р., 1895; OEdipe et Sphinx, P., 1897;
   Semiramis, P., 1897.
   Лит.: Au brun R.-G., Peladan..., Р., 1904. А, Я.
   ПЕЛЛЙКО (Pellico), Сильвио (25.VI.1789-31.1. 1854) - итал.  писатель,
драматург. Творч. деятельность начал как журналист и  театр.  критик.  В
1818-19 был редактором прогрессивного журнала  "Кончилья-торе"  (Милан),
где помещал статьи о  Шекспире,.  Шиллере,  Лессинге,  Г„те,  выражавшие
вольнолюбивые взгляды, пропагандировал идею объединения Италии.  В  1820
по обвинению в карбо-наризме был арестован, а затем  заключ„н  в  тюрьму
Шпильберг (освобожд„н в 1830). Автор знаменитых мемуаров  "Мои  темницы"
(1833). П. написал 12 трагедий, из к-рых особенно большой успех выпал на
долю трагедии "Франческа да  Римини"  (1815,  Королевский  т-р,  Милан),
проникнутой любовью к родине и ненавистью к е„ поработителям. Эта  пьеса
входила в репертуар крупнейших итал. акт„ров  19  в.  Роли  Франчески  и
Паоло исполняли А. Ристори, Г. Модена, Т. Сальвини и др. Монолог  Паоло,
в к-ром он прославляет величие Италии и да„т клятву защищать свою родину
(в 1-м акте), вызывал взрыв патриотич. чувств. Пост.  трагедий  "Эуфемио
да Мессина" (соч. 1820) и "Эстер  д'Энгадди"  (1832,  т-р  "Кариньяно",.
Милан) были запрещены. Во время пребывания в  тюрьме  пылкие  патриотич.
идеалы П. сменились христианским смирением, поэтому следующие его пьесы,
в т. ч.  "Томас  Моор"  (1834,  Милан),  утеряли  боевой  дух,  революц.
направленность. После провала трагедии "Коррадино" (1834) П.  отош„л  от
т-ра. Творчество П. наряду  с  драматургич.  деятельностью  А.  Мандзони
сыграло решающую роль в формировании романтизма в Италии.
   Соч.: Prose e tragedie scelte. Mil., 19V); в рус. пер.- Франческа  да
Римини, СПБ, 1860.
   Лит.: R i n i e r i Z.,  Della  vita  e  delle  opere  di  G.  Silvio
Pellico, Torino, 1898-1901; R a veli o F., Silvio Pellico, Torino, 1954.
Г. P
   ПЕЛЬ1ЦЕР, Иван Романович [1871-30.III. 1959]- рус. сов. акт„р.  Засл.
арт. РСФСР (1925). В 1893 окончил Моск.  театр.  уч-ще  (педагог  М.  П.
Садовский) и в этом же году  дебютировал  в  роли  Тихона  ("Гроза")  в.
Белгородском т-ре. В 1900-10 П.- акт„р Т-ра Корша, затем в течение  ряда
лет акт„р и режисс„р крупнейших провинц. т-ров. Возвратившись в  Москву,
работал сначала в Т-ре Струйского, потом в т-ре "Комедии" (б.  Корш).  В
1940 П. вступил в труппу Моск. т-ра им. Моссовета  (играл  роль  маркиза
Форлипополи - "Трактирщица"). В 1946 переш„л в Театр-студию  киноакт„ра.
П.- характерный  акт„р;  его  игра  отличалась  изяществом  и  ч„ткостью
внешнего  рисунка"  яркостью  бытовых  деталей,  была  пронизана  мягким
юмором. П. снимался в кино ("Большая жизнь";
   "Последняя  ночь",  Гос.  пр.  СССР,  1941).   Занимался   педагогич.
деятельностью с 1905.
   Роли:  Алексей  '("Дети  Ванюшина"  Найд„нова),  Хлестаков,   Аркашка
Счастливцев, Карандышев; Аким ("Власть тьмы"). Караулов ("Чужой реб„нок"
Шкваркина), Бублик ("Платон Кречет"), Бородин ("Страх"), Ленчицкий-отец,
/"Бойцы"   Ромашова),   Лука.    С,    Д    П‚ЛЬТЦЕР,Татьяна    Ивановна
[p.24.V(6.VI).1904]- русская советская актриса. Народная артистка  РСФСР
(1960). Чл. Коммунистической партии с 1956. Ученица своего  отца  И.  Р.
Пельтцера. Проф. акт„рскую деятельность начала в 1920 в Передвижном т-ре
Политуправления.  В  1925-40  работала  в  Т-реим.МГСПС  (ныне-Т-р   им.
Моссовета). В 1940-47 П.- актриса Моск. т-ра миниатюр, с 1947 - в  Моск.
т-ре Сатиры. Обладая ярким  комедийным  дарованием,  мастерством  острой
сатирической   характеристики   образа,   П.   созда„т   реалистические,
жизненно-достоверные характеры. В  творчестве  П.  органично  сочетаются
юмор и лиризм. В Т-ре Сатиры П. исполнила комедийные  и  сатирич.  роли:
Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), миссис Джекобс ("Остров
мира" Е. Петрова). Особенно удаются актрисе бытовые комедийные роли:
   Уборщица ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Лукерья  Похлебкина
("Свадьба с приданым"
   Дьяконова,  Гос.  пр.  СССР,  1951),   Караулова   ("Чужой   реб„нок"
Шкваркина), Качурина  ("Ложь  для  узкого  круга"  Салынского),  Каурова
("Завтрак у предводителя" Тургенева) и др. Снимается в кино:
   Лукерья ("Свадьба с приданым") и др. С. Д.
   ПЕЛЬШЕ,  Роберт   Андреевич   (15.Х.   1880-19.VI.   1955)   -   сов.
литературовед и театр. критик. Чл. Коммунистической партии с 1898. Засл.
деят. культуры Латв. ССР (1945). Доктор филологич. наук (1948). Член  АН
Латв. ССР (1951). Литературно-критическую  деятельность  начал  в  1910.
Писал статьи о творчестве Я. Райниса, А. У пита и др. После  Октябрьской
революции заведовал  художеств.  отделом  Главполит-просвета.  Занимался
педагогической деятельностью (в 1946-55-директор Института фольклора  АН
Латв. ССР).
   Соч.: Проблемы современного искусства, М., 1927;
   Пути  современного  театра  (совм.  с  А.  В.  Луначарским  и  В.  Ф.
Плетневым), М.-Л., 1926; Наша театральная  политика,  М.-Л.,  19  29;  О
литературном наследии и советской драматургии, [б.м.], 1933 ;Драматургия
социалистической индустрии, [б. м.], 1934; Latviesu un  krievu  kultaras
sakari Riga, 1951. А. Ник.
   ПЕНДЖАБСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР -драматургия и т-р Индии и  Пакистана
на пенджабском яз. Истоки П. д. и т.-в нар.  творчестве;  танцы,  песни,
декламация являлись неотъемлемой частью религиозного церемониала и  нар.
праздников. Основой для нар.  представлений  служили  древние  памятники
пенджабского фольклора - эпос  "Брихаткатха",  легенды  о  мудром  радже
Расалу и др., разыгрывавшиеся жителями деревень. Сохранились формы  нар.
т-ра - муз.-танц. драмы (в т. ч. наутанки) и  сатирич.  представления  -
накалы. В нач. 20 в. зарождается новая драматургия и  т-р  Пенджаба.  Их
возникновение было связано с  подъ„мом  нац.-освободит,  борьбы  народов
Индии, ростом нац. самосознания. Одним из основоположников  совр.  драмы
на яз. пенджаби является Ишварчанд Нанда (р. 1892). В своей первой пьесе
"Дульхан" ("Невеста", 1913)  он  выступает  против  распростран„нного  в
Индии брака по расч„ту, осуждает алчность и бессердечие, резко  осуждает
уродливые  обычаи  прошлого.  В  последующих  драмах  Нанда  с   большой
симпатией  рассказывает  о   жизни   трудового   люда   -   крестьян   и
ремесленников, обличает ростовщиков,  торговцев.  Большинство  его  пьес
ставит морально-бытовые  проблемы  ("Шамушах",  "Общественная  слава"  и
др.). Нанда был также организатором труппы,  с  к-рой  гастролировал  по

Страницы: «« « 1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753  1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия