Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756  1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766  » »»

"Гордый пленник"  (1733,  там  же,  с  интермедией  "Служанка-госпожа"),
"Адриан в Сирии" (1734, там же, с интермедией "Ливь-етта  и  Траколло"),
"Олимпиада"  (1735,  т-р  "Арджен-тина",  Рим),  "Фламиний"  (1735,  т-р
"Нуово",   Неаполь)   и   др.   Строго   следуя   стилистич.   традициям
неаполитанской  оперной  школы  (стройность   архитектоники,   осн.   на
чередовании арий и речитативов, и др.), П.  создал  свой  индивидуальный
муз. язык, пронизанный интонациями неаполитанской нар. песни; музыке его
опер-сериа   свойственны   нежный   и   страстный   лиризм,   изящество,
мелодичность. Интермедия П. "Служанка-госпожа" - первая  классич.  итал.
опера-буффа, положившая начало  расцвету  этого  жанра.  Она  отличается
простотой  структуры,  живостью  сценич.  действия,  яркой   психологич.
обрисовкой  характеров   действующих   лиц.   Опера   быстро   завоевала
популярность; до сих пор сохраняется в репертуаре т-ров мира  (в  России
впервые пост. в 1773; на сов. сцене - 1933, Ленинград).  Оперы-буффа  П.
близки к итал. комедии дель арте и бытовым муз.  жанрам.  Творчество  П.
способствовало утверждению демократич. и реалистич.  тенденций  в  итал.
оперном иск-ве и оказало влияние на развитие комич. оперы в др.  странах
(в частности, во  Франции,  где  успех  опер  П.  вызвал  т.  н.  "войну
буффонов). П.- автор кантат, ораторий и др. хоровых (в т. ч.  знаменитая
"Stabat Mater"), a также инструмент. произв.
   Лит.: И в а но в-Б орецкий М. В. (ред.),  Материалы  и  документы  по
истории музыки, т. 2, М., 1934;
   R a d i с i o t t i G., G. B. Pergolesi..., Roma, 1910;  Della  Corte
A., L'Opera italiana nel   ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (в театре)- способность акт„ра действовать на сцене  в
образе др. человека (того  персонажа,  к-рого  он  изображает  в  данной
пьесе). П.- творческая  основа,  гл.  отличительная  особенность  иск-ва
акт„ра.  Голос,  пластика,  дикция,  темперамент  являются   средствами,
развивающими  технику  сценич.   П.,   способствуют   созданию   образа.
Существует иск-во т. н. внешнего  П.:  резкое  изменение  акт„ром  своей
внешности, придание своему облику черт характерности, индивидуального  и
типич. своеобразия, помогающих характеристике сценич.  персонажа.  Более
высокая стадия  развития  реализма  в  акт„рском  творчестве  связана  с
иск-вом внутреннего  П.-  способностью  акт„ра  целиком  жить  на  сцене
мыслями и чувствами, присущими изображаемому им лицу. Существуют акт„ры,
неузнаваемо меняющие  в  каждой  роли  свой  внешний  облик,  и  акт„ры,
индивидуальность к-рых .всегда угадывается, кого бы  они  ни  играли.  К
последним  относятся   художники,   гражданственное   творчество   к-рых
пронизывает единая тема,  определяемая  их  мировоззрением.  Таким  было
творчество П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссар-жевской и др.
   Содержание, границы, эстетич.  принципы  П.  менялись  на  протяжении
истории  мирового  и  рус.  т-ра  в  зависимости   от   идейных,   нац.,
художественных  и   стилевых   особенностей   разл.   сценич.   течений,
направлений JS. школ. Законы античного т-ра и драмы определяли контрасты
и границы П. акт„ра, носившего трагич. или комедийную  маску.  На  одном
полюсе- величие, страдания, страсти благородных героев  или  царственных
злодеев, на другом  -  смешные,  гиперболически  подч„ркнутые  низменные
черты сатирич. персонажей. Условно  стилизованные  образы  положительных
или отрицательных героев, строго зафиксированные, обобщ„нные характеры и
типы   в   т-рах   Востока   (древнекитайском   или   японском)    также
регламентировали возможности П. акт„ров. В  эпоху  Возрождения  в  итал.
т-ре масок - комедии делъ  арте,  иск-во  П.  основывалось  на  л„гкости
включения акт„ра в сценич. действие, мастерстве щу-товских "розыгрышей",
переодеваний, неожиданных переходах от слез к смеху, от лирики к фарсу.
   Все  значительные  идейно-эстетич.  направления   акт„рского   иск-ва
выдвигали  особые  художественные  задачи,  давали   сво„   истолкование
творческому П. Классицизм подч„ркивал различие мастерства П. в  процессе
создания образов  высокой  трагедии  и  комедии.  В  трагедии,  согласно
правилам  нормативной  эстетики,  от  акт„ра  требовались   идеализация,
благородство облика, гармония в проявлении чувств. Большее разнообразие,
житейское правдоподобие образов и  типов  допускались  в  классицистской
комедии. Романтизм с его вниманием к личности человека придавал значение
не столько внешней индивидуализации персонажей,  сколько  умению  акт„ра
проникнуть в мир неистовых страстей и вольнолюбивых стремлений героя.
   Выдающимися мастерами П. в западноевропейском театре были: Д. Гаррик,
Г. Ирвинг (Англия),  Фреде-рик-Леметр,С.  Бернар,  А.  Антуан,  Л.  Жуве
(Франция), Э. Поссарт, Т. Сальвини, Э. Росси (Италия) и др.
   Становление и расцвет иск-ва П. связаны с развитием реализма в  т-ре,
с требованием правдивого, объективного  воспроизведения  жизни  во  всем
многообразии е„ явлений и типов. Новое понимание мастерства П. в  России
было связано  с  творч.  принципами  М.  С.  Щепкина  (влезать  "в  кожу
действующего лица", не подделаться, а "сделаться" и т. д.) и  с  иск-вом
др. выдающихся рус. акт„ров 19 в. П. М. Садовский, В.  В.  Самойлов,  В.
.Н. Давыдов, Е. А. Мартынов, А. П. Ленский, М. Г. Савина и др. не только
создавали выразительный внешний облик персонажа, но и неповторимый  тип,
характер героя.
   Новую эпоху в развитии иск-ва  П.  открыл  реализм  Моск.  Художеств.
т-ра. К. С.  Станиславский  считал  П.  основой  акт„рского  мастерства.
Изучению путей и методов сценич.  П.  он  посвятил  осн.  разделы  своей
творч. системы (см. Станиславского система).  Опираясь  на  многовековой
опыт истории т-ра, Станиславский  создал  теоретич.  и  практич.  основы
работы над ролью, развивающие способность акт„ра жить и  действовать  на
сцене, ощущать себя изображаемым героем, сливаться с образом. В процессе
перевоплощения большое внимание уделялось так называемому "гриму  души",
верно понятой и схваченной сущности характера и типичности  действующего
лица. Акт„ры MX Т достигли огромного диапазона, разнообразия П. В одни и
те же годы И. М. Москвин создал выдающиеся сценич. образы странника Луки
("На дне"),  царя  Ф„дора  ("Царь  Ф„дор  Иоаннович"  А.  К.  Толстого),
Снегир„ва  ("Братья  Карамазовы"  по  Достоевскому),  Ф„дора   Протасова
("Живой труп"); В. И. Качалов -  старца  Берендея  ("Снегурочка"),  Пети
Трофимова ("Вишн„вый сад"), Барона ("На дне"), Чацкого;
   О.  Л.  Книппер-Чехова  -  Наталии  Петровны   ("Месяц   в   деревне"
Тургенева), Насти ("На дне"), Леля ("Снегурочка"), Аркадиной ("Чайка") и
др.
   Высокого мастерства и разнообразия сценич. П.  достигли  акт„ры  сов.
т-ра. Богатство и сложность характеров, яркость и  масштабность  образов
составляют основу й-ск-ва социалистического реализма. Особое внимание  в
акт„рском иск-ве стало уделяться социальной характеристике образа. Е. Б.
Вахтангов определял задачу П., как "органическое выращивание у  себя  на
время репетиции такого мироотношения  и  миропонимания,  как  у  данного

Страницы: «« « 1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756  1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия