|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 » »» ушедших эпох, декадентские тенденции (эротика и пр.). Ставились в "Т-ре
декламации" (Париж) под рук. П. Валена, на сценах античных т-ров Оранжа,
Нима, Шампиньи. Автор труда "Происхождение и эстетика трагедии" (Origine
et esthetique de la tragedie, P., 1905), комментариев к изданию текстов
опер Вагнера (Le theatre complet de Wagner, P., 1894).
Соч.: Babylone, Р., 1895; OEdipe et Sphinx, P., 1897;
Semiramis, P., 1897.
Лит.: Au brun R.-G., Peladan..., Р., 1904. А, Я.
ПЕЛЛЙКО (Pellico), Сильвио (25.VI.1789-31.1. 1854) - итал. писатель,
драматург. Творч. деятельность начал как журналист и театр. критик. В
1818-19 был редактором прогрессивного журнала "Кончилья-торе" (Милан),
где помещал статьи о Шекспире,. Шиллере, Лессинге, Г„те, выражавшие
вольнолюбивые взгляды, пропагандировал идею объединения Италии. В 1820
по обвинению в карбо-наризме был арестован, а затем заключ„н в тюрьму
Шпильберг (освобожд„н в 1830). Автор знаменитых мемуаров "Мои темницы"
(1833). П. написал 12 трагедий, из к-рых особенно большой успех выпал на
долю трагедии "Франческа да Римини" (1815, Королевский т-р, Милан),
проникнутой любовью к родине и ненавистью к е„ поработителям. Эта пьеса
входила в репертуар крупнейших итал. акт„ров 19 в. Роли Франчески и
Паоло исполняли А. Ристори, Г. Модена, Т. Сальвини и др. Монолог Паоло,
в к-ром он прославляет величие Италии и да„т клятву защищать свою родину
(в 1-м акте), вызывал взрыв патриотич. чувств. Пост. трагедий "Эуфемио
да Мессина" (соч. 1820) и "Эстер д'Энгадди" (1832, т-р "Кариньяно",.
Милан) были запрещены. Во время пребывания в тюрьме пылкие патриотич.
идеалы П. сменились христианским смирением, поэтому следующие его пьесы,
в т. ч. "Томас Моор" (1834, Милан), утеряли боевой дух, революц.
направленность. После провала трагедии "Коррадино" (1834) П. отош„л от
т-ра. Творчество П. наряду с драматургич. деятельностью А. Мандзони
сыграло решающую роль в формировании романтизма в Италии.
Соч.: Prose e tragedie scelte. Mil., 19V); в рус. пер.- Франческа да
Римини, СПБ, 1860.
Лит.: R i n i e r i Z., Della vita e delle opere di G. Silvio
Pellico, Torino, 1898-1901; R a veli o F., Silvio Pellico, Torino, 1954.
Г. P
ПЕЛЬ1ЦЕР, Иван Романович [1871-30.III. 1959]- рус. сов. акт„р. Засл.
арт. РСФСР (1925). В 1893 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог М. П.
Садовский) и в этом же году дебютировал в роли Тихона ("Гроза") в.
Белгородском т-ре. В 1900-10 П.- акт„р Т-ра Корша, затем в течение ряда
лет акт„р и режисс„р крупнейших провинц. т-ров. Возвратившись в Москву,
работал сначала в Т-ре Струйского, потом в т-ре "Комедии" (б. Корш). В
1940 П. вступил в труппу Моск. т-ра им. Моссовета (играл роль маркиза
Форлипополи - "Трактирщица"). В 1946 переш„л в Театр-студию киноакт„ра.
П.- характерный акт„р; его игра отличалась изяществом и ч„ткостью
внешнего рисунка" яркостью бытовых деталей, была пронизана мягким
юмором. П. снимался в кино ("Большая жизнь";
"Последняя ночь", Гос. пр. СССР, 1941). Занимался педагогич.
деятельностью с 1905.
Роли: Алексей '("Дети Ванюшина" Найд„нова), Хлестаков, Аркашка
Счастливцев, Карандышев; Аким ("Власть тьмы"). Караулов ("Чужой реб„нок"
Шкваркина), Бублик ("Платон Кречет"), Бородин ("Страх"), Ленчицкий-отец,
/"Бойцы" Ромашова), Лука. С, Д П‚ЛЬТЦЕР,Татьяна Ивановна
[p.24.V(6.VI).1904]- русская советская актриса. Народная артистка РСФСР
(1960). Чл. Коммунистической партии с 1956. Ученица своего отца И. Р.
Пельтцера. Проф. акт„рскую деятельность начала в 1920 в Передвижном т-ре
Политуправления. В 1925-40 работала в Т-реим.МГСПС (ныне-Т-р им.
Моссовета). В 1940-47 П.- актриса Моск. т-ра миниатюр, с 1947 - в Моск.
т-ре Сатиры. Обладая ярким комедийным дарованием, мастерством острой
сатирической характеристики образа, П. созда„т реалистические,
жизненно-достоверные характеры. В творчестве П. органично сочетаются
юмор и лиризм. В Т-ре Сатиры П. исполнила комедийные и сатирич. роли:
Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), миссис Джекобс ("Остров
мира" Е. Петрова). Особенно удаются актрисе бытовые комедийные роли:
Уборщица ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Лукерья Похлебкина
("Свадьба с приданым"
Дьяконова, Гос. пр. СССР, 1951), Караулова ("Чужой реб„нок"
Шкваркина), Качурина ("Ложь для узкого круга" Салынского), Каурова
("Завтрак у предводителя" Тургенева) и др. Снимается в кино:
Лукерья ("Свадьба с приданым") и др. С. Д.
ПЕЛЬШЕ, Роберт Андреевич (15.Х. 1880-19.VI. 1955) - сов.
литературовед и театр. критик. Чл. Коммунистической партии с 1898. Засл.
деят. культуры Латв. ССР (1945). Доктор филологич. наук (1948). Член АН
Латв. ССР (1951). Литературно-критическую деятельность начал в 1910.
Писал статьи о творчестве Я. Райниса, А. У пита и др. После Октябрьской
революции заведовал художеств. отделом Главполит-просвета. Занимался
педагогической деятельностью (в 1946-55-директор Института фольклора АН
Латв. ССР).
Соч.: Проблемы современного искусства, М., 1927;
Пути современного театра (совм. с А. В. Луначарским и В. Ф.
Плетневым), М.-Л., 1926; Наша театральная политика, М.-Л., 19 29; О
литературном наследии и советской драматургии, [б.м.], 1933 ;Драматургия
социалистической индустрии, [б. м.], 1934; Latviesu un krievu kultaras
sakari Riga, 1951. А. Ник.
ПЕНДЖАБСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР -драматургия и т-р Индии и Пакистана
на пенджабском яз. Истоки П. д. и т.-в нар. творчестве; танцы, песни,
декламация являлись неотъемлемой частью религиозного церемониала и нар.
праздников. Основой для нар. представлений служили древние памятники
пенджабского фольклора - эпос "Брихаткатха", легенды о мудром радже
Расалу и др., разыгрывавшиеся жителями деревень. Сохранились формы нар.
т-ра - муз.-танц. драмы (в т. ч. наутанки) и сатирич. представления -
накалы. В нач. 20 в. зарождается новая драматургия и т-р Пенджаба. Их
возникновение было связано с подъ„мом нац.-освободит, борьбы народов
Индии, ростом нац. самосознания. Одним из основоположников совр. драмы
на яз. пенджаби является Ишварчанд Нанда (р. 1892). В своей первой пьесе
"Дульхан" ("Невеста", 1913) он выступает против распростран„нного в
Индии брака по расч„ту, осуждает алчность и бессердечие, резко осуждает
уродливые обычаи прошлого. В последующих драмах Нанда с большой
симпатией рассказывает о жизни трудового люда - крестьян и
ремесленников, обличает ростовщиков, торговцев. Большинство его пьес
ставит морально-бытовые проблемы ("Шамушах", "Общественная слава" и
др.). Нанда был также организатором труппы, с к-рой гастролировал по
Страницы: «« « 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |