|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 » »» XIX века, Л.-М., 1963.
2) Мария Сергеевна [ урожд. С у р о в-щ и ков а;
15(27).II.1836-24.111(5.IV). 1882] -рус. артистка балета. Жена Мариуса
Ивановича П. В 1854 окончила Петерб. театр. уч-ще и была принята в
Петерб. балетную труппу, где стала партн„ршей Петипа. П.-полухарактерная
танцовщица, е„ иск-во отличалось капризным изяществом пластики,
выразительностью мимики. С эффектной л„гкостью исполняла стилизованные
исп. танцы, а также псевдорусскую пляску "Мужичок" (1865), осужд„нную
Некрасовым в стихотворении "Балет". В 1861-62 гастролировала в Париже, в
1863-в Берлине. Оставила сцену в 1869. Неудачно дебютировала как
драматич. актриса в 1881.
Партии: в балетах Пуни-графиня Матильда ("Брак во времена
Регентства"), Голубая георгина (о. п.), Аспиччия ("Дочь фараона"),
Флорида (о. п.). Марта и Маргарита ("Фауст"), Катарина (о. п.) и др.
Лит. см. при ст. Петипа М. И.
3) Мария Мариусовна [ 17(29).X.1857- 1930] - рус. артистка балета.
Дочь Мариуса Ивановича и Марии Сергеевны П. Училась у отца. В 1875
дебютировала в гл. партии в балете "Голубая георгина" Пуни. П.- первая
исполнительница партии феи Сирени в "Спящей красавице" (1890). В 1896 M.
И. Петипа пост. для не„ характерный балет "Привал кавалерии"
Армсгеймера, где П. исполняла партию Марии. Яркий темперамент,
выразительная пластика сделали П. ведущей характерной танцовщицей
петерб. сцены. Исполняла партии в балетах Пуни: Катти ("Маркитантка"),
рыбак Дженариелло ("Грациелла"), Низия ("Царь Кандавл") и др. В 1907,
окончив сценич. деятельность, до 1912 эпизодически выступала в
Мариинском и частных т-рах. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже,
в 1899, 1901- в Будапеште.
Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906; Борисоглебский М.В. (сост.).
Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В.,
Русский балетный т-р второй половины XIX в., Л.-М., 1963. В. К р.
4)Мариус Мариусович (1850-6.XI. 1919)-драм. акт„р. Сын танцовщика и
балетмейстера Мариуса Ивановича П. Сценич. деятельность начал в 1870 в
провинции. В 1875-88 работал в Александрин-ском т-ре. Затем снова в
провинции (с перерывами:
1890-91-Т-р Горевой в Москве, 1915-17-Камерный т-р). Акт„р
пленительной внешности, П. играл преим. роли героев-любовников и фатов.
В совершенстве владел иск-вом жеста, движения, блистательно в„л диалог,
умел красиво носить костюм. Изящество, л„гкость, эффектность внешнего
рисунка роли сочетались у П. с продуманностью, верностью общего замысла
образа, тонким чувством стиля, филигранной отделкой деталей. Был
замочат, исполнителем ролей в комедиях. Особенно удавались П. роли в
пьесах франц. драматургов- Дон Жуан, Тартюф (о. п. Мольера), Фигаро
("Женитьба Фигаро"), Сирано де Бержерак (о. ц. Ростана) и др. Обладая
мастерством перевоплощения (современники отмечали "неузнаваемость" П. в
разных ролях), П. играл также характерные роли (полковник Шварце -
"-Родина" Зудермана, фон Кальб - "Коварство и любовь"). С успехом
выступал в опереттах (Парис - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, Анж Питу -
"Дочь рынка" Лекока и др.). Среди лучших ролей П. также: маркиз де
Тремуйль ("Граф де Ри-зоор" Сарду), Дульчин ("Последняя жертва"), Жорж
Дорси ("Гуверн„р" Дьяченко) и др.
5) Виктор Мариусович (1879-1939)- драм. акт„р. Сын Мариуса Ивановича
П. На сцене с конца 90-х гг. 19 в. Работал в Тифлисе, Киеве, Харькове,
Одессе и др. городах юга России. Был блестящим исполнителем ролей
героев-любовников. Игра
П. была отмечена искренностью, свежестью, молодым задором,
жизнерадостностью, мастерством внешней отделки образа.
Роли: Фердинанд: герцог Рейхштадский ("Орл„нок" Ростана), Хлестаков;
князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Жорж Градищев ("Злоба дня" Н.
Потехина), Тот ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Гранатов
("Человек с портфелем" Файко) и др.
6) Марий Мариусович (1884-1922) - драм. акт„р. Сын М. И. Петипа.
Дебютировал в сезоне 1908-09 -в Одессе (под фамилией Леонидов). Играл в
провинции (под фамилией П.).
7) Лидия Петровна (урожд. E в с т а-ф ь e в а, г. рожд. неизв. - ум.
1914, или 1915) - драм. актриса. Жена Мариуса МариусовичаП. 27 лет
работала в крупнейших провинп. т-рах.
8) Николай Мариусович Радин - драм. акт„р. Сын Мариуса Мариусовича П.
9) Надежда Константиновна Пети-па-Чижова [р.2(14). II.1896)]-драм.
актриса. Племянница Виктора Мариусовича П. Нар. арт. РСФСР (1955). На
сцене с 1915. Играла преим. в провинции. С 1939-актриса Свердловского
т-ра. Замочат, исполнительница характерных рол ей в произв. рус.
классич. драматургии: Улита ("Лес"), Шаблова ("Поздняя любовь"
Островского), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"). Bacca Железнова;
Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Лидия Ивановна ("Анна Каренина" по о. п.
Толстого) и др.
Лит.: Д у р ы л и н С., Н. М. Радин, М.-Л., 1941, с. 3-21; Никулин
Л., Люди русского искусства, М., 1947. Д. Шн.
ПЕТЙТО (Petito), Антонио (22.VI.1822-24. III. 1876) - итал. акт„р,
драматург. Сын неаполитанского акт„ра Сальваторе Петито, получившего
известность как исполнитель роли Пульчинеллы, к-рой начал (в 1841)
сценич. деятельность и Антонио. Выступая на сцене т-ра "Сан-Карлино"
(кроме 1860-69), П. вскоре добился признания зрителей и стал лучшим
Пульчинеллой Неаполя. Вначале играл в комедиях и фарсах неаполитанских
диалектальных драматургов (Ф. Чер-лоне,С. Каммарано, П. Альтавилла). В
1851 П. сам написал фарс, за ним последовали комедии и пародии, роли в
к-рых составили в дальнейшем его репертуар. П. обладал бурным
темпераментом, непосредственностью, он был подлинно синтетич. акт„ром -
пел, танцевал, блестяще исполнял лацци. П. осуществил попытку
реформировать диалектальный т-р, приблизить традиционную маску комедии
дель арте к совр. жизни, показать характеры своих
современников-неаполитанцев. Он вв„л новые детали в костюм Пульчинеллы,
дополнит, аксессуары, но не решился отказаться от использования маски.
Лучшую комедию П. "Палумелла" пост. Э.Де Филиппе в 1954 в т-ре
"Сан-Фердинанде" (Неаполь).
Лит.: Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра,
"Театр", 1958, ј 7; S с а г р e t-t a E., Cinquant' anni di
palcoscenico. Napoli, 1922; D i Giacomo S., Storia del teatro San
Carlino, Palermo, 1924; Bragaglia A. G., Pulcinella, Roma, 1953; P a n-d
o 1 f i V., Antologia del grande attore, Bari, 1954. р. К р.
ПЕТКЕР, Борис Яковлевич [р. 15(28).X.1902]-рус. сов. акт„р. Нар. арт.
Страницы: «« « 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |