Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 » »» ушедших эпох, декадентские тенденции (эротика и пр.). Ставились в "Т-ре декламации" (Париж) под рук. П. Валена, на сценах античных т-ров Оранжа, Нима, Шампиньи. Автор труда "Происхождение и эстетика трагедии" (Origine et esthetique de la tragedie, P., 1905), комментариев к изданию текстов опер Вагнера (Le theatre complet de Wagner, P., 1894). Соч.: Babylone, Р., 1895; OEdipe et Sphinx, P., 1897; Semiramis, P., 1897. Лит.: Au brun R.-G., Peladan..., Р., 1904. А, Я. ПЕЛЛЙКО (Pellico), Сильвио (25.VI.1789-31.1. 1854) - итал. писатель, драматург. Творч. деятельность начал как журналист и театр. критик. В 1818-19 был редактором прогрессивного журнала "Кончилья-торе" (Милан), где помещал статьи о Шекспире,. Шиллере, Лессинге, Г„те, выражавшие вольнолюбивые взгляды, пропагандировал идею объединения Италии. В 1820 по обвинению в карбо-наризме был арестован, а затем заключ„н в тюрьму Шпильберг (освобожд„н в 1830). Автор знаменитых мемуаров "Мои темницы" (1833). П. написал 12 трагедий, из к-рых особенно большой успех выпал на долю трагедии "Франческа да Римини" (1815, Королевский т-р, Милан), проникнутой любовью к родине и ненавистью к е„ поработителям. Эта пьеса входила в репертуар крупнейших итал. акт„ров 19 в. Роли Франчески и Паоло исполняли А. Ристори, Г. Модена, Т. Сальвини и др. Монолог Паоло, в к-ром он прославляет величие Италии и да„т клятву защищать свою родину (в 1-м акте), вызывал взрыв патриотич. чувств. Пост. трагедий "Эуфемио да Мессина" (соч. 1820) и "Эстер д'Энгадди" (1832, т-р "Кариньяно",. Милан) были запрещены. Во время пребывания в тюрьме пылкие патриотич. идеалы П. сменились христианским смирением, поэтому следующие его пьесы, в т. ч. "Томас Моор" (1834, Милан), утеряли боевой дух, революц. направленность. После провала трагедии "Коррадино" (1834) П. отош„л от т-ра. Творчество П. наряду с драматургич. деятельностью А. Мандзони сыграло решающую роль в формировании романтизма в Италии. Соч.: Prose e tragedie scelte. Mil., 19V); в рус. пер.- Франческа да Римини, СПБ, 1860. Лит.: R i n i e r i Z., Della vita e delle opere di G. Silvio Pellico, Torino, 1898-1901; R a veli o F., Silvio Pellico, Torino, 1954. Г. P ПЕЛЬ1ЦЕР, Иван Романович [1871-30.III. 1959]- рус. сов. акт„р. Засл. арт. РСФСР (1925). В 1893 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог М. П. Садовский) и в этом же году дебютировал в роли Тихона ("Гроза") в. Белгородском т-ре. В 1900-10 П.- акт„р Т-ра Корша, затем в течение ряда лет акт„р и режисс„р крупнейших провинц. т-ров. Возвратившись в Москву, работал сначала в Т-ре Струйского, потом в т-ре "Комедии" (б. Корш). В 1940 П. вступил в труппу Моск. т-ра им. Моссовета (играл роль маркиза Форлипополи - "Трактирщица"). В 1946 переш„л в Театр-студию киноакт„ра. П.- характерный акт„р; его игра отличалась изяществом и ч„ткостью внешнего рисунка" яркостью бытовых деталей, была пронизана мягким юмором. П. снимался в кино ("Большая жизнь"; "Последняя ночь", Гос. пр. СССР, 1941). Занимался педагогич. деятельностью с 1905. Роли: Алексей '("Дети Ванюшина" Найд„нова), Хлестаков, Аркашка Счастливцев, Карандышев; Аким ("Власть тьмы"). Караулов ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Бублик ("Платон Кречет"), Бородин ("Страх"), Ленчицкий-отец, /"Бойцы" Ромашова), Лука. С, Д П‚ЛЬТЦЕР,Татьяна Ивановна [p.24.V(6.VI).1904]- русская советская актриса. Народная артистка РСФСР (1960). Чл. Коммунистической партии с 1956. Ученица своего отца И. Р. Пельтцера. Проф. акт„рскую деятельность начала в 1920 в Передвижном т-ре Политуправления. В 1925-40 работала в Т-реим.МГСПС (ныне-Т-р им. Моссовета). В 1940-47 П.- актриса Моск. т-ра миниатюр, с 1947 - в Моск. т-ре Сатиры. Обладая ярким комедийным дарованием, мастерством острой сатирической характеристики образа, П. созда„т реалистические, жизненно-достоверные характеры. В творчестве П. органично сочетаются юмор и лиризм. В Т-ре Сатиры П. исполнила комедийные и сатирич. роли: Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), миссис Джекобс ("Остров мира" Е. Петрова). Особенно удаются актрисе бытовые комедийные роли: Уборщица ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Лукерья Похлебкина ("Свадьба с приданым" Дьяконова, Гос. пр. СССР, 1951), Караулова ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Качурина ("Ложь для узкого круга" Салынского), Каурова ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и др. Снимается в кино: Лукерья ("Свадьба с приданым") и др. С. Д. ПЕЛЬШЕ, Роберт Андреевич (15.Х. 1880-19.VI. 1955) - сов. литературовед и театр. критик. Чл. Коммунистической партии с 1898. Засл. деят. культуры Латв. ССР (1945). Доктор филологич. наук (1948). Член АН Латв. ССР (1951). Литературно-критическую деятельность начал в 1910. Писал статьи о творчестве Я. Райниса, А. У пита и др. После Октябрьской революции заведовал художеств. отделом Главполит-просвета. Занимался педагогической деятельностью (в 1946-55-директор Института фольклора АН Латв. ССР). Соч.: Проблемы современного искусства, М., 1927; Пути современного театра (совм. с А. В. Луначарским и В. Ф. Плетневым), М.-Л., 1926; Наша театральная политика, М.-Л., 19 29; О литературном наследии и советской драматургии, [б.м.], 1933 ;Драматургия социалистической индустрии, [б. м.], 1934; Latviesu un krievu kultaras sakari Riga, 1951. А. Ник. ПЕНДЖАБСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР -драматургия и т-р Индии и Пакистана на пенджабском яз. Истоки П. д. и т.-в нар. творчестве; танцы, песни, декламация являлись неотъемлемой частью религиозного церемониала и нар. праздников. Основой для нар. представлений служили древние памятники пенджабского фольклора - эпос "Брихаткатха", легенды о мудром радже Расалу и др., разыгрывавшиеся жителями деревень. Сохранились формы нар. т-ра - муз.-танц. драмы (в т. ч. наутанки) и сатирич. представления - накалы. В нач. 20 в. зарождается новая драматургия и т-р Пенджаба. Их возникновение было связано с подъ„мом нац.-освободит, борьбы народов Индии, ростом нац. самосознания. Одним из основоположников совр. драмы на яз. пенджаби является Ишварчанд Нанда (р. 1892). В своей первой пьесе "Дульхан" ("Невеста", 1913) он выступает против распростран„нного в Индии брака по расч„ту, осуждает алчность и бессердечие, резко осуждает уродливые обычаи прошлого. В последующих драмах Нанда с большой симпатией рассказывает о жизни трудового люда - крестьян и ремесленников, обличает ростовщиков, торговцев. Большинство его пьес ставит морально-бытовые проблемы ("Шамушах", "Общественная слава" и др.). Нанда был также организатором труппы, с к-рой гастролировал по Страницы: «« « 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |