|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 » »» "Гордый пленник" (1733, там же, с интермедией "Служанка-госпожа"),
"Адриан в Сирии" (1734, там же, с интермедией "Ливь-етта и Траколло"),
"Олимпиада" (1735, т-р "Арджен-тина", Рим), "Фламиний" (1735, т-р
"Нуово", Неаполь) и др. Строго следуя стилистич. традициям
неаполитанской оперной школы (стройность архитектоники, осн. на
чередовании арий и речитативов, и др.), П. создал свой индивидуальный
муз. язык, пронизанный интонациями неаполитанской нар. песни; музыке его
опер-сериа свойственны нежный и страстный лиризм, изящество,
мелодичность. Интермедия П. "Служанка-госпожа" - первая классич. итал.
опера-буффа, положившая начало расцвету этого жанра. Она отличается
простотой структуры, живостью сценич. действия, яркой психологич.
обрисовкой характеров действующих лиц. Опера быстро завоевала
популярность; до сих пор сохраняется в репертуаре т-ров мира (в России
впервые пост. в 1773; на сов. сцене - 1933, Ленинград). Оперы-буффа П.
близки к итал. комедии дель арте и бытовым муз. жанрам. Творчество П.
способствовало утверждению демократич. и реалистич. тенденций в итал.
оперном иск-ве и оказало влияние на развитие комич. оперы в др. странах
(в частности, во Франции, где успех опер П. вызвал т. н. "войну
буффонов). П.- автор кантат, ораторий и др. хоровых (в т. ч. знаменитая
"Stabat Mater"), a также инструмент. произв.
Лит.: И в а но в-Б орецкий М. В. (ред.), Материалы и документы по
истории музыки, т. 2, М., 1934;
R a d i с i o t t i G., G. B. Pergolesi..., Roma, 1910; Della Corte
A., L'Opera italiana nel ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (в театре)- способность акт„ра действовать на сцене в
образе др. человека (того персонажа, к-рого он изображает в данной
пьесе). П.- творческая основа, гл. отличительная особенность иск-ва
акт„ра. Голос, пластика, дикция, темперамент являются средствами,
развивающими технику сценич. П., способствуют созданию образа.
Существует иск-во т. н. внешнего П.: резкое изменение акт„ром своей
внешности, придание своему облику черт характерности, индивидуального и
типич. своеобразия, помогающих характеристике сценич. персонажа. Более
высокая стадия развития реализма в акт„рском творчестве связана с
иск-вом внутреннего П.- способностью акт„ра целиком жить на сцене
мыслями и чувствами, присущими изображаемому им лицу. Существуют акт„ры,
неузнаваемо меняющие в каждой роли свой внешний облик, и акт„ры,
индивидуальность к-рых .всегда угадывается, кого бы они ни играли. К
последним относятся художники, гражданственное творчество к-рых
пронизывает единая тема, определяемая их мировоззрением. Таким было
творчество П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссар-жевской и др.
Содержание, границы, эстетич. принципы П. менялись на протяжении
истории мирового и рус. т-ра в зависимости от идейных, нац.,
художественных и стилевых особенностей разл. сценич. течений,
направлений JS. школ. Законы античного т-ра и драмы определяли контрасты
и границы П. акт„ра, носившего трагич. или комедийную маску. На одном
полюсе- величие, страдания, страсти благородных героев или царственных
злодеев, на другом - смешные, гиперболически подч„ркнутые низменные
черты сатирич. персонажей. Условно стилизованные образы положительных
или отрицательных героев, строго зафиксированные, обобщ„нные характеры и
типы в т-рах Востока (древнекитайском или японском) также
регламентировали возможности П. акт„ров. В эпоху Возрождения в итал.
т-ре масок - комедии делъ арте, иск-во П. основывалось на л„гкости
включения акт„ра в сценич. действие, мастерстве щу-товских "розыгрышей",
переодеваний, неожиданных переходах от слез к смеху, от лирики к фарсу.
Все значительные идейно-эстетич. направления акт„рского иск-ва
выдвигали особые художественные задачи, давали сво„ истолкование
творческому П. Классицизм подч„ркивал различие мастерства П. в процессе
создания образов высокой трагедии и комедии. В трагедии, согласно
правилам нормативной эстетики, от акт„ра требовались идеализация,
благородство облика, гармония в проявлении чувств. Большее разнообразие,
житейское правдоподобие образов и типов допускались в классицистской
комедии. Романтизм с его вниманием к личности человека придавал значение
не столько внешней индивидуализации персонажей, сколько умению акт„ра
проникнуть в мир неистовых страстей и вольнолюбивых стремлений героя.
Выдающимися мастерами П. в западноевропейском театре были: Д. Гаррик,
Г. Ирвинг (Англия), Фреде-рик-Леметр,С. Бернар, А. Антуан, Л. Жуве
(Франция), Э. Поссарт, Т. Сальвини, Э. Росси (Италия) и др.
Становление и расцвет иск-ва П. связаны с развитием реализма в т-ре,
с требованием правдивого, объективного воспроизведения жизни во всем
многообразии е„ явлений и типов. Новое понимание мастерства П. в России
было связано с творч. принципами М. С. Щепкина (влезать "в кожу
действующего лица", не подделаться, а "сделаться" и т. д.) и с иск-вом
др. выдающихся рус. акт„ров 19 в. П. М. Садовский, В. В. Самойлов, В.
.Н. Давыдов, Е. А. Мартынов, А. П. Ленский, М. Г. Савина и др. не только
создавали выразительный внешний облик персонажа, но и неповторимый тип,
характер героя.
Новую эпоху в развитии иск-ва П. открыл реализм Моск. Художеств.
т-ра. К. С. Станиславский считал П. основой акт„рского мастерства.
Изучению путей и методов сценич. П. он посвятил осн. разделы своей
творч. системы (см. Станиславского система). Опираясь на многовековой
опыт истории т-ра, Станиславский создал теоретич. и практич. основы
работы над ролью, развивающие способность акт„ра жить и действовать на
сцене, ощущать себя изображаемым героем, сливаться с образом. В процессе
перевоплощения большое внимание уделялось так называемому "гриму души",
верно понятой и схваченной сущности характера и типичности действующего
лица. Акт„ры MX Т достигли огромного диапазона, разнообразия П. В одни и
те же годы И. М. Москвин создал выдающиеся сценич. образы странника Луки
("На дне"), царя Ф„дора ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого),
Снегир„ва ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Ф„дора Протасова
("Живой труп"); В. И. Качалов - старца Берендея ("Снегурочка"), Пети
Трофимова ("Вишн„вый сад"), Барона ("На дне"), Чацкого;
О. Л. Книппер-Чехова - Наталии Петровны ("Месяц в деревне"
Тургенева), Насти ("На дне"), Леля ("Снегурочка"), Аркадиной ("Чайка") и
др.
Высокого мастерства и разнообразия сценич. П. достигли акт„ры сов.
т-ра. Богатство и сложность характеров, яркость и масштабность образов
составляют основу й-ск-ва социалистического реализма. Особое внимание в
акт„рском иск-ве стало уделяться социальной характеристике образа. Е. Б.
Вахтангов определял задачу П., как "органическое выращивание у себя на
время репетиции такого мироотношения и миропонимания, как у данного
Страницы: «« « 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |