Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764  1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774  » »»

XIX века, Л.-М., 1963.
   2)  Мария  Сергеевна  [   урожд.   С   у   р   о   в-щ   и   ков   а;
15(27).II.1836-24.111(5.IV). 1882] -рус. артистка балета.  Жена  Мариуса
Ивановича П. В 1854 окончила Петерб.  театр.  уч-ще  и  была  принята  в
Петерб. балетную труппу, где стала партн„ршей Петипа. П.-полухарактерная
танцовщица,  е„  иск-во  отличалось   капризным   изяществом   пластики,
выразительностью мимики. С эффектной л„гкостью  исполняла  стилизованные
исп. танцы, а также псевдорусскую пляску  "Мужичок"  (1865),  осужд„нную
Некрасовым в стихотворении "Балет". В 1861-62 гастролировала в Париже, в
1863-в  Берлине.  Оставила  сцену  в  1869.  Неудачно  дебютировала  как
драматич. актриса в 1881.
   Партии:  в  балетах   Пуни-графиня   Матильда   ("Брак   во   времена
Регентства"), Голубая  георгина  (о.  п.),  Аспиччия  ("Дочь  фараона"),
Флорида (о. п.). Марта и Маргарита ("Фауст"), Катарина (о. п.) и др.
   Лит. см. при ст. Петипа М. И.
   3) Мария Мариусовна [ 17(29).X.1857- 1930] -  рус.  артистка  балета.
Дочь Мариуса Ивановича и Марии Сергеевны  П.  Училась  у  отца.  В  1875
дебютировала в гл. партии в балете "Голубая георгина" Пуни.  П.-  первая
исполнительница партии феи Сирени в "Спящей красавице" (1890). В 1896 M.
И.  Петипа  пост.  для  не„   характерный   балет   "Привал   кавалерии"
Армсгеймера,  где  П.  исполняла  партию   Марии.   Яркий   темперамент,
выразительная  пластика  сделали  П.  ведущей  характерной   танцовщицей
петерб. сцены. Исполняла партии в балетах Пуни:  Катти  ("Маркитантка"),
рыбак Дженариелло ("Грациелла"), Низия ("Царь Кандавл") и  др.  В  1907,
окончив  сценич.  деятельность,  до  1912   эпизодически   выступала   в
Мариинском и частных т-рах. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в  Париже,
в 1899, 1901- в Будапеште.
   Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906; Борисоглебский М.В. (сост.).
Материалы по истории русского балета, т. 1,  Л.,  1938;  Красовская  В.,
Русский балетный т-р второй половины XIX в., Л.-М., 1963. В. К р.
   4)Мариус Мариусович (1850-6.XI. 1919)-драм. акт„р. Сын  танцовщика  и
балетмейстера Мариуса Ивановича П. Сценич. деятельность начал в  1870  в
провинции. В 1875-88 работал в  Александрин-ском  т-ре.  Затем  снова  в
провинции (с перерывами:
   1890-91-Т-р  Горевой   в   Москве,   1915-17-Камерный   т-р).   Акт„р
пленительной внешности, П. играл преим. роли героев-любовников и  фатов.
В совершенстве владел иск-вом жеста, движения, блистательно в„л  диалог,
умел красиво носить костюм. Изящество,  л„гкость,  эффектность  внешнего
рисунка роли сочетались у П. с продуманностью, верностью общего  замысла
образа,  тонким  чувством  стиля,  филигранной  отделкой  деталей.   Был
замочат, исполнителем ролей в комедиях. Особенно  удавались  П.  роли  в
пьесах франц. драматургов- Дон Жуан,  Тартюф  (о.  п.  Мольера),  Фигаро
("Женитьба Фигаро"), Сирано де Бержерак (о. ц. Ростана)  и  др.  Обладая
мастерством перевоплощения (современники отмечали "неузнаваемость" П.  в
разных ролях), П. играл  также  характерные  роли  (полковник  Шварце  -
"-Родина" Зудермана, фон  Кальб  -  "Коварство  и  любовь").  С  успехом
выступал в опереттах (Парис - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, Анж  Питу  -
"Дочь рынка" Лекока и др.). Среди  лучших  ролей  П.  также:  маркиз  де
Тремуйль ("Граф де Ри-зоор" Сарду), Дульчин ("Последняя  жертва"),  Жорж
Дорси ("Гуверн„р" Дьяченко) и др.
   5) Виктор Мариусович (1879-1939)- драм. акт„р. Сын Мариуса  Ивановича
П. На сцене с конца 90-х гг. 19 в. Работал в Тифлисе,  Киеве,  Харькове,
Одессе и др.  городах  юга  России.  Был  блестящим  исполнителем  ролей
героев-любовников. Игра
   П.  была   отмечена   искренностью,   свежестью,   молодым   задором,
жизнерадостностью, мастерством внешней отделки образа.
   Роли: Фердинанд: герцог Рейхштадский ("Орл„нок" Ростана),  Хлестаков;
князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Жорж Градищев  ("Злоба  дня"  Н.
Потехина),  Тот  ("Тот,  кто  получает  пощ„чины"  Андреева),   Гранатов
("Человек с портфелем" Файко) и др.
   6) Марий Мариусович (1884-1922) - драм.  акт„р.  Сын  М.  И.  Петипа.
Дебютировал в сезоне 1908-09 -в Одессе (под фамилией Леонидов). Играл  в
провинции (под фамилией П.).
   7) Лидия Петровна (урожд. E в с т а-ф ь e в а, г. рожд. неизв. -  ум.
1914, или 1915) - драм.  актриса.  Жена  Мариуса  МариусовичаП.  27  лет
работала в крупнейших провинп. т-рах.
   8) Николай Мариусович Радин - драм. акт„р. Сын Мариуса Мариусовича П.
   9) Надежда Константиновна  Пети-па-Чижова  [р.2(14).  II.1896)]-драм.
актриса. Племянница Виктора Мариусовича П. Нар. арт.  РСФСР  (1955).  На
сцене с 1915. Играла преим. в провинции.  С  1939-актриса  Свердловского
т-ра.  Замочат,  исполнительница  характерных  рол  ей  в  произв.  рус.
классич.  драматургии:  Улита   ("Лес"),   Шаблова   ("Поздняя   любовь"
Островского),  Анфуса  Тихоновна  ("Волки  и  овцы").  Bacca  Железнова;
Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Лидия Ивановна  ("Анна  Каренина"  по  о.  п.
Толстого) и др.
   Лит.: Д у р ы л и н С., Н. М. Радин, М.-Л., 1941,  с.  3-21;  Никулин
Л., Люди русского искусства, М., 1947. Д. Шн.
   ПЕТЙТО (Petito), Антонио (22.VI.1822-24. III. 1876)  -  итал.  акт„р,
драматург. Сын неаполитанского  акт„ра  Сальваторе  Петито,  получившего
известность как исполнитель  роли  Пульчинеллы,  к-рой  начал  (в  1841)
сценич. деятельность и Антонио. Выступая  на  сцене  т-ра  "Сан-Карлино"
(кроме 1860-69), П. вскоре добился  признания  зрителей  и  стал  лучшим
Пульчинеллой Неаполя. Вначале играл в комедиях и  фарсах  неаполитанских
диалектальных драматургов (Ф. Чер-лоне,С. Каммарано, П.  Альтавилла).  В
1851 П. сам написал фарс, за ним последовали комедии и пародии,  роли  в
к-рых  составили  в  дальнейшем  его  репертуар.   П.   обладал   бурным
темпераментом, непосредственностью, он был подлинно синтетич. акт„ром  -
пел,  танцевал,  блестяще  исполнял   лацци.   П.   осуществил   попытку
реформировать диалектальный т-р, приблизить традиционную  маску  комедии
дель    арте    к    совр.    жизни,    показать     характеры     своих
современников-неаполитанцев. Он вв„л новые детали в костюм  Пульчинеллы,
дополнит, аксессуары, но не решился отказаться от использования маски.
   Лучшую комедию П. "Палумелла"  пост.  Э.Де  Филиппе  в  1954  в  т-ре
"Сан-Фердинанде" (Неаполь).
   Лит.:  Де  Филиппе  Э.,  Страницы  истории  неаполитанского   театра,
"Театр", 1958, ј  7;  S  с  а  г  р  e  t-t  a  E.,  Cinquant'  anni  di
palcoscenico. Napoli, 1922; D  i  Giacomo  S.,  Storia  del  teatro  San
Carlino, Palermo, 1924; Bragaglia A. G., Pulcinella, Roma, 1953; P a n-d
o 1 f i V., Antologia del grande attore, Bari, 1954. р. К р.
   ПЕТКЕР, Борис Яковлевич [р. 15(28).X.1902]-рус. сов. акт„р. Нар. арт.

Страницы: «« « 1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764  1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия