Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 » »» XIX века, Л.-М., 1963. 2) Мария Сергеевна [ урожд. С у р о в-щ и ков а; 15(27).II.1836-24.111(5.IV). 1882] -рус. артистка балета. Жена Мариуса Ивановича П. В 1854 окончила Петерб. театр. уч-ще и была принята в Петерб. балетную труппу, где стала партн„ршей Петипа. П.-полухарактерная танцовщица, е„ иск-во отличалось капризным изяществом пластики, выразительностью мимики. С эффектной л„гкостью исполняла стилизованные исп. танцы, а также псевдорусскую пляску "Мужичок" (1865), осужд„нную Некрасовым в стихотворении "Балет". В 1861-62 гастролировала в Париже, в 1863-в Берлине. Оставила сцену в 1869. Неудачно дебютировала как драматич. актриса в 1881. Партии: в балетах Пуни-графиня Матильда ("Брак во времена Регентства"), Голубая георгина (о. п.), Аспиччия ("Дочь фараона"), Флорида (о. п.). Марта и Маргарита ("Фауст"), Катарина (о. п.) и др. Лит. см. при ст. Петипа М. И. 3) Мария Мариусовна [ 17(29).X.1857- 1930] - рус. артистка балета. Дочь Мариуса Ивановича и Марии Сергеевны П. Училась у отца. В 1875 дебютировала в гл. партии в балете "Голубая георгина" Пуни. П.- первая исполнительница партии феи Сирени в "Спящей красавице" (1890). В 1896 M. И. Петипа пост. для не„ характерный балет "Привал кавалерии" Армсгеймера, где П. исполняла партию Марии. Яркий темперамент, выразительная пластика сделали П. ведущей характерной танцовщицей петерб. сцены. Исполняла партии в балетах Пуни: Катти ("Маркитантка"), рыбак Дженариелло ("Грациелла"), Низия ("Царь Кандавл") и др. В 1907, окончив сценич. деятельность, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных т-рах. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже, в 1899, 1901- в Будапеште. Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906; Борисоглебский М.В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный т-р второй половины XIX в., Л.-М., 1963. В. К р. 4)Мариус Мариусович (1850-6.XI. 1919)-драм. акт„р. Сын танцовщика и балетмейстера Мариуса Ивановича П. Сценич. деятельность начал в 1870 в провинции. В 1875-88 работал в Александрин-ском т-ре. Затем снова в провинции (с перерывами: 1890-91-Т-р Горевой в Москве, 1915-17-Камерный т-р). Акт„р пленительной внешности, П. играл преим. роли героев-любовников и фатов. В совершенстве владел иск-вом жеста, движения, блистательно в„л диалог, умел красиво носить костюм. Изящество, л„гкость, эффектность внешнего рисунка роли сочетались у П. с продуманностью, верностью общего замысла образа, тонким чувством стиля, филигранной отделкой деталей. Был замочат, исполнителем ролей в комедиях. Особенно удавались П. роли в пьесах франц. драматургов- Дон Жуан, Тартюф (о. п. Мольера), Фигаро ("Женитьба Фигаро"), Сирано де Бержерак (о. ц. Ростана) и др. Обладая мастерством перевоплощения (современники отмечали "неузнаваемость" П. в разных ролях), П. играл также характерные роли (полковник Шварце - "-Родина" Зудермана, фон Кальб - "Коварство и любовь"). С успехом выступал в опереттах (Парис - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, Анж Питу - "Дочь рынка" Лекока и др.). Среди лучших ролей П. также: маркиз де Тремуйль ("Граф де Ри-зоор" Сарду), Дульчин ("Последняя жертва"), Жорж Дорси ("Гуверн„р" Дьяченко) и др. 5) Виктор Мариусович (1879-1939)- драм. акт„р. Сын Мариуса Ивановича П. На сцене с конца 90-х гг. 19 в. Работал в Тифлисе, Киеве, Харькове, Одессе и др. городах юга России. Был блестящим исполнителем ролей героев-любовников. Игра П. была отмечена искренностью, свежестью, молодым задором, жизнерадостностью, мастерством внешней отделки образа. Роли: Фердинанд: герцог Рейхштадский ("Орл„нок" Ростана), Хлестаков; князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Жорж Градищев ("Злоба дня" Н. Потехина), Тот ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко) и др. 6) Марий Мариусович (1884-1922) - драм. акт„р. Сын М. И. Петипа. Дебютировал в сезоне 1908-09 -в Одессе (под фамилией Леонидов). Играл в провинции (под фамилией П.). 7) Лидия Петровна (урожд. E в с т а-ф ь e в а, г. рожд. неизв. - ум. 1914, или 1915) - драм. актриса. Жена Мариуса МариусовичаП. 27 лет работала в крупнейших провинп. т-рах. 8) Николай Мариусович Радин - драм. акт„р. Сын Мариуса Мариусовича П. 9) Надежда Константиновна Пети-па-Чижова [р.2(14). II.1896)]-драм. актриса. Племянница Виктора Мариусовича П. Нар. арт. РСФСР (1955). На сцене с 1915. Играла преим. в провинции. С 1939-актриса Свердловского т-ра. Замочат, исполнительница характерных рол ей в произв. рус. классич. драматургии: Улита ("Лес"), Шаблова ("Поздняя любовь" Островского), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"). Bacca Железнова; Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Лидия Ивановна ("Анна Каренина" по о. п. Толстого) и др. Лит.: Д у р ы л и н С., Н. М. Радин, М.-Л., 1941, с. 3-21; Никулин Л., Люди русского искусства, М., 1947. Д. Шн. ПЕТЙТО (Petito), Антонио (22.VI.1822-24. III. 1876) - итал. акт„р, драматург. Сын неаполитанского акт„ра Сальваторе Петито, получившего известность как исполнитель роли Пульчинеллы, к-рой начал (в 1841) сценич. деятельность и Антонио. Выступая на сцене т-ра "Сан-Карлино" (кроме 1860-69), П. вскоре добился признания зрителей и стал лучшим Пульчинеллой Неаполя. Вначале играл в комедиях и фарсах неаполитанских диалектальных драматургов (Ф. Чер-лоне,С. Каммарано, П. Альтавилла). В 1851 П. сам написал фарс, за ним последовали комедии и пародии, роли в к-рых составили в дальнейшем его репертуар. П. обладал бурным темпераментом, непосредственностью, он был подлинно синтетич. акт„ром - пел, танцевал, блестяще исполнял лацци. П. осуществил попытку реформировать диалектальный т-р, приблизить традиционную маску комедии дель арте к совр. жизни, показать характеры своих современников-неаполитанцев. Он вв„л новые детали в костюм Пульчинеллы, дополнит, аксессуары, но не решился отказаться от использования маски. Лучшую комедию П. "Палумелла" пост. Э.Де Филиппе в 1954 в т-ре "Сан-Фердинанде" (Неаполь). Лит.: Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра, "Театр", 1958, ј 7; S с а г р e t-t a E., Cinquant' anni di palcoscenico. Napoli, 1922; D i Giacomo S., Storia del teatro San Carlino, Palermo, 1924; Bragaglia A. G., Pulcinella, Roma, 1953; P a n-d o 1 f i V., Antologia del grande attore, Bari, 1954. р. К р. ПЕТКЕР, Борис Яковлевич [р. 15(28).X.1902]-рус. сов. акт„р. Нар. арт. Страницы: «« « 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |